Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внешний облик Барнаула



2020-02-04 282 Обсуждений (0)
Внешний облик Барнаула 0.00 из 5.00 0 оценок




Конец XIX-начало XX вв. в истории Барнаула был периодом бурного со­циально-экономического развития. В это время в городе быстрыми темпами росло население, активно развивались торговля и промышленность, строились общественные здания и жилые дома, магазины и промышленные пред­приятия, развивалось судоходство на реке Оби, строилась Алтайская желез­ная дорога. Эти обстоятельства способствовали изменению внешнего облика Барнаула.

Рост города находил яркое отражение в увеличении численности по­строек: если в 1895 г. она составляла 2841 здание, то в 1917 г. выросла до 7177.

Увеличению количества построек способствовал не только рост населе­ния, но и повышение коммерческой активности. Вот как описывал современ­ник 90-е годы XIX в. в жизни города и начавшийся в это десятилетие "хлеб­ный бум", явившийся толчком в деле превращения Барнаула в один из круп­нейших центров по сбыту сельскохозяйственной продукции в Сибири: "В по­следнее десятилетие Барнаул пережил несколько перемен. Так, в начале де­сятилетия рост Барнаула приостановился. Новых домов почти не строилось. Старые дома подешевели... Квартир было много пустых, торговля шла вяло. Думали, что Барнаул "мухи засидят". Лет пять-шесть было затишье, потом начался спрос на хлеб, который скупали здесь у крестьян сначала местные немногие коммерсанты и отправляли в Томск и Тюмень. Голод в Тобольской губернии, на Урале и в России развил хлебную торговлю сильно... Начали строить громадные двухэтажные амбары-башни. Таких амбаров было пост­роено в городе десятка полтора...

Вместе с развитием хлебной торговли и с наездом иногородних покупа­телей квартиры в городе стали втрое дороже, поднялась значительно цен­ность домов и даже пустых, свободных от построек мест, т.к. все давало не­бывалый до сих пор доход. Торговля начала развиваться. Выстроил сначала один купец кирпичный магазин при своем доме, а уже теперь построено та­ких магазинов до пяти; строятся еще новые, да и старые дома приспосабли­вают под магазины.

Зуд пошел на строительство. За два-три года много домов выстроено и теперь все еще продолжают строить, но квартиры не дешевеют, и квартир свободных нет".

В городе преобладали деревянные одноэтажные дома, которых в 1895 г. было 2649. Кроме того, было 403 двухэтажных деревянных дома и 6 трехэтажных. Каменных строений в городе насчитывалось 33, (из них 29 двухэтажных). Кроме того име­лось 50 смешанных домов, у кото­рых нижний этаж был каменным, а верхний - деревянным.

На первый взгляд кажется, что Барнаул застраивался хаотически, одна­ко это не так. Городская дума много внимания отводила вопросам застройки города. В ней действовала строительная комиссия, в задачи которой входи­ло отведение участков земли под торговые, промышленные, жилые, культо­вые сооружения, учебные заведения, как городские, так и частные, а также утверждение планов и фасадов построек, надзор за ходом строительства. Кроме того, была учреждена должность городского архитектора, которую в течение ряда лет занимал И.Ф. Носович. По его проектам были построены новые школы, городской торговый корпус, католический костел.

Однако, не стоит забывать, что городская дума в этот период в большинстве своем состоя­ла из купцов, поэтому зачастую их практичес­кие интересы превалировали над эстетически­ми соображениями при строительстве тех или иных зданий. Ярким примером этого является генеральный план Барнаула 1912 г. В нем часть береговой полосы Оби в черте города резерви­ровалась под фабрики и заводы. Другая часть была занята грузовыми причалами и приста­нью. Жилые улицы и кварталы были изолирова­ны от обского берега. Именно в этот период в планировке был заложен существенный недо­статок, который заключался в том, что город практически не воспринимался со стороны Оби и имел всего один благоустроенный выход к реке в районе современного реч­ного вокзала.

Несмотря на все недостат­ки и издержки, принципы пла­нировки, заложенные в начале XX в., на долгие годы опреде­лили характер застройки Бар­наула. Так, например, при со­оружении Алтайской железной дороги здание городского вок­зала разместили на северной окраине города, а не в его цен­тре, хотя был и такой вариант.

Изменения в планировке города коснулись и местополо­жения общественно-делового центра. В 1900 г. Московский переулок был переименован в Московский проспект, так как в этот период он уже являлся одной из лучших улиц города. Здесь находились здание го­родской думы (на пересечении с ул. Л. Толстого), дом началь­ника Алтайского округа, духовное училище, Богородская церковь и лютеранская кирха. Кроме того, в начале XX в. здесь были построены крупнейшие магазины города - торговый корпус И.И. Поляко­ва (1913 г.), и пассаж И.Ф. Смирнова (1909 г.) .

В 1914 г. было решено продолжить в север­ном направлении Московский проспект и Коню­шенный переулок (Красноармейский проспект) и развивать их как главные городские магистрали, а вдоль Оби провести улицу шириной в 24 саже­ни, которая вела бы к новому железнодорожному мосту.

Таким образом, развитие центра города при­обретало явно выраженное линейно-меридио­нальное направление, соответствующее основной застройке Барнаула.

В одну из центральных улиц дореволюцион­ного Барнаула в начале XX в. превращается Пуш­кинская улица. На ней располагались здания, ярко свидетельствующие о но­вых приметах времени - гос­тиницы, синематографы и пр. Здесь располагались детский Мариинский при­ют (Пушкина, 78) синема­тограф "Алтай", аптека Крюгера, казенная жен­ская гимназия (Пушкина, 60), мужская классическая гимназия (Пушкина, 82),

единственный в то время книжный магазин В.К. Сохарева, а также пер­вый в городе музыкальный магазин "Эхо" А.И. Марцинковского. Не все из этих зданий сохранились, но оставшиеся до сих пор радуют глаз своим ви­дом и напоминают нам о прошедшей эпохе.

В 1910 г. в городе действовали 11 православных церквей, женский мона­стырь, лютеранская церковь. В начале XX вв. были построены Покровская (1903), Вознесенская (1909), Никольская (1906), Крестовоздвиженская (1909), Троицкая (1912) церкви и католический костел. Также существовали домо­вые церкви при духовном училище, при женской гимназии, в детской коло­нии при доме призрения и при тюрьме.

Кроме этого, в 1903 г. при материальном содействии жены коллежского асессора Е.И. Судовской был построен Богородице-Казанский женский мо­настырь с каменной церковью, а в 1905 г. со стороны Пушкинской улицы был построен вход в церковь Святого Дмитрия Ростовского. Раньше он нахо­дился в богадельне, которая строилась в комплексе с церковью. Для верую­щих это было не совсем удобно, так как ее посещали не только горожане: во время Великого поста здесь говели ученики Барнаульского реального училища, а также мужской и двух женских гимназий. Новый вход представлял собой часовню с двумя арочными воротами и кирпичным забором. Ворота и верхняя часть забора были богато украшены ме­таллической ковкой, а за ним находился неболь­шой церковный сад.

В конце XIX-начале XX вв. расширяется и про­грамма мер по городскому благоустройству. В 1893 г. устраивается 18 переходов через улицы. В 1895 г. городом приобретаются земельные участки для расширения городской пристани и устраивает­ся филиальное отделение пожарного депо.

В 1896 г. на городские средства были устроены водосточные канавы на Бийской, Томской и Куз­нецкой улицах, Острожном переулке и Базарной площади. В 1897 г. был расширен взвоз на нагор­ную часть города, а в 1899 г. - взвоз с реки Оби по Пушкинской улице.

В 1900 г. городской думой было издано обязательное постановление о содержании в чистоте улиц, помойных ям и т.д. Де­ло в том, что большинство улиц по-прежнему оставались невымощенными и служили объектом для выброса нечистот жителями города.

Особенно бурно развивалась сфера городского благоустройства накануне Первой мировой войны. Планы городского самоуправления касались, в пер­вую очередь, проведения электрического освещения, устройства водопрово­да, постройки различных городских зданий (торговых, учебных, административных), и даже постройки электри­ческого трамвая.

Для реализации этих мероприятий в 1916 г. городской уп­равой был произведен заем в банке, из которого на постройку водопровода предназначалось 460,4 тыс.руб., скотобойни - 75 тыс., торговых корпусов - 284,8 тыс. руб. и т.д. Однако война помешала реализовать эти масштабные планы. Строи­тельство водопровода было начато в сентябре 1915 г. и с самого начала ис­пытывало большие трудности, так как война оттягивала людские и матери­альные ресурсы. Большой ущерб этому предприятию нанес пожар 2 мая 1917 г., когда сгорели многие материалы и здание электрической и насосной станций. Строительство водопровода было продолжено, но закончилось уже после 1917 г.

Проведение трамвая также имело нелегкую судьбу. Заступающий на ме­сто городского головы (заместитель) М.Н. Еремеев обосновывал необходи­мость строительства трамвая не только увеличением численности населе­ния, но и его доходностью. В 1914 г. он сделал интересные расчеты для оп­ределения направления трамвайных линий. За несколько дней в разных пунктах города было подсчитано количество людей, идущих или едущих "вперед или обратно". Выяснилось, что за 7 дней по Московскому проспекту прошло 42200 детей и 92062 взрослых, по Соборному переулку - 45959 детей и 126622 взрослых, по Конюшенному - 38169 детей и 95062 взрослых.

В связи с этим, он предлагал провести 2 трамвайных линии: пароходная пристань - Мало-Тобольская улица - Московский проспект - Пушкинская -Конюшенный переулок - Полковая -1-й Прудской переулок - вокзал; а вторая прошла бы по Московскому проспекту от Пушкинской улицы до 5-й Алтай­ской, по правую сторону от городской рощи, и имела бы протяженность 2 версты. Однако Первая мировая война помешала осуществлению этого проекта, и трамвай в Барнауле был пущен только в 40-х гг.

Что касается электрического освещения, то оно в начале XX в. охватыва­ло далеко не все кварталы и районы города. Городской электростанции еще не было, а существовали небольшие частные купеческие электростанции. Первую в Барнауле электрическую станцию построили купцы Суховы в 1898 г., в 1900 г. - Платоновы, позже - И.Ф. Смирнов и И.И. Поляков. 27 ию­ля 1915 г. городская дума постановила отвести место для электрической станции, однако она до революции так и не была построена.

Дума предпринимала и ряд других мероприятий по освещению города. Так, в 1908 г. она решила "ввести освещение с установкою не менее 50 фона­рей". Места для устройства фонарей были установлены следующие: у Возне­сенской церкви, на Соборной, Демидовской, Главной Базарной, Сенной, По­кровской, Хлебной, Конной, Конюшенной площадях, а также на взвозах и не­которых улицах. Понятно, что эти фонари не могли решить проблему город­ского освещения, и большая часть городских улиц и кварталов, особенно уда­ленных от центра города, утопала во тьме.

Происходили изменения и в архитектурном облике города. В конце XIX -начале XX вв. фасады большинства новых сооружений продолжали выпол­няться в стиле эклектики. Типичным образцом эклектики является доходный дом Аверина (Гоголя, 76), который до революции называли "небоскребом", так как он был одним из самых высоких зданий в городе.

В этот же период в облике центральных улиц Барнаула заметное место занимают здания, построенные в так называемом "кирпичном стиле". Кир­пичный стиль - это одно из проявлений эклектики. При строительстве в этом стиле использовался специальный фигурный кирпич и сочетание различных способов его кладки. Основными заказчиками на сооружения в кирпичном стиле были купцы, поэтому такой способ отделки фасадов называется еще и "купеческой кладкой".

Наиболее интересными постройками "кирпичного стиля" являются го­родская дума (Ленина, 6), торговые дома (Ползунова, 32 и Ленина, 14), купеческие особняки (Горького, 6-а; Интернациональная, 42). Все особенности этого стиля хорошо видны в архитектуре торгового дома И.И. Полякова (магазин "Красный").

В начале XX в. в городе по­явились и постройки в стиле модерн. Основным содержани­ем его стало утверждение кра­соты полезного - "преобразо­вание действительности сред­ствами искусства". При строи­тельстве использовались са­мые разнообразные материалы: стекло, майолика, из­разцы, витражи, зеркала; широко применялся ме­талл: решетки оград, пара­петы, лестничные перила, балконные ограждения, консоли, козырьки над па­радными крыльцами и пр. Построек в стиле мо­дерн в Барнауле было немного, т.к. не было хоро­шей строительной базы, и было мало приверженцев этого направления среди городских архитекторов.

Примерами модерна в Барнауле являются здания городской теле­фонной станции (Интернацио­нальная, 74), городской библио­теки (Никитина, 90) и некоторые другие.

Особое место в архитектуре Барнаула занимает Народный дом (Ползунова, 37). Он был со­оружен на руинах здания камен­ной гауптвахты, построенной в 1821 - 1824 гг. по проекту архи­тектора А.И. Молчанова, а затем сгоревшей в 1865 г.

Автором проекта Народного дома был Иван Николаевич Петров (Ропет) - выдающийся русский зодчий второй половины XIX в. В альбоме В.К. Штильке сохранилась уникальная фотография проекта Народного дома. Он состоял из зрительного зала со сце­нической частью, помещения для бесплатной библиотеки и просторного ве­стибюля. Главный фасад здания был решен в традициях русского стиля.

Однако, в ходе строительства, главным образом, из-за нехватки средств, замысел Ропета был воплощен не в полном объеме. Не хватило денег даже на наружную штукатурку, поэтому здание Народного дома, выстроенное из красного кирпича, резко выделялось на фоне классических построек Петро­павловской улицы.

До наших дней сохранились и деревянные здания того времени, многие из которых являются ценнейшими памятниками деревянной архитектуры Сибири.

К ним относятся здание гостиницы "Империал" на Мало-Олонской улице, сго­ревшее в декабре 1997 г. и пока еще не восстановлен­ное, гимназия М.Ф. Будкевич (пр. Красноармейский, 14), особняк купцов Шадри­ных (кафе "Русский чай" (пр. Красноармейский, 8) и не­которые другие.

Типичным примером городского административ­ного здания конца XIX в. является здание бывшей чертежной Алтайского гор­ного округа (Ползунова, 48). Ярким образцом дере­вянного здания начала XXв., выполненного в сти­ле модерн является жилой двухэтажный дом на улице Ползунова, 56. Он похож на сказочный теремок - в нем все оригинально и не­ожиданно.

При строительстве и украшении деревянных построек в конце XIX-нача­ле XX вв. ярко проявлялся народный характер зодчества. Хотя проектирова­ли здания, в основном, профессиональные архитекторы, но строительство сруба и декоративная отделка принадлежала народным мастерам, чье искус­ство передавалось из поколения в поколение.

Большую роль в формировании внешнего облика города в начале XX в. сыграло строительство Алтайской железной дороги. В этот период в эксплу­атацию был введен ряд инженерных конструкций: железнодорожный мост через Обь и первая в городе водонапорная башня станции. Вместе с мостом был также построен ряд сопутствующих сооружений: паровозное депо и ре­монтные мастерские, положившие начало вагоноремонтному заводу.

Таким образом, в конце XIX-начале XX в. во внешнем облике города про­изошли значительные изменения, обусловленные быстрыми темпами соци­ально-экономического развития и ростом городской застройки. Они прояви­лись в строительстве новых типов зданий: торговых домов, пассажей, гости­ниц, доходных домов, элеваторов, электростанций, афишных тумб и т.д. На улицах стояли столбы с телефонно-телеграфными проводами, газовые фона­ри, немногочисленные трубы на крышах зданий говорили о том, что в неко­торых домах действовало паровое и водяное отопление.

Проводились мероприятия в области городского благоустройства: были разработаны проекты строительства водопровода, трамвая, принимались меры по улучшению состояния городских улиц.

В целом, благодаря усилиям городского самоуправления и самих горожан в этот период было сделано многое из того, чем мы до сих пор пользуемся.

 



2020-02-04 282 Обсуждений (0)
Внешний облик Барнаула 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внешний облик Барнаула

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)