Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы процесса профилактики агрессивного поведения детей-сирот



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Теоретические основы процесса профилактики агрессивного поведения детей-сирот 0.00 из 5.00 0 оценок




Представлен анализ философских, психологических и педагогических подходов к разработке методологических и теоретических оснований исследуемого нами процесса.

Основополагающими философскими подходами для нашего исследования стали теории и концепции, в которых человек рассматривается как целостное, свободное самоценное и самодетерминируемое существо, имеющее свой индивидуальный путь развития (Г.С. Батищев, H.A. Бердяев, M.K. Мамардашвили, M. Хайдеггер и др.).

Разработка методологических основ настоящего исследования предполагает логику определенных «исследовательских шагов», позволяющих увидеть и исследовать предмет познания как систему (И.В. Блауберг, A.Г. Кузнецова, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др.). Сказанное позволяет рассматривать личность воспитанника детского дома как целостную сложноорганизованную систему, способную к самоорганизации и саморазвитию, каким бы противоречивым не был их внутренний мир.

Идеи синергетики, отраженные в работах E.H. Князевой, C.H. Курдюмова, B.B. Васильковой и др., позволили осмыслить феномен «агрессивности» в категориях неустойчивости, нелинейности, случайности и спонтанности и охарактеризовать агрессивное поведение, сотканное из чередовании кризисных явлении и оживлении в развитии личности, хаоса и порядка, необходимости и случайности, динамизма и гомеостаза.

Рассматривая человека в контексте гуманистического знания, мы открываем для себя возможность исследовать процесс профилактики агрессивного поведения детей — сирот c точки зрения изначально заложенных в них социальной природой потребностей и внутренних потенциалов.

Анализ психологических концепций o сущности феномена «агрессия» и природе агрессивного поведения (А. Бандура, A. Басс, дж. доллард, В.А. Петровский, Л.H. Семенюк, B.И. Слободчиков, З. Фрейд и др.) позволил понять внутренние механизмы появления, Развития и предупреждения агрессивности в детском и подростковом возрасте (А. Адлер, Л.И. Божович, B.C. Выготский, B.C. Мyxина, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Л.H. Семенюк, B.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.), к которым относятся низкий уровень рефлексии, неумение осуществлять свободный и ответственный выбор, дефицит позитивной мотивационной направленности личности, недостаточное развитие жизненных компетенций и др.

Проведенный анализ множества определений агрессии (А. Басс, A. Дарки, K. Изард, T.B. Левкова, E.B. Ольшанская, E.И. Рогов и др.) позволил нам рассматривается ее как био-социо-психо-педагогический феномен, который по своей сути имеет дуалистическая природу и рассматривается в единстве противоборствующих сторон: конструктивной и деструктивной.

Дуалистическая природа агрессии проявляется тогда, когда человек находится в ситуации выбора, что создает определенное психическое напряжение, которое может разрешиться как конструктивным, так и деструктивным путем.

Агрессивность проявляется как черта характера, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Агрессивность детей-сирот формируется вследствие неудовлетворенности положением в окружающем мире, что, в конечном итоге, проявляется в их деятельности и поведении.

Агрессивное поведение - это не врожденная биологическая реакция, a одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями. Агрессивное поведение детей-сирот зависит от их личностных качеств, формирующих эмоциональную и поведенческую реакцию на конфликтную ситуацию, в которой, помимо враждебно агрессивной, насильственной стороны, существует план ненасильственных (ассертивных) действий.

Проведенный анализ сущности феноменов, каковыми являются «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение детей - сирот», создает благоприятные предпосылки для теоретического обоснования процесса профилактики агрессивного поведения детей-сирот в условиях c детского дома.

 


[1] Поведение как психологическая категория и как свойство индивида - psyhological.ucoz.ua/publ/57-1-0-180

[2] Поведение как психологическая категория и как свойство индивида - psyhological.ucoz.ua/publ/57-1-0-180

[3] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 132.

[4] Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. С. 295.

[5] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 113.

[6] Хрестоматия «Психология личности» в трудах отечественных психологов. – СПб, 2006. С. 116.

[7] Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 30.

[8] Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки развития детей, оставшихся без родительскогого попечения. – М., 2005. – Вып. 4. С. 10.

[9] Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. С. 11.

[10] Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи. С. 11-12.

[11] Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Добро без границ: Сб. – Сыктывкар, 2002. С. 97.

[12] Плаксина Л.В. Дети-сироты как объект науки // Добро без границ: Сб. – Сыктывкар, 2002. С. 15.

[13] Мерзляков Ю. М. Модель личностно-ориентированного воспитания в образо­вательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей // Добро без границ: Сб. - Сыктывкар, 2002. С. 62.

 

[14] Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.С. 164.

[15] Федорова А.И. Некоторые размышления о психологической службе в детском доме // Детский дом. № 3. 2004. С. 16.

 



2020-02-04 175 Обсуждений (0)
Теоретические основы процесса профилактики агрессивного поведения детей-сирот 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы процесса профилактики агрессивного поведения детей-сирот

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)