хирург – 1
ортопед – 4
невропатолог – 3
кардиолог – 1
педиатр – 2
гастроэнтеролог–1
не состоит на учёте у врачей - 1
среднее – 9
ниже среднее - 1
основная – 8
подготовит. - 2
Приложение 5
Планирование физкультурных занятий во II младшей группы
Дни недели, месяц
I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя
ОКТЯБРЬ
ПОНЕДЕЛЬНИК
(физкультурный зал)
Сюжетно-игровое «В гости к солнышку»
Задачи: учить ходить друг за другом по ориентирам (линиям), перешагивать через линии и предметы.
Методические рекомендации:
- во время ходьбы обращаем внимание детей, чтобы корпус держали прямо, не наклонялись;
- особое внимание при переступании обращается на перенос ноги через предмет и сохранение ребёнком равновесия.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №13 «По линиям, по линиям», стр. 33
Примечание: занятие проводится в зале, линии чертятся мелом на полу, для перешагивания используются верёвочки.
Сюжетно-игровое «Паучок»
Задачи: продолжать учить детей ходить друг за другом по кругу, бегать друг за другом по кругу в среднем темпе 30-40с; обучать детей ползанию на четвереньках и лазанью по гимнастической стенке.
Методические рекомендации:
- при ходьбе обращать внимание на согласованность движения рук и ног, положения корпуса и головы;
- при обучении лазанью по гимнастической стенке объяснения сопровождать показом движений.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №4 «Паучок», стр.18
Примечание: занятие проводится в зале, в конце занятия проводится игра малой подвижности «Найди паучка» (ориентировка в пространстве)
С пособиями – «подарками»Задачи: учить детей ходить по кругу, изменяя темп движения (ускоряя и замедляя), учить бегать по кругу, взявшись за руки; учить энергичному отталкиванию 2-мя ногами и мягкому приземлению на обе ноги с перекатом с передней части стопы на всю стопу.
Методические рекомендации:
- следует избегать чрезмерного глубокого приседания (это может привести к падению на спину);
- в том случае, если ребёнок прыгнул вперёд очень энергично и прыжок получился достаточно далёкий, приземление осуществляется с пятки;
- при прыжке руки дети держат свободно, при приземлении не следует требовать определённого зафиксированного положения рук, так как в этом случае дети отвлекаются от правильного выполнения приземления.
Игровое упражнение: «Кто дальше прыгнет».
Подвижная игра: «Поезд» (Т.И. Осокина стр. 85)
Дыхательное упражнение: «Часики»
Примечание: для выполнения ОРУ используются плоскостные геометрические фигуры – круги («Мячики»).
С пособиями одного вида
«Не бояться, удержаться»
Задачи: обучать детей ходьбе по гимнастической скамейке, стоя лицом по ходу движений и стоя правы боком вперёд, передвигаясь приставными шагами, учить обегать предметы (скамейку).
Методические рекомендации:
- во время ходьбы по гимнастической скамейке приставным шагом не следует делать замечания;
- во всех случаях обращать внимание на осанку ребёнка, на мягкое приземление во время прыжка со скамейки.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №23 «Не бояться, удержаться», стр.49
Игра (на развитие равновесия): «Не бояться, удержаться».
СРЕДА (физкультурный зал)
С пособиями одного вида
«Весёлые верёвочки»
Задачи: продолжать обучение ходьбе по прямой линии, используя верёвку; упражнять в подскоках на 2-х ногах с продвижением вперёд («Зайчата»); продолжать учить пролезать под верёвку, бегать вдоль одной линии.
Методические рекомендации:
- обращать внимание на осанку детей при ходьбе, корпус держать ровно, под ноги не смотреть, ногами не шаркать.
Подвижная игра: «Пробежим по ровной линии».
Дыхательная гимнастика: «Пугливый зайчонок».
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №14 «По прутикам, по верёвочкам», стр.35
Примечание: занятие проводится в зале, вместо прутиков используется верёвки (2-3 длиной 1,5-2м).
С пособиями одного вида
«Мой любимый, звонкий мяч»
Задачи: учить детей ходить и бегать всей группой в прямом направлении; упражнять в подпрыгивании на 2-х ногах на месте; учить энергично отталкивать мяч двумя руками при катании друг другу, выдерживая направление движения.
Методические рекомендации:
- при подпрыгивании на 2-х ногах обращать внимание на энергичное отталкивание одновременно 2-мя ногами;
- при приземлении, опускаться сначала на носочки, а потом переходя на всю ступню.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №16 «Мой любимый, звонкий мяч», стр.39.
Примечание: в ОРУ включать прыжки на 2-х ногах, во II части занятия основное движение – катание мячей друг другу.
Подвижная игра: «Догони мяч»
Дыхательное упражнение: «Часики»
На свободном выборе движенийЗадачи: закреплять умение ходить и бегать в заданном направлении; останавливаться во время ходьбы и бега по сигналу воспитателя; упражнять в подлезании под верёвку на четвереньках (высота – 50см) и перешагиванию предметов («кирпичиков»), разложенных на полу – I подгруппа детей; упражнять в перепрыгивании через линии (верёвочки – 4-6 шт.) и ходьбе между 2-мя линиями («дорожка») – II подгруппа.
Методические рекомендации:
- обращать внимание на технику выполнения движений
- каждая подгруппа детей выполняет все задания;
- продумать расстановку физкультурного оборудования в зале.
Подвижная игра: «Наседка и цыплята» (Т.И. Осокина стр. 86)
Малоподвижная игра «Где цыплёнок?»
Сюжетно-игровое «Путешествие с мячом»
Задачи: продолжать учить ходить, неся в руках различные предметы, закреплять умение детей ходить и бегать по кругу, меняя направление по сигналу воспитателя; обучать броском маленького мяча в даль.
Методические рекомендации:
- во время бега обращать внимание на движения рук;
- во время ходьбы обращали внимание на положение корпуса, головы.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №24 «Ну-ну», стр.51
Примечание: на занятие используются тряпичные мячики небольшого размера, при метании мячиков в даль проводится игровое упражнение «Кто дальше бросит?» (занятие проводится в зале)
ПЯТНИЦА
(на воздухе)
Сюжетно-игровое
«Осенние листочки»
Задачи: учить детей принимать правильное исходное положение при выполнении упражнений, развивать двигательные реакции в упражнениях общеразвивающего характера; учить бегать в разных направлениях, познакомить с листьями разнообразной окраски и формы.
Методические рекомендации:
- обратить внимание детей на форму листьев (круглые, продолговатые, похожие на кисть руки, на различные предметы); цвет (жёлтый, красный, зелёный и т.д.);
- во время игры «Мы осенние листочки» обращать внимание детей на лёгкость бега, положение туловища, головы.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №5 «Осенние листочки»
Примечание: в III части занятия ОРУ проводится подвижная игра «Мы осенние листочки»; в заключении предложить детям собрать вместе осенний букет.
С пособиями одного вида
«Мячики»
Задачи: учить детей ходить, неся в руках различные предметы (мячи); учить детей во время ходьбы останавливаться на сигнал воспитателя; учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; при подпрыгиваниях упражнять в отталкивании и приземлении на обе ноги; упражнять в прокатывании мячей под воротами, упражнять в перешагивании предметов.
Методические рекомендации:
- при ходьбе спинку держать прямо, смотреть вперёд;
- при перешагивании обращать внимание, что поджимаем ноги высоко, чтобы не задеть мяч;
- при прыжках обращать внимание на энергичное отталкивание 2-мя ногами одновременно.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №19 «Необыкновенный мяч», стр.43.
Примечание: вместо III части занятия проводится подвижная игра «Мой весёлый, звонкий мяч».
Сюжетно-игровое
«Листочки собираем, за ветерком наблюдаем»
Задачи: обучать детей ходьбе, аккуратно наступая на предметы; обучать мягкому приземлению во время прыжков с места; продолжать учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; упражнять в медленном беге (30-40с).
Методические рекомендации:
- при выполнении прыжков с места обращать внимание на технику выполнения: слегка присесть, отвести руки в стороны назад, сделать взмах руками, оттолкнуться 2-мя ногами и «полететь» на листочки.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №22 «Листочки собираем, за ветерком наблюдаем», стр.48
Примечание: в конце занятия проводится мало подвижная игра «Кто позвал?»
На основе подвижных игр
1. «Поезд» - продолжать учить детей ходить в указанном направлении друг за другом, постепенно увеличивая темп движения (постепенно переходя на бег) и замедляя темп движения (с бега переходить на ходьбу); закреплять бег врассыпную, не наталкиваясь друг на друга
2. «По ровненькой дорожке» - упражнять в ходьбе обычным шагом в указанном направлении друг за другом; упражнять в прыжках на 2-х ногах с продвижением вперёд и беге в указанном направлении.
3. «Принеси игрушку» - упражнять в ходьбе, перешагивая через невысокие предметы (Т.И. Осокина стр. 84, 85)
НОЯБРЬ
ПОНЕДЕЛЬНИК
(физкультурный зал)
С пособиями – «подарками»
«Волшебная верёвочка»
Задачи: упражнять в ходьбе и беге колонной по одному, выполняя задания по сигналу; во время ходьбы и бега согласовывать движения рук и ног; упражнять в прыжках на 2-х ногах с продвижением вперёд; учить ходить по шнуру, положенному прямо и по кругу, приставляя пятку одной ноги к носку другой; развивать координацию движений, равновесия.
Методические рекомендации:
- во время прыжков на 2-х ногах с продвижением вперёд (через верёвочки) напомнить и показать, что перед прыжками необходимо хорошо сгибать ноги в коленях после прыжка мягко приземляться на обе ноги;
- во время ходьбы и бега обращать внимание на согласованность движения рук и ног, лёгкость бега и лёгкость шага, наличие переката.
Подвижная игра: «Коршун и цыплята»
Малоподвижная игра «Найди пару».
Сюжетно-игровое «Котята»
Задачи: формировать первичные навыки здорового образа жизни, соблюдения режима дня; совершенствовать навыки выполнения циклических упражнений (бег, ходьба, прыжки), ползания на четвереньках, спрыгивания с небольшой высоты, вызывать у детей положительный эмоциональный настрой.
Методические рекомендации:
- во время бега, ходьбы, прыжков обращать внимание на технику движений (движения сопровождать словом – напоминание, похвала).
Литература: А.П. Щербак, занятие «Котята», стр. 8.
С пособиями – «подарками»
«Разноцветные ленточки»
Задачи: развивать у детей ловкость рук в процессе выполнения ОРУ; совершенствовать технику ходьбы и бега.
Методические рекомендации:
- во время ходьбы и бега обращать внимание на технику движений (ходьба и бег);
- при выполнении движений с ленточками под музыку поощрять детей за самостоятельное придумывание движений.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №34 «Каштанчики» (вместо каштанчиков используются разноцветные ленточки по 2 штуки на каждого ребёнка).
Примечание: III часть занятия: подвижная игра «Найди свой цвет» (Т.И. Осокина, стр. 84)
С пособиями – «подарками»
«Где же ваши погремушки?»
Задачи: способствовать накоплению двигательного опыта, учить детей выразительной передаче характера движений; учить ходить друг за другом по кругу с предметами в руках (погремушки) и по ограниченной площади (гимнастической доске); учить бегать, не наталкиваясь друг на друга по кругу, в разных направлениях (врассыпную) и между предметами (погремушками); учить отталкивать мяч 2-мя руками при катании.
Методические рекомендации:
- во время бега и ходьбы обращать внимание на положение головы и туловища, согласованное движение рук и ног;
- учить сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади (по гимнастической доске);
- при катании мяча обращать внимание детей, что мяч надо сильно отталкивать, чтобы он докатился до погремушек.
Литература: В.Н. Шебеко, занятие «Где же ваши погремушки?», стр. 21
СРЕДА (физкультурный зал)
Сюжетно-игровое «Путешествие в лес»
Задачи: упражнять в ходьбе друг за другом по ориентирам, выполняя задания по сигналу воспитателя (ходьба с разным положением рук – в стороны, вверх, на пояс к плечам, с размахиванием в такт музыке); учить ходить, переступая из обруча в обруч («с кочки на кочку»), продолжать учить ходить по гимнастической скамейке прямо («пройти по мостику через речку»); учить ходить, разворачивая стопы («пройди по тропиночке»)
Методические рекомендации:
- во время ходьбы обращать внимание на положение корпуса головы;
- во время прыжка со скамейки обращать внимание детей на мягкое приземление;
- использовать дорожки с обозначением на ней следами для обучения ходьбе, разворачивая стопы.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №26 «На большом ковре», стр. 54 (ОРУ).
Примечание: для выполнения основных движений расставляем физическое оборудование в комплексе в следующей последовательности:
1. «Пройди по тропинке» (дорожка со следами)
2. «Пройди по мостику через речку» (гимнастическая скамейка)
3. «С кочки на кочку» (обручи 5-6 шт.).
Подвижная игра: «По ровненькой дорожке» (Т.И. Осокина, стр. 85)
Дыхательная гимнастика: «Пугливый зайчонок»
С пособиями одного вида
«Мой весёлый, звонкий мяч»
Задачи: упражнять в ходьбе и беге по кругу, между предметами (мячи), с изменением направления по сигналу воспитателя; продолжать учить детей энергичному отталкиванию мяча при катании в необходимом направлении; упражнять в действиях с мячом (бросании мяча через шнур 2-мя руками).
Методические рекомендации:
- нельзя требовать от детей правильных способов бросания мяча; главное – обеспечить детям возможность произвольно упражняться в действиях с мячами (бросание через шнур);
- лучше, если ребёнок, катая мяч, не присаживается на корточки, а стоит, наклонившись вперёд и согнув немного колени (в этом положении ребёнку удобнее энергично оттолкнуть мяч и в нужный момент выпрямиться).
Подвижная игра: «Мой весёлый, звонкий мяч»
Малоподвижная игра «Угадай по голосу, у кого в руках мячик».
На свободном выборе движенийЗадачи: во время прыжка со скамейки учить детей приземляться на полусогнутые ноги; упражнять в пролезании под дугу, ползанию между предметами (кеглями, кубами или др. предметами), прыжках на 2-х ногах с продвижением вперёд через 5-6 параллельных линий, перешагиванию предметов («кирпичики»).
Методические рекомендации:
- количество повторений, темп движений индивидуальные.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №23 «Не бояться, удержаться», стр. 49 (ОРУ на скамейке).
Примечание: для упражнения детей в основных движениях физическое оборудование расставляем в своеобразные комплексы:
1. Перешагивание через предметы, подлезание под дугу.
2. Ползание между предметами, прыжки на двух ногах.
Сюжетно-игровое«Вышла курочка гулять»
Задачи: формировать эмоциональный опыт детей, способствовать элементарному перевоплощению; упражнять в спрыгивании с небольшой высоты (12 см); закреплять навыки прыжка через предметы, упражнять в подлезании под шнур на четвереньках.
Методические рекомендации:
- при спрыгивании со скамейки напомнить детям, что приземляться надо на обе ноги, сгибая колени;
- при перепрыгивании обращать внимание детей, что перед прыжком необходимо хорошо сгибать ноги в коленях и приземляться на обе ноги, удерживая устойчивое равновесие.
Литература: В.Н. Шебеко, занятие «Вышла курочка гулять», стр. 5
Примечание: в основную часть занятия включить основное упражнение – прыжки на 2-х ногах через верёвочки..
ПЯТНИЦА
(на воздухе)
На основе подвижных игр
1. «Весёлые зайчата» - продолжать учить ходить, переступая из обруча в обруч; продолжать учить прыгать из обруча в обруч, одновременно отталкиваясь 2-мя ногами.
2. «Птичка и птенчики» - упражнять в беге врассыпную по сигналу воспитателя, обращать внимание, что бегать надо легко, мелкими и частыми шагами, ставя ногу с передней части стопы.
3. «Найди свой цвет» - совершенствовать технику ходьбы; упражнять ходьбе в разных направлениях, неся в руках флажки.
Т.И. Осокина стр. 83, 84
Сюжетно-игровое
«Крепкие ручки, крепкие ножки»
Задачи: укреплять мышцы рук и ног, упражнять в ходьбе друг за другом по ориентирам; упражнять в беге по ограниченной площади между предметами (кубиками), не задевая друг друга (подвижная игра – «Не опоздай»).
Методические рекомендации:
- во время ходьбы обращаем внимание на энергичное движение рук, осанку, положение головы, согласованность движений рук и ног;
- бег лёгкий, руки согнуты в локтях (руки помогают бежать ногами), движения рук и ног согласованы.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №29 «Крепкие ручки», стр. 59 (ОРУ)
Игровые упражнение (II часть): «Пройди и пробеги по линиям»
Подвижная игра: «Не опоздай» Т.И. Осокина, стр. 84
Сюжетно-игровое
«Красивые снежинки»
Задачи: продолжать осваивать упражнения на дыхание, развивать у детей ловкость в свободных игровых упражнениях, научить детей общеразвивающим упражнениям у ограды детского сада.
Методические рекомендации:
- при беге врассыпную и гурьбой со сменой темпа за воспитателем следить, чтобы дети не наталкивались друг на друга, бегали легко, голову держали прямо, туловище - вперёд, энергичное движение рук и ног;
- при ловле снежинок желательно, чтобы дети старались повыше подпрыгивать и аккуратно приземлялись.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №33 «Первый снег».
Зимний спортивный праздник
«Карнавал животных»
Задачи: организовывать активный отдых детей; закрепить навыки выполнения циклических упражнений (бег, ходьба, прыжки); посредством создания эмоционального фона, с помощью развивающих игр и упражнений, вызывать у детей положительные эмоции, бодрое, жизнерадостное настроение.
Примечание: основное число игр подобрано из книги: З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
Литература: А.п. Щербак, Зимний спортивны праздник «Карнавал животных», стр. 18
ДЕКАБРЬ
ПОНЕДЕЛЬНИК
(физкультурный зал)
С пособиями – «подарками»Задачи: Упражнять в ходьбе с остановками по сигналу педагога; закреплять ходьбу по уменьшённой площади опоры, сохраняя равновесие; упражнять в прыжках в длину с места.
Игровые упражнения «Смелые ребята», «Кто прыгнет дальше»
Подвижная игра: «Кот и воробушки» (Т.И. Осокина, стр. 86)
Малоподвижная игра «Кто позвал?»
Примечание: используются пособия «подарки» - цветные ленточки.
Л.И. Пензулаева, занятие №57, стр. 5
С пособиями – «подарками»Задачи: повторить ходьбу с выполнением заданий; упражнять в прыжках в длину с места и перебрасывании мяча через шнур в игровой форме.
Игровые упражнения «Холодный ручей», «Перебрось – не задень»
Подвижная игра: «Что спряталось?» (Т.И. Осокина, стр. 85, 88)
Л.И. Пензулаева, занятие №58, стр. 6
С пособиями – «подарками»Задачи: упражнять в ходьбе и беге по кругу; развивать ловкость и глазомер в метании на дальность; учить ползать с опорой на ладони и ступни.
Игровые упражнения «Кто дальше бросит», «Медвежата».
Подвижная игра: «Мой весёлый, звонкий мяч»
Малоподвижная игра «Найди мячик».
Л.И. Пензулаева, занятие №59, стр. 6
Сюжетно-игровое
«Весёлые воробышки летят куда хотят»»
Задачи: по средствам проговаривания действий приучать детей к согласованным действиям, умению имитировать повадки птиц; упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади (между двумя линиями); упражнять в беге друг за другом между линиями, в прыжках с продвижением вперёд, в спрыгивании со скамейки; продолжать учить ходить приставным шагом.
Методические рекомендации:
- напоминать технику выполнения движений (спрыгивание, бег, ходьба, прыжки).
Литература: В.Н. Шебеко, занятие «Весёлые воробышки летят куда хотят», стр. 6
Примечание: в вводную часть занятия включать ходьбу и бег между 2-мя линиями, ходьбу приставным шагом (правым, левым боком)
СРЕДА (физкультурный зал)
С пособиями одного вида
«Волшебные мячи»
Задачи: развивать у детей ловкость; развивать умение использовать знакомые предметы в незнакомых ситуациях; учить катать мячи друг другу, сидя на полу (ноги врозь).
Методические рекомендации:
- во время ходьбы и бега обращать внимание на наличие переката, отсутствие шарканья, сохранения направления;
- при прокатывания мяча друг другу энергично отталкивать мяч в необходимом направлении;
- мячи резиновые средних размеров.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №40 «Подвешенные мячи», стр. 79 (вводная часть – упражнения 1-4 ч. II).
Примечание: ОРУ с мячом.
Подвижная игра: «Поймай мяч»
Малоподвижная игра «Что спрятано?» (Т.И. Осокина, стр. 87, 88).
Сюжетно-игровое
«Игрушки»
Задачи: побуждать детей к самостоятельному поиску способов действия, к искренности в выражении чувств, упражнять в бросании мяча в даль в нужном направлении, ползании на четвереньках, ходьбе гурьбой по кругу, ходьбе с высоким подниманием коленей.
Методические рекомендации:
- при выполнении ОРУ имитационного характера обращать внимание на технику движения (ходьба «по-медвежьи» как медведи, прыжки с продвижением вперёд как «зайчата», «взбрыкивание ножками» как козлята).
Литература: В.Н. Шебеко, занятие «Игрушки», стр. 14.
На основе подвижных игрЗадачи: продолжать учить детей ходьбе и бегу под музыкальное сопровождение; учить строиться в 1 и 2 круга, выполнять упражнения в кругах большом, маленьком.
Методические рекомендации:
- во время выполнения быстрой ходьбы по кругу дети идут, не наталкиваясь друг на друга, согнув руки в локтях, руки движутся вперёд – назад.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №42 «Хорошо хороводили», стр. 83.
Подвижная игра: «Мышеловка», Наседка и цыплята», «Иди тихо» (Т.И. Осокина, стр. 86, 88)
Сюжетно-игровое
«Вот зима кругом бело»
Задачи: приучать детей трансформировать движения в зависимости от образного задания; развивать фантазию, свободу детского восприятия и мышления, обогащать эмоциональный опыт, упражнять в ходьбе с высоким подниманием колена, в прыжках, бросании мешочков в цель, беге в разном темпе.
Методические рекомендации:
- при выполнении упражнений обращать внимание на технику выполнения – движение рук и ног, согласованность движений, положение туловища и головы, лёгкость движения.
Литература: В.Н. Шебеко, занятие «Вот зима кругом бело», стр. 23.
ПЯТНИЦА
(на воздухе)
«Познакомимся с инеем»
Задачи: познакомить детей с таким явлением природы, как иней; обучать детей упражнениям на развитие мышц рук, умение захватывать предметы; учить детей выполнять упражнения на развитие мышц ног, на равновесие.
Методические рекомендации:
- во время бега между деревьями и кустарниками следить, чтобы дети не наталкивались друг на друга, энергично отталкивались ногами;
- во время ходьбы обращать внимание на технику (туловище прямо, голова прямо, плечи расправлены);
- во время подпрыгивания энергично отталкиваться ногами.
Литература: Л.Д. Глазырина, занятие №37 «Познакомимся с инеем».
«Летающие комочки»
Задачи: учить метать с места, в движении; учить следить за полётом снежных комочков и определять направление полёта (вперёд, назад, вверх).
Игровые упражнения «Кто дальше бросит», «Попади в цель».
На основе подвижных игр
1. «Снежинки и ветер» - упражнять в беге в разных направлениях.
2. «Пингвины на льдинах» - упражнять в прыжках из круга в круг (круги нарисованы на снегу).
3. «Кто дальше бросит снежный комочек» - упражнять в метании в даль.
«В гостях у Деда Мороза»
Задачи: обучать детей ходьбе и бегу по глубокому снегу, продолжать учить метанию снежков в цель.
Игровые упражнения «Попади в цель», «Кто быстрее».
Примечание: в составлении перспективного плана использованы методические рекомендации:
1. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001, 272с.
2. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 304с., ил. – (Библиотека воспитателя детского сада).
3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду.
4. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 200. – 93с., ил.
5. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 72с., ил.