Клинико - педагогическая классификация нарушений речи
Клинико-педагогическая классификация рассматривает нарушения речи в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений. В настоящее время такой подход отражен в основы логопсихологии ГЛАВА 1 33
так называемой клинико-педагогической классификации, которая схематически может быть представлена в следующем виде. Нарушения устной речи Расстройства фонационного оформления речи: ■ Афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса. ■ Тахилалия — патологически убыстренный темп речи.
■ Заикание — нарушение темпо-ритмической организа- ■ Дислалия — нарушение произносительной стороны речевого аппарата. • Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроиз-ношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. ■ Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата. Нарушение структурно-семантического оформления высказывания: • Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. ■ Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Нарушения письменной речи: • Дислексия (алексия) — частичное (полное) нарушение процессов чтения. • Дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфи- Для данной классификации характерно объединение психолого-лингвистических и клинических (этиопатоге- нетических) критериев. Они ориентированы на объяснение анатомо-физиологического субстрата нарушения и причин возникновения дефекта. Приведенная систематизация строится на признаках, детально дифференцирующих' различные виды речевых нарушений, имеет устойчивую традицию в логопедической практике, обеспечена частными методиками коррекции, что позволяет достаточно полно и эффективно осуществить индивидуальный подход к устранению или компенсации речевого нарушения при разных формах аномалий. В то же время в приведенной классификации не учитывается принцип системного подхода, который основывается на системном строении и системном взаимодействии различных компонентов речи: звуковой (произносительной) ее стороны, фонематического восприятия, лексико-грамматического строя, а также на взаимосвязи нарушений речи с другими сторонами психического развития ребенка.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |