Использование маржинального анализа в управлении прибылью
Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат, объема и структуры реализованной продукции сказывается на финансовых результатах предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимозависимости, взаимосвязи между этими категориями является установленная точка безубыточности (маржинальный анализ). Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, позволяет дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать производственные решения. Ключевые элементы анализа: 1 Маржинальный доход МД (вложенный доход) МД = Выручка – Обще переменные затраты (VC) 2 Порог рентабельности Впор, Nпор (ед. прод.) Этот показатель характеризует объем реализованной продукции, при котором выручка покрывает все расходы, т.е. предприятие не имеет не дохода ни убытка. 3 Маржинальный запас прочности
(8) , р. (9)
где В пор- порог рентабельности 4 Норма маржинального дохода = МД / В 5 Удельный МД = МД / N = Ц – AVC Величина МД показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Существует 2 способа определения величины МД:
1) МД = В – VC 2) МД = FC + П,
где FC- постоянные затраты П- прибыль Маржинальный анализ основан на разделении всех затрат на условно- постоянные и условно- переменные. 1 Все затраты делятся на постоянные и переменные
Затраты = VC + FC 2 Условно- постоянные затраты считаются неизменными при изменении объема производства, FC = const при N – Var 3 Общепеременные затраты пропорциональны объему производства
VC = AVC* N AVC- const при N стремящемся Var AFC = FC / N – гипербола FC + П = В – VC
Рассмотрим данный метод на примере предприятия ОАО “ВАСО”. Возьмем единицу продукции и посчитаем прибыль от ее продажи, например каютный катер «Максим». При цене 50 т.р. , постоянных затратах 32 т.р. и переменных 8 т.р. завод изготовляет 8 катеров.
Уд. МД=Ц-AVC=10т.р МД=Уд.М МД1=10*8=80 т.р. П1=80-32=48 т.р.
Маржинальный анализ позволяет отыскать оптимальное соотношение между переменными и постоянными затратами, между ценой и объемом производства продукции. Увеличение прибыли можно добиться увеличив величину МД (увеличение объема реализации и снижение уровня постоянных затрат; снизить цену и увеличить объем реализации). Для вычисления точки безубыточности используют три метода: графический, метод уравнений и метод нормы МД. 1 Графический метод. Необходимые условия и данные для построения графика: § Необходим факт наращивания объема продаж по месяцам, кварталам годам; § Рекомендуемые темпы освоения производства услуг: 1-й месяц- 40%, 2-й- 60; 3-й- 80; 4-й- 100% от расчетного уровня; § Переменные затраты на единицу услуги, р\ед; § Условно-постоянные затраты на месяц, р\ мес.; § Средняя цена реализации услуги, р\ ед; Число месяцев деятельности в году (11,12, сезон). По горизонтальной оси откладывается время с делением на одинаковые периоды, например: месяцы, кварталы. По вертикальной оси (осиY) – затраты и объемы реализации (выручка) в р., как это показано на рис.5.
Рисунок 5- График безубыточности
Величина постоянных затрат должна соответствовать каждому отдельному периоду времени и откладываться соответственно по вертикали. Если не происходит никаких изменений в составе условно-постоянных затрат, то эти точки образуют горизонтальную линию, параллельную оси «X». Переменные затраты зависят от объема оказываемых образовательных услуг и с ростом объема растут пропорционально ему, образуя для конкретного периода величину условно-постоянных расходов, т.е. в сумме они должны составить полные издержки в данном месяце. 1 Выручка от реализации берет начало от нуля и по периодам времени соответственно рассчитывается умножением объема реализации в физических единицах на цену одной образовательной услуги. Данные для построения графика безубыточности рассчитываются в соответствии с формой, приведенной ниже. Точка пересечения линии выручки от реализации с линией общих затрат определяет точку безубыточности (Тб), которая наступает (в нашем примере) на третьем месяце работы. Переменные затраты = 8 тыс.р. Постоянные затраты = 32 тыс.р. Объём реализации = 100 тыс.р 2 Метод уравнений
П = В - VC - FC = Ц*X - AVC*X – FC = 0 (8) X = Nпор = FC/(Ц - AVC) (9)
Метод уравнений кроме того можно использовать при анализе влияния структурных изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается как набор относительных долей продукции в общей сумме выручки от реализации. Если структура реализации меняется, то объем выручки может достигать заданной величины, а прибыль будет больше или меньше. Влияние на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента в сторону низко рентабельного или высоко рентабельного вида продукции.
Этот метод продемонстрируем на примере нашего предприятия.
Х=А; 0,8Х-Б 15000Х-10Х+12000*0,8*Х-8*0,8*Х=15000 Х=1,830 шт. изд. А 0,8Х=1,464 шт. изд. Б 4 шт. - необходимо для покрытия всех затрат. 1. Метод нормы МД Впор = FC / Норма МД Nпор = Bпор/Ц Рассчитаем порог рентабельности и запас финансовой прочности для всего предприятия (10) Если известен порог рентабельности, то нетрудно подсчитать запас финансовой устойчивости - ЗФУ. (11) Таблица 18 - Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости предприятия.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |