Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


БАРНАУЛ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (1893 - 1917)



2020-02-04 635 Обсуждений (0)
БАРНАУЛ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (1893 - 1917) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Население

В конце XIX в. Барнаул относился к разряду наиболее крупных городов Сибири, таких как Томск, Иркутск, Омск, Красноярск. Решающую роль в его развитии играло то, что он являлся крупным административным цен­тром - столицей Алтайского горного округа. Однако, с закрытием серебро­плавильного завода, административная функция Барнаула ослабевает, и на первое место выходит его роль как промышленного, торгового и транс­портного центра.

Население Барнаула в конце XIX - начале XX вв. росло быстрыми темпа­ми. В 1897 г. оно составляло 29,4 тыс. человек, в 1911 г. - свыше 52 тыс., а к 1914 г. достигло 70,4 тыс. человек. Решающую роль в пополнении городского населения играл механический прирост, т.е. увеличение числа жителей за счет пришлых, в основном, крестьян. Большое влияние на темпы переселен­ческого движения оказало строительство Транссибирской магистрали, после чего поток переселенцев буквально хлынул в Сибирь, в том числе и на Алтай. Несмотря на то, что они в основном оседали в сельской местности, большой процент их переселялся и в города.

Россия в конце XIX - начале XX вв. продолжала оставаться сословным го­сударством. Чтобы представить, каков был состав населения Барнаула в этот период, рассмотрим его сословную структуру. В этом нам помогут материа­лы Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г.

Особенностью проведения переписи 1897 г. в Барнауле стало то, что в со­став горожан не были включены более 8 тыс. человек, которые проживали на земле, принадлежащей Кабинету, и при проведении переписи были отнесе­ны к сельским жителям Барнаульского уезда. Однако, и по имеющимся дан­ным мы можем судить о сословной структуре населения Барнаула.

Самым многочисленным городским со­словием были мещане, вторыми по числен­ности - крестьяне. Большой процент мещан в общей численности населения был обуслов­лен тем, что многие крестьяне, переселяясь в город, записывались именно в мещанское сословие. Кроме того, после отмены крепост­ного права барнауль­ские мастеровые так­же были переведены в разряд городских обы­вателей, т.е. мещан. Традиционной дея­тельностью мещан в Барнауле было содер­жание скота и огород­ничество, однако, многие из них в конце XIX - начале XX вв. начинают заниматься торговлей и ремеслами. Процент крестьян, по сравнению с другими городами Сибири, был несколько ниже.

Следующей по численности сословной группой были дворяне и чиновни­ки. Их доля в общем количестве населения в этот период ничем не отлича­лась от таковой в других городах России, т.к. Барнаул, по мере сокращения горного производства и окончательного закрытия алтайских заводов, пере­стает быть городом чиновников и военных.

Небольшой процент купеческого сословия был характерен не только для Барнаула, но и для остальных городов Сибири. Это объяснялось тем, что к купеческому сословию приписывались в основном крупные предпринимате­ли, хотя некоторые из них не выбирали купеческих свидетельств. Так, на­пример, А.П. Бухалов, основавший в 1891 г. в Барнауле шубно-пимокатное заведение, обороты которого в начале XX в. достигали 50 тыс. руб., а также занимавшийся торговлей, все время оставался в мещанском сословии. Мел­кие торговцы, в основном, принадлежали к мещанскому или крестьянскому сословиям.

Сокращению численности купечества в конце XIX - начале XX вв. способ­ствовало и "Положение о промысловом налоге" 1898 г., в соответствии с ко­торым выборка гильдейских свидетельств стала необязательной для занятий коммерцией, и только купцы, наиболее сильно чтившие свое сословное зва­ние, оставались в нем до конца.

В рассматриваемый период в Барнауле, как и в целом в стране, наблю­дался процесс "размывания" сословий. Его суть заключалась в том, что дея­тельность, которой человек должен был заниматься в силу своей сословной принадлежности, не соответствовала занятиям, которые приносили ему средства к существованию. Так, крестьянин мог заниматься торговлей вмес­то занятий земледелием, дворянин мог держать промышленное заведение и т.д. Таким образом, в начале XX в. сословное деление сменялось сословно-классовым, и помимо сословий в обществе появляются новые социальные слои, которые различались по наличию или отсутствию у них средств произ­водства. Окончательно сословное деление общества исчезает в 1917 г.

По переписи 1897 г. все занятия населения можно разделить на три группы: непроизводительное, полупроизводительное и производительное.

К первой группе относились чиновники и военные, духовенство, лица свободных профессий, рантье, пенсионеры, а также лица, лишенные свобо­ды и т.д.

Во вторую группу входили лица, занимающиеся торговлей, частной службой, поденщики, а также занятые в сфере транспорта и связи.

Третью группу составляло население, занятое в сельском хозяйстве и промышленности.

В соответствии с этим делением, в Барнауле к непроизводительному населению относилось 26,6% горожан, полупроизводительному - 42,7% и производительному - 30,7% барнаульцев.

Высокий процент людей, занятых во второй группе, был связан с тем, что в городе была высока прослойка поденных рабочих, часто менявших род занятий (строители, грузчики, поденные рабочие, прислуга и т.д.).

В целом, структура занятий городского населения отражала процесс "размывания" сословий, о котором говорилось выше. Активно развивавшие­ся рыночные отношения приводили к тому, что людям приходилось менять прежний образ жизни и искать себе занятия, приносящие больший доход. Однако, в целом социальный состав населения Барнаула в этот период прак­тически не отличался от такового в других городах Сибири и Европейской России.

 

Промышленность

В 90-х гг. XIX в. экономика России вступила в новую фазу своего разви­тия. В этот период происходит образование монополий, усиливается роль банков, появляются новые отрасли производства, увеличивается количество предприятий и число рабочих на них.

В экономике Алтайского округа также происходили важные изменения. Проведение транссибирской магистрали способствовало втягиванию хозяй­ства Сибири во всероссийский и мировой рынок. После проведения железной дороги резко увеличился поток переселенцев, в основном крестьян, что вело к быстрому росту населения в сибирском регионе.

Барнаул как административный и хозяйственный центр Алтайского окру­га чутко реагировал на экономические процессы, происходившие в регионе. Именно в эти годы меняется характер городской экономики. Из горнозавод­ского округа Алтай превращается в житницу Сибири, крупнейшего произво­дителя зерна, сливочного масла и других сельскохозяйственных продуктов.

В конце XIX-начале XX вв. кризис кабинетской промышленности всту­пил в решающую стадию. В 1893 г. в Барнауле был закрыт сереброплавиль­ный завод, приносивший ранее царскому Кабинету огромные прибыли. На его месте был открыт кабинетский лесопильный завод. Вплоть до 1906 г. Ка­бинет был монополистом в этой отрасли. В 1906 г. братья Козловы открыли в Барнауле лесопильный завод с паровым двигателем, который составил серьезную конкуренцию кабинетскому заводу. В 1912 г. по сумме производ­ства завод Козловых уже в 2 раза опережал кабинетский (соответственно 200 и 100 тыс. руб.).

После закрытия сереброплавильного завода промышленность города по­лучила новый стимул к развитию, потому что утратили силу многочислен­ные ограничительные меры по отношению к частной промышленности. На предприятиях города было разрешено устанавливать паровые двигатели, были сняты ограничения с винокуренного, кирпичного и других видов про­изводств. Но, по-прежнему, развитию промышленности мешала принадлеж­ность городской земли Кабинету, невозможность приобрести ее в собствен­ность, высокая арендная плата за землю.

Промышленные заведения города все более специализировались на об­работке продуктов сельского хозяйства (зерна, кож, шерсти), которых в Ал­тайском округе всегда производилось в изобилии.

Благодаря быстрому развитию сельского хозяйства, появлению излиш­ков хлеба и его дешевизне развивается мукомольное производство. Большин­ство мельниц Алтая принадлежало барнаульским купцам, однако, сами мель­ницы располагались в сельской местности. Помимо старых мельниц появля­ются и новые: И. Корелина, В. Бодунова, Винокуровых. К 1912 г. они произ­водили муки более, чем на 6 млн. руб.

Если по производству муки в Сибири в начале XX в. на первое место вы­ходит Новониколаевск (современный Новосибирск), то по производству овчинно-шубных изделий равных Барнаулу не было. Барнаул становится мо­нопольным производителем шуб, валенок, овчин и т.д.

Барнаульские овчинно-шубные предприятия представляли собой пре­имущественно мануфактурные заведения. Вот как описывал современник данные заведения: "Мастерские эти двухэтажные, с громадными внутри пе­чами-сушильнями. В пимокатных мастерских температура бывает нагрета до того, что рабочие работают тут безо всякой одежды, да и то еще жарко... В санитарном и гигиеническом отношении шубные и пимокатные мастер­ские в городе едва ли удобны... они едва ли обладают чистотою, а скорее все­го портят воздух".

Черные овчинные шубы, производимые на этих предприятиях - извест­ные "барнаулки" - находили сбыт не только в Томской губернии, в которую входил и Алтайский округ, но доходили и до Урала и Дальнего Востока. Осо­бенно увеличился выпуск шуб во время русско-японской и Первой мировой войн, когда они шли на нужды армии. Барнаульские "пимы" были также очень популярны в Сибири.

Из других производств выделялись кожевенное и мыловаренное, а также производство соды на заводе М. Пранга.

В конце XIX-начале XX в. дальнейшее развитие получило и винокуренное производство. Всего на Алтае в нача­ле XX в. работало шесть винокуренных заводов, из них барнаульским предпри­нимателям принадлежали три: Иткульский завод Платонова и Судовской в с. Соколово, завод Ворсиных и Олюниной в Барнауле (открыт в 1894 г.) и завод По-скотинова в с. Баюновские Ключи (от­крыт в 1896 г.). Кроме этого, в конце XIX в. в Барнауле действовали два пиво-медоваренных завода: торгового дома "Братья Ворсины и Олюнина" и товари­щества "Братьев Суховых". И винокурен­ные, и пивоваренные заводы использова­ли в своем производстве местные сель­скохозяйственные продукты. Интересной особенностью винокуренной отрасли Ал­тайского округа было то, что до конца XIX в. в качестве сырья она использовала исключительно хлебные припасы, и лишь в начале XX в. начинает применять кар­тофель.

Винокурение являлась важной отрас­лью экономики Алтайского округа. Вплоть до введения в 1902 г. в Сибири го­сударственной винной монополии сюда вкладывались значительные капиталы. После введения государственной мо­нополии на продажу водки в городах Алтая были построены спиртоочисти­тельные предприятия (их называли монопольные склады казны), один из ко­торых находился и в Барнауле. Сюда заводчики сдавали неочищенный спирт, и здесь уже из него изготавли­вали водку. Барнаульский склад был самым крупным в Западной Сибири. К 1914 г. фабричное производст­во стало играть значительную роль в промышленности города. К фабри­кам относился винокуренный завод торгового дома "Братья Ворсины и Олюнина", пивоваренный завод Андроновского, лесопильный завод бра­тьев Козловых, шубно-пимокатное заведение И. Полякова и ряд других предприятий. Хотя по количеству фабрики составляли 45% от всех предприятий города, сумма их производства составляла 74 %. Фабричное производство господствовало в таких отраслях промышленности, как произ­водство крупчатки, винокурение, лесопильная и кожевенная.

Однако мануфактурное производство не было окончательно вытеснено фабричным. Мануфактурными, в основном, оставались кирпичные и пище­вые предприятия.

Под влиянием построенной в 1915 г. Алтайской железной дороги промы­шленность Барнаула продолжала развиваться быстрыми темпами. Здесь бы­ли открыты мастерские и депо Алтайской железной дороги, которые стали самыми крупными предприятиями города - там трудились более 600 рабо­чих. С железной дорогой было связано появление в Барнауле небольшого за­вода по изготовлению сельскохозяйственных машин петроградского торгово­го дома "Д.Я. Алейников, Н.Д. Аверин и К°", нанимавшего более 200 рабочих. Алтайским союзом кредитных товариществ был построен завод "Шпагат", производивший оборудование для маслозаводов и запчасти для сельхозма­шин. Завод имел также литейный, механический, кузнечный и деревообра­батывающий цеха.

Во время войны в ряде промышленных отраслей города наблюдался про­цесс свертывания производства. Так, было свернуто производство алкоголя -винокуренное, спиртоочистительное, пивоваренное, сократилось стеколь­ное, а также мелкое пимокатное и овчинно-шубное производство. Зато полу­чили дальнейшее развитие те отрасли, которые отвечали военным нуждам: пищевая, кожевенная и металлообрабатывающая.

Во время войны городская дума добивалась перевода в Барнаул и на Ал­тай предприятий из прифронтовой полосы. Была даже создана специальная комиссия "по привлечению фабрик и заводов, эвакуированных из мест воен­ных действий". Однако эвакуируемые из западных областей страны заводы и фабрики оседали в районах, более развитых в экономическом отношении.

Несмотря на то, что лицо городской промышленности определяли уже фабричные заведения, Барнаул в это время не считался крупным индустри­альным центром Сибири и заметно уступал таким городам, как Томск и Новониколаевск.

 

Торговля

В конце XIX-начале XX вв. определяющую роль в экономике Барнаула играла торговля. Будучи центром богатейшего сельскохозяйственного рай­она, город становится крупнейшим на Алтае пунктом скупки и вывоза зерна и масла.

К концу XIX в. по оборотам хлебной торговли Барнаул занимал первое место среди других алтайских городов. Росту торговли хлебом способствовал постоянный рост числа переселенцев, и, как следствие, развитие товарного сельского хозяйства, увеличение численности городского населения, расту­щий спрос на хлеб в других губерниях, на золотых приисках, развитие винокуренной промышлен­ности, работавшей на пшенице, и ряд других. Перелом в этой от­расли произошел в на­чале 90-х гг., когда воз­ник настоящий "хлеб­ный бум" из-за голода в Поволжье и ряде сибир­ских губерний. Именно с этого момента начи­нает меняться положе­ние города, и он превра­щается в крупнейший центр Западной Сибири по торговле сельскохозяйственной продукцией. В газете того времени писали: "На Алтае и в Семи­палатинской области пароходчики скупили 15 млн. пудов зерна и сами пере­возили его... Хлеб, купленный на Алтае по 25-30 коп. за пуд, они продавали в Тюмени по 1 руб. 70 коп.".

Хлебной торговлей занимались в основном купцы. В конце XIX в. наме­тилась тенденция соединения хлеботорговли и пароходства в одних руках. Помимо пароходчиков, скупкой зерна занимались также владельцы муко­мольных мельниц и торговцы-ростовщики.

Таким образом, в 90-е гг. XIX в. Барнаул был самым крупным хлеботор­говым центром Алтайского округа. Однако, его позиции сильно пошатнулись во время голода на Алтае в 1901 - 1903 гг. из-за произошедших засухи и на­шествия на посевы хлеба насекомых-вредителей. После голодных лет город утрачивает свою монополию в хлеботорговле из-за появившихся сильных конкурентов в лице Бийска, Новониколаевска, а также ряда сел. Так, в 1906 -1910 гг. отправка хлеба составляла: из Новониколаевска - 6,3 млн. пудов, а из Барнаула - 4,9 млн. пудов.

На первое место по оборотам торговли в конце XIX-начале XX в. прихо­дит торговля сливочным маслом - скупка и отправка его за границу, прежде всего в Англию и Германию. Эта отрасль стала развиваться после постройки Сибирской железной дороги. Первые маслозаводы появились на Алтае в 1896 г., и после этого их число начинает быстро расти. В 1913 г. маслоделие составляло уже 55% объема промышленной продукции Алтайского округа. Такого бурного развития не знала ни одна отрасль экономики Сибири.

В Барнауле функционировало от 15 до 20 фирм, которые скупали масло и продавали, в свою очередь, аппараты для его изготовления (сепараторы). В основном, эти фирмы принадлежали иностранным владельцам, прежде все­го, датчанам и англичанам. В начале XX в. главные позиции в скупке масла в городе занимали датские фирмы, такие как "Лунд и Петерсен", "Рандруп", "Юргенсон" и особенно "Сибирская К°". Эти фирмы представляли собой крупные торговые предприятия. Например, в 1914 г. обороты конторы И. Линд составляли 1170 тыс. руб., "Лунд и Петерсен" - 729,7 тыс.руб. С на­чалом Первой мировой войны датские фирмы полностью вытесняются анг­лийскими фирмами.

Во время Первой мировой войны объемы маслоторговли резко снизились. Железные дороги заметно сократили перевозку гражданских гру­зов, вывоз масла в Германию был запрещен, прекратился подвоз сепарато­ров и других принадлежностей для маслодельческой отрасли. Кроме того, иностранные фирмы по скупке масла пострадали во время мобилизации в Барнауле летом 1914 г., когда призванные на войну солдаты в порыве па­триотических чувств разгромили почти все отде­ления иностранных фирм, не разбираясь, какая из них принадлежит немцу, а какая - англичани­ну.

По вывозу других сельскохозяйственных про­дуктов - мяса, шерсти и пр. - Барнаул занимал второстепенные позиции. Значительно увеличил­ся вывоз мяса лишь в военные годы, в результате поставок в армию и проведения в 1915 г. Алтай­ской железной дороги.

Большие прибыли барнаульским предприни­мателям приносила мануфактурно-галантерейная торговля. На Алтай поставляли продукцию многие компании московского текстильного района, в их числе Морозо­вы, Э. Циндель, Гюбнер, Прохоровы, Рябушинские и другие.

В начале XX в. в городе насчитывалось свыше 30 магазинов этого профиля с оборота­ми на 4,2 млн. руб. Для ведущих торговых фирм города продажа текстильных и галанте­рейных товаров играла первенствующее зна­чение, хотя, в основном, их торговля была уни­версальной. Среди крупнейших предпринима­телей, действовавших в этой отрасли, необхо­димо назвать торговый дом "А. Г. Морозов с сы­новьями", И.Ф. Смирнова. Морозовы имели 10 магазинов, которые вели торговлю широким ассортиментом всевозможных промышленных товаров: от иголок до экипажей. Это же относилось к деятельности купца И.Ф. Смирнова, которому принадлежал самый большой в городе магазин - пассаж.

Отличительной особенностью городской торговли было то, что в Барнау­ле значительную сумму составляли обороты заведений по продаже пимов, шуб и прочих изделий из овчины и шерсти.

В конце XIX - начале XX вв. уменьшается роль городских ярмарок. В Бар­науле в это время по-прежнему существовали две ярмарки - Введенская и Крестовоздвиженская, но их обороты были крайне незначительны. Кроме то­го, существовала и базарная торговля, которая велась на "базарной" и "соля­ной" площадях, где в начале XX в. имелось 2 каменные лавки и 1 деревянный корпус. Торговля там производилась в течение всей недели, кроме воскрес­ных дней и праздников.

В этот период все большее значение приобретает стационарная (мага­зинная) торговля. Самым большим магазином в городе был пассаж купца И.Ф. Смирнова, построенный в 1909 г. Здание выходило фасадами на Мос­ковский (Ленинский) проспект. Пушкинскую и Гоголевскую улицы, занимая целый квартал. На первом этаже размещались обувной, галантерейный, кан­целярский, аптекарский, винно-бакалейный отделы, а на втором - контора владельца, шляпная мастерская и отделение Русского для внешней торговли банка.

Кроме пассажа Смирнова, в городе было множество других средних и мелких магазинов и лавок. Торговая сеть Барнаула накануне Первой миро­вой войны при населении города в 70 тыс. чел. насчитывала около 500 мага­зинов, из которых 160 торговали бакалейными и гастрономическими товарами, 28 - одеждой и обувью, 29 -шубами и валенками, 25 - мясом и колбасами и т.д. Торговые заведе­ния были заполнены тканями и одеждой, хозяйственными товара­ми, американской сельскохозяйст­венной техникой, датскими сепара­торами, ювелирными изделиями, мебелью и т.д. В городе имелись собственные магазины компании "Зингер", крупнейшей в России торгово-промышленной фирмы "А.Ф. Второе с сыновьями", име­лись склады по продаже продуктов из нефти фирмы "Нобель", китайский чайный магазин "Ван Ху Син".

Быстрое развитие торговли и превращение Барнаула в крупный торго­вый центр повлияли на рост численности купечества и усиление его влияния в экономике края. Однако, торговлей занимались не только купцы, но и мно­гие мещане, крестьяне и даже дворяне.

По сравнению с предшествующим периодом в городе выросло число куп­цов 1-й гильдии. Если в 1897 г. в Барнауле свидетельство 1-й гильдии выби­рал только торговый дом "Д.Н. Сухова сыновья", то в 1903 - 1905 гг. к нему прибавились А.Г. Морозов, И.Ф. Смирнов, И.И. Поляков. К 1907 г. приобрел свидетельство 1-й гильдии купец М. Страхов, а по свидетельствам первого разряда торговали А. Второе, В. Бодунов, Г. Грязное, И. Федулов и другие.

Большинство предпринимателей имели не только торговые заведения, но и владели промышленными предприятиями. Это делалось для того, что­бы убытки, понесенные одним заведением, компенсировались за счет при­былей другого. Например, Платоновы сочетали винокуренное производство с мукомольной и хлебной торговлей, И.И. Поляков торговал бакалеей, чаем и сахаром, и в то же время владел крупным промышленным заведением по из­готовлению шуб.

Несмотря на универсальный характер предпринимательства, в рассмат­риваемый период прослеживается определенная специализация в деятельности барнаульских деловых людей. Так, винокурением и пи­воварением, а также продажей своей про­дукции занимались Ворсины, Андроновский, Поскотинов, владельцами круп­ных мукомольных мельниц, торговцами мукой и зерном явля­лись И. Федулов, на­следники Грязнова, Корелин, пароходовладельцами были Е.И. Мельникова, на­следники Ельдештеин, Фуксман, Мошкин; мануфактурой, галантереей, бакалеей торговали А. Морозов, И. Смирнов, П. Сухов и т.д.

Среди барнаульского купечества можно выделить группу старых фами­лий, т.е. тех, кто торговал или имел промышленные заведения в городе еще в 80-90-е гг. XIX в. (Морозовы, Суховы, Смирновы, Поляковы, Ворсины, Фе­дулов и др.), и группу, представленную предпринимателями нового поколе­ния, в основном, выходцами из крестьян и мещан, часто из Европейской Рос­сии (Мельниковы, Ельденштейн, Кашин, Голдырев и др.).

Опасными конкурентами алтайских предпринимателей были более мощ­ные компании из центра страны. Например, крупнейшая торговая фирма России и Сибири "А.Ф. Второв и сыновья", имевшая свои универсальные ма­газины во многих городах Сибири, в том числе и в Барнауле, стремилась пол­ностью монополизировать мануфактурную торговлю и постоянно вела борь­бу со своими конкурентами.

На характер и масштабы торговли положительно повлияло создание в го­роде банковской системы. В 1894 г. в Барнауле было открыто отделение Си­бирского торгового банка. Кроме того, открыли свои отделения крупнейшие коммерческие банки России: Русско-Китайский (Русско-Азиатский) банк (1908 г.), Русский для внешней торговли банк (1909 г.), Государственный банк (1911 г.). Помимо этого в Барнауле в 1912 г. был учрежден городской об­щественный банк имени купца 2-й гильдии В.Г. Бодунова, который оставил по завещанию 10 тыс. рублей для его открытия.

Таким образом, в конце XIX-начале XX вв. Барнаул окончательно пре­вращается в крупный торговый центр. Торговля города по своим масштабам значительно превосходила промышленность. После завершения строитель­ства транссибирской магистрали Алтай получил возможность вывозить сельскохозяйственную продукцию на европейский рынок, а из Европейской России, наоборот, получать мануфактурные и промышленные изделия.

 

Транспорт

В 90-х гг. XIX в. началось строительство транссибирской железнодорож­ной магистрали, которая имела важнейшее экономическое, военно-стратеги­ческое значение не только для Сибири, но и для всей России. Ее сооружение способствовало началу активного переселения в сибирский регион, в том числе и в Алтайский округ. Однако, дорога прошла севернее Барнаула более чем на 200 верст, через Новониколаевск, что привело к сдерживанию эконо­мического развития нашего города и, вообще, всей южной части Томской гу­бернии, наиболее развитой в сельскохозяйственном отношении.

Поэтому для Барна­ула важнейшую роль в транспортном отноше­нии продолжало играть пароходство. В 1893 г. была основана крупней­шая в Обь - Иртышском бассейне пароходная

компания Е.И. Мельниковой. К 1910 г. флотилия компа­нии насчитывала 10 парохо­дов и 6 барж. Крупнейшими пароходами с мощностью двигателя 500 лошадиных сил были "Боткинский за­вод", "Богатырь" и "Двига­тель".

В 1894 г. барнаульский купец 2-й гильдии Е.В. Ельдештейн осно­вал пароходную компа­нию, которая к 1910 г. владела 5 пароходами и 12 баржами вместимос­тью до 8,3 тыс. тонн. В 1914 г. флот компании увеличился до 6 парохо­дов ("Любимец", "Рос­сия", "Александр Нев­ский", "Нарымец", "Ал­таец" и "Помощник").

В 1913 г. оба пароходства вошли в "Соединенную пароходную компа­нию", объединившую ряд пароходств Барнаула и Новониколаевска, где паро­ходство Е.И. Мельниковой было самым крупным пайщиком.

От оживленной барнаульской пристани буксиры тянули баржи с хлебом и другими грузами в Новониколаевск для перевалки на железную дорогу и переброски за Урал и в Восточную Сибирь. Значительный поток хлебных грузов направлялся водным путем из Барнаула, Бийска, Камня-на-Оби, Усть-Чарышской пристани в Тюмень для продажи на Урале. В 1913 г. была закончена постройка железнодорожной линии Тюмень - Омск, которая обес­печила второй выход из Сибири в Европейскую часть страны через Екате­ринбург.

Однако водные перевозки совершались медленно и имели сезонный ха­рактер. Поэтому, еще в конце XIX в. гласные барнаульской городской думы стали активно обсуждать вопрос о необходимости строительства железной дороги, которая бы соединила Барнаул с транссибирской магистралью.

По этому поводу развернулась борьба между буржуазией Барнаула и Том­ска, представители которой хотели повернуть будущую железную дорогу в нужном для них направлении.

На заседании барнаульской городской думы 14 января 1909 г. гласные решили, что наиболее приемлемым является проект инженера Иванова, ко­торый предполагал соединить рельсовым путем Новониколаевск, Барнаул, Семипалатинск и угольные копи Кузбасса. Впоследствии этот проект был не­сколько изменен. Алтайская железная дорога ветки на Кузбасс не имела, вместо нее была построена линия от станции Алтайская до Бийска.

Учредителем Общества Алтайской железной дороги стал русско-фран­цузский банковский синдикат, куда входили такие крупные финансовые маг­наты, как Утин, Хрулев, Дрейер и Зуров.

Строительство Алтайской дороги началось в 1912 г. Она была довольно крупной по своим масштабам, ее протяженность составляла свыше 750 верст. Алтайская железная дорога строилась быстрыми темпами. Начавша­яся летом 1914 г. мировая война и связанная с ней мобилизация не задержали строительство, хотя администрация округа сетовала на то, что с на­чалом войны округу пришлось больше пла­тить сплавщикам леса "вследствие мобилиза­ции и усиления работ по постройке Алтайской железной дороги".

Алтайская дорога начала функциониро­вать со второй полови­ны 1914 г. Однако, сквозного сообщения между Новониколаевском и Семипалатинском еще не было, поскольку мост через Обь еще не был построен.

Официальное открытие дороги состоялось в октябре 1915 г. после завер­шения строительства моста через Обь в районе Барнаула. Первый пассажир­ский поезд прибыл из Новониколаевска на станцию Барнаул 8 октября 1915 г. На другой день газета "Жизнь Алтая" сообщила: "Вчера, 8 октября, фактически открылось коммерческое и пассажирское движение по железно­дорожному мосту через Обь". Торжества по этому поводу состоялись в Барна­уле 21 октября 1915 г. В них приняли участие командующий омским воен­ным округом, томский и семипалатинский губернаторы.

Постройка Алтайской железной дороги способствовала дальнейшему со­циально - экономическому развитию Алтайского округа и всего сибирского региона.

 



2020-02-04 635 Обсуждений (0)
БАРНАУЛ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (1893 - 1917) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: БАРНАУЛ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (1893 - 1917)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (635)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)