Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Техники и методики когнитивной психотерапии



2020-02-04 524 Обсуждений (0)
Техники и методики когнитивной психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок




Задача: сконцентрировать внимание клиента на том, как им осуществляется процесс отбора и интерпретации информации, после чего предлагается проверить обоснованность сделанных выводов и при заключении об их ошибочности заменить их на более адекватные. Терапевт помогает пациенту отыскать искажения в мышлении и научиться альтернативным, более реалистическим способам формулирования своего опыта.

Когнитивная психотерапия (по Беку) - структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями:

- Обнаруживать свои негативные автоматические мысли

- Находить связь между знаниями, аффектами и поведением

- Находить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей

- Подыскивать более реалистичные интерпретации для них

- Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта. Методы выявления автоматических мыслей:

1. Эмпирическая проверка («эксперименты»). Способы:

- Найти аргументы «за» и «против»

- Построение эксперимента для проверки суждения

- Терапевт обращается к своему опыту, к художественной и академической литературе, статистике

- Терапевт уличает: указывает на логические ошибки и противоречия в суждениях пациента.

2. Методика переоценки. Проверка вероятности действия альтернативных причин события.

3. Децентрация. При социофобии пациенты чувствуют себя в центре всеобщего внимания и страдают от этого. Здесь также необходима эмпирическая проверка этих автоматических мыслей.

4. Самовыражение. Депрессивные, тревожные пациенты часто думают, что их недомогание контролируется высшими уровнями сознания, постоянно наблюдая за собой, они понимают, что симптомы ни от чего не зависят, а приступы имеют начало и конец. Сознательное самонаблюдение.

5. Декатастрофикация. При тревожных расстройствах. Терапевт: «Давайте посмотрим, что было бы, если бы», «Как долго вы будете испытывать подобные негативные ощущения?», «Что будет потом? Вы умрете? Мир разрушится? Это испортит вашу карьеру? Ваши близкие откажутся от вас?». Пациент понимает, что всё имеет временные рамки и автоматическая мысль «этот ужас никогда не кончится» исчезает.

6. Целенаправленное повторение. Проигрывание желаемого поведения, многократное опробование различных позитивных инструкций на практике, что ведет к усилению самоэффективности.

7. Использование воображения. У тревожных пациентов преобладают не столько «автоматические мысли», сколько «навязчивые образы», то есть дезадаптирует скорее не мышление, а воображение (фантазия). Виды:

- Методика прекращения: команда «прекратить!» - негативный образ воображения разрушается.

- Методика повторения: многократно ментально прокручиваем фантазийный образ - он обогащается реалистическими представлениями и более вероятными содержаниями.

- Метафоры, притчи, стихи.

- Модифицирующее воображение: пациент активно и постепенно меняет образ от негативного к нейтральному и позитивному, тем самым, понимая возможности своего самосознания и сознательного контроля.

- Позитивное воображение: положительный образ заменяет отрицательный и оказывает релаксирующее действие.

- Конструктивное воображение (десензитизация): пациент ранжирует ожидаемое событие, что приводит к тому, что прогноз лишается своей глобальности.

Техника выявления автоматических мыслей. Первым делом необходимо выявить неадаптивные автоматические мысли. Это можно сделать путем диалога-расспроса. Если во время расспроса возникнут трудности в том плане, что человек не сможет вспомнить эти мысли, тогда необходимо будет искать негативные визуальные образы или воспользоваться техникой проигрывания ролей. Далее нужно ответить на вопрос: «Действительно ли выявленные АМ реальны и имеют место в жизни клиента, и именно они являются «мостиком» между травматической ситуацией и эмоциональной психопатологической реакцией?». Выясняется это путем логического анализа, либо сравнением мыслей пациента с поведенческими фактами.

1. Проверка обоснованности неадаптивной автоматической мысли путем декатастрофизации. Нужно просмотреть возможные следствия и ответить на вопрос: «А что будет, если…». Напр.:

Пациент: «Если я провалюсь на экзамене - это катастрофа».

Терапевт: «А что произойдет, если вы провалитесь? Умрут ваши родственники, от вас уйдет жена?»

2. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем воплощения ее в реальность.Цель: побудить клиента добиваться сначала незначительных «побед», а потом постепенно переходить к более значимым. Например, женщина находится в депрессии и страдает от того, что ничего не может делать, что она такая неприспособленная,ее неадаптивная АМ: «Я ничего не могу». Психолог задает ей домашнее задание: «Помыть полы», после его выполнения следующее: «Приготовить завтрак» и так повышая трудность задания довести клиентку до полной уверенности, что она все это может делать.

3. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем сравнения. Достаточно часто человек сравнивая свои достижения в жизни с достижениями других людей впадает в депрессию от того, что он ничего не достиг, что его жизнь бесполезна и он «полный ноль». Психолог должен привести ряд примеров, когда люди, ничего не добившись в профессии были вполне счастливы, например, в семейной жизни.

4. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем выявления логических несоответствий.

5. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем записывания событий. Суть данной техники заключается в том, чтобы клиент в течении дня внимательно наблюдал и записывал то, что скажет психолог. Например, у женщины на консультации была выявлена неадаптивная АМ: «Я плохая мать, я не могу сладить с детьми», психолог задает домашнее задание: «Ставить «плюсы» в том случае, когда ее слушаются дети и «минусы», когда игнорируют».

6. Проверка обоснованности неадаптивной АМ методом 3-х колонок. Психолог дает домашнее задание: «Разделить лист на 3 колонки. В левом столбце описать данную ситуацию, в среднем – записывать негативные мысли, в правом – свои коррективные мысли». Т.о.человек, чтобы сформулироватьсвои негативные АМ и выложить их на бумагу будет заниматься их исследованием, что приведет к формированию адаптивных мыслей.




2020-02-04 524 Обсуждений (0)
Техники и методики когнитивной психотерапии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Техники и методики когнитивной психотерапии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (524)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)