Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I . Теоретические основы проблемы



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Глава I . Теоретические основы проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

Организация физкультурных занятий с детьми 3 – 4 лет.

                                                          Выполнила: студентка ОЗО IV (5)

                            2 группы «Б»

                                                       Копылова Светлана Евгеньевна  

                                                     Руководитель: Андреева И.В.

 

 

Сыктывкар

2006

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I Теоретические основы.

1.1. Развитие теории физического воспитания……………….......................13

1.2. Основные понятия теории физического воспитания……………........21

1.3. Принципы управления деятельностью детей в системе занятий физической культурой…………………………………………………….24

Физкультурное занятие как форма организации работы

     по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Формы

     физкультурных занятий с детьми 3-4 лет по программе «Радуга» под

     редакцией Т.Н. Дороновой ……………………………………………….27

1.5. Методика проведения физкультурных занятий с детьми 3-4 лет. ….35

Глава II Практическая часть.

2.1. Задачи, содержание и методика проведения констатирующего этапа

     педагогического эксперимента…………………………………………..41

2.2. Задачи, содержание и методика проведения формирующего этапа педагогического эксперимента…………………………………………..51

2.3. Задачи, содержание и методика проведения контрольного этапа педагогического эксперимента…………………………………………..60

Заключение………………………………………………………………………...64

Список литературы……………………………………………………………….67

Приложения………………………………………………………………………..70

Введение

 

В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: создаются дошкольные учреждения разных видов в соответствии с их направленностью, в работе с детьми используются вариативные программы и технологии, открываются группы кратковременного пребывания детей и т.д. Родители всё больше интересуются проблемами образования детей, хотят, чтобы в детском саду детей учили читать и писать. Стремление родителей начать раннее обучение ребёнка без учёта его реальных возрастных возможностей, с одной стороны, и желание учителей школы получить подготовленного ученика, с другой, подтолкнули педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Детский сад постепенно приобретает облик мини-школы с её целями, задачами, формами и методами работы.

В результате ценности каждого возрастного периода жизни дошкольника необоснованно забыты педагогами и родителями, не учитываются и закономерности психического и физического развития ребёнка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия. [1; 4].

Дошкольный период является одним из наиболее ответственных в жизни человека с позиции формирования его физического и психического здоровья. Именно поэтому дошкольное физическое воспитание должно создавать уровень здоровья ребёнка и фундамент физической культуры будущего взрослого.

[4; 43].

Здоровье… Здоровый ребёнок… Здоровая личность… Актуальны ли сегодня эти понятия? Как воспитать здорового ребёнка? Как не ухудшить тот потенциал здоровья, с которым каждый ребёнок приходит сегодня в дошкольное учреждение? Какое влияние оказывают климатические условия Севера на здоровье наших детей? [23; 3].

Современная наука стремится улучшить природу человека, расширить его возможности, продлить жизнь. Однако очевидно, что, во-первых, её достижения не будут доступны подавляющему большинству населения планеты. А во-вторых, можно констатировать, что вследствие рекламной деятельности средств массовой информации у людей уже сформировалась устойчивая пассивная позиция по отношению к своему здоровью. У человека возникает иллюзия, что, если выпить таблетку, микстуру, съесть йогурт, пожевать жевательную резинку, все проблемы будут решены. Собственно, преодоление процесса старения, лечение различных заболеваний путём вмешательства, осуществляемого на молекулярно-генетическом уровне, не выходит за рамки той же самой пассивной, бездеятельной позиции. Возможно, именно здесь и кроются основные причины катастрофического ухудшения здоровья детей. [12; 122].

Так, на основе проведённых исследований в сравнении с данными по другим регионам России (Москва, Санкт-Петербург, Киров) можно отметить:

1. По средним показателям роста и веса тела дошкольники, живущие в условиях Севера, не отличаются от своих сверстников, живущих в других регионах (низкий или высокий рост, дефицит или избыток массы тела детей характерны не только для Республики Коми);

2. Низкие температуры воздуха в условиях Севера предполагают повышенные энергетические затраты, которые тесно связаны с потреблением кислорода. Очевидно, что дети Севера должны обладать большими функциональными возможностями дыхательного аппарата, т.е. развитой дыхательной мускулатурой (о чём свидетельствует показатель окружности грудной клетки). Средние показатели окружности грудной клетки детей северян соответствуют норме и даже иногда превосходят средние показатели ОГК детей, живущих в других регионах;

3. Показатели артериального давления у дошкольников-северян практически соответствует величинам артериального давления детей средней полосы.

4. Распределение обследованных детей по группам здоровья составило:

Возраст 1 группа здоровья 2 группа здоровья 3 группа здоровья
4 года 11% 83% 6%
5 лет 20% 62% 18%
6 лет 24% 54% 22%
7 лет 20% 56% 24%

Таблица свидетельствует о том, что преобладают дети со второй группой здоровья (преобладание детей со второй группой здоровья характерно для других регионов России). [23; 8].

Проанализируем показатели здоровья и физического развития детей в г. Сыктывкаре и в МДОУ № 29. Так, в 2004г. индекс здоровья детей составил 28,9% (средний городской), 23% (средний в ДОУ); уровень заболеваемости – 159% (средний городской), 128,8% (средний в ДОУ); распределение детей по группам здоровья в ДОУ № 29 следующее: I группа – 45 ч. (33%), II группа – 82 ч. (61%), III группа – 8 ч. (6%). Всего списочный состав детей – 135 человек.

Одна из основных причин данных показателей – это врождённые и хронические заболевания детей.

В 2005г. в сравнении с 2004г. индекс здоровья снизился на 8% и составил 15%; средний показатель уровня заболеваемости вырос на 15,2% и составил 144% (из них 60% - 64 ребёнка – болели ветряной оспой); распределение детей по группам здоровья следующее: I группа – 40 человек (28%), II группа – 93 человека (66%), III группа – 8 человек (5,3%), IV группа – 1 человек (0,7%). Всего списочный состав детей – 142 человека (см. приложение 1).

Увеличиваются показатели смертности детей в возрасте с 1 года до 5 лет. Так, в г. Сыктывкаре на 100 тысяч детей смертность мальчиков составила в 2004 году 71 человек, девочек – 93 человека (для сравнения: в России смертность мальчиков – 68 человек, девочек – 39 человек).

Таким образом, анализ показателей воспитанников ДОУ № 29 свидетельствует о том, что преобладают дети со II группой здоровья.

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны. [22; 75].

В своей работе дошкольные образовательные учреждения руководствуются различными нормативно-правовыми и инструктивными документами по проблеме обеспечения здоровья детей в ДОУ, которые можно условно разделить на:

- федеральные законы и постановления Правительства РФ;

- документы Министерства здравоохранения РФ и Министерства

образования РФ, касающиеся медицинского обеспечения детей в ДОУ;

- документы Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования 

РФ, относящиеся к кадровым вопросам.

Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях:

- Конвенции о правах ребёнка;

- Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;

- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24 июля 1998г.

№ 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000г.);

- Закон РФ «Об образовании в редакции от 13 января 1996г. № 12-ФЗ

(с изменениями и дополнениями на 2002г.);

- Типовое положение о ДОУ, утверждённое постановлением Правительства

РФ от июля 1995г. № 677 (с изменениями и дополнениями, утверждёнными

постановлениями Правительства РФ от 14 февраля 1997г. № 179, от 23

декабря 2002г. № 919);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы ДОУ» (утверждённая Главным государственным

санитарным врачом РФ 25 марта 2003г.);

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 августа 1997г. № 1117 (с изменениями от 23 декабря 2002г.).

Одним из основных документов является Типовое положение о ДОУ, в соответствии с которым детские сады комбинированного вида могут включать в себя различные группы, в том числе общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные. [4; 42].

На протяжении многих лет физическое воспитание дошкольников регламентировалось «Программой воспитания и обучения в детском саду» (1985). В содержании Программы давался перечень двигательных навыков, которыми должны были овладеть дети в соответствии с возрастными возможностями. Вместе с тем раздел развития физических качеств у детей был разработан недостаточно чётко: не указывались средства, не было конкретных методических и организационных рекомендаций. Такая позиция авторов Программы в середине 1980-х годов была подвергнута критике со стороны большого ряда исследователей, изучавших физическую подготовленность дошкольников (В.А.Гуляйкин, К.А.Ежевская и др.). Они указывали на то, что если в процессе физического воспитания детей ограничиваться обучением движениям, то развитие физических качеств будет существенно отставать. Кроме того, снижение физической нагрузки отрицательно скажется не только на физической подготовленности, но и на укреплении здоровья детей. [21; 5].

Пристальное внимание исследователей к вопросу развития физических качеств детей подразумевало изменение подходов к построению процесса физического воспитания дошкольников.

Многие авторы советовали улучшить физическую подготовленность дошкольников путём повышения моторной плотности занятий. В качестве основного метода была предложена круговая тренировка

Таким образом, начиная с середины 1980-х годов, стала наблюдаться тенденция «спортизации» дошкольной физкультуры. Методика физкультурных занятий, предлагаемая последователями «спортизации» походила больше на тренировку детской спортивной школы, а нагрузки, рекомендованные в этих исследованиях, были доступны не всем детям, посещавшим дошкольные учреждения. [21; 5].

Такое «новое видение» занятий дошкольников вызвало обеспокоенность ряда учёных. Ведь периодически осуществляющая двигательная активность, специфическая в зависимости от возраста, является основным фактором, определяющим рост и развитие, лишь в объёме, не превышающем границ физиологического стресса.

Б.А. Никитюк выражает беспокойство, что существуют попытки переноса на контингент детей возраста первого детства приёмов спортивно-тренировочного воздействия – насильственное стимулирование моторного развития. Автор указывает, что для разных признаков (свойств) сензитивные периоды не совпадают по времени протекания. Это биологически оправдано, так как экономит силы организма, выбирая в каждый момент новое направление процессов роста и развития. Б.А. Никитюк ссылается на наблюдения А.И. Клиорина, показывавшего, что раннее овладение моторикой ходьбы может задержать речевое развитие ребёнка.

Сторонники «спортизации» не всегда чётко представляют себе, как высказанные ими идеи могут быть реализованы в дошкольном учреждении без «побочных эффектов». Разрабатывая новую идею, большинство исследователей не указывают, как должна измениться методика физкультурных занятий, чтобы не нанести вред ребёнку. В первую очередь это относится к развитию силы и выносливости. Так, например, значительные силовые нагрузки оказывают отрицательное влияние на формирование двигательного аппарата детей, на рост костей в длину. [21; 5].

В связи с малой способностью детей к переносимости кислородной задолженности требуется осторожное увеличение мощности и интенсивности физической нагрузки. В этой связи на занятиях физической культурой с детьми необходимо несколько удлинить подготовительную часть. Учитывая характерный для детей удлинённый восстановительный период после больших нагрузок, следует также увеличить продолжительность заключительной части или длительность отдыха после этих занятий. Вместе с тем критика «тренировочной» направленности физкультурного занятия привела и к другой крайности – появлению работ, призывающих отказаться от регламентированного формирования движений ребёнка, а предоставить ему свободу развития.

Эта точка зрения также не верна. Физическое состояние детей требует сегодня не просто педагогического контроля их двигательной деятельности, а контроля специалистов в области физической культуры. Так, В.И. Усаков, констатируя отставание в двигательном развитии ребёнка от должных норм, отмечает, что у детей, посещающих дошкольные учреждения, это наблюдается в меньшей степени благодаря государственной системе физического воспитания.

Противники традиционной системы физического воспитания дошкольников призывают превратить физкультурные занятия в увлекательные спектакли. В этой связи непонятно, во что тогда должен превратиться физкультурный досуг и физкультурный праздник. [21; 5].

Изменение содержания физкультурных занятий непосредственно отражается на уровне здоровья современных дошкольников. Состояние здоровья детей вынуждает педагогов искать новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Её не может заменить лечебная физическая культура, так как она адресована детям с предпатологией и патологией. На занятиях с ослабленными детьми должны использоваться программы по профилактической физической культуре.

Надёжным способом повышения оздоровительного эффекта физкультурных занятий является совмещение выполнения физических упражнений с закаливанием. Например, использование занятий босиком. В то же время следует помнить, что только правильная организация закаливания даёт оздоровительный эффект. В настоящее время многие стороны интенсивного закаливания остаются малоизученными, и поэтому последствия его непродуманного использования являются непредсказуемыми.

Многие годы исследователи ратовали за проведение занятий физическими упражнениями на открытом воздухе. Результаты их исследований свидетельствовали о значительном оздоровительном эффекте таких занятий. Однако сегодня в регионах с неблагоприятной экологической обстановкой такие рекомендации не всегда оправданы. Может быть, в таких районах придётся сместить акцент к организации и проведению занятий по физическому воспитанию дошкольников в закрытых помещениях при тщательном санитарно-гигиеническом контроле существующей воздушной среды или искусственном создании благоприятной среды при помощи специальных приборов (ламп Чижевского, ионизаторов и очистителей воздуха и т.п.). [21; 6].

Таким образом, одним из основных в физической культуре дошкольников всегда был, есть и будет вопрос о том, чем лучше заниматься с детьми, какие средства наиболее эффективно влияют на укрепления их здоровья и повышение уровня физической подготовленности, а также, какую методику проведения физкультурных занятий следует применять, чтобы не нанести вред ребёнку. [21; 4].

Тема курсовой работы «Организация физкультурных занятий с детьми 3-4 лет» выбрана не случайно.

Наше образовательное учреждение работает по программе «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой. Несмотря на то, что физическое воспитание занимает одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе этой программы, данный раздел содержит лишь перечень двигательных навыков, которые следует прививать детям и варианты проведения физкультурных занятий. Учебно-методические пособия к программе «Радуга» по разделу «Физическое воспитание» отсутствуют.

Учитывая, что базовая цель физкультурного занятия любого вида – это накопление двигательного опыта, развитие интереса к физической культуре и спорту, была определена цель предстоящей работы по данной теме.

Цель работы: определить влияние вариативных физкультурных занятий (сюжетно-игровых, с пособиями-подарками, на основе подвижных игр, на основе упражнений и игр с пособиями одного вида, на воздухе, полностью построенных на свободном выборе движений) на формировании двигательных умений и навыков (техники движений – ходьбы, бега, прыжка в длину с места) детей II младшей группы (3-4 лет).

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме (методическую, педагогическую, психологическую).

2. Разработать и апробировать систему физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста и выявить влияние физкультурных занятий на формирование двигательных умений и навыков детей.

Гипотеза: двигательные умения и навыки на физкультурных занятиях будут формироваться более успешно, если:

1. Занятия будут проводиться в определённой системе (в соответствии с методическими рекомендациями программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой и программы «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д. Глазыриной);

2. Будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности ребёнка по формированию основных движений (ходьба, бег, прыжки);

3. Ребёнок будет выступать активным субъектом педагогической деятельности.

 

Глава I . Теоретические основы проблемы



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Глава I . Теоретические основы проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I . Теоретические основы проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)