Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рекомендации учителям по работе с тревожными детьми



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Рекомендации учителям по работе с тревожными детьми 0.00 из 5.00 0 оценок




· Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки проявления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать, их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.

· Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» – с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

· Необходимо учить таких детей продуктивной работе, само отвлечению от своих страхов мешающих этому, чувству нужного пути в своей деятельности, не отвлеченного в ложную сторону страхами различной природы.

· Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

· В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». (Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей.)

· Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.

· Необходимо различными путями поднимать самооценку школьника и менять его мотивацию, в этой работе большое значение имеет тесное сотрудничество психолога с учителями и родителями школьника.

· Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дают ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения.

· Рассказывают о значении ритмичного дыхания, предлагают способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.

· Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.

· В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.

· Известно, что одним из моментов результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на её выполнении, но в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Необходимо также обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». Используется такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.

· Необходимо постоянно работать с такими детьми, пока симптомы тревожности не исчезнут из поведения ребенка. Необходимо учить такого ребенка находить в своем поведении причины этой тревожности, и устранять их.

Приемы работы с тревожными детьми

Работа с тревожным ребенком занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу по трем основным направлениям:

· повышение самооценки ребенка;

· обучение саморегуляции в конкретных, наиболее волнующих его случаях;

· снятие мышечного напряжения.

Таким образом, анализ педагогической и психологической литературы показал, что основными причинами школьной тревожности могут быть:

- конфликт между потребностями ребенка;

- противоречивые требования со стороны родителей;

- неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям ребенка;

- конфликт воспитательной системы школы и семьи.

 

 

Заключение

 

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличения числа таких специфических учреждений как детские дом а и школы-интернаты.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. Кризис семьи проявляется и в нарушение ее структуры и функций. Рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновлении, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% - наркоманами, 10% - заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% - способны к полноценной самостоятельной жизни.

Серьезной и относительно новой проблемой является также неоднородный состав детей: часть из них всю свою жизнь провели в учреждении, так как от них еще в роддоме отказались родители, другие же дети (и их становится все больше) попадают в интернат или детский дом с улицы либо из крайне неблагополучной семьи.

Тема данного исследования -  «Нарушения поведения детей 7 лет, воспитывающихся в условиях детского дома».

В первой главе курсовой работы «Психологические подходы к пониманию поведения» изучены поведение как психологическая категория, взгляды на поведение в отечественной и зарубежной психологии. Во второй главе «Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи» мы постарались рассмотреть характерные особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; совместную деятельность и общение детей со сверстниками; проблемы половой идентификации воспитанников интернатных учреждений, нравственного развития личности воспитанников, социализации детей-сирот.

В третьей главе раскрыты особенности девиантного поведения детей–сирот, воспитывающихся в условиях детского дома: основные проявления  и виды девиантного поведения детей-сирот.

Четвертая глава раскрывает особенности психосоциальной поддержки детей в условиях детского дома, хотя, как нам думается, она мало чем помогает детям в дальнейшей адаптации к внешней жизни.

Пятая глава содержит эмпирическое исследование детей-сирот, основанное на методиках Л.Г. Матвеевой, И.В. Выбойщика, Д.Е. Мякушкина и Розенцвейгера. В ходе исследования определялся уровень эмоциональной стабильности детей; метод рисуночной фрустрации Розенцвейгера предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности; проводилась диагностика импульсивности – рефлексивности детей.

Также предложены рекомендации по коррекционной работе с детьми-сиротами 7 лет для воспитателей и педагогов, работающих с ними.

Думаем, что цель, поставленная в начале исследования – изучение поведения детей 7 лет, воспитывающихся в детских домах, - нами достигнута; объект исследования - эмоционально - волевая сфера – нами изучен в достаточной степени.

В процессе работы была изучена и проанализирована литература, посвященная проблемам детей-сирот; выявлены условия возникновения проблем поведения у детей сирот и детей, оставшихся без родителей; раскрыты теоретические основы девиантного поведения детей – сирот в детском доме; подобраны методики и проведены диагностические обследования детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (группа 10 человек, возраст – 7 лет).

Гипотеза, поставленная в начале исследования - сироты 7 лет, воспитывающиеся в условиях детского дома, испытывают высокую тревожность, поэтому их поведение может граничить с девиантным, а также воспитание в детском доме может повлиять на его волевые качества, - полностью нашла свое подтверждение.

Данная тема серьезна, проблематична, она не должна никого оставлять равнодушным. Дети-сироты в военное время – это еще понятно, но в наше мирное время, когда все есть для воспитания детей, невозможно понять тех матерей, которые с легкостью оставляют своих крошек в роддомах.

И опять же все зависит от того воспитания, которое вкладывается в наше подрастающее поколение.

 

 



2020-02-04 203 Обсуждений (0)
Рекомендации учителям по работе с тревожными детьми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рекомендации учителям по работе с тревожными детьми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)