Городское самоуправление
С превращением города Барнаула в крупный торговый центр существенно менялись форма и содержание деятельности городского самоуправления, в котором решающую роль стали играть предприниматели. Городская реформа 1892 г. еще больше увеличила имущественный ценз избирателей и уменьшила их число. Теперь городская дума имела 32 гласных вместо 72, а число избирателей сократилось до 270 человек. В 1894 г. число гласных-купцов и гласных-чиновников и дворян сравнялось, и теперь купцы являлись наиболее деятельной частью думы. Кроме того, городским головой также все чаще становились купцы. Эта активность предпринимателей в делах городского самоуправления свидетельствовала, в частности, об их личной заинтересованности, связанной с коммерческими делами. Их интересовали такие вопросы, как отвод земель под магазины, склады, ярмарки, промышленные заведения, регламентация торговли, проведение железной дороги и т.д. Однако, нельзя объяснять активность купцов только их корыстными интересами. Дело в том, что гласные городской думы не получали за свою работу никакого вознаграждения, и это была воистину общественная работа на благо города. Так что малоимущие горожане были просто не в состоянии часто заседать в думе. Жалованье получали только глава исполнительной власти - городской голова - и члены городской управы, причем это жалованье платили также из городской, а не из государственной казны. С ростом торговли и промышленности структура городского самоуправления усложнялась. Текущая работы думы была организована через комиссии, которые переизбирались, как и сама дума, каждые четыре года. Численность комиссий могла меняться. Так, в 1912 г. было образовано 12 комиссий, (ревизионная, финансовая, железнодорожная, училищная, врачебная, библиотечная, аптечная, телефонная, комиссия по благоустройству, строительная, комитет Александровской богадельни, санитарная комиссия), а в 1915 г. их число сократилось до 9. Размах и содержание деятельности органов городского самоуправления, в первую очередь, определялись состоянием местного бюджета. Если в первые годы деятельности городской думы бюджет был невелик, то в 1900 г. он составлял около 100 тыс.руб,. а в 1910г.- около 600 тыс. руб. Размеры городского бюджета росли параллельно росту самого города и особенно приросту недвижимого имущества в городе. Сбор с городских имуществ был важной статьей в пополнении городских доходов. Увеличению размеров данной статьи способствовал и рост количества жилых строений в городе. Если в 1891 г. недвижимое имущество горожан было оценено в 546 тыс. руб., то в 1910-в 5 млн. руб. Органы городского самоуправления постепенно вырабатывали долгосрочные планы по вопросам развития экономики Барнаула, его застройки, образования, здравоохранения и т.д. Так, обсуждая экономические проблемы города, гласные думы большое внимание уделяли железнодорожному строительству. Первостепенное значение они придавали соединению Барнаула с Транссибирской магистралью. Барнаульская дума при поддержке дум Новониколаевска, Бийска и Семипалатинска активно добивалась скорейшего начала строительства. Этим занималась специальная железнодорожная комиссия, возглавлявшаяся купцом М.И. Страховым, который немало времени провел в кабинетах петербургских чиновников, доказывая необходимость скорейшего сооружения железной дороги. Среди прочих экономических проблем, обсуждаемых думой в начале XX в., можно назвать: строительство городского элеватора вместимостью 300 тыс. пудов зерна, открытие новых торговых и промышленных заведений, и т.д. В 1907 г. были утверждены правила о торговле пивом, в соответствии с которым все пивные должны были содержаться в чистоте, иметь мебель (столы, стулья), часы, продавцами могли быть только мужчины не моложе 21 года. В 1908 г. дума приняла постановление о работе общественных бань, которые работали с 5 часов утра до 24 часов вечера. Среди обязательных требований было наличие веников и мыла в ассортименте, а также в бане обязательно должен был находиться парильщик. В начале XX в. все больше внимания уделяется социальным нуждам: народному образованию, медицине, ветеринарии. Заботясь о санитарном состоянии города, дума в начале XX в. нередко запрещала строить промышленные предприятия в центре города, отводя для них места на окраинах - вдоль рек Оби и Пивоварки, под Большим Гляденом. На это же был направлен запрет строить на берегу Оби постоялые дворы, чтобы не загрязнять воду. Большое внимание городская дума уделяла вопросам народного образования. Этой проблемой занималась училищная комиссия - одна из самых деятельных в думе в тот период. Ее члены готовили предложения по открытию новых учебных заведений, комплектованию библиотек, подбору учителей и оплате их труда. Существовала форма попечительства гласными думы отдельных учебных заведений. Попечители, а ими были, как правило, купцы, находились в курсе дел данного учебного заведения, принимали участие в заседаниях педсоветов, информировали думу о нуждах учебного заведения. Нередко попечители делали подарки учебным учреждениям, давали деньги на ремонт здания, приобретение мебели или книг и т.д. В ноябре 1909 г. городская дума одобрила план введения в Барнауле всеобщего начального образования, который был рассчитан на 1910-1919 гг. и предполагал строительство 9 новых двухэтажных школьных зданий, однако начавшаяся мировая война помешала реализовать намеченные мероприятия. В 1912 г. барнаульская дума начала кампанию по открытию в городе первого на Алтае высшего учебного заведения - сельскохозяйственного института. Необходимость в данном учебном заведении была велика, так как в Сибири в тот период не было института данного профиля. Однако, тогда Барнаулу не суждено было открыть такой институт - он был учрежден в Омске. Попечительство гласных распространялось не только на учебные заведения, но и на больницы, церкви, библиотеки. Сама дума выписывала много столичных и сибирских изданий, стараясь находиться в курсе не только экономических вопросов, но и вопросов культуры. Так, на 1911 г. дума выписала 14 периодических изданий, в их числе столичные журналы "Городское дело", "Сибирские вопросы", "Зодчий", "Известия" петербургского, томского, иркутского городских общественных управлений и др. В целом, можно сказать, что органы городского самоуправления сделали очень много полезного для нашего города. В конце XIX-начале XX вв. фактически были определены те направления деятельности, которым в дальнейшем следовало городское самоуправление. Кроме того, в рассматриваемый период была заложена материальная база, на основе которой наш город развивался в последующие годы.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (319)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |