Введение Городового положения 1870 г.
Важнейшим этапом в истории Барнаула стало введение Городового положения 1870 г. Утвержденное императором, оно впервые открыло дверь для городского самоуправления. Однако введение этого закона в Барнауле произошло только в 1876 г. и было встречено барнаульским обществом без особенных надежд на лучшее будущее. Несомненно, здесь сказывалось тяжелое прошлое обязательного заводского труда, убогое состояние промышленности, бедность горожан, но главная причина заключалась в том, что город не имел своей собственной земли. Барнаул располагался на территории ведомства царского Кабинета, и земля под постройками жителей предоставлялась ему не в собственность, а в пользование. До введения Городового положения алтайские города вообще не имели никакой земельной собственности, в силу чего частные городские постройки считались имуществом движимым и могли быть снесены по требованию горного начальства в любое время. На этом основании допускалась только купля и продажа домов и дворовых построек без земли. Помимо этого город имел выгонные земли, на которых жители могли пасти скот и заготавливать сено на зиму. В 1858 г. Барнаул пользовался 9999 десятинами выгонной земли. Но так как эти земли не были официально закреплены за городом, то горное ведомство стало постепенно сокращать бесплатное пользование ими и в 1884 г. совершенно лишило горожан всех сенокосных угодий. Впрочем, администрация оставила городу местность под названием "Гляденские бугры"; но она была мала по размерам и непригодна по качеству. Помимо того, что Барнаул остался без выгона, он в пределах своих усадебных земель был разделен на 2 части: большую, расположенную собственно на городских землях и управляемую городскими властями, и меньшую, на арендных землях Кабинета, зависимую от Главного управления Алтайского горного округа. Последнее обстоятельство создало условия, в силу которых арендный Барнаул оказался в другом, самоуправляющемся, Барнауле, как государство в государстве. Но, тем не менее, на городском управлении лежали многие заботы об арендной части Барнаула, жившей вне зависимости от него. Эти кабинетские арендаторы категорически отказывались нести какие-либо городские повинности и платить налоги. Таким образом, не имея земельной собственности, городское самоуправление было поставлено в крайне затруднительное финансовое положение, так как Барнаулу с его значительным населением пришлось переносить центр тяжести по получению городских доходов не на городские общественные имущества, а на постройки жителей, торговлю и промышленность, После введения Городового положения в 1876 г. Барнаул получил 471 десятину земли. Однако, это существенно не улучшило его положения. На этой территории едва умещались дома горожан, при этом центральные постройки на Демидовской площади, Петропавловской улице и земля, на которой они стояли, оставались кабинетской, а не городской собственностью. Таким образом, на первых порах главной проблемой органов городского самоуправления было наделение города собственной землей. Городская дума в течение первых 25 лет своей деятельности обсуждала земельный вопрос 27 раз. Лишь в конце 90-х гг. XIX в. городу были переданы еще 7375 десятин земли, что значительно улучшило его положение. Но город продолжал расти, и в 1910 г. Кабинет дополнительно передал Барнаулу еще 1494 десятины земли. Реформа 1870 г. предполагала образование новых органов городской власти. Теперь жители Барнаула сроком на 4 года избирали городскую думу - орган распорядительный. В свою очередь, гласные думы из своего состава избирали городского голову и членов городской управы, которые олицетворяли исполнительную власть. Далеко не все граждане имели право голоса. Выбирать гласных в думу могли только мужчины не моложе 25 лет, к тому же они должны были быть российскими подданными, и обязательно иметь в данном городе какую-нибудь недвижимую собственность (дом, мастерскую, лавку и т.д.). Эти требования к избирателям говорили о прогрессивном характере реформы, так как теперь в органы городского самоуправления мог быть избран фактически любой, если он подходил под заданные рамки. В то же время имущественный ценз значительно ограничил число избирателей. На первых выборах в барнаульскую городскую думу в избирательные списки было включено лишь 1270 человек, что составляло всего 10,5 % от всего населения. В ограничении круга избирателей была и своя логика, поскольку право выбора гласных сочеталось с обязанностью платить налоги с недвижимого имущества в пользу города. А этот налог - "оценочный сбор" - был одним из главных источников городских доходов. Первая городская дума в Барнауле была избрана в 1877 г. Как уже отмечалось, выборы в городскую думу были встречены без особого энтузиазма и даже с равнодушием со стороны всех слоев общества - мещан, купцов, дворян. Кто-то не верил в эти нововведения, кто-то просто не интересовался общественными делами, а кто-то не мог себе уяснить сложной системы выборов гласных. В первую барнаульскую думу было избрано 72 гласных. Из них дворян и чиновников - 26 человек, купцов и почетных граждан - 19, мещан - 16, прочих - 11. Следовательно, гласные дворяне и чиновники в думе составляли самую значительную прослойку, что для прочих сибирских городов было не типично. Дворянином был и первый барнаульский городской голова Николай Андреевич Давидович-Нащинский. Характерной особенностью первой городской думы в Барнауле была высокая грамотность гласных, из которых 10 имели высшее образование, 13 человек - среднее, 31 получили образование на дому и 18 обладали начальным образованием. Важнейшими задачами городского самоуправления было благоустройство города (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт), здравоохранение, народное образование, общественное призрение, попечение о развитии торговли и промышленности и т.д. Все эти проблемы должны были решаться за счет городского бюджета. Поначалу денежные средства города были очень скудными, но по мере роста численности торговых и промышленных предприятий и превращения думы по составу в купеческую, бюджет стал увеличиваться. В первые 25 лет деятельности думы большая часть расходов шла на содержание самого городского самоуправления, а также на правительственные нужды, затем шли расходы на противопожарные мероприятия. Но и в первые годы своей деятельности городская дума приняла ряд положительных решений. Так, в 1878 г. было утверждено постановление об обязательных прививках оспы всем несовершеннолетним. В этом же году было запрещено держать в усадьбах склады дегтя, смолы, спичек, рогож и конопли во избежание пожаров. Теперь они должны были располагаться за городом. Много нужных и важных мероприятий для города было сделано в период существования городского самоуправления. Из опыта прошлого и в настоящее время можно почерпнуть немало полезного.
Внешний облик города Последствия отмены крепостного права в 1861 г. и развитие капиталистического уклада не сразу сказались на облике Барнаула и его превращении в крупный торговый центр, застроенный каменными купеческими магазинами и особняками. В 60 - 70-х гг. XIX в. темпы роста численности городского населения были невысокими, и внешне город как бы застыл в своем развитии. Американский путешественник Дж. Кеннан, посетивший наш город в 1885 г., оставил такое описание: "Барнаул имеет около 17 тыс. человек населения, он служит местопребыванием Управления Алтайским горным округом и обладает значительным числом зданий с колоннами и фасадами, имеющих притязание на великолепие, но пришедших почти в полный упадок...". Положение стало постепенно меняться с введением в Барнауле Городового положения в 1876 г.: росла численность населения, увеличивалось количество городских построек. Если в 1877 г. при населении 13 тыс. человек в городе имелось 2048 домов, то в 1901 г. их число увеличилось до 3495 при населении в 30 тыс. человек. По свидетельству современника, в Барнауле были "прямые, широкие улицы, пересекающиеся под прямым углом... Город разделяется на четыре квартала, народ, однако, дал гораздо больше названий отдельным его частям. Та часть, которая расположена на правом берегу Барнаулки, носит название "Гора", вдоль Барнаулки протянулись Лужки, т.е. водяной квартал, а расположенная на Западе часть города называется Волчьи Гривы...". В этот же период в городе насчитывалось "шесть русских и одна маленькая лютеранская церковь". После 1861 г., кроме существовавших Петропавловского собора, Одигитриевской, Знаменской, Дмитриевской, Иоанно-Предтеченской церквей, была построена часовня Александра Невского, освященная в 1872 г., а в 1892 г. была заложена Тюремная церковь на средства купца И.Г. Полякова. До введения Городового положения органы самоуправления не имели собственного здания и располагались на частной наемной квартире. После проведения городской реформы дума не получила от своего предшественника, Хозяйственного управления, никакого недвижимого имущества, кроме 16 каменных полицейских будок. Поэтому город был вынужден взять на себя значительные расходы по строительству зданий и благоустройству. Однако, из-за скудости городского бюджета вопросы внешнего благоустройства решались в самую последнюю очередь. В 70-80-х гг. XIX в. расходы на содержание городской администрации более, чем в 3 раза превышали расходы на благоустройство. Однако, это не означало, что "отцы города" не предпринимали никаких шагов по улучшению его внешнего облика. В 1879 г. город нанял постоянную артель рабочих для исправления водосточных канав, очистки площадей и улиц. Дело в том, что в этот период в Барнауле не существовало тротуаров и мощеных улиц. Поэтому во время дождей, особенно весной и осенью, они представляли собой непролазную грязь. Кроме того, многие горожане содержали у себя в усадьбах скот, а навоз выбрасывали на улицы, что отнюдь не способствовало улучшению их состояния. В 1881 г. администрация расширила Сенную площадь и устроила канавы по Бийской улице. В 1885 г. был построен второй мост через Барнаулку. В 1891 г. за счет городских средств было произведено осушение Олонской улицы и крайне неудобного и болотистого Мостового переулка, идущего к пристаням; осушается и Покровский переулок Заячьего предместья. Более серьезное внимание на вопросы внешнего облика Барнаула городское самоуправление стало обращать в начале XX в., когда был разработан план строительства таких крупных объектов, как городской водопровод, канализация, трамвай и т.д. Во второй половине XIX в. преобладающими городскими постройками были деревянные дома, в которых жили не только обыватели, но и располагались общественные учреждения. Как отмечал современник, в Барнауле "немало больших и красивых деревянных домов, устроенных внутри со всей возможной здесь роскошью. Самое прекрасное в домах более состоятельных граждан - это их разнообразно устроенные и заботливо ухоженные сады. Неудивительно, что Барнаул производит приятное впечатление и, хотя это только уездный город, не уступает многим губернским городам не только Сибири, но и Европейской России". К сожалению, до наших дней сохранились только деревянные постройки конца XIX - начала XX вв., причиной чего были частые пожары и недолговечность строительного материала. В 60-70-гг. XIX в. характер массовой застройки мало изменился. В архитектуре деревянных общественных зданий и особняков еще ощущалось влияние классицизма, хотя в строительстве были заметны изменения, связанные с появлением "русского стиля", основанного на традициях древнерусского зодчества. Здания в русском стиле пользовались особой популярностью у деловых людей. Дома большинства горожан характеризовались простотой и целесообразностью. Они строились по типу "клети", т.е. представляли из себя четырехстенный сруб, перекрытый стропильными крышами. Более распространенными были пятистенные дома. В них прямоугольный сруб был разделен пятой бревенчатой стеной. На деревянную архитектуру Барнаула оказало влияние сельское народное зодчество Алтая. Большинство народных умельцев приносили с собой в город известные им приемы резьбы, которой украшали городские деревянные дома, придавая им неповторимое своеобразие. Во второй половине XIX в. продолжается и каменное строительство, хотя велось оно не так интенсивно, как деревянное. В большинстве случаев каменными зданиями являлись либо казенные здания, либо купеческие особняки. Облик большинства домов, построенных в Барнауле в рассматриваемый период, заметно отличался от классических зданий начала XIX в. Первым предвестником новой архитектуры можно считать построенное в 1861 г. здание (по улице Пушкина, 82), в котором заметно проявление эклектики, ставшей господствующим стилем при строительстве общественных и частных построек. В таком же духе в 60-80 гг. XIX в. построен и ряд других зданий, среди которых выделятся детский Мариинский приют (Пушкина, 78). Многостилье эклектики стало наиболее характерной приметой архитектурного течения этого времени. Заказчиками каменных зданий во второй половине XIX в. становятся в основном предприниматели, круг которых расширялся. Период развития капитализма привносит в облик города новые типы домов: торговые дома, пассажи, банки, доходные дома.
Народное образование Изменения в экономической, политической и социальной сферах, произошедшие после отмены крепостного права, потребовали перемен и в области народного образования. Развитие промышленности и торговли, специализация производства, увеличение требований к работникам наемного труда поставили новые задачи перед системой просвещения. Теперь помимо элементарной грамотности появилась потребность в людях, имеющих не только общее, но и специальное образование. Барнаул имел определенные традиции в сфере народного образования, которые существовали еще с эпохи расцвета горнометаллургической промышленности на Алтае. Здесь действовало горное училище - одно из лучших специальных учебных заведений региона. В 1865 г. в нем обучалось 80 учеников, а в заводской школе при сереброплавильном заводе 26 учеников. Однако, во второй половине XIX в. горное производство приходит в упадок, и появляются новые отрасли производства, которые требовали своих специалистов. Кроме того, быстрый рост населения города делал неотложными задачи развития народного образования в городе. Помимо горного училища, в Барнауле во второй половине XIX в. существовали следующие учебные заведения: окружное духовное училище для детей духовенства, открытое в 1869 г., женская прогимназия (с 1877 г.), городское мужское училище (с 1880 г.), церковно-приходская школа (с 1889 г.). Кроме того, были 2 школы, открытые "Обществом попечения о начальном образовании в Барнауле". Общее число учащихся города в 1886 - 1887 учебном году составляло 792, то есть один ученик приходился на 22 жителя. Из всех вышеназванных заведений только женская прогимназия давала неполное среднее образование. Для сравнения скажем, что в этот же период в Томске, Тобольске, Омске и Верном (современном Алматы) существовали гимназии. В Томске и Тюмени функционировали реальные училища, кроме того в Томске и Омске действовали женские гимназии, а главное, в 1888 г. в Томске был открыт Императорский университет. Таким образом, Барнаул теряет пальму первенства в образовательной сфере, так как в нашем городе в этот период не существовало средних, а тем более высших учебных заведений. Однако постепенно бедственное положение в этой сфере начинает изменяться в лучшую сторону. С введением в Барнауле Городового положения в 1876 г. народное образование переходит в компетенцию местного самоуправления, которое сознавало важность решения данного вопроса для экономического и социального развития города. Дело во многом осложнялось тем, что средства для решения этих и других проблем городу приходилось изыскивать из собственного бюджета. В этом смысле, в развитии народного образования немалая роль принадлежала барнаульскому купечеству, которое тратило на это довольно внушительные суммы. "Общество попечения о начальном образовании в Барнауле" и его деятельность. Большую роль в развитии начального образования и в целом народного просвещения во второй половине XIX в. сыграло "Общество попечения о начальном образовании", учрежденное в Барнауле в 1884 г. Инициатором его создания стал уроженец Барнаула Василий Константинович Штильке. В.К. Штильке родился в дворянской семье в 1843 г., закончил Барнаульское горное училище и затем поступил в Томскую гимназию. После ее окончания он год работал в Томском духовном училище, а затем поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию. Однако, он не закончил ее, так как за участие в народническом движении в 1874 г. был сослан в Барнаул. Здесь он развернул бурную деятельность по распространению начального образования, которая выразилась в многолетней деятельности "Общества попечения о начальном образовании". "Общество" состояло из неограниченного числа членов, ежегодно вносящих в кассу 1 рубль. Во главе его стоял совет, состоящий из председателя, его товарища (заместителя), 5 членов совета, 5 кандидатов и 2 членов ревизионной комиссии, избираемых на общих собраниях членов ежегодно. Председателем "Общества" стал начальник Алтайского горного округа Н.И. Журин, а сам В.К. Штильке с 1884 по 1897 гг. был его заместителем (товарищем), хотя фактически именно он был его руководителем. В 1897-1906 гг. он являлся официальным председателем "Общества". Девизом "Общества" служил лозунг: "Да поставит себе каждый из нас в числе первых забот - заботу о школе". Важнейшие его цели были следующие: "содействовать материальными средствами городскому общественному управлению в открытии новых приходских училищ и в улучшении положения существующих; оказывать вспомоществование беднейшим и способнейшим ученикам и ученицам приходских городских школ, а по окончании ими курса училищ доставлять способы к дальнейшему продолжению учения; оказывать пособие лицам, с особенной пользою обучавшим в городских школах; оказывать пособие лицам, которые откроют и будут содержать частные первоначальные школы". Таким образом, "Общество" ставило перед собой весьма масштабные задачи и решало их вполне успешно. "Никогда еще улицы Барнаула не наполнялись такою массою детей, какая собралась для участия в процессии, направившейся в 12 часов 30 минут из Дмитриевской церкви в Нагорную часть города. Стройной нитью перед глазами барнаульских жителей прошла эта пестрая толпа детей, неся развевающиеся национальные флаги с надписями: "Ученье - свет", "Знание -сила". Несмотря на крапавший мелкий дождь, процессию сопровождала значительная толпа барнаульцев...". Так описывала томская "Сибирская газета" церемонию открытия 15 сентября 1885 г. "Обществом попечения о начальном образовании в Барнауле" первой школы, названной Нагорной по месту ее расположения. Эта школа была открыта на средства собранные Обществом, путем обращения к населению, устройством любительских спектаклей. Всего было собрано 3500 руб. Школа была бесплатной для обучавшихся там детей. Поначалу она рассчитывалась на 50 человек, но в первые же дни в нее записались 96 человек. Первое время школа располагалась в наемном здании, однако в 1886 г. на пожертвования барнаульских купцов для нее было выстроено собственное здание. Первой учительницей в Нагорной школе стала А.А. Юферова, жена политического ссыльного, а ее помощницей - М.Ф. Печеркина. Кроме общеобразовательных предметов там преподавалось пение и рукоделие для девочек. Многие из учащихся находились в очень бедственном положении, поэтому Общество снабжало таких учеников помимо учебников и пособий одеждой и устраивало для нуждающихся завтраки. На Рождество им раздавали подарки. Однако, население города и число желающих получить образование продолжало неуклонно расти, и Нагорная школа не могла удовлетворить существующие потребности. По этой причине 14 ноября 1891 г. Общество решило открыть младшее, параллельное отделение (1-й класс) Нагорной школы для детей Зайчанской слободы. Из-за отсутствия собственного здания класс разместился в доме В.К. Штильке. В нем учился 51 человек (39 мальчиков и 12 девочек). Учительницей стала Мария Федоровна Печеркина. В феврале 1893 г. школа была переведена в здание городской думы. Потом для нее наняли лучший дом, какой можно было найти в бедной Зайчанской слободе. Но дом состоял всего из двух комнат, куда могло вместиться только 70 учеников. Только в 1896 г. Общество смогло построить здание для Зайчанской школы. Оно обошлось в 10 тыс. рублей и было по тем временам довольно хорошим. В том же году в школе было открыто 2-е отделение, а в следующем - 3-е. Теперь в Нагорной и Зайчанской школах училось около 400 человек -третья часть учеников Барнаула. А всего за минувшие годы было, по выражению В.К. Штильке, "вырвано из невежества" свыше 1 тыс. детей. Помимо открытия бесплатных школ для детей, "Общество попечения о начальном образовании" заботилось и об образовании взрослых. Для них с 1897 г. начали работу две воскресные школы. В целях дальнейшего распространения знаний в народе в 1886 г. Общество решило открыть бесплатную народно-школьную библиотеку в Нагорной школе. Осуществить эту идею помог известный сибирский купец И.М. Сибиряков, жертвовавший большие средства на культурно-просветительскую деятельность и изучение Сибири, который передал библиотеке хороший подбор книг для этих целей. Поначалу библиотека располагалась в доме Штильке, и он в течение 2 лет безвозмездно выполнял в ней обязанности библиотекаря. В ней насчитывалось около 600 названий книг, в основном учебных. Являясь гласным Барнаульской городской думы, В.К. Штильке на ее заседании обратился с предложением открыть в городе публичную общественную библиотеку и получил полную поддержку городского головы А.А. Черкасова. В результате, было принято решение дать помещения для народно-школьной и публичной библиотек и ежегодно отпускать публичной библиотеке субсидию в размере 200 руб. Однако отпущенных денег было недостаточно, и В.К. Штильке решил обратиться за помощью к тому же И.М. Сибирякову, который откликнулся на призыв и передал на открытие публичной библиотеки 1800 руб., а впоследствии еще 5 тыс. рублей на строительство Народного дома. С открытием публичной библиотеки на 1-м этаже здания городской думы, сюда была перенесена из дома В. Штильке и народно-школьная библиотека. В 1889 г. в городской библиотеке насчитывалось 2 тыс. книг, а в 1895 г. - около 5 тыс. При библиотеке был открыт читальный зал, где посетители за пользование книгами платили по 5 копеек. Помимо учебно-просветительской деятельности, В.К. Штильке активно участвовал и в общественной жизни города. Он являлся одним из организаторов первых профессиональных объединений города: в 1889 г. - "Общества взаимопомощи личного труда", а в 1901 г. - нелегального профсоюза приказчиков "Общества взаимопомощи приказчиков города Барнаула". Таким образом, в деле развития народного образования в Барнауле все большую роль играла общественная инициатива, возглавлявшаяся такими поборниками культуры и просвещения как В.К. Штильке, который не только организовывал сбор средств на строительство школ и открытие библиотек, но и примером всей своей жизни всецело способствовал развитию школьного дела на Алтае.
Наука и культура Наука. Во второй половине XIX в. происходит упадок горнозаводского производства, что отрицательно сказалось и на развитии технической мысли. Публикации о горной промышленности по-прежнему печатались на страницах "Горного журнала", авторами которых были Ярославцев, Пранг, И. По-летика, М.П. Айдаров, П.И. Миклашевский и др. Но, в отличие от первой половины XIX в., Алтай уже не был центром передовой мысли в области горного дела. Главной задачей специалистов теперь стало преодоление растущего отставания горного производства Алтая от достижений отечественной и мировой науки и техники. Сократились расходы на лабораторию Барнаульского сереброплавильного завода, и в итоге она была закрыта. Барнаульское горное училище, преобразованное в реальное в конце XIX в., потеряло свою роль научного центра. В этот период все большее значение приобретают исследования по истории Алтая, его природы, населения, экономики, которые связаны с именами таких ученых, как СИ. Гуляев, В.В. Радлов, Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин и других. Степан Иванович Гуляев (1805 - 1888) всю свою жизнь посвятил изучению Алтая. В 1859 г. он был назначен на должность советника частных золотых приисков и с этого времени всю оставшуюся жизнь прожил в Барнауле. Все его увлечения даже сложно перечислить. Он собирал различные коллекции, документы, записывал фольклор, писал статьи по проблемам географии, истории, экономики и животного мира, занимался выращиванием новых агрономических культур, приспособленных для алтайского климата - яблонь, свеклы и т.д., вел переписку со многими учеными-естествоиспытателями. Был членом 11 научных обществ, в том числе Берлинского общества естествознания. Он первым обратил внимание на белокурихинские радоновые источники, пропагандировал плетеную мебель, дамские соломенные шляпки, ратовал за открытие университета и гимназии в Барнауле. На свои скромные сбережения он открыл небольшую платную библиотеку, но вскоре вынужден был ее продать. Он основал типографию, время от времени устраивал у себя литературные чтения для молодежи. В его доме на Иркутской (ныне Пушкинской) улице бывали многие известные ученые и путешественники: А. Брэм, Менье, Г.Н. Потанин. Приходили письма от Н.М. Ядринцева, П.П. Семенова-Тян-Шанского, В.В. Радлова. Дом СИ. Гуляева был своего рода клубом для местной интеллигенции. Сюда собирались любители истории Алтая - посмотреть богатые коллекции, старинные книги, а больше всего послушать самого хозяина - "ходячую энциклопедию" Алтая. Своей многогранной и исключительно плодотворной деятельностью СИ. Гуляев внес большой вклад в изучение самых разнообразных сторон жизни родного края. Радлов Фридрих Вильгельм (Василий Васильевич) (1837 - 1918), востоковед- тюрколог, этнограф, археолог, окончив Берлинский университет, приехал в Россию для дальнейшего изучения языков и народов Сибири и Центральной Азии. С 1859 по 1871 г. он прожил в Барнауле, куда приехал преподавать немецкий язык в Барнаульском горном училище. Во время летних каникул В.В. Радлов совершал путешествия по Алтаю, Сибири, Казахстану, Средней Азии, во время которых изучал фольклор, быт и языки тюркских народов. С 1866 г. в Петербурге началась публикация его 10-томного труда под названием "Образцы народной литературы тюркских племен", который принес ему известность. Разносторонняя исследовательская деятельность этого ученого привлекла к себе внимание местной научной общественности. В 1863 г. СИ. Гуляев сделал такое сообщение русскому географическому обществу: "Из других лиц, занимающихся географическими, статистическими и этнографическими работами, позволю себе указать на учителя немецкого языка Барнаульского горного училища, доктора философии Радлова". Большую роль в исследовании Алтая сыграл Западно-Сибирский отдел Русского географического общества, образованный в Омске в 1877 г. Отдел занимался изучением природы, населения, экономики Алтая, им было организовано около 40 экспедиций в этот регион. Две экспедиции на Алтай в 1878 и 1880 гг. возглавлял известный ученый и общественный деятель Николай Михайлович Ядринцев (1842 - 1894). За изучение переселенческого движения на Алтае в результате экспедиции 1878 г. ему была присуждена золотая медаль Географического общества. Материалы своих исследований он использовал при написании своего известного труда "Сибирь как колония", вышедшего в Санкт-Петербурге в 1882 г. В 80-90 г. XIX в. начинается новый этап в изучении Алтая, связанный с именами П.А. Голубева, Н.М. Зобнина, И.Е. Овсянкина, СП. Швецова, С.Л. Чудновского, которые были политическими ссыльными, участниками народнического движения. Их научное наследие довольно разнообразно. Они первыми поставили такие проблемы, как изучение переселенческого движения, крестьянской земледельческой общины, экономики округа, жизни и быта алтайцев, положения рабочих и др. Значительным событием в общественной и культурной жизни края стало издание в 1890 г. историко-статистического сборника "Алтай", охватившего различные стороны жизни Алтайского горного округа. Основным автором, составителем и редактором этого сборника являлся Петр Александрович Голубев, который написал для него 19 статей, посвященных вопросам народного образования, землевладения, скотоводства, торговли и т.д. Кроме этого в "Алтай" вошли очерки Н.М.Зобнина, который обратился к новому для того времени вопросу - положению рабочих, и И.Е. Овсянкина, изучавшего проблемы колонизации и переселенческого движения. Научное изучение округа приобрело более систематический характер с созданием 27 октября 1891 г. "Общества любителей исследования Алтая". Основная заслуга в его организации принадлежала Сергею Порфирьевичу Швецову, который долгое время являлся его секретарем. "Общество" было открыто благодаря поддержке начальника Алтайского округа Н.И. Журина, первого почетного председателя, который очень много сделал для развития образования и культуры в Барнауле. Сам СП. Швецов был ссыльным народником и прибыл в Барнаул в 1888 г., где устроился на службу статистиком в архиве по земельным делам Главного управления Алтайского округа. Он получил возможность собрать и обработать интересный фактический материал конца XVIII - первой половины XIX вв., касающийся крестьянской общины. СП. Швецов одним их первых обратился к исследованию эволюции общинного землевладения и землепользования в Сибири, тем самым углубив изучение крестьянской общины. "Общество любителей исследования Алтая" сыграло большую роль в изучении края. Его члены собрали и обобщили богатый фактический материал по вопросам переселенческого движения, крестьянской общины, положения рабочих, которые до сих пор не утратили своей ценности. Их деятельность не только способствовала накоплению научной информации, но и формировала научные интересы, привлекала различные слои общества к исследованию Алтая, пробуждая у широкой общественности потребность к знаниям. Среди членов общества были врачи, чиновники, землеустроители, многие из которых были политссыльными, жившими в Барнауле: Ф.В. Олесинов, П.П. Шатько, И.Е. Овсянкин и другие. Общество существовало исключительно на частные пожертвования. Его целью являлось содействие широкому изучению Алтая, собиранию материала, его обработке, изданию и распространению. Общество снаряжало экспедиции с научными целями, собирало коллекции и т.д. Так, летом 1894 г. была снаряжена экспедиция для исследования мест водворения переселенцев, в которой активное участие принимал И.Е. Овсянкин, занимавшийся этими проблемами. В 1895 г. он был командирован Обществом в Горный Алтай для обследования быта переселенцев и инородцев. Результаты исследований помещались в "Алтайских сборниках", которые выходили по мере накопления материала. Первый номер вышел в 1894 г., а всего было подготовлено 12 сборников (последний выпущен в 1930 г.). Была попытка выпустить и 13-й выпуск, но она не осуществилась из-за сложных политических и экономических условий. В 1991 г., после 60-летнего перерыва, традиция издания "Алтайских сборников" была продолжена созданной в Барнауле Алтайской краевой краеведческой ассоциацией. На данный момент вышло 6 сборников - XIV, XV, XVI, XVII, XVIII и XIX. Во второй половине XIX в. несколько снижается роль музея Главного Управления Алтайского округа в изучении края. В 1863 г. Алтайское горное правление, а вместе с ним и музей, переехали в новое здание, которое первоначально планировалось под горное училище. Барнаульскому окружному училищу это здание было передано лишь спустя 10 лет. Музей остался при училище, что отрицательно сказалось на его работе, так как часть музейных предметов была передана в чертежную округа, часть в училище. Кроме того, сверка музейных коллекций показала, что ряд экспонатов отсутствовали -скорее всего, были утеряны. Н.М. Ядринцев, совершавший летом 1878 г. поездку по Западной Сибири и Алтаю, писал о музее: "При училище находится горный музей, с моделями, минералогическим кабинетом, зоологическими коллекциями и собранием этнографических и археологических редкостей. Здесь не могла не оставить памятника и горная интеллигенция; между прочим замечателен минералогический кабинет и зоологическая коллекция Геблера, к сожалению, испорченная ныне временем. Такое учреждение в крае было бы весьма ценно как собрание предметов, могущих помочь местному изучению, но заботы об этом накоплении, как видно, давно прекратились". Потерю музеем научной ценности подчеркивали и Н.С. Гуляев, сын СИ. Гуляева, и П.А. Голубев. Таким образом, можно сказать, что упадок горного производства сказался и на развитии музейного дела, которое фактически было его детищем. Театр. Во второй половине XIX в. барнаульский театр переживал переходный период. С сокращением кабинетского горнозаводского производства и уменьшением численности горных чиновников, театр начал постепенно приходить в упадок. На его место в начале XX в. приходят театральные представления, которые ставились в Народном доме. В 1870 г. барнаульский театр стал именоваться "Любительским театром Алтайского горного округа". Горных офицеров в этот период было уже немного, и в театре начинают играть разночинцы и купцы. По данным на 1878 г., представления в течение года распределялись неравномерно. Как правило, в месяц ставилось по 1-2 спектакля, самое большое количество спектаклей была сыграно в июне - 4. Прежде всего, это были произведения комедийного жанра: водевили, фарсы, одноактные комедии. Они были по силам актерам-любителям и пользовались успехом у публики. Некоторые из них по желанию зрителей повторялись. Господствовали на сцене одноактный водевиль и одноактная комедия: "Цыганка" и "Сумасшедшая актриса, или Жених и хлороформ" И. Куликова, "Зачем иные люди женятся" П. Григорьева - немногие оригинальные русские пьесы. Остальные же произведения представляли собой переделки иностранных пьес, преимущественно французских. Особняком стояла летняя сцена из русского быта - "Ночное" М. Стаховича. Из двухактных пьес были показаны "Харьковский жених, или Дом на две улицы" Д. Ленского, "Бобыль" И. Куликова (интермедия из русского быта с пением и плясками), "Шустрая гувернантка" (переделка с немецкого). Реже на сцене любительского театра ставили трех- или четырехактные комедии. Особняком стояли сцены в 5 картинах "Мертвые души", составленные Красильниковым (П.Рябовым) по одноименной поэме Н.В. Гоголя. Оригинальная отечественная классика была представлена всего одной комедией "Женитьбы Белугина" А. Островского и И. Соловьева. Шла также драма "Без вины виноватые" Н. Елизарова. Литература. Алтайскую литературу нельзя рассматривать в отрыве от общероссийской литературной жизни. Имея свою специфику, она, тем не менее, являлась неотъемлемой частью общерусского литературного процесса и включала в себя широкий круг явлений литературной жизни. Это не только наличие произведений местных авторов, но и существование различных литературных кружков, издание литературных журналов и газет, бытование в регионе произведений "большой литературы" и центральных журналов, публикации местных авторов в периодических изданиях и издательствах крупных культурных центров, личные связи местных писателей с писателями столичных це
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |