БАРНАУЛ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (1893 - 1917)
Население В конце XIX в. Барнаул относился к разряду наиболее крупных городов Сибири, таких как Томск, Иркутск, Омск, Красноярск. Решающую роль в его развитии играло то, что он являлся крупным административным центром - столицей Алтайского горного округа. Однако, с закрытием сереброплавильного завода, административная функция Барнаула ослабевает, и на первое место выходит его роль как промышленного, торгового и транспортного центра. Население Барнаула в конце XIX - начале XX вв. росло быстрыми темпами. В 1897 г. оно составляло 29,4 тыс. человек, в 1911 г. - свыше 52 тыс., а к 1914 г. достигло 70,4 тыс. человек. Решающую роль в пополнении городского населения играл механический прирост, т.е. увеличение числа жителей за счет пришлых, в основном, крестьян. Большое влияние на темпы переселенческого движения оказало строительство Транссибирской магистрали, после чего поток переселенцев буквально хлынул в Сибирь, в том числе и на Алтай. Несмотря на то, что они в основном оседали в сельской местности, большой процент их переселялся и в города. Россия в конце XIX - начале XX вв. продолжала оставаться сословным государством. Чтобы представить, каков был состав населения Барнаула в этот период, рассмотрим его сословную структуру. В этом нам помогут материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Особенностью проведения переписи 1897 г. в Барнауле стало то, что в состав горожан не были включены более 8 тыс. человек, которые проживали на земле, принадлежащей Кабинету, и при проведении переписи были отнесены к сельским жителям Барнаульского уезда. Однако, и по имеющимся данным мы можем судить о сословной структуре населения Барнаула. Самым многочисленным городским сословием были мещане, вторыми по численности - крестьяне. Большой процент мещан в общей численности населения был обусловлен тем, что многие крестьяне, переселяясь в город, записывались именно в мещанское сословие. Кроме того, после отмены крепостного права барнаульские мастеровые также были переведены в разряд городских обывателей, т.е. мещан. Традиционной деятельностью мещан в Барнауле было содержание скота и огородничество, однако, многие из них в конце XIX - начале XX вв. начинают заниматься торговлей и ремеслами. Процент крестьян, по сравнению с другими городами Сибири, был несколько ниже. Следующей по численности сословной группой были дворяне и чиновники. Их доля в общем количестве населения в этот период ничем не отличалась от таковой в других городах России, т.к. Барнаул, по мере сокращения горного производства и окончательного закрытия алтайских заводов, перестает быть городом чиновников и военных. Небольшой процент купеческого сословия был характерен не только для Барнаула, но и для остальных городов Сибири. Это объяснялось тем, что к купеческому сословию приписывались в основном крупные предприниматели, хотя некоторые из них не выбирали купеческих свидетельств. Так, например, А.П. Бухалов, основавший в 1891 г. в Барнауле шубно-пимокатное заведение, обороты которого в начале XX в. достигали 50 тыс. руб., а также занимавшийся торговлей, все время оставался в мещанском сословии. Мелкие торговцы, в основном, принадлежали к мещанскому или крестьянскому сословиям. Сокращению численности купечества в конце XIX - начале XX вв. способствовало и "Положение о промысловом налоге" 1898 г., в соответствии с которым выборка гильдейских свидетельств стала необязательной для занятий коммерцией, и только купцы, наиболее сильно чтившие свое сословное звание, оставались в нем до конца. В рассматриваемый период в Барнауле, как и в целом в стране, наблюдался процесс "размывания" сословий. Его суть заключалась в том, что деятельность, которой человек должен был заниматься в силу своей сословной принадлежности, не соответствовала занятиям, которые приносили ему средства к существованию. Так, крестьянин мог заниматься торговлей вместо занятий земледелием, дворянин мог держать промышленное заведение и т.д. Таким образом, в начале XX в. сословное деление сменялось сословно-классовым, и помимо сословий в обществе появляются новые социальные слои, которые различались по наличию или отсутствию у них средств производства. Окончательно сословное деление общества исчезает в 1917 г. По переписи 1897 г. все занятия населения можно разделить на три группы: непроизводительное, полупроизводительное и производительное. К первой группе относились чиновники и военные, духовенство, лица свободных профессий, рантье, пенсионеры, а также лица, лишенные свободы и т.д. Во вторую группу входили лица, занимающиеся торговлей, частной службой, поденщики, а также занятые в сфере транспорта и связи. Третью группу составляло население, занятое в сельском хозяйстве и промышленности. В соответствии с этим делением, в Барнауле к непроизводительному населению относилось 26,6% горожан, полупроизводительному - 42,7% и производительному - 30,7% барнаульцев. Высокий процент людей, занятых во второй группе, был связан с тем, что в городе была высока прослойка поденных рабочих, часто менявших род занятий (строители, грузчики, поденные рабочие, прислуга и т.д.). В целом, структура занятий городского населения отражала процесс "размывания" сословий, о котором говорилось выше. Активно развивавшиеся рыночные отношения приводили к тому, что людям приходилось менять прежний образ жизни и искать себе занятия, приносящие больший доход. Однако, в целом социальный состав населения Барнаула в этот период практически не отличался от такового в других городах Сибири и Европейской России.
Промышленность В 90-х гг. XIX в. экономика России вступила в новую фазу своего развития. В этот период происходит образование монополий, усиливается роль банков, появляются новые отрасли производства, увеличивается количество предприятий и число рабочих на них. В экономике Алтайского округа также происходили важные изменения. Проведение транссибирской магистрали способствовало втягиванию хозяйства Сибири во всероссийский и мировой рынок. После проведения железной дороги резко увеличился поток переселенцев, в основном крестьян, что вело к быстрому росту населения в сибирском регионе. Барнаул как административный и хозяйственный центр Алтайского округа чутко реагировал на экономические процессы, происходившие в регионе. Именно в эти годы меняется характер городской экономики. Из горнозаводского округа Алтай превращается в житницу Сибири, крупнейшего производителя зерна, сливочного масла и других сельскохозяйственных продуктов. В конце XIX-начале XX вв. кризис кабинетской промышленности вступил в решающую стадию. В 1893 г. в Барнауле был закрыт сереброплавильный завод, приносивший ранее царскому Кабинету огромные прибыли. На его месте был открыт кабинетский лесопильный завод. Вплоть до 1906 г. Кабинет был монополистом в этой отрасли. В 1906 г. братья Козловы открыли в Барнауле лесопильный завод с паровым двигателем, который составил серьезную конкуренцию кабинетскому заводу. В 1912 г. по сумме производства завод Козловых уже в 2 раза опережал кабинетский (соответственно 200 и 100 тыс. руб.). После закрытия сереброплавильного завода промышленность города получила новый стимул к развитию, потому что утратили силу многочисленные ограничительные меры по отношению к частной промышленности. На предприятиях города было разрешено устанавливать паровые двигатели, были сняты ограничения с винокуренного, кирпичного и других видов производств. Но, по-прежнему, развитию промышленности мешала принадлежность городской земли Кабинету, невозможность приобрести ее в собственность, высокая арендная плата за землю. Промышленные заведения города все более специализировались на обработке продуктов сельского хозяйства (зерна, кож, шерсти), которых в Алтайском округе всегда производилось в изобилии. Благодаря быстрому развитию сельского хозяйства, появлению излишков хлеба и его дешевизне развивается мукомольное производство. Большинство мельниц Алтая принадлежало барнаульским купцам, однако, сами мельницы располагались в сельской местности. Помимо старых мельниц появляются и новые: И. Корелина, В. Бодунова, Винокуровых. К 1912 г. они производили муки более, чем на 6 млн. руб. Если по производству муки в Сибири в начале XX в. на первое место выходит Новониколаевск (современный Новосибирск), то по производству овчинно-шубных изделий равных Барнаулу не было. Барнаул становится монопольным производителем шуб, валенок, овчин и т.д. Барнаульские овчинно-шубные предприятия представляли собой преимущественно мануфактурные заведения. Вот как описывал современник данные заведения: "Мастерские эти двухэтажные, с громадными внутри печами-сушильнями. В пимокатных мастерских температура бывает нагрета до того, что рабочие работают тут безо всякой одежды, да и то еще жарко... В санитарном и гигиеническом отношении шубные и пимокатные мастерские в городе едва ли удобны... они едва ли обладают чистотою, а скорее всего портят воздух". Черные овчинные шубы, производимые на этих предприятиях - известные "барнаулки" - находили сбыт не только в Томской губернии, в которую входил и Алтайский округ, но доходили и до Урала и Дальнего Востока. Особенно увеличился выпуск шуб во время русско-японской и Первой мировой войн, когда они шли на нужды армии. Барнаульские "пимы" были также очень популярны в Сибири. Из других производств выделялись кожевенное и мыловаренное, а также производство соды на заводе М. Пранга. В конце XIX-начале XX в. дальнейшее развитие получило и винокуренное производство. Всего на Алтае в начале XX в. работало шесть винокуренных заводов, из них барнаульским предпринимателям принадлежали три: Иткульский завод Платонова и Судовской в с. Соколово, завод Ворсиных и Олюниной в Барнауле (открыт в 1894 г.) и завод По-скотинова в с. Баюновские Ключи (открыт в 1896 г.). Кроме этого, в конце XIX в. в Барнауле действовали два пиво-медоваренных завода: торгового дома "Братья Ворсины и Олюнина" и товарищества "Братьев Суховых". И винокуренные, и пивоваренные заводы использовали в своем производстве местные сельскохозяйственные продукты. Интересной особенностью винокуренной отрасли Алтайского округа было то, что до конца XIX в. в качестве сырья она использовала исключительно хлебные припасы, и лишь в начале XX в. начинает применять картофель. Винокурение являлась важной отраслью экономики Алтайского округа. Вплоть до введения в 1902 г. в Сибири государственной винной монополии сюда вкладывались значительные капиталы. После введения государственной монополии на продажу водки в городах Алтая были построены спиртоочистительные предприятия (их называли монопольные склады казны), один из которых находился и в Барнауле. Сюда заводчики сдавали неочищенный спирт, и здесь уже из него изготавливали водку. Барнаульский склад был самым крупным в Западной Сибири. К 1914 г. фабричное производство стало играть значительную роль в промышленности города. К фабрикам относился винокуренный завод торгового дома "Братья Ворсины и Олюнина", пивоваренный завод Андроновского, лесопильный завод братьев Козловых, шубно-пимокатное заведение И. Полякова и ряд других предприятий. Хотя по количеству фабрики составляли 45% от всех предприятий города, сумма их производства составляла 74 %. Фабричное производство господствовало в таких отраслях промышленности, как производство крупчатки, винокурение, лесопильная и кожевенная. Однако мануфактурное производство не было окончательно вытеснено фабричным. Мануфактурными, в основном, оставались кирпичные и пищевые предприятия. Под влиянием построенной в 1915 г. Алтайской железной дороги промышленность Барнаула продолжала развиваться быстрыми темпами. Здесь были открыты мастерские и депо Алтайской железной дороги, которые стали самыми крупными предприятиями города - там трудились более 600 рабочих. С железной дорогой было связано появление в Барнауле небольшого завода по изготовлению сельскохозяйственных машин петроградского торгового дома "Д.Я. Алейников, Н.Д. Аверин и К°", нанимавшего более 200 рабочих. Алтайским союзом кредитных товариществ был построен завод "Шпагат", производивший оборудование для маслозаводов и запчасти для сельхозмашин. Завод имел также литейный, механический, кузнечный и деревообрабатывающий цеха. Во время войны в ряде промышленных отраслей города наблюдался процесс свертывания производства. Так, было свернуто производство алкоголя -винокуренное, спиртоочистительное, пивоваренное, сократилось стекольное, а также мелкое пимокатное и овчинно-шубное производство. Зато получили дальнейшее развитие те отрасли, которые отвечали военным нуждам: пищевая, кожевенная и металлообрабатывающая. Во время войны городская дума добивалась перевода в Барнаул и на Алтай предприятий из прифронтовой полосы. Была даже создана специальная комиссия "по привлечению фабрик и заводов, эвакуированных из мест военных действий". Однако эвакуируемые из западных областей страны заводы и фабрики оседали в районах, более развитых в экономическом отношении. Несмотря на то, что лицо городской промышленности определяли уже фабричные заведения, Барнаул в это время не считался крупным индустриальным центром Сибири и заметно уступал таким городам, как Томск и Новониколаевск.
Торговля В конце XIX-начале XX вв. определяющую роль в экономике Барнаула играла торговля. Будучи центром богатейшего сельскохозяйственного района, город становится крупнейшим на Алтае пунктом скупки и вывоза зерна и масла. К концу XIX в. по оборотам хлебной торговли Барнаул занимал первое место среди других алтайских городов. Росту торговли хлебом способствовал постоянный рост числа переселенцев, и, как следствие, развитие товарного сельского хозяйства, увеличение численности городского населения, растущий спрос на хлеб в других губерниях, на золотых приисках, развитие винокуренной промышленности, работавшей на пшенице, и ряд других. Перелом в этой отрасли произошел в начале 90-х гг., когда возник настоящий "хлебный бум" из-за голода в Поволжье и ряде сибирских губерний. Именно с этого момента начинает меняться положение города, и он превращается в крупнейший центр Западной Сибири по торговле сельскохозяйственной продукцией. В газете того времени писали: "На Алтае и в Семипалатинской области пароходчики скупили 15 млн. пудов зерна и сами перевозили его... Хлеб, купленный на Алтае по 25-30 коп. за пуд, они продавали в Тюмени по 1 руб. 70 коп.". Хлебной торговлей занимались в основном купцы. В конце XIX в. наметилась тенденция соединения хлеботорговли и пароходства в одних руках. Помимо пароходчиков, скупкой зерна занимались также владельцы мукомольных мельниц и торговцы-ростовщики. Таким образом, в 90-е гг. XIX в. Барнаул был самым крупным хлеботорговым центром Алтайского округа. Однако, его позиции сильно пошатнулись во время голода на Алтае в 1901 - 1903 гг. из-за произошедших засухи и нашествия на посевы хлеба насекомых-вредителей. После голодных лет город утрачивает свою монополию в хлеботорговле из-за появившихся сильных конкурентов в лице Бийска, Новониколаевска, а также ряда сел. Так, в 1906 -1910 гг. отправка хлеба составляла: из Новониколаевска - 6,3 млн. пудов, а из Барнаула - 4,9 млн. пудов. На первое место по оборотам торговли в конце XIX-начале XX в. приходит торговля сливочным маслом - скупка и отправка его за границу, прежде всего в Англию и Германию. Эта отрасль стала развиваться после постройки Сибирской железной дороги. Первые маслозаводы появились на Алтае в 1896 г., и после этого их число начинает быстро расти. В 1913 г. маслоделие составляло уже 55% объема промышленной продукции Алтайского округа. Такого бурного развития не знала ни одна отрасль экономики Сибири. В Барнауле функционировало от 15 до 20 фирм, которые скупали масло и продавали, в свою очередь, аппараты для его изготовления (сепараторы). В основном, эти фирмы принадлежали иностранным владельцам, прежде всего, датчанам и англичанам. В начале XX в. главные позиции в скупке масла в городе занимали датские фирмы, такие как "Лунд и Петерсен", "Рандруп", "Юргенсон" и особенно "Сибирская К°". Эти фирмы представляли собой крупные торговые предприятия. Например, в 1914 г. обороты конторы И. Линд составляли 1170 тыс. руб., "Лунд и Петерсен" - 729,7 тыс.руб. С началом Первой мировой войны датские фирмы полностью вытесняются английскими фирмами. Во время Первой мировой войны объемы маслоторговли резко снизились. Железные дороги заметно сократили перевозку гражданских грузов, вывоз масла в Германию был запрещен, прекратился подвоз сепараторов и других принадлежностей для маслодельческой отрасли. Кроме того, иностранные фирмы по скупке масла пострадали во время мобилизации в Барнауле летом 1914 г., когда призванные на войну солдаты в порыве патриотических чувств разгромили почти все отделения иностранных фирм, не разбираясь, какая из них принадлежит немцу, а какая - англичанину. По вывозу других сельскохозяйственных продуктов - мяса, шерсти и пр. - Барнаул занимал второстепенные позиции. Значительно увеличился вывоз мяса лишь в военные годы, в результате поставок в армию и проведения в 1915 г. Алтайской железной дороги. Большие прибыли барнаульским предпринимателям приносила мануфактурно-галантерейная торговля. На Алтай поставляли продукцию многие компании московского текстильного района, в их числе Морозовы, Э. Циндель, Гюбнер, Прохоровы, Рябушинские и другие. В начале XX в. в городе насчитывалось свыше 30 магазинов этого профиля с оборотами на 4,2 млн. руб. Для ведущих торговых фирм города продажа текстильных и галантерейных товаров играла первенствующее значение, хотя, в основном, их торговля была универсальной. Среди крупнейших предпринимателей, действовавших в этой отрасли, необходимо назвать торговый дом "А. Г. Морозов с сыновьями", И.Ф. Смирнова. Морозовы имели 10 магазинов, которые вели торговлю широким ассортиментом всевозможных промышленных товаров: от иголок до экипажей. Это же относилось к деятельности купца И.Ф. Смирнова, которому принадлежал самый большой в городе магазин - пассаж. Отличительной особенностью городской торговли было то, что в Барнауле значительную сумму составляли обороты заведений по продаже пимов, шуб и прочих изделий из овчины и шерсти. В конце XIX - начале XX вв. уменьшается роль городских ярмарок. В Барнауле в это время по-прежнему существовали две ярмарки - Введенская и Крестовоздвиженская, но их обороты были крайне незначительны. Кроме того, существовала и базарная торговля, которая велась на "базарной" и "соляной" площадях, где в начале XX в. имелось 2 каменные лавки и 1 деревянный корпус. Торговля там производилась в течение всей недели, кроме воскресных дней и праздников. В этот период все большее значение приобретает стационарная (магазинная) торговля. Самым большим магазином в городе был пассаж купца И.Ф. Смирнова, построенный в 1909 г. Здание выходило фасадами на Московский (Ленинский) проспект. Пушкинскую и Гоголевскую улицы, занимая целый квартал. На первом этаже размещались обувной, галантерейный, канцелярский, аптекарский, винно-бакалейный отделы, а на втором - контора владельца, шляпная мастерская и отделение Русского для внешней торговли банка. Кроме пассажа Смирнова, в городе было множество других средних и мелких магазинов и лавок. Торговая сеть Барнаула накануне Первой мировой войны при населении города в 70 тыс. чел. насчитывала около 500 магазинов, из которых 160 торговали бакалейными и гастрономическими товарами, 28 - одеждой и обувью, 29 -шубами и валенками, 25 - мясом и колбасами и т.д. Торговые заведения были заполнены тканями и одеждой, хозяйственными товарами, американской сельскохозяйственной техникой, датскими сепараторами, ювелирными изделиями, мебелью и т.д. В городе имелись собственные магазины компании "Зингер", крупнейшей в России торгово-промышленной фирмы "А.Ф. Второе с сыновьями", имелись склады по продаже продуктов из нефти фирмы "Нобель", китайский чайный магазин "Ван Ху Син". Быстрое развитие торговли и превращение Барнаула в крупный торговый центр повлияли на рост численности купечества и усиление его влияния в экономике края. Однако, торговлей занимались не только купцы, но и многие мещане, крестьяне и даже дворяне. По сравнению с предшествующим периодом в городе выросло число купцов 1-й гильдии. Если в 1897 г. в Барнауле свидетельство 1-й гильдии выбирал только торговый дом "Д.Н. Сухова сыновья", то в 1903 - 1905 гг. к нему прибавились А.Г. Морозов, И.Ф. Смирнов, И.И. Поляков. К 1907 г. приобрел свидетельство 1-й гильдии купец М. Страхов, а по свидетельствам первого разряда торговали А. Второе, В. Бодунов, Г. Грязное, И. Федулов и другие. Большинство предпринимателей имели не только торговые заведения, но и владели промышленными предприятиями. Это делалось для того, чтобы убытки, понесенные одним заведением, компенсировались за счет прибылей другого. Например, Платоновы сочетали винокуренное производство с мукомольной и хлебной торговлей, И.И. Поляков торговал бакалеей, чаем и сахаром, и в то же время владел крупным промышленным заведением по изготовлению шуб. Несмотря на универсальный характер предпринимательства, в рассматриваемый период прослеживается определенная специализация в деятельности барнаульских деловых людей. Так, винокурением и пивоварением, а также продажей своей продукции занимались Ворсины, Андроновский, Поскотинов, владельцами крупных мукомольных мельниц, торговцами мукой и зерном являлись И. Федулов, наследники Грязнова, Корелин, пароходовладельцами были Е.И. Мельникова, наследники Ельдештеин, Фуксман, Мошкин; мануфактурой, галантереей, бакалеей торговали А. Морозов, И. Смирнов, П. Сухов и т.д. Среди барнаульского купечества можно выделить группу старых фамилий, т.е. тех, кто торговал или имел промышленные заведения в городе еще в 80-90-е гг. XIX в. (Морозовы, Суховы, Смирновы, Поляковы, Ворсины, Федулов и др.), и группу, представленную предпринимателями нового поколения, в основном, выходцами из крестьян и мещан, часто из Европейской России (Мельниковы, Ельденштейн, Кашин, Голдырев и др.). Опасными конкурентами алтайских предпринимателей были более мощные компании из центра страны. Например, крупнейшая торговая фирма России и Сибири "А.Ф. Второв и сыновья", имевшая свои универсальные магазины во многих городах Сибири, в том числе и в Барнауле, стремилась полностью монополизировать мануфактурную торговлю и постоянно вела борьбу со своими конкурентами. На характер и масштабы торговли положительно повлияло создание в городе банковской системы. В 1894 г. в Барнауле было открыто отделение Сибирского торгового банка. Кроме того, открыли свои отделения крупнейшие коммерческие банки России: Русско-Китайский (Русско-Азиатский) банк (1908 г.), Русский для внешней торговли банк (1909 г.), Государственный банк (1911 г.). Помимо этого в Барнауле в 1912 г. был учрежден городской общественный банк имени купца 2-й гильдии В.Г. Бодунова, который оставил по завещанию 10 тыс. рублей для его открытия. Таким образом, в конце XIX-начале XX вв. Барнаул окончательно превращается в крупный торговый центр. Торговля города по своим масштабам значительно превосходила промышленность. После завершения строительства транссибирской магистрали Алтай получил возможность вывозить сельскохозяйственную продукцию на европейский рынок, а из Европейской России, наоборот, получать мануфактурные и промышленные изделия.
Транспорт В 90-х гг. XIX в. началось строительство транссибирской железнодорожной магистрали, которая имела важнейшее экономическое, военно-стратегическое значение не только для Сибири, но и для всей России. Ее сооружение способствовало началу активного переселения в сибирский регион, в том числе и в Алтайский округ. Однако, дорога прошла севернее Барнаула более чем на 200 верст, через Новониколаевск, что привело к сдерживанию экономического развития нашего города и, вообще, всей южной части Томской губернии, наиболее развитой в сельскохозяйственном отношении. Поэтому для Барнаула важнейшую роль в транспортном отношении продолжало играть пароходство. В 1893 г. была основана крупнейшая в Обь - Иртышском бассейне пароходная компания Е.И. Мельниковой. К 1910 г. флотилия компании насчитывала 10 пароходов и 6 барж. Крупнейшими пароходами с мощностью двигателя 500 лошадиных сил были "Боткинский завод", "Богатырь" и "Двигатель". В 1894 г. барнаульский купец 2-й гильдии Е.В. Ельдештейн основал пароходную компанию, которая к 1910 г. владела 5 пароходами и 12 баржами вместимостью до 8,3 тыс. тонн. В 1914 г. флот компании увеличился до 6 пароходов ("Любимец", "Россия", "Александр Невский", "Нарымец", "Алтаец" и "Помощник"). В 1913 г. оба пароходства вошли в "Соединенную пароходную компанию", объединившую ряд пароходств Барнаула и Новониколаевска, где пароходство Е.И. Мельниковой было самым крупным пайщиком. От оживленной барнаульской пристани буксиры тянули баржи с хлебом и другими грузами в Новониколаевск для перевалки на железную дорогу и переброски за Урал и в Восточную Сибирь. Значительный поток хлебных грузов направлялся водным путем из Барнаула, Бийска, Камня-на-Оби, Усть-Чарышской пристани в Тюмень для продажи на Урале. В 1913 г. была закончена постройка железнодорожной линии Тюмень - Омск, которая обеспечила второй выход из Сибири в Европейскую часть страны через Екатеринбург. Однако водные перевозки совершались медленно и имели сезонный характер. Поэтому, еще в конце XIX в. гласные барнаульской городской думы стали активно обсуждать вопрос о необходимости строительства железной дороги, которая бы соединила Барнаул с транссибирской магистралью. По этому поводу развернулась борьба между буржуазией Барнаула и Томска, представители которой хотели повернуть будущую железную дорогу в нужном для них направлении. На заседании барнаульской городской думы 14 января 1909 г. гласные решили, что наиболее приемлемым является проект инженера Иванова, который предполагал соединить рельсовым путем Новониколаевск, Барнаул, Семипалатинск и угольные копи Кузбасса. Впоследствии этот проект был несколько изменен. Алтайская железная дорога ветки на Кузбасс не имела, вместо нее была построена линия от станции Алтайская до Бийска. Учредителем Общества Алтайской железной дороги стал русско-французский банковский синдикат, куда входили такие крупные финансовые магнаты, как Утин, Хрулев, Дрейер и Зуров. Строительство Алтайской дороги началось в 1912 г. Она была довольно крупной по своим масштабам, ее протяженность составляла свыше 750 верст. Алтайская железная дорога строилась быстрыми темпами. Начавшаяся летом 1914 г. мировая война и связанная с ней мобилизация не задержали строительство, хотя администрация округа сетовала на то, что с началом войны округу пришлось больше платить сплавщикам леса "вследствие мобилизации и усиления работ по постройке Алтайской железной дороги". Алтайская дорога начала функционировать со второй половины 1914 г. Однако, сквозного сообщения между Новониколаевском и Семипалатинском еще не было, поскольку мост через Обь еще не был построен. Официальное открытие дороги состоялось в октябре 1915 г. после завершения строительства моста через Обь в районе Барнаула. Первый пассажирский поезд прибыл из Новониколаевска на станцию Барнаул 8 октября 1915 г. На другой день газета "Жизнь Алтая" сообщила: "Вчера, 8 октября, фактически открылось коммерческое и пассажирское движение по железнодорожному мосту через Обь". Торжества по этому поводу состоялись в Барнауле 21 октября 1915 г. В них приняли участие командующий омским военным округом, томский и семипалатинский губернаторы. Постройка Алтайской железной дороги способствовала дальнейшему социально - экономическому развитию Алтайского округа и всего сибирского региона.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (635)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |