Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Введение Городового положения 1870 г.



2020-02-04 379 Обсуждений (0)
Введение Городового положения 1870 г. 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшим этапом в истории Барнаула стало введение Городового поло­жения 1870 г. Утвержденное императором, оно впервые открыло дверь для городского самоуправления.

Однако введение этого закона в Барнауле произошло только в 1876 г. и было встречено барнаульским обществом без особенных надежд на лучшее будущее. Несомненно, здесь сказывалось тяжелое прошлое обязательного за­водского труда, убогое состояние промышленности, бедность горожан, но главная причина заключалась в том, что город не имел своей собственной земли. Барнаул располагался на территории ведомства царского Кабинета, и земля под постройками жителей предоставлялась ему не в собственность, а в пользование.

До введения Городового положения алтайские города вообще не имели никакой земельной собственности, в силу чего частные городские постройки считались имуществом движимым и могли быть снесены по требованию гор­ного начальства в любое время. На этом основании допускалась только куп­ля и продажа домов и дворовых построек без земли. Помимо этого город имел выгонные земли, на которых жители могли пасти скот и заготавливать сено на зиму. В 1858 г. Барнаул пользовался 9999 десятинами выгонной земли. Но так как эти земли не были официально закреплены за городом, то горное ведомство стало постепенно сокращать бесплатное пользование ими и в 1884 г. совершенно лишило горожан всех сенокосных угодий. Впрочем, ад­министрация оставила городу местность под названием "Гляденские бугры"; но она была мала по размерам и непригодна по качеству.

Помимо того, что Барнаул остался без выгона, он в пределах своих уса­дебных земель был разделен на 2 части: большую, расположенную собствен­но на городских землях и управляемую городскими властями, и меньшую, на арендных землях Кабинета, зависимую от Главного управления Алтайского горного округа. Последнее обстоятельство создало условия, в силу которых арендный Барнаул оказался в другом, самоуправляющемся, Барнауле, как государство в государстве. Но, тем не менее, на городском управлении лежа­ли многие заботы об арендной части Барнаула, жившей вне зависимости от него. Эти кабинетские арендаторы категорически отказывались нести ка­кие-либо городские повинности и платить налоги.

Таким образом, не имея земельной собственности, городское самоуправ­ление было поставлено в крайне затруднительное финансовое положение, так как Барнаулу с его значительным населением пришлось переносить центр тяжести по получению городских доходов не на городские обществен­ные имущества, а на постройки жителей, торговлю и промышленность,

После введения Городового положения в 1876 г. Барнаул получил 471 де­сятину земли. Однако, это существенно не улучшило его положения. На этой территории едва умещались дома горожан, при этом центральные построй­ки на Демидовской площади, Петропавловской улице и земля, на которой они стояли, оставались кабинетской, а не городской собственностью.

Таким образом, на первых порах главной проблемой органов городского самоуправления было наделение города собственной землей. Городская дума в течение первых 25 лет своей деятельности обсуждала земельный вопрос 27 раз. Лишь в конце 90-х гг. XIX в. городу были переданы еще 7375 десятин земли, что значительно улучшило его положение. Но город продолжал расти, и в 1910 г. Кабинет дополнительно передал Барнаулу еще 1494 десятины земли.

Реформа 1870 г. предполагала образование новых органов городской вла­сти. Теперь жители Барнаула сроком на 4 года избирали городскую думу - ор­ган распорядительный. В свою очередь, гласные думы из своего состава из­бирали городского голову и членов городской управы, которые олицетворяли исполнительную власть. Далеко не все граждане имели право голоса. Выби­рать гласных в думу могли только мужчины не моложе 25 лет, к тому же они должны были быть российскими подданными, и обязательно иметь в данном городе какую-нибудь недвижимую собственность (дом, мастерскую, лавку и т.д.). Эти требования к избирателям говорили о прогрессивном характере ре­формы, так как теперь в органы городского самоуправления мог быть избран фактически любой, если он подходил под заданные рамки. В то же время имущественный ценз значительно ограничил число избирателей. На первых выборах в барнаульскую городскую думу в избирательные списки было вклю­чено лишь 1270 человек, что составляло всего 10,5 % от всего населения.

В ограничении круга избирателей была и своя логика, поскольку право выбора гласных сочеталось с обязанностью платить налоги с недвижимого имущества в пользу города. А этот налог - "оценочный сбор" - был одним из главных источников городских доходов.

Первая городская дума в Барнауле была избрана в 1877 г. Как уже отмечалось, выбо­ры в городскую думу были встречены без особого энтузиазма и даже с равнодушием со стороны всех слоев общества - мещан, купцов, дворян. Кто-то не верил в эти ново­введения, кто-то просто не интересовался общественными делами, а кто-то не мог се­бе уяснить сложной системы выборов глас­ных.

В первую барнаульскую думу было из­брано 72 гласных. Из них дворян и чинов­ников - 26 человек, купцов и почетных граждан - 19, мещан - 16, прочих - 11. Сле­довательно, гласные дворяне и чиновники в думе составляли самую значительную про­слойку, что для прочих сибирских городов было не типично. Дворянином был и пер­вый барнаульский городской голова Николай Андреевич Давидович-Нащинский. Характерной особенностью первой городской думы в Барнауле была высокая грамотность гласных, из которых 10 имели высшее образование, 13 человек - среднее, 31 получили образова­ние на дому и 18 обладали начальным образованием.

Важнейшими задачами городского самоуправления было благоустройст­во города (освещение, отопление, водоснабжение, очистка, транспорт), здра­воохранение, народное образование, общественное призрение, попечение о развитии торговли и промышленности и т.д. Все эти проблемы должны бы­ли решаться за счет городского бюджета. Поначалу денежные средства горо­да были очень скудными, но по мере роста численности торговых и промы­шленных предприятий и превращения думы по составу в купеческую, бюд­жет стал увеличиваться.

В первые 25 лет деятельности думы большая часть расходов шла на со­держание самого городского самоуправления, а также на правительственные нужды, затем шли расходы на противопожарные мероприятия. Но и в пер­вые годы своей деятельности городская дума приняла ряд положительных решений. Так, в 1878 г. было утверждено постановление об обязательных прививках оспы всем несовершеннолетним. В этом же году было запрещено держать в усадьбах склады дегтя, смолы, спичек, рогож и конопли во избе­жание пожаров. Теперь они должны были располагаться за городом.

Много нужных и важных мероприятий для города было сделано в пери­од существования городского самоуправления. Из опыта прошлого и в насто­ящее время можно почерпнуть немало полезного.

 

Внешний облик города

Последствия отмены крепостного права в 1861 г. и развитие капиталис­тического уклада не сразу сказались на облике Барнаула и его превращении в крупный торговый центр, застроенный каменными купеческими магазина­ми и особняками.

В 60 - 70-х гг. XIX в. темпы роста численности городского населения бы­ли невысокими, и внешне город как бы застыл в своем развитии. Американ­ский путешественник Дж. Кеннан, посетивший наш город в 1885 г., оставил такое описание: "Барнаул имеет около 17 тыс. человек населения, он служит местопребыванием Управления Алтайским горным округом и обладает зна­чительным числом зданий с колоннами и фасадами, имеющих притязание на великолепие, но пришедших почти в полный упадок...".

Положение стало постепенно меняться с введением в Барнауле Городово­го положения в 1876 г.: росла численность населения, увеличивалось коли­чество городских построек. Если в 1877 г. при населении 13 тыс. человек в городе имелось 2048 домов, то в 1901 г. их число увеличилось до 3495 при населении в 30 тыс. человек.

По свидетельству современника, в Барнауле были "прямые, широкие улицы, пересекающиеся под прямым углом... Город разделяется на четыре квартала, народ, однако, дал гораздо больше названий отдельным его час­тям. Та часть, которая расположена на правом берегу Барнаулки, носит на­звание "Гора", вдоль Барнаулки протянулись Лужки, т.е. водяной квартал, а расположенная на Западе часть города называется Волчьи Гривы...".

В этот же период в городе насчитывалось "шесть русских и одна малень­кая лютеранская церковь". После 1861 г., кроме существовавших Петропав­ловского собора, Одигитриевской, Знаменской, Дмитриевской, Иоанно-Предтеченской церквей, была построена часовня Александра Невского, освящен­ная в 1872 г., а в 1892 г. была заложена Тюремная церковь на средства куп­ца И.Г. Полякова.

До введения Городового положения органы самоуправления не имели собственного здания и располагались на частной наемной квартире. После проведения городской реформы дума не полу­чила от своего предшест­венника, Хозяйственного управления, никакого недвижимого имущест­ва, кроме 16 каменных полицейских будок. По­этому город был вынуж­ден взять на себя значи­тельные расходы по строительству зданий и благоустройству. Однако, из-за скудости городско­го бюджета вопросы внешнего благоустройства решались в самую последнюю очередь.

В 70-80-х гг. XIX в. расходы на содержание городской администрации более, чем в 3 раза превышали расходы на благоустройство. Однако, это не означало, что "отцы города" не предпринимали никаких шагов по улучше­нию его внешнего облика.

В 1879 г. город нанял постоянную артель рабочих для исправления водо­сточных канав, очистки площадей и улиц. Дело в том, что в этот период в Барнауле не существовало тротуаров и мощеных улиц. Поэтому во время дождей, особенно весной и осенью, они представляли собой непролазную грязь. Кроме того, многие горожане содержали у себя в усадьбах скот, а на­воз выбрасывали на улицы, что отнюдь не способствовало улучшению их со­стояния.

В 1881 г. администрация расширила Сенную площадь и устроила кана­вы по Бийской улице. В 1885 г. был построен второй мост через Барнаулку. В 1891 г. за счет городских средств было произведено осушение Олонской улицы и крайне неудобного и болотистого Мостового переулка, идущего к пристаням; осушается и По­кровский переулок Заячьего предместья.

Более серьезное внима­ние на вопросы внешнего облика Барнаула городское самоуправление стало обра­щать в начале XX в., когда был разработан план строи­тельства таких крупных объектов, как городской во­допровод, канализация, трамвай и т.д.

Во второй половине XIX в. преобладающими городскими постройками были деревян­ные дома, в которых жили не только обыватели, но и распо­лагались общественные уч­реждения. Как отмечал совре­менник, в Барнауле "немало больших и красивых деревян­ных домов, устроенных внут­ри со всей возможной здесь роскошью. Самое прекрасное в домах более состоятельных граждан - это их разнообразно устроенные и заботливо ухо­женные сады. Неудивительно, что Барнаул производит приятное впечатление и, хотя это только уездный город, не уступает многим гу­бернским городам не только Сибири, но и Европейской России".

К сожалению, до наших дней сохранились только деревянные постройки конца XIX - начала XX вв., причиной чего были частые пожары и недолговечность строительного материала. В 60-70-гг. XIX в. характер массовой заст­ройки мало изменился. В архитектуре деревянных общественных зданий и особняков еще ощущалось влияние классицизма, хотя в строительстве бы­ли заметны изменения, связанные с появлением "русского стиля", основан­ного на традициях древнерусского зод­чества. Здания в русском стиле пользо­вались особой популярностью у дело­вых людей.

Дома большинства горожан харак­теризовались простотой и целесообраз­ностью. Они строились по типу "кле­ти", т.е. представляли из себя четырех­стенный сруб, перекрытый стропиль­ными крышами. Более распространен­ными были пятистенные дома. В них прямоугольный сруб был разделен пя­той бревенчатой стеной.                     

На деревянную архитектуру Барна­ула оказало влияние сельское народное зодчество Алтая. Боль­шинство народных умельцев приносили с собой в город из­вестные им приемы резьбы, которой украшали городские деревянные дома, придавая им неповторимое своеобразие. Во второй половине XIX в. продолжается и каменное строительство, хотя велось оно не так интенсивно, как дере­вянное. В большинстве случа­ев каменными зданиями явля­лись либо казенные здания, либо купеческие особняки. Облик большинства домов, построенных в Барнауле в рассматриваемый пери­од, заметно отличался от классических зданий начала XIX в. Первым пред­вестником новой архитектуры можно считать построенное в 1861 г. здание (по улице Пушкина, 82), в котором заметно проявление эклектики, ставшей господствующим стилем при строительстве общественных и частных пост­роек. В таком же духе в 60-80 гг. XIX в. построен и ряд других зданий, среди которых выделятся детский Мариинский приют (Пушкина, 78). Многостилье эклектики стало наиболее характерной приметой архитектурного течения этого времени.

Заказчиками каменных зданий во второй половине XIX в. становятся в основном предприниматели, круг которых расширялся. Период развития ка­питализма привносит в облик города новые типы домов: торговые дома, пассажи, банки, доход­ные дома.

 

Народное образование

Изменения в экономической, политической и социальной сферах, про­изошедшие после отмены крепостного права, потребовали перемен и в обла­сти народного образования. Развитие промышленности и торговли, специа­лизация производства, увеличение требований к работникам наемного тру­да поставили новые задачи перед системой просвещения. Теперь помимо элементарной грамотности появилась потребность в людях, имеющих не только общее, но и специальное образование.

Барнаул имел определенные традиции в сфере народного образования, которые существовали еще с эпохи расцвета горнометаллургической промы­шленности на Алтае. Здесь действовало горное училище - одно из лучших специальных учебных заведений региона. В 1865 г. в нем обучалось 80 уче­ников, а в заводской школе при сереброплавильном заводе 26 учеников. Од­нако, во второй половине XIX в. горное производство приходит в упадок, и появляются новые отрасли производства, которые требовали своих специа­листов. Кроме того, быстрый рост населения города делал неотложными за­дачи развития народного образования в городе.

Помимо горного училища, в Барнауле во второй половине XIX в. сущест­вовали следующие учебные заведения: окружное духовное училище для де­тей духовенства, открытое в 1869 г., женская прогимназия (с 1877 г.), город­ское мужское училище (с 1880 г.), церковно-приходская школа (с 1889 г.). Кроме того, были 2 школы, открытые "Обществом попечения о начальном образовании в Барнауле". Общее число учащихся города в 1886 - 1887 учеб­ном году составляло 792, то есть один ученик приходился на 22 жителя. Из всех вышеназванных заведений только женская прогимназия давала непол­ное среднее образование.

Для сравнения скажем, что в этот же период в Томске, Тобольске, Омске и Верном (современном Алматы) существовали гимназии. В Томске и Тюме­ни функционировали реальные училища, кроме того в Томске и Омске действовали женские гимназии, а главное, в 1888 г. в Томске был открыт Императорский университет.

Таким образом, Барнаул теряет пальму первенства в образовательной сфере, так как в нашем городе в этот пе­риод не существовало сред­них, а тем более высших учеб­ных заведений.

Однако постепенно бедст­венное положение в этой сфе­ре начинает изменяться в лучшую сторону. С введением в Барнауле Городового поло­жения в 1876 г. народное образование переходит в компетенцию местного самоуправления, которое со­знавало важность решения данного вопроса для экономического и социаль­ного развития города. Дело во многом осложнялось тем, что средства для ре­шения этих и других проблем городу приходилось изыскивать из собственно­го бюджета. В этом смысле, в развитии народного образования немалая роль принадлежала барнаульскому купечеству, которое тратило на это довольно внушительные суммы.

"Общество попечения о начальном образовании в Барнауле" и его деятельность. Большую роль в развитии начального образования и в целом народного просвещения во второй половине XIX в. сыграло "Общество попе­чения о начальном образовании", учрежденное в Барнауле в 1884 г. Иници­атором его создания стал уроженец Барнаула Василий Константинович Штильке.

В.К. Штильке родился в дворянской семье в 1843 г., закончил Барнаульское горное училище и затем поступил в Том­скую гимназию. После ее окончания он год ра­ботал в Томском духовном училище, а затем поступил в Петербургскую медико-хирургиче­скую академию. Однако, он не закончил ее, так как за участие в народническом движении в 1874 г. был сослан в Барнаул. Здесь он раз­вернул бурную деятельность по распростране­нию начального образования, которая выра­зилась в многолетней деятельности "Общест­ва попечения о начальном образовании".

"Общество" состояло из неограниченного числа членов, ежегодно вносящих в кассу 1 рубль. Во главе его стоял совет, состоящий из председателя, его товарища (заместителя), 5 членов совета, 5 кандидатов и 2 членов ре­визионной комиссии, избираемых на общих собраниях членов ежегодно. Председателем "Общества" стал начальник Ал­тайского горного округа Н.И. Журин, а сам В.К. Штильке с 1884 по 1897 гг. был его заместителем (товарищем), хотя фактически именно он был его ру­ководителем. В 1897-1906 гг. он являлся официальным председателем "Об­щества".

Девизом "Общества" служил лозунг: "Да поставит себе каждый из нас в числе первых забот - заботу о школе". Важнейшие его цели были следующие: "содействовать материальными средствами городскому общественному уп­равлению в открытии новых приходских училищ и в улучшении положения существующих; оказывать вспомоществование беднейшим и способнейшим ученикам и ученицам приходских городских школ, а по окончании ими кур­са училищ доставлять способы к дальнейшему продолжению учения; оказывать пособие лицам, с особенной пользою обу­чавшим в городских школах; оказывать пособие лицам, которые откроют и будут содержать част­ные первоначальные школы".

Таким образом, "Общество" ставило перед собой весьма масштабные задачи и решало их вполне успешно.

"Никогда еще улицы Барнаула не наполня­лись такою массою детей, какая собралась для участия в процессии, направившейся в 12 часов 30 минут из Дмитриевской церкви в Нагорную часть города. Стройной нитью перед глазами барнаульских жителей прошла эта пестрая тол­па детей, неся развевающиеся национальные флаги с надписями: "Ученье - свет", "Знание -сила". Несмотря на крапавший мелкий дождь, процессию сопровождала значительная толпа барнаульцев...". Так описывала томская "Сибир­ская газета" церемонию открытия 15 сентября 1885 г. "Обществом попечения о начальном об­разовании в Барнауле" первой школы, назван­ной Нагорной по месту ее расположения.

Эта школа была открыта на средства собранные Обществом, путем обращения к населению, устройством любитель­ских спектаклей. Всего было собрано 3500 руб. Школа была бесплатной для обучавшихся там детей. Поначалу она рассчитывалась на 50 человек, но в первые же дни в нее записались 96 человек. Первое время школа располага­лась в наемном здании, однако в 1886 г. на пожертвования барнаульских купцов для нее было выстроено собственное здание.

Первой учительницей в Нагорной школе стала А.А. Юферова, жена поли­тического ссыльного, а ее помощницей - М.Ф. Печеркина. Кроме общеобра­зовательных предметов там преподавалось пение и рукоделие для девочек.

Многие из учащихся находились в очень бедственном положении, поэто­му Общество снабжало таких учеников помимо учебников и пособий одеж­дой и устраивало для нуждающихся завтраки. На Рождество им раздавали подарки.

Однако, население города и число желающих получить образование про­должало неуклонно расти, и Нагорная школа не могла удовлетворить существующие потребности. По этой причине 14 но­ября 1891 г. Общество решило открыть млад­шее, параллельное отде­ление (1-й класс) Нагор­ной школы для детей Зайчанской слободы. Из-за отсутствия собст­венного здания класс разместился в доме В.К. Штильке. В нем учился 51 человек (39 мальчиков и 12 дево­чек). Учительницей ста­ла Мария Федоровна Печеркина.

В феврале 1893 г. школа была переведена в здание городской думы. По­том для нее наняли лучший дом, какой можно было найти в бедной Зайчан­ской слободе. Но дом состоял всего из двух комнат, куда могло вместиться только 70 учеников. Только в 1896 г. Общество смогло построить здание для Зайчанской школы. Оно обошлось в 10 тыс. рублей и было по тем временам довольно хорошим. В том же году в школе было открыто 2-е отделение, а в следующем - 3-е.

Теперь в Нагорной и Зайчанской школах училось около 400 человек -третья часть учеников Барнаула. А всего за минувшие годы было, по выра­жению В.К. Штильке, "вырвано из невежества" свыше 1 тыс. детей.

Помимо открытия бесплатных школ для детей, "Общество попечения о начальном образовании" заботилось и об образовании взрослых. Для них с 1897 г. начали работу две воскресные школы.

В целях дальнейшего распространения знаний в народе в 1886 г. Обще­ство решило открыть бесплатную народно-школьную библиотеку в Нагорной школе. Осуществить эту идею помог известный сибирский купец И.М. Сиби­ряков, жертвовавший большие средства на культурно-просветительскую де­ятельность и изучение Сибири, который передал библиотеке хороший под­бор книг для этих целей. Поначалу библиотека располагалась в доме Штиль­ке, и он в течение 2 лет безвозмездно выполнял в ней обязанности библиоте­каря. В ней насчитывалось около 600 названий книг, в основном учебных.

Являясь гласным Барнаульской городской думы, В.К. Штильке на ее за­седании обратился с предложением открыть в городе публичную обществен­ную библиотеку и получил полную поддержку городского головы А.А. Черка­сова. В результате, было принято решение дать помещения для народно-школьной и публичной библиотек и ежегодно отпускать публичной библиотеке субсидию в размере 200 руб.

Однако отпущенных денег было недостаточно, и В.К. Штильке решил об­ратиться за помощью к тому же И.М. Сибирякову, который откликнулся на призыв и передал на открытие публичной библиотеки 1800 руб., а впослед­ствии еще 5 тыс. рублей на строительство Народного дома.

С открытием публичной библиотеки на 1-м этаже здания городской ду­мы, сюда была перенесена из дома В. Штильке и народно-школьная библио­тека. В 1889 г. в городской библиотеке насчитывалось 2 тыс. книг, а в 1895 г. - около 5 тыс. При библиотеке был открыт читальный зал, где посетители за пользование книгами платили по 5 копеек.

Помимо учебно-просветительской деятельности, В.К. Штильке активно участвовал и в общественной жизни города. Он являлся одним из организа­торов первых профессиональных объединений города: в 1889 г. - "Общества взаимопомощи личного труда", а в 1901 г. - нелегального профсоюза приказ­чиков "Общества взаимопомощи приказчиков города Барнаула".

Таким образом, в деле развития народного образования в Барнауле все большую роль играла общественная инициатива, возглавлявшаяся такими поборниками культуры и просвещения как В.К. Штильке, который не только организовывал сбор средств на строительство школ и открытие библиотек, но и примером всей своей жизни всецело способствовал развитию школьно­го дела на Алтае.

 

Наука и культура

Наука. Во второй половине XIX в. происходит упадок горнозаводского производства, что отрицательно сказалось и на развитии технической мыс­ли. Публикации о горной промышленности по-прежнему печатались на стра­ницах "Горного журнала", авторами которых были Ярославцев, Пранг, И. По-летика, М.П. Айдаров, П.И. Миклашевский и др. Но, в отличие от первой по­ловины XIX в., Алтай уже не был центром передовой мысли в области горно­го дела. Главной задачей специалистов теперь стало преодоление растущего отставания горного производства Алтая от достижений отечественной и ми­ровой науки и техники. Сократились расходы на лабораторию Барнаульско­го сереброплавильного завода, и в итоге она была закрыта. Барнаульское горное училище, преобразованное в реальное в конце XIX в., потеряло свою роль научного центра.

В этот период все большее значение приобретают исследования по исто­рии Алтая, его природы, населения, экономики, которые связаны с именами таких ученых, как СИ. Гуляев, В.В. Радлов, Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин и других.

Степан Иванович Гуляев (1805 - 1888) всю свою жизнь посвятил изу­чению Алтая. В 1859 г. он был назначен на должность советника частных зо­лотых приисков и с этого времени всю оставшуюся жизнь прожил в Барнау­ле. Все его увлечения даже сложно перечислить. Он собирал различные кол­лекции, документы, записывал фольклор, писал статьи по проблемам геогра­фии, истории, экономики и животного мира, занимался выращиванием но­вых агрономических культур, приспособленных для алтайского климата - яб­лонь, свеклы и т.д., вел переписку со многими учеными-естествоиспытателя­ми. Был членом 11 научных обществ, в том числе Берлинского общества ес­тествознания. Он первым обратил внимание на белокурихинские радоновые источники, пропагандировал плетеную мебель, дамские соломенные шляп­ки, ратовал за открытие университета и гимназии в Барнауле. На свои скромные сбережения он открыл небольшую платную библиотеку, но вскоре вынужден был ее продать. Он основал типографию, время от времени устра­ивал у себя литературные чтения для молодежи.

В его доме на Иркутской (ныне Пушкинской) улице бывали многие изве­стные ученые и путешественники: А. Брэм, Менье, Г.Н. Потанин. Приходили письма от Н.М. Ядринцева, П.П. Семенова-Тян-Шанского, В.В. Радлова. Дом СИ. Гуляева был своего рода клубом для местной интеллигенции. Сюда со­бирались любители истории Алтая - посмотреть богатые коллекции, старин­ные книги, а больше всего послушать самого хозяина - "ходячую энциклопе­дию" Алтая. Своей многогранной и исключительно плодотворной деятельно­стью СИ. Гуляев внес большой вклад в изучение самых разнообразных сто­рон жизни родного края.

Радлов Фридрих Вильгельм (Василий Васильевич) (1837 - 1918), вос­токовед- тюрколог, этнограф, археолог, окончив Берлинский университет, приехал в Россию для дальнейшего изуче­ния языков и народов Сибири и Централь­ной Азии. С 1859 по 1871 г. он прожил в Барнауле, куда при­ехал преподавать не­мецкий язык в Барна­ульском горном учи­лище.

Во время летних каникул В.В. Радлов совершал путешест­вия по Алтаю, Сиби­ри, Казахстану, Сред­ней Азии, во время ко­торых изучал фольклор, быт и языки тюркских народов. С 1866 г. в Петербурге началась публи­кация его 10-томного труда под названием "Образцы народной литературы тюркских племен", который принес ему известность.

Разносторонняя исследовательская деятельность этого ученого привлек­ла к себе внимание местной научной общественности. В 1863 г. СИ. Гуляев сделал такое сообщение русскому географическому обществу: "Из других лиц, занимающихся географическими, статистическими и этнографически­ми работами, позволю себе указать на учителя немецкого языка Барнауль­ского горного училища, доктора философии Радлова".

Большую роль в исследовании Алтая сыграл Западно-Сибирский отдел Русского географического общества, образованный в Омске в 1877 г. Отдел занимался изучением природы, населения, экономики Алтая, им было орга­низовано около 40 экспедиций в этот регион. Две экспедиции на Алтай в 1878 и 1880 гг. возглавлял известный ученый и общественный деятель Ни­колай Михайлович Ядринцев (1842 - 1894). За изучение переселенческого движения на Алтае в результате экспедиции 1878 г. ему была присуждена зо­лотая медаль Географического общества. Материалы своих исследований он использовал при написании своего известного труда "Сибирь как колония", вышедшего в Санкт-Петербурге в 1882 г.

В 80-90 г. XIX в. начинается новый этап в изучении Алтая, связанный с именами П.А. Голубева, Н.М. Зобнина, И.Е. Овсянкина, СП. Швецова, С.Л. Чудновского, которые были политическими ссыльными, участниками народнического движения. Их научное наследие довольно разнообразно. Они первыми поставили такие проблемы, как изучение переселенческого движения, крестьянской земледельческой общины, экономики округа, жиз­ни и быта алтайцев, положения рабочих и др.

Значительным событием в общест­венной и культурной жизни края стало издание в 1890 г. историко-статистического сборника "Алтай", охватившего различные стороны жизни Алтайского горного округа. Основным автором, со­ставителем и редактором этого сборни­ка являлся Петр Александрович Голу­бев, который написал для него 19 ста­тей, посвященных вопросам народного образования, землевладения, скотовод­ства, торговли и т.д. Кроме этого в "Ал­тай" вошли очерки Н.М.Зобнина, кото­рый обратился к новому для того време­ни вопросу - положению рабочих, и И.Е. Овсянкина, изучавшего проблемы колонизации и переселенческого движения.

Научное изучение округа приобрело более систематический характер с созданием 27 октября 1891 г. "Общества любителей исследования Алтая". Основная заслуга в его организации принадлежала Сергею Порфирьевичу Швецову, который долгое время являлся его секретарем. "Общество" было открыто благодаря поддержке начальника Алтайского округа Н.И. Журина, первого почетного председателя, который очень много сделал для развития образования и культуры в Барнауле.

Сам СП. Швецов был ссыльным народником и прибыл в Барнаул в 1888 г., где устроился на службу статистиком в архиве по земельным делам Главного управления Алтайского округа. Он получил возможность собрать и обработать интересный фактический материал конца XVIII - первой полови­ны XIX вв., касающийся крестьянской общины. СП. Швецов одним их первых обратился к исследованию эволюции общинного землевладения и землеполь­зования в Сибири, тем самым углубив изучение крестьянской общины.

"Общество любителей исследования Алтая" сыграло большую роль в изу­чении края. Его члены собрали и обобщили богатый фактический материал по вопросам переселенческого движения, крестьянской общины, положения рабочих, которые до сих пор не утратили своей ценности. Их деятельность не только способствовала накоплению научной информации, но и формировала научные интересы, привлекала различные слои общества к исследованию Алтая, пробуждая у широкой общественности потребность к знаниям.

Среди членов общества были врачи, чиновники, землеустроители, мно­гие из которых были политссыльными, жившими в Барнауле: Ф.В. Олесинов, П.П. Шатько, И.Е. Овсянкин и другие. Общество существовало исключительно на частные пожертвования. Его целью являлось содействие широкому изучению Алтая, собиранию материала, его обработке, изданию и распростране­нию. Общество снаряжало экспедиции с научными целями, собирало коллекции и т.д. Так, летом 1894 г. была снаряже­на экспедиция для исследования мест водворения переселенцев, в которой ак­тивное участие принимал И.Е. Овсян­кин, занимавшийся этими проблемами. В 1895 г. он был командирован Общест­вом в Горный Алтай для обследования быта переселенцев и инородцев.

Результаты исследований помеща­лись в "Алтайских сборниках", которые выходили по мере накопления материа­ла. Первый номер вышел в 1894 г., а всего было подготовлено 12 сборников (последний выпущен в 1930 г.). Была попытка выпустить и 13-й выпуск, но она не осуществилась из-за сложных по­литических и экономических условий. В 1991 г., после 60-летнего перерыва, традиция издания "Алтайских сборников" была продолжена созданной в Барнауле Алтайской краевой краеведческой ассоциацией. На данный момент вышло 6 сборников - XIV, XV, XVI, XVII, XVIII и XIX.

Во второй половине XIX в. несколько снижается роль музея Главного Уп­равления Алтайского округа в изучении края. В 1863 г. Алтайское горное правление, а вместе с ним и музей, переехали в новое здание, которое перво­начально планировалось под горное училище. Барнаульскому окружному училищу это здание было передано лишь спустя 10 лет. Музей остался при училище, что отрицательно сказалось на его работе, так как часть музейных предметов была передана в чертежную округа, часть в училище. Кроме того, сверка музейных коллекций показала, что ряд экспонатов отсутствовали -скорее всего, были утеряны.

Н.М. Ядринцев, совершавший летом 1878 г. поездку по Западной Сиби­ри и Алтаю, писал о музее: "При училище находится горный музей, с моделя­ми, минералогическим кабинетом, зоологическими коллекциями и собрани­ем этнографических и археологических редкостей. Здесь не могла не оста­вить памятника и горная интеллигенция; между прочим замечателен мине­ралогический кабинет и зоологическая коллекция Геблера, к сожалению, ис­порченная ныне временем. Такое учреждение в крае было бы весьма ценно как собрание предметов, могущих помочь местному изучению, но заботы об этом накоплении, как видно, давно прекратились". Потерю музеем научной ценности подчеркивали и Н.С. Гуляев, сын СИ. Гуляева, и П.А. Голубев. Та­ким образом, можно сказать, что упадок горного производства сказался и на развитии музейного дела, которое фактически было его детищем.

Театр. Во второй половине XIX в. барнаульский театр переживал пере­ходный период. С сокращением кабинетского горнозаводского производства и уменьшением численности горных чиновников, театр начал постепенно приходить в упадок. На его место в начале XX в. приходят театральные пред­ставления, которые ставились в Народном доме.

В 1870 г. барнаульский театр стал именоваться "Любительским театром Алтайского горного округа". Горных офицеров в этот период было уже немно­го, и в театре начинают играть разночинцы и купцы.

По данным на 1878 г., представления в течение года распределялись не­равномерно. Как правило, в месяц ставилось по 1-2 спектакля, самое боль­шое количество спектаклей была сыграно в июне - 4.

Прежде всего, это были произведения комедийного жанра: водевили, фарсы, одноактные комедии. Они были по силам актерам-любителям и поль­зовались успехом у публики. Некоторые из них по желанию зрителей повто­рялись.

Господствовали на сцене одноактный водевиль и одноактная комедия: "Цыганка" и "Сумасшедшая актриса, или Жених и хлороформ" И. Куликова,

"Зачем иные люди женятся" П. Григорьева - немногие оригинальные русские пьесы. Остальные же произведения представляли собой переделки иност­ранных пьес, преимущественно французских. Особняком стояла летняя сце­на из русского быта - "Ночное" М. Стаховича.

Из двухактных пьес были показаны "Харьковский жених, или Дом на две улицы" Д. Ленского, "Бобыль" И. Куликова (интермедия из русского быта с пением и плясками), "Шустрая гувернантка" (переделка с немецкого).

Реже на сцене любительского театра ставили трех- или четырехактные комедии. Особняком стояли сцены в 5 картинах "Мертвые души", составлен­ные Красильниковым (П.Рябовым) по одноименной поэме Н.В. Гоголя.

Оригинальная отечественная классика была представлена всего одной комедией "Женитьбы Белугина" А. Островского и И. Соловьева. Шла также драма "Без вины виноватые" Н. Елизарова.

Литература. Алтайскую литературу нельзя рассматривать в отрыве от общероссийской литературной жизни. Имея свою специфику, она, тем не ме­нее, являлась неотъемлемой частью общерусского литературного процесса и включала в себя широкий круг явлений литературной жизни. Это не только наличие произведений местных авторов, но и существование различных ли­тературных кружков, издание литературных журналов и газет, бытование в регионе произведений "большой литературы" и центральных журналов, пуб­ликации местных авторов в периодических изданиях и издательствах круп­ных культурных центров, личные связи местных писателей с писателями столичных це



2020-02-04 379 Обсуждений (0)
Введение Городового положения 1870 г. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Введение Городового положения 1870 г.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (379)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)