Внешний облик Барнаула
Конец XIX-начало XX вв. в истории Барнаула был периодом бурного социально-экономического развития. В это время в городе быстрыми темпами росло население, активно развивались торговля и промышленность, строились общественные здания и жилые дома, магазины и промышленные предприятия, развивалось судоходство на реке Оби, строилась Алтайская железная дорога. Эти обстоятельства способствовали изменению внешнего облика Барнаула. Рост города находил яркое отражение в увеличении численности построек: если в 1895 г. она составляла 2841 здание, то в 1917 г. выросла до 7177. Увеличению количества построек способствовал не только рост населения, но и повышение коммерческой активности. Вот как описывал современник 90-е годы XIX в. в жизни города и начавшийся в это десятилетие "хлебный бум", явившийся толчком в деле превращения Барнаула в один из крупнейших центров по сбыту сельскохозяйственной продукции в Сибири: "В последнее десятилетие Барнаул пережил несколько перемен. Так, в начале десятилетия рост Барнаула приостановился. Новых домов почти не строилось. Старые дома подешевели... Квартир было много пустых, торговля шла вяло. Думали, что Барнаул "мухи засидят". Лет пять-шесть было затишье, потом начался спрос на хлеб, который скупали здесь у крестьян сначала местные немногие коммерсанты и отправляли в Томск и Тюмень. Голод в Тобольской губернии, на Урале и в России развил хлебную торговлю сильно... Начали строить громадные двухэтажные амбары-башни. Таких амбаров было построено в городе десятка полтора... Вместе с развитием хлебной торговли и с наездом иногородних покупателей квартиры в городе стали втрое дороже, поднялась значительно ценность домов и даже пустых, свободных от построек мест, т.к. все давало небывалый до сих пор доход. Торговля начала развиваться. Выстроил сначала один купец кирпичный магазин при своем доме, а уже теперь построено таких магазинов до пяти; строятся еще новые, да и старые дома приспосабливают под магазины. Зуд пошел на строительство. За два-три года много домов выстроено и теперь все еще продолжают строить, но квартиры не дешевеют, и квартир свободных нет". В городе преобладали деревянные одноэтажные дома, которых в 1895 г. было 2649. Кроме того, было 403 двухэтажных деревянных дома и 6 трехэтажных. Каменных строений в городе насчитывалось 33, (из них 29 двухэтажных). Кроме того имелось 50 смешанных домов, у которых нижний этаж был каменным, а верхний - деревянным. На первый взгляд кажется, что Барнаул застраивался хаотически, однако это не так. Городская дума много внимания отводила вопросам застройки города. В ней действовала строительная комиссия, в задачи которой входило отведение участков земли под торговые, промышленные, жилые, культовые сооружения, учебные заведения, как городские, так и частные, а также утверждение планов и фасадов построек, надзор за ходом строительства. Кроме того, была учреждена должность городского архитектора, которую в течение ряда лет занимал И.Ф. Носович. По его проектам были построены новые школы, городской торговый корпус, католический костел. Однако, не стоит забывать, что городская дума в этот период в большинстве своем состояла из купцов, поэтому зачастую их практические интересы превалировали над эстетическими соображениями при строительстве тех или иных зданий. Ярким примером этого является генеральный план Барнаула 1912 г. В нем часть береговой полосы Оби в черте города резервировалась под фабрики и заводы. Другая часть была занята грузовыми причалами и пристанью. Жилые улицы и кварталы были изолированы от обского берега. Именно в этот период в планировке был заложен существенный недостаток, который заключался в том, что город практически не воспринимался со стороны Оби и имел всего один благоустроенный выход к реке в районе современного речного вокзала. Несмотря на все недостатки и издержки, принципы планировки, заложенные в начале XX в., на долгие годы определили характер застройки Барнаула. Так, например, при сооружении Алтайской железной дороги здание городского вокзала разместили на северной окраине города, а не в его центре, хотя был и такой вариант. Изменения в планировке города коснулись и местоположения общественно-делового центра. В 1900 г. Московский переулок был переименован в Московский проспект, так как в этот период он уже являлся одной из лучших улиц города. Здесь находились здание городской думы (на пересечении с ул. Л. Толстого), дом начальника Алтайского округа, духовное училище, Богородская церковь и лютеранская кирха. Кроме того, в начале XX в. здесь были построены крупнейшие магазины города - торговый корпус И.И. Полякова (1913 г.), и пассаж И.Ф. Смирнова (1909 г.) . В 1914 г. было решено продолжить в северном направлении Московский проспект и Конюшенный переулок (Красноармейский проспект) и развивать их как главные городские магистрали, а вдоль Оби провести улицу шириной в 24 сажени, которая вела бы к новому железнодорожному мосту. Таким образом, развитие центра города приобретало явно выраженное линейно-меридиональное направление, соответствующее основной застройке Барнаула. В одну из центральных улиц дореволюционного Барнаула в начале XX в. превращается Пушкинская улица. На ней располагались здания, ярко свидетельствующие о новых приметах времени - гостиницы, синематографы и пр. Здесь располагались детский Мариинский приют (Пушкина, 78) синематограф "Алтай", аптека Крюгера, казенная женская гимназия (Пушкина, 60), мужская классическая гимназия (Пушкина, 82), единственный в то время книжный магазин В.К. Сохарева, а также первый в городе музыкальный магазин "Эхо" А.И. Марцинковского. Не все из этих зданий сохранились, но оставшиеся до сих пор радуют глаз своим видом и напоминают нам о прошедшей эпохе. В 1910 г. в городе действовали 11 православных церквей, женский монастырь, лютеранская церковь. В начале XX вв. были построены Покровская (1903), Вознесенская (1909), Никольская (1906), Крестовоздвиженская (1909), Троицкая (1912) церкви и католический костел. Также существовали домовые церкви при духовном училище, при женской гимназии, в детской колонии при доме призрения и при тюрьме. Кроме этого, в 1903 г. при материальном содействии жены коллежского асессора Е.И. Судовской был построен Богородице-Казанский женский монастырь с каменной церковью, а в 1905 г. со стороны Пушкинской улицы был построен вход в церковь Святого Дмитрия Ростовского. Раньше он находился в богадельне, которая строилась в комплексе с церковью. Для верующих это было не совсем удобно, так как ее посещали не только горожане: во время Великого поста здесь говели ученики Барнаульского реального училища, а также мужской и двух женских гимназий. Новый вход представлял собой часовню с двумя арочными воротами и кирпичным забором. Ворота и верхняя часть забора были богато украшены металлической ковкой, а за ним находился небольшой церковный сад. В конце XIX-начале XX вв. расширяется и программа мер по городскому благоустройству. В 1893 г. устраивается 18 переходов через улицы. В 1895 г. городом приобретаются земельные участки для расширения городской пристани и устраивается филиальное отделение пожарного депо. В 1896 г. на городские средства были устроены водосточные канавы на Бийской, Томской и Кузнецкой улицах, Острожном переулке и Базарной площади. В 1897 г. был расширен взвоз на нагорную часть города, а в 1899 г. - взвоз с реки Оби по Пушкинской улице. В 1900 г. городской думой было издано обязательное постановление о содержании в чистоте улиц, помойных ям и т.д. Дело в том, что большинство улиц по-прежнему оставались невымощенными и служили объектом для выброса нечистот жителями города. Особенно бурно развивалась сфера городского благоустройства накануне Первой мировой войны. Планы городского самоуправления касались, в первую очередь, проведения электрического освещения, устройства водопровода, постройки различных городских зданий (торговых, учебных, административных), и даже постройки электрического трамвая. Для реализации этих мероприятий в 1916 г. городской управой был произведен заем в банке, из которого на постройку водопровода предназначалось 460,4 тыс.руб., скотобойни - 75 тыс., торговых корпусов - 284,8 тыс. руб. и т.д. Однако война помешала реализовать эти масштабные планы. Строительство водопровода было начато в сентябре 1915 г. и с самого начала испытывало большие трудности, так как война оттягивала людские и материальные ресурсы. Большой ущерб этому предприятию нанес пожар 2 мая 1917 г., когда сгорели многие материалы и здание электрической и насосной станций. Строительство водопровода было продолжено, но закончилось уже после 1917 г. Проведение трамвая также имело нелегкую судьбу. Заступающий на место городского головы (заместитель) М.Н. Еремеев обосновывал необходимость строительства трамвая не только увеличением численности населения, но и его доходностью. В 1914 г. он сделал интересные расчеты для определения направления трамвайных линий. За несколько дней в разных пунктах города было подсчитано количество людей, идущих или едущих "вперед или обратно". Выяснилось, что за 7 дней по Московскому проспекту прошло 42200 детей и 92062 взрослых, по Соборному переулку - 45959 детей и 126622 взрослых, по Конюшенному - 38169 детей и 95062 взрослых. В связи с этим, он предлагал провести 2 трамвайных линии: пароходная пристань - Мало-Тобольская улица - Московский проспект - Пушкинская -Конюшенный переулок - Полковая -1-й Прудской переулок - вокзал; а вторая прошла бы по Московскому проспекту от Пушкинской улицы до 5-й Алтайской, по правую сторону от городской рощи, и имела бы протяженность 2 версты. Однако Первая мировая война помешала осуществлению этого проекта, и трамвай в Барнауле был пущен только в 40-х гг. Что касается электрического освещения, то оно в начале XX в. охватывало далеко не все кварталы и районы города. Городской электростанции еще не было, а существовали небольшие частные купеческие электростанции. Первую в Барнауле электрическую станцию построили купцы Суховы в 1898 г., в 1900 г. - Платоновы, позже - И.Ф. Смирнов и И.И. Поляков. 27 июля 1915 г. городская дума постановила отвести место для электрической станции, однако она до революции так и не была построена. Дума предпринимала и ряд других мероприятий по освещению города. Так, в 1908 г. она решила "ввести освещение с установкою не менее 50 фонарей". Места для устройства фонарей были установлены следующие: у Вознесенской церкви, на Соборной, Демидовской, Главной Базарной, Сенной, Покровской, Хлебной, Конной, Конюшенной площадях, а также на взвозах и некоторых улицах. Понятно, что эти фонари не могли решить проблему городского освещения, и большая часть городских улиц и кварталов, особенно удаленных от центра города, утопала во тьме. Происходили изменения и в архитектурном облике города. В конце XIX -начале XX вв. фасады большинства новых сооружений продолжали выполняться в стиле эклектики. Типичным образцом эклектики является доходный дом Аверина (Гоголя, 76), который до революции называли "небоскребом", так как он был одним из самых высоких зданий в городе. В этот же период в облике центральных улиц Барнаула заметное место занимают здания, построенные в так называемом "кирпичном стиле". Кирпичный стиль - это одно из проявлений эклектики. При строительстве в этом стиле использовался специальный фигурный кирпич и сочетание различных способов его кладки. Основными заказчиками на сооружения в кирпичном стиле были купцы, поэтому такой способ отделки фасадов называется еще и "купеческой кладкой". Наиболее интересными постройками "кирпичного стиля" являются городская дума (Ленина, 6), торговые дома (Ползунова, 32 и Ленина, 14), купеческие особняки (Горького, 6-а; Интернациональная, 42). Все особенности этого стиля хорошо видны в архитектуре торгового дома И.И. Полякова (магазин "Красный"). В начале XX в. в городе появились и постройки в стиле модерн. Основным содержанием его стало утверждение красоты полезного - "преобразование действительности средствами искусства". При строительстве использовались самые разнообразные материалы: стекло, майолика, изразцы, витражи, зеркала; широко применялся металл: решетки оград, парапеты, лестничные перила, балконные ограждения, консоли, козырьки над парадными крыльцами и пр. Построек в стиле модерн в Барнауле было немного, т.к. не было хорошей строительной базы, и было мало приверженцев этого направления среди городских архитекторов. Примерами модерна в Барнауле являются здания городской телефонной станции (Интернациональная, 74), городской библиотеки (Никитина, 90) и некоторые другие. Особое место в архитектуре Барнаула занимает Народный дом (Ползунова, 37). Он был сооружен на руинах здания каменной гауптвахты, построенной в 1821 - 1824 гг. по проекту архитектора А.И. Молчанова, а затем сгоревшей в 1865 г. Автором проекта Народного дома был Иван Николаевич Петров (Ропет) - выдающийся русский зодчий второй половины XIX в. В альбоме В.К. Штильке сохранилась уникальная фотография проекта Народного дома. Он состоял из зрительного зала со сценической частью, помещения для бесплатной библиотеки и просторного вестибюля. Главный фасад здания был решен в традициях русского стиля. Однако, в ходе строительства, главным образом, из-за нехватки средств, замысел Ропета был воплощен не в полном объеме. Не хватило денег даже на наружную штукатурку, поэтому здание Народного дома, выстроенное из красного кирпича, резко выделялось на фоне классических построек Петропавловской улицы. До наших дней сохранились и деревянные здания того времени, многие из которых являются ценнейшими памятниками деревянной архитектуры Сибири. К ним относятся здание гостиницы "Империал" на Мало-Олонской улице, сгоревшее в декабре 1997 г. и пока еще не восстановленное, гимназия М.Ф. Будкевич (пр. Красноармейский, 14), особняк купцов Шадриных (кафе "Русский чай" (пр. Красноармейский, 8) и некоторые другие. Типичным примером городского административного здания конца XIX в. является здание бывшей чертежной Алтайского горного округа (Ползунова, 48). Ярким образцом деревянного здания начала XXв., выполненного в стиле модерн является жилой двухэтажный дом на улице Ползунова, 56. Он похож на сказочный теремок - в нем все оригинально и неожиданно. При строительстве и украшении деревянных построек в конце XIX-начале XX вв. ярко проявлялся народный характер зодчества. Хотя проектировали здания, в основном, профессиональные архитекторы, но строительство сруба и декоративная отделка принадлежала народным мастерам, чье искусство передавалось из поколения в поколение. Большую роль в формировании внешнего облика города в начале XX в. сыграло строительство Алтайской железной дороги. В этот период в эксплуатацию был введен ряд инженерных конструкций: железнодорожный мост через Обь и первая в городе водонапорная башня станции. Вместе с мостом был также построен ряд сопутствующих сооружений: паровозное депо и ремонтные мастерские, положившие начало вагоноремонтному заводу. Таким образом, в конце XIX-начале XX в. во внешнем облике города произошли значительные изменения, обусловленные быстрыми темпами социально-экономического развития и ростом городской застройки. Они проявились в строительстве новых типов зданий: торговых домов, пассажей, гостиниц, доходных домов, элеваторов, электростанций, афишных тумб и т.д. На улицах стояли столбы с телефонно-телеграфными проводами, газовые фонари, немногочисленные трубы на крышах зданий говорили о том, что в некоторых домах действовало паровое и водяное отопление. Проводились мероприятия в области городского благоустройства: были разработаны проекты строительства водопровода, трамвая, принимались меры по улучшению состояния городских улиц. В целом, благодаря усилиям городского самоуправления и самих горожан в этот период было сделано многое из того, чем мы до сих пор пользуемся.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |