Личностно-центрированная терапия Роджерса
Карл Ро́джерс (1902 - 1987) –амер.психолог, один из создателей гуманистической психологии. Роджерс в книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория» обосновал принципиально новый недирективный подход. Первоначально подход назывался недирективным. Предположил, что ч-к способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Впоследствии данный подход был переименован в «клиент-центрированный», что подчеркнуло его основную идею - понять самовосприятие клиента. Основные понятия клиент-центрированного подхода Ч-к, как только ему предоставляется такая возможность, сразу же проявляет большие способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой. Тенденция к актуализации – врожденная тенденция организма к развитию всех своих способностей с целью самоподдержания и самосовершенствования. Тенденция к самоактуализации – присуща любому живому организму. Самоактуализация - стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию.Представляет собой индивидуальный мир личности, кот.может соответствовать или не соответствовать наблюдаемой объективной реальности. Область опыта избирательна, субъективна и несовершенна. Она ограничена психологическими (что мы готовы узнать) и биологическими (что мы способны узнать) пределами. Пр.: когда мы голодны, наша область опыта полностью заполнена мыслями о еде и о том, как ее раздобыть. Самость – целостность, включающая телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт. «Я»-реальное – система представлений о себе. Формируется на основе опыта общения с др. людьми и изменяется в соответствии с возникающими передч-ком ситуациями и его собственными действиями в них. «Я»-идеальное – «я»-концепция, кот. индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, кот. он хотел бы соответствовать. Если у ч-ка «я»-идеальное сильно отличается от «я»-реального, он чувствует психологический дискомфорт, неудовлетворенность, может развиться невроз. Первостепенную роль в развитии играют родители, т.к. они являются авторитетом. Если родные уважают ребёнка, как личность, и поддерживают, то развитие будет происходить в соответствии с заложенным потенциалом. Если же встречается недопонимание (пр., «Я не буду к тебе хорошо относиться, если ты будешь плохо себя вести»), то ребёнок станет искать поддержки в социуме, стараясь привлечь внимание и получить одобрение. В зависимости от того, какое внимание ч-к получил от окружающих, выделено2 типа личности: полноценно функционирующая –характерна открытость, доверие, позитивное мышление. неприспособленная - применяет защитные механизмы и не стремится пойти на контакт. Нарушение «Я-концепции» приводит к психическим расстройствам и не способствует гармоничному развитию личности. Структура Тело. Не уделяется особого внимания роли тела. Для раскрытия «я» необходимы взаимоотношения с людьми. Они дают ч-ку возможность полноценно функционировать. Позволяют ощутить гармонию с собойи окружением. В отношениях удовлетворяются основные потребности ч-ка. Эмоции. Здоровый ч-к отдает себе отчет в своих эмоциях, независимо от того, выражает он их или нет. Чувства, кот.не находят выражения, искажают восприятие и реакцию на событие. Интеллект - инструментом, кот.ч-к может эффективно использовать для интеграции собственного опыта. Понимание.Субъективное понимание наиболее важно, включает в себя осознание ч-ком, кого он любит, ненавидит, презирает или от какого события (переживания) испытывает удовольствие. Объективное понимание дает возможность проверить предположения и догадки, опираясь на внешнюю информацию. Межличностное понимание - сущность роджерсианской психотерапии. Заключается в практике эмпатического понимания: проникновение в частный, уникальный, субъективный мир др. ч-ка для того, чтобы выяснить и понять его мировоззрение. Цель эмпатии: быть объективно корректным по отношению к др. ч-ку, выяснить согласие или несогласие др. с той или иной т.з., осознать опыт др. ч-ка именно так, как он его сам пережил. В гуманистической психотерапии ч-к рассматривается как целостное биопсихосоциальное единство (самость), находящееся в процессе непрерывного роста и развития (самоактуализации). Патология возникает в результате нарушения роста (тенденции актуализации). Принципы терапии: - используется только актуальная инф-ция, прошлому опыту не придается спец. значения; - атрибуты психоанализа (напр., кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется «лицом к лицу»; - отсутствуют интерпретации, оценки и советы; - независимость, автономность клиента от терапевта; - результатом должно стать расширение сознания вследствие восстановления тех аспектов Я, кот.были разъединены; - подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии. Терапевтические условия:эмпатия, забота, конгруэнтность, психологический климат. Забота - безусловное принятия клиента таким, каков он есть. Конгруэнтность:соответствие между чувствами и содержанием высказываний;непосредственностьповедения;неотгороженность;искренность и естественность. Психологический климат - рассматривается как главное условие позитивного роста (изменения) личности. Цель: выработка большего самоуважения и способности предпринимать действия, необходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я». Задача: помощь в личностном росте и развитии, благодаря кот.ч-к сам решает свои проблемы. Техники Выделяется 7 этапов коррекционного процесса: 1. Заблокированность внутренней коммуникации (отсутствуют «Я-сообщения») или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям. 2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывает свои чувства, проблемы, со всеми своими ограничениями и последствиями. 3-4. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности. 5. Формирование отношения к своему феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от своего «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть собой. 6. Развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление свободной внутренней коммуникации. 7. Личностные изменения, открытость себе и миру. Психолог уже становится ненужным, т.к. достигнута основная цель. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между «Я»-реальным и «Я»-идеальным. Основные компоненты психотехники: установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций. 1. Вербализация. Пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем клиента. Цель перефразирования - выделение в высказывании клиента наиболее существенного. Клиент также получает подтверждение тому, что его слушаюти слышат. 2. Отражение эмоций. Суть приема: называние психологом тех эмоций, кот.клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни. Применение: концепция нашла применение в конфликтологии, в работе с подростками в школе и в психиатрической клинике.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |