Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы управления деятельностью детей в системе занятий физической культурой



2020-02-04 185 Обсуждений (0)
Принципы управления деятельностью детей в системе занятий физической культурой 0.00 из 5.00 0 оценок




Издавна в дошкольных учреждениях установилась чёткая система работы с детьми в области решения задач физического воспитания на основе принципа всестороннего гармонического развития личности, принципы связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой, оздоровительной направленности физического воспитания в качестве идейной основы системы воспитания в целом.

Названные принципы являются общим руководством к действию во всех сферах физического воспитания и для всех возрастных групп. Но, чтобы овладеть методикой организации деятельности детей дошкольного возраста, умением использовать специфические средства и методы физического воспитания для решения оздоровительных воспитательных задач, в теории и практике дошкольного физического воспитания необходимы разработки, имеющие значение именно для данного возраста. Особое внимание в управлении деятельностью детей в системе занятий физической культурой уделяется личной деятельности воспитанника, которая сводится к умению регулировать деятельность воспитанника, побуждая к проявлению его духовных начал ко всему, что окружает ребёнка. Исходя из этого, было предложено три принципа управления. [2; 5].

Принцип фасцинации (от англ. – очарование). Одним из важнейших факторов в физическом совершенствовании детей дошкольного возраста является развитие у них интереса к движению и двигательным действиям, делающим учебно-воспитательный процесс более лёгким и плодотворным и способствующим формированию у детей положительного отношения к окружающей действительности, к предмету, с которым им приходится заниматься, к самому воспитателю, к сверстникам, к себе. Ребёнка нужно очаровать предметом: «Мяч, он хороший, круглый, прыгает вокруг вас, играет с вами. Вы должны к нему хорошо относиться, чтобы он от вас не «убегал». Укатился – догоните. Посмотрите, какой он красивый, а как он прыгает! А как катится! Его можно передавать друг другу. Вот какой мяч! Прижмите его покрепче к груди».

Очаровать ребёнка предметом легко. В каждом предмете есть столько интересного для него. Всякий раз воспитателю важно открывать для ребёнка новые детали предмета очарования, но не без помощи самого ребёнка. Пусть и он внесёт свою посильную лепту. Сотворчество – важный регулятор очарования. Несложно воспитателю очаровать ребёнка (детей) и собой. И даже обязательно нужно. Главное – нельзя торопиться решать за детей любую двигательную задачу, а необходимо дать им попробовать это сделать самим. Затем показать, как бы это сделал воспитатель. На каждом занятии в свои слова, действия, во внешнее оформление, в детали костюма воспитатель вносит что-то новое (например, повесить свиток на более длинном шнурке). Дети обязательно должны обращать на воспитателя своё внимание. Они должны учиться и очаровываться друг другом.

На занятиях по физической культуре открываются большие возможности проявления дружеских отношений друг к другу. Особенно при изучении наших внешних отличительных особенностей (цвет глаз, волосы и т.д.). Дети рассматривают друг друга, восхищаются, выполняют движения руками, ногами, головой и т.д. [2; 6].

Принцип синкретичности (от греч. – соединение, объединение). Он отражает наличие общих истоков единства в выборе средств и методов воздействия на ребёнка. В практике физического воспитания удаётся достаточно эффективно управлять процессом двигательной деятельности детей и на этой основе целенаправленно развивать умения и способности личности ребёнка лишь в том случае, когда мы опираемся не только на имеющиеся средства, методы, принципы, а привлекаем всё то, что находится в поле видимости самого ребёнка и взрослого, и даже то, что находится за пределами видимости. Следовательно, в процессе физического образования и воспитания как неотъемлемой составляющей всестороннего развития личности дошкольника необходимо создать также условия, в которых его физические и духовные возможности раскрылись бы во всей полноте. [2; 7].

Принцип творческой направленности. В результате этого принципа ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности. В процессе выполнения заданий, упражнений воспитатель даёт полную возможность ребёнку самому создавать различные двигательные ситуации, самостоятельно решать те или иные двигательные задачи. Если то или иное решение двигательной задачи совсем не удаётся или имеются существенные недостатки, только в этом случае можно корректировать движения ребёнка. Делать это воспитатель должен очень тонко, без излишнего напряжения, как для ребёнка, так и самого себя. [2; 8].

Система данных принципов предполагает отсутствие, какого бы то ни было насилия над ребёнком. Воспитатель должен организовать процесс так, чтобы сотворчество с ним ни на минуту не прерывалось.

Особое значение в реализации этих принципов принадлежит методикам, используемым в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, в которых заложены определённые технологии. Технология оздоровления сводится в основном к решению задач, гарантирующих здоровье ребёнка на основе воспитания свойственных каждому человеку физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведёт к подъёму общего уровня функциональных и адаптивных возможностей организма.    

Желаемого эффекта можно добиться тогда, когда при разработанных заданиях, заранее спланированных действиях и подготовке, на занятиях будут иметь место экспромты, сюрпризы, и проводить эти занятия следует, естественно, без насилия.

Соблюдение указанных принципов, целевых установок в деятельности детей требует от воспитателя продуманных действий, усилий в работе. [2; 9].

Физкультурное занятие как форма организации работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Формы физкультурных занятий с детьми 3-4 лет по программе «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой

Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. К ним относятся:

1. Физкультурные занятия;

2. Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);

3. Активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы);

4. Самостоятельная двигательная деятельность;

5. Домашние задания по физкультуре;

6. Индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);

7. Секционно-кружковые занятия;

8. Профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача). [24; 102].

Основным видом учебной работы являются физкультурные занятия. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различны для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старшего. Они обусловлены особенностями развития детей, степенью их физической подготовленности и самостоятельности, зависят от распределения общего бюджета времени в режиме дня. [6; 7].

Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в детском саду, начиная с самого раннего возраста, дети обладают уже достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений. [7; 3].

Современные научно-методические представления о занятиях по физкультуре основываются на многочисленных научных исследованиях и опыте практических работников. Обоснованы определённые подходы к структуре, содержанию, типам занятий, определены критерии оценки их эффективности. [24; 103].

Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей личности ребёнка, улучшения его физического (функционального) состояния необходимо разграничить направления в работе воспитателя. [2; 10].

Основные цели оздоровительного направления в первую очередь решают проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребёнка. Объективной основой воспитательного направления являются органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирования эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания. В содержание образовательного направления входят обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

[2; 10].

Таким образом, назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребёнка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;

- удовлетворять естественную биологическую потребность в движении;

- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

- дать возможность каждому продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них;

- создать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и увлекательным миром. [24; 103].

Главное условие эффективного воздействия физкультурных занятий на здоровье, психологическое благополучие и физическое развитие ребёнка – это доставить детям максимум удовольствия от движений. Но для каждого возраста существует и свои специфические задачи.

В младших группах воспитатель и физорг должны направлять свои усилия на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве физкультурного зала и физкультурной площадки, приёмам элементарной страховки; правильному (по назначению) использованию физкультурного оборудования.

   В среднем дошкольном возрасте основные усилия педагогов должны быть направлены на развитие физических качеств детей, и, прежде всего выносливости и силы, которые являются основой обеспечения хорошей физической подготовленности.

В старшей группе у детей следует развивать высокую физическую работоспособность и направлять усилия на качественную физическую подготовку.

В подготовительной к школе группе (равно как и в первом классе) основной задачей педагога является создание условий для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и развития самостоятельности.

[1; 25].

Замечено, что далеко не все дети любят физкультурные занятия (в основном из-за их однообразия), и это прохладное отношение к ним они «уносят» в школу. Исследованиями установлено также, что именно физкультурные занятия чаще других способствуют формированию комплекса неполноценности уже с детских лет. Именно поэтому, а также ради того, чтобы все физкультурные занятия «работали» на укрепление здоровья ребёнка, следует в систему физического воспитания включать различные по содержанию, структуре и методике проведения занятия. [1; 25].

Существуют различные подходы к классификации физкультурных занятий.

При первом подходе их разделяют на три основные группы: занятия, на которых дети обучаются определённым видам движений; занятия, на которых дети закрепляют полученные навыки; занятия, на которых дети совершенствуют качество движений.

При втором подходе выделяют обучающие, развивающие и оздоровительные занятия.

При третьем подходе выделяют две группы занятий: так называемые «традиционные» и «нетрадиционные».

Все эти классификации очень условны, но тем не менее определение вида физкультурного занятия по преобладающим целям позволяет правильно подобрать соответствующую методику его организации. [1; 25].

Дадим описание форм проведения физкультурных занятий с детьми 3-4 лет, рекомендованных авторами программы «Радуга».

Сюжетно – игровое.

Дети с удовольствием подражают животным из сказок: зайчику, петушку, медвежонку. Можно использовать в качестве канвы рассказы К.Д. Ушинского («Петушок с семьёй», «Утренние лучи» и др.) Малыши очень любят выполнять движения под рассказ, придуманный воспитателем: как дети ездили на поезде в лес, что они видели на лугу, как к ним приходили в гости разные зверята. Педагог берёт на себя главные роли в играх и одновременно активно участвует вместе с детьми в выполнении движений. Индивидуальное общение педагога с каждым из малышей обязательно: одного подбадривает, побуждая к самостоятельному выполнению действий, другого учит, с кем-то выполняет движение вместе, кому-то помогает.

Все двигательные задания на занятии связывают с конкретной задачей: перешагнём палочку, бросим мяч в корзину, достанем рукой погремушку и т.п. Это помогает ребятам понять смысл движения, что является важным стимулом к его выполнению. [10; 76].



2020-02-04 185 Обсуждений (0)
Принципы управления деятельностью детей в системе занятий физической культурой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы управления деятельностью детей в системе занятий физической культурой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)