Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II . Практическая часть



2020-02-04 234 Обсуждений (0)
Глава II . Практическая часть 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогический эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 29 с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников» г. Сыктывкара с детьми II младшей группы (возраст детей 3-4 года) с сентября 2006г. по декабрь 2006г.

МДОУ № 29 работает по программе «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой. Одной из основных задач программы является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.

В педагогическом эксперименте участвовало десять детей, из них шесть мальчиков, четыре девочки.

Отбор детей для педагогического эксперимента осуществляется по критериям:

1. По уровню сформированности двигательных умений и навыков в основных видах движений – бег, ходьба, прыжки в длину с места;

2. По состоянию здоровья.

Экспериментальная работа проводилась во время физкультурных занятий.

Цель педагогического эксперимента: определить влияние вариативных физкультурных занятий на формирование двигательных умений и навыков у детей 3-4 лет.

 

 

Задачи, содержание и методика проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента

Цель: выявить уровень сформированности двигательных умений и навыков у детей 3-4 лет.

Задачи:

1. Выявить уровень сформированности двигательных умений и навыков детей (техники движений – ходьба, бег, прыжки в длину с места).

2. Проанализировать состояние здоровья детей.

3. Проанализировать деятельность ДОУ по данной проблеме.

Для решения первой задачи в сентябре 2006г. была проведена «Диагностика двигательных умений и навыков» детей II младшей группы по методике Т.А. Тарасовой.

Для детей были предложены следующие контрольные упражнения:

- ходьба;

- бег;

- прыжок в длину с места.

Двигательные умения и навыки оценивались по результатам наблюдения за выполнением детьми данных упражнений.

Техника выполнения движений считается правильной, если ей характерно:

Ходьба

- свободное, естественное движение рук;

- правильное положение корпуса и головы (туловище прямо, голова прямо,

плечи расправлены);

- отсутствие шарканья, наличие переката;

- при ходьбе пятки сближены, носки разведены.

Бег

- перекрёстная координация движений рук и ног (движение рук энергичное,

руки согнуты в локтях);

- правильное положение корпуса и головы (туловище вперёд, голова прямо);

- продолжительность фазы полёта (хороший полёт);

- энергичность и завершённость отталкивания ногой, наличие переката;

- прямолинейность движения (сохранение направления).

Прыжок в длину с места

- исходное положение – ноги расставлены, ступни параллельны, ноги согнуты в

коленях (полуприсед), туловище наклонено вперёд, голова прямо, руки

отведены назад;

- энергичность отталкивания двумя ногами;

- выпрямление ног и взмах руками вперёд – вверх при завершении

отталкивания;

- вынос вперёд почти прямых ног в полёте;

- приземление на обе ноги с перекатом с пяток на всю стопу. [19; 65].

При оценке качественных показателей двигательных умений и навыков детей (техники движений) была использована трёхбалльная система оценки.

Критерии оценки:

- 3 балла – правильное выполнение движения, т.е. двигательный навык

сформирован, автоматизирован;

- 2 балла – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно

техническом выполнении;

- 1 балл – указывает на неправильное выполнение движения.

Затем подсчитывалось общее количество баллов, и путём вычисления среднего арифметического балла определялся уровень сформированности двигательных навыков и умений.

Шкала распределения уровней:

высокий уровень – 2,4 – 3 балла

средний уровень – 1,7 – 2,3 балла

низкий уровень – 1 – 1,6 балла

Диагностика двигательных умений и навыков показала следующие результаты (см. приложение 2, таблица 1, 2, 3):

1. Развитие бега

высокий уровень –

средний уровень – 10 детей (100%)

низкий уровень –

2. Развитие ходьбы

высокий уровень –

средний уровень – 7 детей (70%)

низкий уровень – 3 детей (30%)

3. Развитие прыжка в длину с места

высокий уровень –

средний уровень – 9 детей (90%)

низкий уровень – 1 ребёнок (10%)

Рассмотрим особенности развития основных движений у детей подробнее.

1. Развитие бега

Недостаточно хорошо дети согласовывали движения рук и ног. Не был сформирован этот навык у Димы Н. У пяти детей (Даша М., Арина П., Дима Н., Саша Л., Семён Р.) движения рук не энергичны, во время бега то сгибали руки в локтях, то опускали руки вниз. У детей наблюдалось слабое отталкивание, что являлось причиной слабовыраженной фазы полёта. Из десяти детей только Соня П. сохраняла направление бега. У других детей бег чаще всего был непрямолинеен. Арина П. и Дима Н. во время бега ставили ногу на всю ступню.

Если сравнить полученные результаты диагностики с особенностями развития бега детей четвёртого года жизни, то следует отметить, что все ошибки, которые допускали дети, были характерны данному возрасту, вследствие чего объясняется отсутствие детей в экспериментальной группе с высоким уровнем развития бега (см. приложение 3).

2. Развитие ходьбы

Не обладали правильной координацией движений рук и ног Максим В., Саша Л., Дима Н., Матвей Б., Даша М., что характерно многим детям четвёртого года жизни. При ходьбе дети не всегда ставили стопу правильно (пятки сближены, носки разведены). Этот навык не был сформирован у Саши Л. и Арины П. Только один ребёнок (Соня П.) из десяти детей ставила стопу правильно при ходьбе. Дети часто опускали голову (Даша М., Матвей Б., Лиза Г., Саша Л., Вова Б.) и плечи (Саша Л., Лиза Г.), смотрели себе под ноги. Походка детей, в основном, оставалась тяжёлой, не было достаточной лёгкости шага.

Итак, можно выделить следующие недостатки в ходьбе у детей с низким уровнем развития (Саша Л., Матвей Б., Даша М.): во время ходьбы смотрят под ноги, отсутствуют энергичное размахивание рук и согласованность движений рук и ног.

Отсутствие показателей высокого уровня развития ходьбы считалось допустимым фактом для данного возрастного этапа (см. приложение 3).

3. Развитие прыжка в длину с места

Анализ результатов диагностики показал, что больше всего дети допускали ошибки при принятии исходного положения: ноги ставили рядом, при этом ступни не параллельны и ноги прямые. Данные ошибки обнаружились у Максима В., Саши Л., Лизы Г., Димы Н. Испытуемые Даша М., Арина П., Матвей Б., Дима Н. прыгали, опустив голову. При приземлении у всех детей отмечалось отсутствие эластичного сгибания ног. Наиболее двигательные умения прыжка в длину с места сформированы у Сони П., Вовы Б., но навыки ещё не автоматизированы. Поэтому в результатах диагностики развития прыжка в длину с места не были зафиксированы показатели высокого уровня сформированности двигательных умений и навыков (см. приложение 2, таблица 3).

Таким образом, проанализировав результаты диагностики детей и сопоставив их с характерными особенностями развития основных движений у детей четвёртого года жизни, нами были определены основные задачи:

1. Учить детей бегать легко, согласовывать движения рук и ног, энергично отталкиваться ногами; воспитывать умение согласовывать друг с другом свои действия, не сталкиваться во время бега, не наталкиваться на предметы, обегать их.

2. Учить детей ходить со свободными, естественными движениями рук, обращать внимание детей на положение корпуса и головы, продолжать приучать не шаркать ногами, ставить ступни с разворотом (пятки сближены, носки разведены).

3. Учить детей мягко приземляться, эластично сгибая ноги, принимать правильное исходное положение, энергично отталкиваться двумя ногами одновременно.

Вторым критерием отбора детей для участия в педагогическом эксперименте было выбрано состояние их здоровья. Поэтому для решения второй задачи были проанализированы медицинские карты детей (см. приложение 4).

 Анализ медицинских карт показал:

· Группа здоровья:

I – 2 детей (20%) – из них: мальчиков – 2,

     II – 6 детей (60%) – из них: мальчиков – 4, девочек - 2

III – 1 ребёнок (10%) – из них:  девочек – 1

IV – 1 ребёнок (10%) – из них: девочек – 1

· Состоят на учёте у специалистов:

* хирург – 1 ребёнок (10%) – из них: девочек – 1

* невропатолог – 3 детей (30%) - из них: мальчиков – 2, девочек - 1                                                                

* ортопед – 4 детей (40%) - из них: мальчиков – 2, девочек - 2     

     * гастроэнтеролог – 1 ребёнок (10%) - из них: мальчиков – 1

* ЛОР – 1 ребёнок (10%) - из них: мальчиков – 1

* кардиолог – 1 ребёнок (10%) - из них: девочек - 1     

* педиатр – 2 детей (20%) - из них: мальчиков – 1, девочек – 1

* не состоит на учёте - 1 ребёнок (10%) – из них: мальчиков - 1

· Показатели физического развития:

- низкие –

- ниже среднего – 1 ребёнок (10%)

- средние – 9 детей (90%)

- выше среднего –

- высокие –

· Физическая группа:

- основная – 8 детей (80%) - из них: мальчиков – 6, девочек - 2     

- подготовительная – 2 детей (20%) - из них: девочек - 2     

Для решения третьей задачи были проанализированы:

1. Годовой план работы ДОУ по реализации задач Физкультурно-оздоровительного направления;

2. Работа старшего воспитателя с педагогами ДОУ:

Перспективные планы воспитателей дошкольных групп и руководителя по физо;

Работа с родителями;

3. Наличие физкультурного оборудования (в музыкально-физкультурном зале, на территории детского сада, во II младшей группе).

В годовом плане работы ДОУ были определены следующие цель и задачи физкультурно-оздоровительного направления:

Цель: продолжать работу по созданию социально-психологических условий в ДОУ, направленных на повышение уровня физического развития детей и укрепление психологического здоровья детей.

Задачи:

1. Способствовать социально-эмоциональному развитию детей методом психокоррекции и психопрофилактики.

2. Соблюдение санитарно-гигиенических условий и совершенствование медико-оздоровительного сопровождения образовательного процесса, направленного на улучшение состояния здоровья и физического развития воспитанников.

3. Развитие потенциальных возможностей, внутренней свободы и самостоятельности каждого ребёнка.

4. Изучение и внедрение в педагогический процесс программы Л.Д. Глазыриной «Физическая культура – дошкольникам».

В ДОУ разработана программа «Здоровый ребёнок», в которой представлены модели физкультурно-оздоровительной работы для каждой возрастной группы в соответствии с требованиями программы «Радуга». В этих моделях представлены формы, вариативное содержание и особенности организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня с учётом возраста детей.

В годовом плане работы ДОУ запланированы консультации для педагогов по темам: «Содержание и методика проведения вариативных физкультурных занятий», «Организация двигательной активности детей на прогулке». Для молодых специалистов предусмотрено проведение конкурса игровых пособий для организации подвижных игр.

В перспективном плане воспитателями II младшей группы совместно с руководителем по физической культуре запланированы на месяц индивидуальная работа с детьми по физо, физкультурные минутки, комплекс дыхательных упражнений, подвижные игры.

Руководитель по физо ведёт следующую документацию:

- карты здоровья детей (заполняются совместно с медицинским работником и воспитателями групп);

- перспективные планы физкультурных занятий в каждой возрастной группе;

- перспективные планы физкультурных праздников и развлечений, каникул;

- перспективные планы утренней гимнастики;

- диагностические карты физического развития детей.

Организует и направляет всю работу коллектива ДОУ с родителями руководитель ДОУ. В ДОУ разработана программа по всеобучу родителей, которая включает в себя различные формы и методы работы с семьёй: конференции, родительские собрания, конкурсы, музыкальные и спортивные праздники, встречи с приглашёнными специалистами и др.

В перспективном плане работы воспитателей II младшей группы предусмотрены следующие формы сотрудничества с семьёй:

1. Индивидуальная работа с родителями.

- индивидуальные беседы (цель: изучение состояния здоровья ребёнка, его характера и привычек, особенностей воспитания ребёнка в семье);

- рекомендации родителям по организации жизни ребёнка дома («Соблюдение режима дня», «Организации правильного питания», «Организация физкультурного уголка»);

- рекомендации по соблюдению требований ДОУ («Какая одежда необходима для ребёнка для занятий по физо в зале, на улице»);

- информация «Из первых рук» (подборка печатного материала - «Шесть правил здоровья», «Спортивные игры с нестандартным оборудованием», «Лечебно-профилактический «Са-Фи-Данс», «Движение – заряд бодрости и здоровья ребёнка», «Питание в общей системе профилактики стоматологических заболеваний у детей» и др.);

- папки-передвижки («Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста», «Морозный зимний день», «Двигательная активность и здоровье ребёнка», «За столом», «Принципы оздоровления»).

2. Работа с коллективом родителей.

- консультации.

Тематика консультаций - «Капризы ребёнка и их предупреждение», «Культурно-гигиенические навыки».

- конференции

Конференция, посвящённая Дню защиты прав ребёнка – «Здоровые дети – счастливые родители» с участием врача аллерголога детской поликлиники, психотерапевта психоневрологического диспансера и логопеда.

3. Уголок родителей.

- раздел «Советы и рекомендации» (информация родителям: «Улучшайте зрение ребёнка: йоговские упражнения для глаз», «Питайтесь правильно, регулярно»).

- раздел «Режим дня», «Приятного аппетита».

- раздел «Советы доктора Айболита»

- раздел «Мы растём».

4. Дни открытых дверей, посвящённые Дню матери, Дню здоровья.

5. Совместный активный отдых (физкультурный праздник - «Папа, мама, я – спортивная семья»).

6. Участия в конкурсах («Нетрадиционное физкультурное оборудование»).

В ДОУ имеется совмещённый музыкально-физкультурный зал, в котором находится физкультурное оборудование:

- для развития ходьбы – флажки, ленточки, платочки, кубики разных размеров, короткие верёвочки и длинные шнуры (верёвки), гимнастические скамейки (3 шт.), наклонная скамейка (1 шт.) кегли, оборудование для ориентирования (флажки на стойках, большие кубы, булавы);

- для развития бега – флажки, ленточки, кегли, мячи (разного размера);

- для развития прыжков – скамейки (высота 15-20 см – 3 шт.), плетёные верёвочки, пластмассовые обручи разного размера, канат, длинный шнур (верёвка), гимнастический мат (1 шт.).

Во II младшей группе в физкультурном уголке имеются в наличии резиновые мячи разного размера (12 шт.), скакалки (2 шт.), гимнастическая скамейка (1 шт.), корзина для метания (1 шт.). Отсутствуют физкультурные пособия для проведения ОРУ с предметами, а также для развития основных движений (бега, ходьбы, прыжков) – ленточки, платочки, флажки, султанчики, дорожка со следами.

На территории ДОУ на асфальтовых дорожках сделаны разметки беговых дорожек, линий для прыжков в длину с места, кругов для прыжков с продвижением вперёд.

Анализ наличия физкультурного оборудования показал, что необходимо приобрести гимнастические маты, канаты, переносные гимнастические лестницы (для развития равномерности шага и ритмичности ходьбы при перешагивании через перекладины лестницы), а также изготовить нетрадиционное физкультурное оборудование для физкультурного уголка во II младшей группе.

 

Задачи, содержание и методика проведения формирующего этапа педагогического эксперимента

 

Цель: выявить влияние физкультурных занятий на формирование двигательных умений и навыков детей.

Задачи:

1. Разработать систему физкультурных занятий, направленных на формирование двигательных умений и навыков детей.

2. Расширение предметно-развивающей среды.

Для решения первой задачи была разработана система занятий, направленная на формирование двигательных умений и навыков детей II младшей группы (3-4 лет).

Был составлен перспективный план на период с октября по декабрь вариативных физкультурных занятий во II младшей группе (сюжетно-игровых, с пособиями-подарками, на основе подвижных игр, на основе упражнений и игр с пособиями одного вида, на воздухе, полностью построенных на свободном выборе движений) в соответствии с методическими рекомендациями программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой и программы «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д. Глазыриной (см. приложение 5).

Занятия проводились три раза в неделю (в том числе одно занятие на улице).

В постановке задач и отборе содержания физкультурных занятий учитывались принципы управления деятельностью детей: фасцинации («очарование»), синкретичности (наличие единства в выборе средств и методов воздействия на ребёнка), творческой направленности (активность ребёнка), дифференциации (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка), а также определённая поэтапная система обучению движению (1 этап – знакомство с техникой движения, 2 этап – детальное разучивание техники движения, 3 этап – совершенствование техники движения).

Остановимся на поэтапной системе обучения движениям.

На первом этапе дети знакомились с различными видами ходьбы, бега, прыжков и техникой их выполнения (при этом от детей не требовалось точного их повторения):

· Ходьба – обычный шаг в указанном направлении, ходьба друг за другом по ориентирам; на носочках, с высоким подниманием коленей, на внешней стороне стопы; мелким шагом, широким шагом; перешагивая предметы, разложенные на земле и приподнятые; останавливаясь во время ходьбы по сигналу; с разным положением рук; неся в руках различные предметы; в разном темпе; по кругу, змейкой;

· Бег – лёгкий, бесшумный на носочках, обычный; мелким и широким шагом; в различном темпе; в разных направлениях, группами и по одному в прямом направлении друг за другом по кругу вокруг зала; обегая предметы; врассыпную; между двумя и вдоль одной линии; в сочетании с другими движениями (чередование бега с ходьбой); убегая от водящего, догоняя убегающего; бегая непрерывно (40-50с);

· Прыжки – подскоками на месте, с продвижением вперёд, в длину с места (30-50см), через 6-10 параллельных линий (расстояние 15-20см) из обруча в обруч, спрыгивание (10-15см), выпрыгивание на плоские низкие предметы (до 5-7см).

На втором этапе углублённого разучивания техники движений к детям предъявлялись уже более чёткие требования. Так, при обучении ходьбе и бегу внимание ребёнка обращалось на положение корпуса, головы, движение ног и рук (необходимо учитывать, что на этом возрастном этапе ещё преждевременно требовать полной и чёткой координации движений рук и ног от всех детей при обучении ходьбе), правильный разворот стопы во время ходьбы, лёгкость шага и отсутствие шарканья, наличие переката, сохранение направления.

Во время ходьбы дети испытывали наибольшие затруднения в правильной постановке стопы, ходьбе, глядя вперёд-вверх, энергичном движении рук, а также в согласованности движений рук и ног. Часто путали правильную постановку ноги с передней части стопы во время бега мелкими и частыми шагами с постановкой ноги с пятки и перекатом на носок во время бега свободным, широким шагом.

Также дети испытывали затруднения в принятии исходного положения перед прыжком в длину с места, в выполнении правильного взмаха руками вперёд-вверх и одновременном приземлении на обе ноги с передней части стопы, опускаясь далее на всю стопу.

С целью детального разучивания техники движений проводились разные виды упражнений с различным физкультурным оборудованием.

Отвыкнуть от привычки смотреть во время ходьбы под ноги, опуская голову и плечи, помогала ходьба с предметами в руках – ленточками, платочками, флажками. Чтобы приучить детей ходить, не шаркая ногами по полу, давались разнообразные задания, укрепляющие мышцы ног, стопы, способствующие развитию умения сохранять равновесие – ходьба на носках, с высоким подниманием колен, с перешагиванием предметов, которые чередовались с обычной ходьбой на всей ступне. Для перешагивания во время ходьбы использовались маленькие кубики, плетёные верёвочки, пластмассовые кирпичики, что способствовало развитию равномерности шага, ритмичности ходьбы. Для исправления косолапия и укрепления мышц стопы и ног в вводную часть физкультурных занятий включались корригирующие упражнения – ходьба по наклонной скамейке, ходьба по дорожке с обозначенными на ней следами.

Широко использовались приёмы напоминания детям правильной техники движения (например, «во время ходьбы надо энергично размахивать руками, спинку держать ровно и смотреть вперёд», «чтобы перешагнуть через ручеёк, надо подойти как можно ближе к нему, немного согнуть колени, оттолкнуться двумя ногами, перепрыгнуть и мягко приземлиться на обе ноги сначала на переднюю часть стопы, а затем опуститься на всю стопу, при этом ножки сгибаем немного в коленях»).

Для того, чтобы добиться равномерности бега в спокойном темпе, использовались приёмы показа и объяснения правильной постановки стопы во время бега мелким и широким шагом. Для овладения умением бегать легко, естественно размахивая руками, широко применялись упражнения в беге с остановками по сигналу, а для закрепления умения прыгать в свободной естественной манере применялись игровые приёмы – «перепрыгни через ручеёк, не замочив ноги» (прыжки через две параллельные линии), «перепрыгни с кочки на кочку» (прыжки из обруча в обруч), «попрыгай по ступенькам» (прыжки через 5-6 параллельных линий).

На третьем этапе с целью совершенствования техники движений детям предлагались игровые задания и упражнения – «Кто прыгнет дальше», «Холодный ручеёк», «Догони мяч», «Пробеги и не задень», «Пройди по дорожке», «Перейди ручеёк по мостику» и др.

На физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности дети с интересом играли в подвижные игры с бегом («Птичка и птенчики», «Бегите ко мне», «Не опоздай»), с подпрыгиванием и прыжками («По ровненькой дорожке», «С кочки на кочку», «Воробышки и кот», «Наседка и цыплята»), с ходьбой («Принеси игрушку», «Найди свой цвет»), с постоянным ускорением и замедлением темпа («Поезд») (см. приложение 6). При подборе подвижных игр учитывался возраст детей, их содержательность (содержание игровых действий должно быть понятно и привлекательно для детей, так как это способствует повышению их активности). Систематическое повторение подвижных игр и упражнений способствовало совершенствованию и закреплению необходимых навыков, развитию лёгкости и непринуждённости движений. Вместе с тем, дети продолжали испытывать определённые затруднения и допускали ошибки: удерживая равновесие при прыжках в длину с места, многие дети широко расставляли при приземлении ноги и приземлялись на прямые ноги; во время бега слабо отталкивались ногами, движения рук были не энергичные; во время ходьбы часто смотрели под ноги и не всегда держали осанку (опускали плечи), движения рук и ног были недостаточно согласованы.

Наряду с затруднениями были заметны и успехи детей. Дети меньше сталкивались друг с другом во время встречного бега, обегая предметы, почти не наталкивались на них. При прыжках в длину с места после напоминания принимали исходное положение (ноги расставлены, ступни параллельны, ноги согнуты в коленях, туловище наклонено вперёд, голова прямо, руки отведены назад), но до конца этот навык не был ещё автоматизирован (без напоминания исходное положение принимали не правильно). При ходьбе шаг становился более лёгким, менее было заметно шарканье ногами (полностью шарканье не исчезло).

 При проведении физкультурных занятий учитывались индивидуальные особенности детей, состояние их здоровья, так как основная задача физкультурно-оздоровительной работы – это укрепление и сохранение здоровья детей.

Совместно с медицинской сестрой и врачом детской поликлиники была составлена таблица «Определение физических нагрузок и видов закаливания в зависимости от заболеваний ребёнка» (см. приложение 7). Данные рекомендации учитывались во время проведения физкультурных занятий, так как одним из критериев отбора детей в экспериментальную группу было выбрано состояние здоровья детей. Так, для Арины П., состоявшей на учёте у кардиолога, ограничивалась интенсивность бега, количество прыжков; для детей, состоящих на учёте у невропатолога (Соня П., Семён Р., Вова Б.) не допускалось переутомление и перевозбуждение нервной системы. С детьми, имеющих вальгусную стопу (Лиза Г., Даша М., Дима Н., Саша Л.) увеличивалось количество повторений упражнений на укрепление стопы – ходьба по наклонной скамейке, ходьба на носочках с чередованием с обычной ходьбой.

Таким образом, один из главных секретов хорошего физического самочувствия и высокой активности детей на физкультурных занятиях заключался в умелом педагогическом руководстве с учётом состояния здоровья детей.

При планировании, определении задач и отборе содержания физкультурных занятий также учитывались возрастные особенности детей.

Для детей младшего дошкольного возраста главное – доставить им как можно больше удовольствия, научить ориентироваться во всём пространстве зала или площадки, правильно работать с физкультурным оборудованием. Поэтому занятия строились с учётом детских интересов, они несли им радость и удовольствие, давали возможность общения со сверстниками и педагогом, возможность самовыражения через освоение двигательных умений.

Был составлен перспективный план работы, который включал разнообразные формы проведения физкультурных занятий (см. приложение 5). Варианты физкультурных занятий планировались на месяц вперёд с тем, чтобы обеспечить их разнообразие. В разработке тематики и содержания физкультурных занятий учитывался уровень освоения движений детьми (степень сформированности двигательных умений и навыков). В разработке конспектов физкультурных занятий использовались методические пособия таких авторов, как А.П. Щербак, Л.Д. Глазырина, В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. По необходимости вносились изменения и дополнения в эти конспекты, а также разрабатывались конспекты физкультурных занятий самостоятельно (см. приложение 8).

С целью повышения интереса детей к физкультурным занятиям применялось художественное слово (загадки, стихотворения, четверостишия), приём имитации (дети с интересом и большим желанием брали на себя роли птиц, животных и имитировали их движения). Например, в сюжетно-игровом занятии «Вышла курочка гулять» дети подражали цыплятам, выполняя различные движения в игровой форме: ходьба гурьбой, «поиск зёрнышек», бег врассыпную. ОРУ также проходили в имитационной форме. Дети – «цыплята» показали и раскрывали свои «пёрышки» (упражнение для рук - махи руками в стороны), чистили «клювики» о свои ножки (сидя, дети обхватывали колени руками и, поворачивая голову, тёрли носиками о колени). В основных движениях дети учились спрыгивать с «насеста» (со скамейки), подлезать под «заборчик» (дуга), прыгать через «прутики» (прыжки на 2-х ногах через верёвочки). В конце занятия была проведена подвижная игра «Бегите ко мне». Таким образом, всё занятие было выдержано в одном сюжете (см. приложение 8).

На занятии с пособиями – подарками «Весёлая верёвочка» к детям в гости пришла Верёвочка со своими подружками и пригласила детей в Страну Верёвочек. Все упражнения проводились с верёвочками: ОРУ, основные движения – прыжки на 2-х ногах через верёвочки, продвигаясь вперёд; ходьба по шнуру, положенному прямо и по кругу. На этом занятии для проведения подвижной игры «Коршун и цыплята» была внесена длинная верёвка, тем самым, усложнились правила этой игры (дети подлезали под «заборчик» - верёвочку, спасаясь от коршуна). В игре малой подвижности «Найди пару» дети по команде находили себе пару по цвету своей верёвочки. Таким образом, в этой игре решались сразу несколько задач: учить ориентироваться в пространстве (ходьба по залу), учить выполнять движения по сигналу педагога, закреплять знание цветов (красный, жёлтый) (см. приложение 8).

Для проведения физкультурных занятий подвижные игры подбирались таким образом, чтобы они, с одной стороны, вызывали интерес, а с другой стороны развивали смекалку и сообразительность детей. В начале занятия на основе подвижных игр проводились игры средней подвижности, затем большой и в конце занятия – малой подвижности.

Занятия, полностью построенные на свободном выборе движений, были особенно интересны детям, так как дети имели возможность выбрать физкультурное пособие и придумывать самостоятельно упражнения, что способствовало развитию фантазии, свободы движений.

Большой эмоциональный подъём у детей вызывали занятия, где использовался приём «очарование». Например, на занятии «Осенние листочки» в начале внимание детей обращалось на красивый букет из листьев, где каждый листочек был рад их видеть и хотел с ними поиграть, побегать, попрыгать. Все упражнения и задания дети выполняли с осенними листьями: ОРУ, прыжки через листочки, бросание листочков друг другу в парах. Затем листочки предлагали детям поиграть в игру «Мы – осенние листочки». В конце занятия каждый ребёнок собрал себе красивый букет из листьев (см. приложение 8).

Таким образом, решение образовательных задач по развитию двигательных умений и навыков на занятиях по физической культуре сочетается с осуществлением воспитательных и оздоровительных задач, с развитием физических качеств, совершенствованием функциональной деятельности детского организма, повышением его работоспособности.

Максимальная эффективность занятий физическими упражнениями и играми обеспечивается, если они строятся и планируются с учётом всех дидактических принципов, если предусматриваются целесообразное чередование физической нагрузки и отдыха, последовательное увлечение нагрузки, учитывается состояние здоровья детей. [6; 302].

Успешное решение задач физкультурно-оздоровительной работы требует ответственности всех участников педагогического процесса. На основе «Должностных инструкций» была составлена таблица «Распределение основных функциональных обязанностей среди участников программы «Здоровый ребёнок», в которой представлено содержание работы педагогического коллектива по блокам: «Материально-техническое обеспечение», «Организационно-педагогическое обеспечение», «Работа с детьми», «Работа с родителями» (см. приложение 9). Этот вопрос был рассмотрен на педагогическом совете на тему «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ».

Данная информация была помещена в родительский уголок для знакомства родителей с должностными обязанностями педагогического коллектива по осуществлению физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Для осуществления второй задачи была организована работа с педкадрами ДОУ и родителями.

     С целью выявить потребности родителей в оздоровительных услугах для детей было проведено анкетирование родителей воспитанников II младшей группы (см. приложение 10).

В анкетирование приняло участие 20 родителей.

Результат анкетирования:

· 50% родителей соблюдают режим ребёнка в выходные дни;

· основные виды закаливания в домашних условиях – босохождение (60%), сон без маек (60%), обливание ног (30%);

· имеется спортивный уголок дома (15%);

· считают работу педагогов по оздоровлению детей эффективной (65%);

· родители нуждаются в дополнительной информации по вопросам оздоровления детей (50%).

Анкетирование показало, что родители недостаточно уделяют внимание вопросам оздоровления детей в домашних условиях.

Были выпущены папки-передвижки на темы «Двигательная активность и здоровье ребёнка», «Принципы оздоровления», подобран печатный материал «Спортивные игры с нестандартным оборудованием» для ознакомления родителей с особенностями и требованиями к организации закаливания, двигательной активности детей дошкольного возраста.

Для родителей воспитанников II младшей группы и педагогов в ноябре был организован День открытых дверей, где они имели возможность присутствовать на физкультурном занятии «Волшебная верёвочка» с использованием нетрадиционного оборудования (см. приложение 8) и посетить выставку нестандартного оборудования, сделанного родителями из других групп детского сада и педагогами.

После проведения консультации для родителей на тему «Особенности развития движений детей четвёртого года жизни» было принято решение пополнить физкультурный уголок группы оборудованием необходимым для обучения детей основным видам движений. Родителями были изготовлены разноцветные флажки, платочки, султанчики (по две штуки на каждого ребёнка), плетёные короткие верёвочки, мягкие тряпичные мячики, дорожки со следами для обучения правильной постановке стопы с разворотом во время ходьбы. В раздевалке на полу была сделана разметка для прыжков.

Таким образом, наличие действенного физкультурного уголка в группе с разнообразным стандартным и нетрадиционным оборудованием способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей.

 

 

Задачи, содержание и методика проведения контрольного этапа педагогического эксперимента

 

Цель: выявить эффективность проведенной работы, направленной на формирование двигательных умений и навыков у детей 3-4 лет.

Задача: выявить уровень сформированности двигательных умений и навыков детей (техники движений – ходьба, бег, прыжки в длину с места).

Для решения данной задачи в декабре 2006г. была проведена «Диагностика двигательных умений и навыков» детей II младшей группы по методике Т.А. Тарасовой аналогично констатирующему этапу педагогического эксперимента.

Рассмотрим результаты диагностики двигательных умений и навыков детей на контрольном этапе педагогического эксперимента (см. приложение 2, таблица 4, 5, 6).

1. Развитие бега:

высокий уровень – 7 детей (70%)

средний уровень – 3 детей (30%)

низкий уровень –

2. Развитие ходьбы:

высокий уровень – 5 детей (50%)

средний уровень – 4 детей (40%)

низкий уровень – 1 ребёнок (10%)

3. Развитие прыжка в длину с места:

высокий уровень – 2 детей (20%)

средний уровень – 8 детей (80%)

низкий уровень –

Сравнение показателей уровня развития движений на констатирующем этапе и контрольном этапе педагогического эксперимента показало, что

· снизились на 70% показатели среднего уровня развития бега, на 20% - показатели низкого уровня развития ходьбы, на 30% - показатели среднего уровня ходьбы, на 10% - показатели низкого и среднего уровней развития прыжка в длину с места.

· увеличились на 70% показатели высокого уровня развития бега, на 50% показатели высокого уровня развития ходьбы, на 20% показатели высокого уровня развития прыжка в длину с места (на констатирующем этапе не было детей с высоким уровнем развития бега, ходьбы, прыжка в длину с места) (см. приложение 11, диаграмма 1, 2).

Изменились и качественные показатели техники движений.

Во время ходьбы у детей значительно улучшилась осанка. Например, если в начале педагогического эксперимента Лиза Г. и Саша Л. ходили сильно ссутулившись, то спустя 2,5 месяца они научились держать спинку и голову прямо, плечи расправленными. Испытуемые Вова Б., Максим В., Семён Р., Дима Н., Арина П., Соня П. показали полное отсутствие шарканья во время ходьбы. Не исчезло шарканье только у Саши Л. Возможно, это объясняется тем, что у Саши сильно вальгусные голени и стопы, поэтому ему с трудом давались движения в ходьбе (по развитию двигательных умений и навыков ходьбы, он находится на низком уровне развития)

2020-02-04 234 Обсуждений (0)
Глава II . Практическая часть 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II . Практическая часть

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)