Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личностно-центрированная терапия Роджерса



2020-02-04 282 Обсуждений (0)
Личностно-центрированная терапия Роджерса 0.00 из 5.00 0 оценок




Карл Ро́джерс (1902 - 1987) –амер.психолог, один из создателей гуманистической психологии.

Роджерс в книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория» обосновал принципиально новый недирективный подход.

Первоначально подход назывался недирективным. Предположил, что ч-к способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Впоследствии данный подход был переименован в «клиент-центрированный», что подчеркнуло его основную идею - понять самовосприятие клиента.

Основные понятия клиент-центрированного подхода

Ч-к, как только ему предоставляется такая возможность, сразу же проявляет большие способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой.

Тенденция к актуализации – врожденная тенденция организма к развитию всех своих способностей с целью самоподдержания и самосовершенствования.

Тенденция к самоактуализации – присуща любому живому организму. Самоактуализация - стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма.

Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию.Представляет собой индивидуальный мир личности, кот.может соответствовать или не соответствовать наблюдаемой объективной реальности. Область опыта избирательна, субъективна и несовершенна. Она ограничена психологическими (что мы готовы узнать) и биологическими (что мы способны узнать) пределами. Пр.: когда мы голодны, наша область опыта полностью заполнена мыслями о еде и о том, как ее раздобыть.

Самость – целостность, включающая телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт.

«Я»-реальное – система представлений о себе. Формируется на основе опыта общения с др. людьми и изменяется в соответствии с возникающими передч-ком ситуациями и его собственными действиями в них.

«Я»-идеальное – «я»-концепция, кот. индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, кот. он хотел бы соответствовать. Если у ч-ка «я»-идеальное сильно отличается от «я»-реального, он чувствует психологический дискомфорт, неудовлетворенность, может развиться невроз.

Первостепенную роль в развитии играют родители, т.к. они являются авторитетом. Если родные уважают ребёнка, как личность, и поддерживают, то развитие будет происходить в соответствии с заложенным потенциалом. Если же встречается недопонимание (пр., «Я не буду к тебе хорошо относиться, если ты будешь плохо себя вести»), то ребёнок станет искать поддержки в социуме, стараясь привлечь внимание и получить одобрение.

В зависимости от того, какое внимание ч-к получил от окружающих, выделено2 типа личности:

полноценно функционирующая –характерна открытость, доверие, позитивное мышление.

неприспособленная - применяет защитные механизмы и не стремится пойти на контакт.

Нарушение «Я-концепции» приводит к психическим расстройствам и не способствует гармоничному развитию личности.

Структура

Тело. Не уделяется особого внимания роли тела. Для раскрытия «я» необходимы взаимоотношения с людьми. Они дают ч-ку возможность полноценно функционировать. Позволяют ощутить гармонию с собойи окружением. В отношениях удовлетворяются основные потребности ч-ка.

Эмоции. Здоровый ч-к отдает себе отчет в своих эмоциях, независимо от того, выражает он их или нет. Чувства, кот.не находят выражения, искажают восприятие и реакцию на событие.

Интеллект - инструментом, кот.ч-к может эффективно использовать для интеграции собственного опыта.

Понимание.Субъективное понимание наиболее важно, включает в себя осознание ч-ком, кого он любит, ненавидит, презирает или от какого события (переживания) испытывает удовольствие. Объективное понимание дает возможность проверить предположения и догадки, опираясь на внешнюю информацию. Межличностное понимание - сущность роджерсианской психотерапии. Заключается в практике эмпатического понимания: проникновение в частный, уникальный, субъективный мир др. ч-ка для того, чтобы выяснить и понять его мировоззрение. Цель эмпатии: быть объективно корректным по отношению к др. ч-ку, выяснить согласие или несогласие др. с той или иной т.з., осознать опыт др. ч-ка именно так, как он его сам пережил.

В гуманистической психотерапии ч-к рассматривается как целостное биопсихосоциальное единство (самость), находящееся в процессе непрерывного роста и развития (самоактуализации). Патология возникает в результате нарушения роста (тенденции актуализации).

Принципы терапии:

- используется только актуальная инф-ция, прошлому опыту не придается спец. значения;

- атрибуты психоанализа (напр., кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется «лицом к лицу»;

- отсутствуют интерпретации, оценки и советы;

- независимость, автономность клиента от терапевта;

- результатом должно стать расширение сознания вследствие восстановления тех аспектов Я, кот.были разъединены;

- подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Терапевтические условия:эмпатия, забота, конгруэнтность, психологический климат.

Забота - безусловное принятия клиента таким, каков он есть.

Конгруэнтность:соответствие между чувствами и содержанием высказываний;непосредственностьповедения;неотгороженность;искренность и естественность.

Психологический климат - рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности.

Цель: выработка большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я».

Задача: помощь в личностном росте и развитии, благодаря кот.ч-к сам решает свои проблемы.

Техники

Выделяется 7 этапов коррекционного процесса:

1. Заблокированность внутренней коммуникации (отсутствуют «Я-сообщения») или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям.

2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывает свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями.

3-4. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности.

5. Формирование отношения к своему феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть собой.

6. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации.

7. Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, т.к. достигнута основная цель. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между «Я»-реальным и «Я»-идеальным.

Основные компоненты психотехники: установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций.

1. Вербализация. Пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем клиента. Цель перефразирования - выделение в высказывании клиента наиболее существенного. Клиент также получает подтверждение тому, что его слушаюти слышат.

2. Отражение эмоций. Суть приема: называние психологом тех эмоций, кот.клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни.

Применение: концепция нашла применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике.




2020-02-04 282 Обсуждений (0)
Личностно-центрированная терапия Роджерса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личностно-центрированная терапия Роджерса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)