Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коррекционная работа психолога по снижению уровня школьной и личностной тревожности у учащихся



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
Коррекционная работа психолога по снижению уровня школьной и личностной тревожности у учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок




Жизнь ребенка во многом не похожа на нашу, взрослую жизнь. Дети сталкиваются с чем-то новым, неизвестным. Очень важно научить ребенка сосуществовать с тревогой и побеждать ее. Любая познавательная деятельность, вообще любая активная деятельность человека, неизбежно сопровождается моментами неопределенности, неясности, а, следовательно, возможностью возникновения тревоги. Полностью снять тревогу можно, только устранив все трудности. Однако учение и развитие личности протекают лучшим образом не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оптимальном (не слишком высоком) уровне и когда ребенок обучен способами борьбы с нею.

Определить является ли эта тревога конструктивной, можно, наблюдая за ребенком в ситуации, требующей максимальной активизации его возможностей. Важно, чтобы такая ситуация была необычной, но и не абсолютно неразрешимой для ребенка. Если он впадет в панику, начнет отказываться что-то делать, даже не вникнув в задачу, значит, уровень тревожности высок, тревога деструктивна. Если поначалу попытается решить задачу привычными способами, а потом откажется с равнодушным видом - скорее всего уровень тревоги недостаточен. Если же внимательно вникнет в задачу, начнет перебирать варианты решения, увлечется заданием, будет думать о нем (даже если не сможет его решить) - вот он, тот уровень конструктивной тревоги, который необходим!

Обеспечить такую конструктивность может умение оценить тревожащую ситуацию спокойно, без паники разобраться в ней, понять, в чем действительная трудность положения или задачи. С этим же связано умение анализировать и планировать собственные поступки. Организовать, навыки саморегуляции позволяют не только справляться с тревогой, но и найти выход из ситуации, которая дает все основания казаться безвыходной.

Большое количество наблюдений показывает, что люди, обладающие хорошо развитыми навыками саморегуляции, самоорганизации, при наличии тревоги выполняют сложные задания даже лучше, чем без тревоги. Так, у студентов во время экзаменов прием лекарств, снижающих тревогу, ведет не к повышению, а, наоборот, к снижению успешности. Как правило, люди с высоким уровнем способностей, особенно творческих способностей, отличаются достаточно высоким (хотя не чрезмерным) уровнем тревоги. Это и неудивительно: ведь именно конструктивная тревога задает человеку то ощущение собственного несовершенства, неполноты своих достижений, относительности своих успехов, то священное недовольство собой, без которого невозможна творческая деятельность.

Итак, чувство тревоги из препятствия может превратиться в источник успехов. Однако это возможно, во-первых, если «в глубине души» есть какая-то прочная, надежная, нетревожная основа - глубинная уверенность в мире и в себе. А во-вторых, надо иметь в резерве «орудия и припасы» - определенную сумму навыков и умений. Естественно: чем меньше ребенок, тем у него и запас меньше. Из этого следует очень важный практический вывод: чем меньше ребенок, тем настоятельнее необходимо заботиться об уменьшении его тревоги. Подростку, а тем более старшему школьнику относительно высокий уровень тревожности может даже оказаться полезным, но тревогу младшего школьника следует снижать, во что бы то ни стало.

Итак, если тревога лишь подхлестывает ребенка, заставляя его напрягать все силы, то недолгий успех обернется скорым поражением. Чем выше тревога, тем успешнее дети справляются с простыми заданиями, но тем труднее им справиться с любым сколько-нибудь сложным и новым делом, требующим самостоятельности и инициативы. Повышая тревожность школьника, не умеющего пока справляться со своей тревогой, можно добиться, например, хорошего почерка, прочного овладения элементарными знаниями и навыками. Но как только школьная жизнь (не говоря уж о другой, большой жизни за пределами школы) предложит ему чуть более сложные задачи, его неуверенность в себе, боязнь совершить ошибку, его недоверие к собственным возможностям моментально всплывут на поверхность и его деятельность, насыщенная тревогой, начнет катастрофически распадаться.

Следовательно, задача воспитателя заключается не в том, чтобы изгнать тревогу и добиться абсолютного душевного покоя ребенка (так он будет попросту спать на уроках), а в том, чтобы, во-первых, не позволять тревоге подниматься выше определенного уровня, а во-вторых, дать ребенку средства для конструктивного ее преодоления.

И самое главное - необходимо ребенку доверять. Человек, которому доверяют, спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Доверять ребенку - значит оставлять за ним право на собственный поступок, на награду или расплату за него. Конечно, взрослый может (и обязан) дать совет, но ни в коем случае нельзя считать виной и проступком, если этот совет не был принят и воплощен в жизнь.

Конструктивная тревога в отличие от деструктивной всегда направлена на преодоление четко обозначенного препятствия, и взрослый в этом случае может помочь ребенку понять, что же, собственно, это за препятствие и как его можно одолеть.



2020-02-04 192 Обсуждений (0)
Коррекционная работа психолога по снижению уровня школьной и личностной тревожности у учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коррекционная работа психолога по снижению уровня школьной и личностной тревожности у учащихся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)