Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Осн. принципы индивидуальной психологии



2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Осн. принципы индивидуальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




1.целостность психической жизни личности,

2. стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности

3. социальная принадлежность.

Концепции1. чувство неполноценности и компенсация; 2. стремление к превосходству; 3. стиль жизни; 4.социальный интерес; 5. творческое Я; 6. порядок рождения; 7.фикционный финализм.

Комплекс неполноценности.

Чувство неполноценности берет начало в детстве. Объяснял так: ребенок переживает долгий период зависимости, он беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Это вызывает глубокие переживания неполноценности по сравнению с др. людьми, более сильными и могущественными. Появление чувства неполноценности - начало длительной борьбы за достижение превосходства, а также стремление к совершенству. Стремление к превосходству –осн. мотивационная сила в жизни.

Т.о., цельтого, что делают люди - преодолетьчувство неполноценности и упрочение чувства превосходства. Ощущение неполноценности может стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Виды страданий, испытываемых в детстве, способствующих развитию комплекса неполноценности:

1. неполноценность органов(физическая) может развиться чувство психологич. неполноценности.

2. чрезмерная опека - не уверенные в своих способностях, потому что за них все делали др. и они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия.

3. отвержение со стороны родителей- может быть причиной комплекса неполноценности (отвергаемые дети чувствуют себя нежеланными). Идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству. Каждый из этих 3х видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы.

В ответ на них может появиться гиперкомпенсация и, т.о., развивается комплекс превосходства. Выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или соц. способности.(пр., ч-к может быть убежден в том, что он умнее др., но при этом он не считает нужным демонстрировать свой интеллект, перечисляя, все, что ему известно о звездах. Др. полагает, что он должен показать все, что он знает о звездах, и делает это при каждом удобном случае).Ч-квыглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным, саркастичным.

Стремление к превосходству

Адлер рассматривал стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.Стремление к превосходству – врожденное и мы никогда от него не освободимся, т.к. это стремление и есть сама жизнь. Но, это чувство надо воспитывать и развивать. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретич. возможности, а не реальной данности. Остается лишь осуществить эту возможность собственным путем. Этот процесс начинается на 5м году жизни, когда формируется жизненная цель. Неосознанная в детские годы,жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей жизнь и придающей ей смысл.

Стиль жизни

Стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, кот., взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.

В детстве мы все чувствуем себя неполноценными или в воображении, или в реальности, и это побуждает нас компенсироваться. Пр.: ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится стилем его жизни – комплексом поведенческой активности, направленной на преодоление неполноценности.Стиль жизни прочно закрепляется в возрасте 4-5 л. и почти не поддается изменениям. Он становится главным стержнем поведения в будущем.

Основные типы поведения (установки):Типология установок, обусловленных стилями жизни:

1. Управляющий. Самоуверенные, напористые, активные люди, кот.в первую очередь ориентируются на превосходство над др.

2. Берущий. Низкий уровень соц. интереса и активности, а также паразитирующее существование в о-ве.

3. Избегающий. Стремление спастись бегством от решения проблем. Отличаются низкой соц. активностью и отсутствием активности.

4. Социально-полезный. Самый эффективный. Сочетание высокого уровня активности и соц. интереса, забота об окружающих, стремление к сотрудничеству.

Социальный интерес

Все поведение ч-ка социально, т.к. он развивается и функционирует в социуме. Чувство общности, по Адлеру, заинтересованность в идеальном о-ве всего человечества как в конечной цели эволюции.

Сотрудничество– проявление чувства общности и один из важных аспектов соц. интереса. С эволюционной т.з., способность взаимодействовать в добывании пищи, охоте и защите от хищников была решающим фактором для выживания ч-кой расы и наиболее эффективной формой адаптации к окруж. среде. Только взаимодействуя др. с др., принося пользу о-ву, мы можем преодолетьнеполноценность. С др. стороны, недостаток взаимодействия и, в результате, чувство собственной несостоятельности и недовольства жизнью - корень всех невротических или неадаптивных жизненных стилей.Соц. интерес - показатель психич. здоровья.

Творческое Я

Концепция творческого Я - самый главный конструкт теории. Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей. Эта творческая сила отвечает за цель жизни, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию соц. интереса. Та же творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает ч-ка свободным (самоопределяющимся).

Порядок рождения

Порядок рождения - основастиля жизни. Если у детей одни и те же родители, и они растут в одних и тех же условиях, их соц. окружение все же не тождественно. Опыт старшего или младшего ребенка по отношению к др. детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье след.детей и влияет на формирование стиля жизни. Порядок рождения ребенка в семье имеет решающее значение.

Первенец (старший ребенок). Единственный ребенок.Второй (средний) ребенок.Последний ребенок (самый младший).

Фикционный финализм

Все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления – достичь совершенства, полноты и цельности в жизни. Эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма – идею о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

Цели терапии:1. Стимулирование соц. интереса.2. Уменьшение чувства неполноценности, осознание и использование собственных ресурсов.3. Изменения в стиле жизни, т.е. восприятия и целей.4. Изменение ошибочной мотивации.5. Способствовать осознанию индивидом равенства среди своих коллег итоварищей. 6. Помощь в становление человеческим существом, делающим вклад в общее дело.

Терапевтический процессцеликом связан с пониманием жизненного стиля пациента, выявлением и коррекцией базисных ошибок в этом стиле. В терапии можно выделить 4 этапа:

1. Формирование отношений.2. Оценка и анализ жизненного стиля.3. Инсайт.4. Переориентация.

Основные методы – интервью и анализ ранних детских воспоминаний.

Техники терапии

При первом интервью рассматриваются изначальные цели и ожидания. Т.к. распространенная причина сопротивления - неспособность терапевта и пациента согласовать цели, общая задача терапевта и клиента заключается в перестраивании целей так, чтобы оба двигались в одном направлении.

Исследование динамики разделено на 2 части. 1. Терапевт стремится понять стиль жизни пациента, а, кроме этого, влияние, кот.этот стиль оказывает на реализацию жизненных целей.2. Диагностическая процедура - исследование семейной истории, чтобы установить условие, в кот.сформировались убеждения, кот. стали основой его стиля жизни.Исходя из этого материала, терапевт пытается понять общий план жизни и узнать, на какой стадии данный план приводит к дезадаптивному поведению.

Сновидения- выносят проблему на поверхность и указывают направление действий. Они воспринимаются как некая предварительная репетиция возможных действий.

Важным считается так же: создание благоприятных условий для инсайта (необходимое условие для изменения), выявление скрытых мотивов поведения, а так же саморазрушительных и нереалистичных предположений.Терапевт содействует инсайту гл. образом при помощи интерпретации. Он интерпретирует сновидения, фантазии, поведение, симптомы, взаимодействие пациента с терапевтом и др. людьми.

* ролевые игры, техника пустого стула.

* Антипредложение (парадоксальные намерения), когда предлагают намеренно делать, и даже усилить то, с чем он борется (ввел Адлер).

* Когда пациент понимает свои цели и хочет измениться, его учат ловить самого себя в разгаре своего старого поведения. Клиент обучается избегать или изменять ситуацию и изменять свое поведение.

* Метод пусковой кнопки. Суть:- просьба закрыть глаза, воссоздать приятное событие из своего прошлого и отметить то чувство, кот.сопровождает это воспоминание. Затем просят воссоздать какое-нибудь неприятное событие, связанное с унижением, неудачей или гневом, и отметить сопутствующее чувство. Вслед за этим пациент снова воссоздает первую сцену. Т.о. пациента учат тому, что он является создателем, а не жертвой, своих чувств.

Продолжительность.Около 20-30 часов.

Применение. Терапия широкого спектра расстройств, от неврозов до психозов и социопатий. Поскольку подход направлен, гл. образом, на изменение мотивации, а не поведения, разумно предположить, что потенциальные пациенты должны иметь способность и желание анализировать свои убеждения и представления о жизненном стиле, осознавать дисфункциональную природу этих убеждений, реализовать программу их преобразования. В случае отсутствия такой способности или желания терапия по Адлеру неизбежно потерпит неудачу.

 




2020-02-04 239 Обсуждений (0)
Осн. принципы индивидуальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Осн. принципы индивидуальной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)