Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ



2020-02-04 248 Обсуждений (0)
РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




В статистике под индексом понимается относительный показатель, который выражает соотношение величин какого-либо явления во времени, в пространстве или сравнение фактических данных с любым эталоном (план, прогноз и т.д).

В международной практике индексы принято обозначать символами i и I (начальная буква латинского слова index). Буквой (i) обозначаются индивидуальные (частные) индексы, буквой (I) – общие индексы. Знак внизу справа означает период: 0 – базисный; 1 – отчетный. Помимо этого используются определенные символы для обозначения индексируемых показателей:

q – количество (объем) какого-либо товара в натуральном выражении;

p – цена единицы товара;

z – себестоимость единицы продукции;

t – затраты времени на производство единицы продукции;

w – выработка продукции в стоимостном выражении на одного рабочего или в единицу времени;

v – выработка продукции в натуральном выражении на одного рабочего или в единицу времени;

T – общии затраты времени (tq) или численность рабочих;

pq - стоимость продукции или товарооборота;

zq – издержки производства.

Все экономические индексы можно классифицировать по следующим признакам: степень охвата явления; база сравнения; вид весов (соизмерителя); форма построения; характер объекта исследования; объект исследования; состав явления; период исчисления.

По степени охвата явления индексы бывают индивидуальные и свободные. Индивидуальные индексы служат для характеристики изменения отдельных элементов сложного явления. Их примером могут быть изменения объема производства отдельных видов продукции (телевизоров и т.д.), а также цен на акции какого-либо предприятия. Для измерения динамики сложного явления, составные части которого непосредственно несоизмеримы (изменения физического объема продукции, включающей равноименные товары, индекса цен акций предприятий региона и т.п.), рассчитывают сводные, или общие, индексы. Если индексы охватывают не все элементы сложного явления, а только часть их, то такие индексы называются групповыми или субиндексами. По базе сравнения все индексы можно разделить на две группы: динамические и территориальные. При исчислении динамических индексов происходит сравнение значения показателя в отчетный период со значением этого же показателя за предыдущий период, который называют базисным. Динамические индексы бывают базисные и цепные. Вторая группа индексов (территориальные) применяется для межрегиональных сравнений. Большое значение эти индексы имеют в международной статистике при сопоставлении показателей социально-экономического развития различных стран.

По виду весов индексы бывают с постоянными и переменными весами.

В зависимости от формы построения различаются индексы агрегатные и средние. Последние делятся на арифметические и гармонические. Агрегатная форма общих индексов является основной формой экономических индексов. Средние индексы – производные, они получаются в результате преобразования агрегатных индексов.

По характеру объема исследования общие индексы подразделяются на индексы количественных (объемных) и качественных показателей. В основе такого деления индексов лежит вид индексируемой величины.

По объекту исследования индексы бывают: производительности труда, себестоимости, физического объема продукции, стоимости продукции и т.д.

По составу явления можно выделить две группы индексов: постоянного (фиксированного) состава и переменного состава. Деление индексов на эти две группы используется для анализа динамики средних показателей.

По периоду исчисления индексы подразделяются на годовые, квартальные, месячные, недельные.

С помощью экономических индексов решаются следующие задачи: измерение динамики социально-экономического явления за два и более периодов времени; измерение динамики среднего экономического показателя; измерение соотношения показателей по разным регионам; определение степени влияния изменений значений одних показателей на динамику других; пересчет значения макроэкономических показателей из фактических цен в сопоставимые.

Каждая из этих задач решается с помощью различных индексов.

Рассмотрим таблицу (9.1) и определим цепные и базисные, индивидуальные индексы цен физического объема организации. Проверим взаимосвязь цепных и базисных индексов:

 

Таблица 9.1

Реализация по поставки угря в республику Калмыкия:

год Цена за 1т, руб. Произведено
2000 470 102,6
2001 550 108,5
2002 600 87,7
2003 750 109,9
2004 900 95,3
2005 1300 98,9
2006 1700 82,5

 

Индекс физического объема продукции рассчитывается по формуле:

 

 (9.1)

 

Подставим данные в формулу (9.1) и определим цепные индексы физического объема:

 

 

Подставим данные в формулу (9.1) и определим базисные индексы физического объема:

 

 

Индивидуальный индекс цен рассчитывается по формуле:

 (9.2)


Подставим данные в формулу (9.2) и определим цепные индексы цен:

 

 

Подставим данные в формулу (9.2) и определим базисные индексы цен:

 

 

Проверим базисные и цепные индексы.

Если известны цепные индексы, то путем их последовательного перемножения можно получить базисные индексы. Например:


 (9.3)

Или

 (9.4)

 

Подставим данные в формулы (9.3) и (9.4):

 

1,04=1,04

Или

0,83=0,83

 

Зная последовательные значения базисных индексов, легко рассчитать на их основе цепные индексы:

 

 (9.5)

Или

 (9.6)

 

Подставим данные в формулы (9.5) и (9.6):

 

2,06=2,06

Или


2.02=2,02

 

Формирование системы индексов, например, цен или физического объема отличается от других систем индексов. Это связано с тем, что при построении систем этих индексов можно использовать постоянные и переменные веса.

Рассмотрим таблицу (9.2) и рассчитаем сводный индекс цен, товарооборота, физического объема реализации:

 

Таблица 9.2

Реализация продуктов в республики Калмыкия.

Продукт 2000 ( ) 2001 ( ) 2002 ( ) 2003 ( ) 2004 ( )
Мясо 44 27 31 28 28
Сахар 24 24 24 26 31
Раст.масло 366 234 155 260 314
Хлеб 129 112 110 116 115
мука 10,5 16,7 15,3 18,4 1,9

 

продукт

2000

2001

2002

2003

2004

Мясо 2420 55 1998 74 2635 85 2744 98 3360 120
Сахар 312 13 432 18 552 23 676 26 961 31
Раст.масло 12444 34 9126 39 6510 42 14040 54 385 71
Хлеб 645 5 784 7 1100 10 1392 12 1610 14
мука 199,5 19 467,6 28 474,3 31 662,4 36 77,9 41

 

Индекс стоимости продукции или товарооборота представляет собой отношение стоимости продукции текущего периода к стоимости продукции в базисном периоде и определяется по формуле:

 

 (9.7)


Подставим данные в формулу и получим:

 

 

Такой индекс показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции (товарооборота) отчетного периода по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции.

Индекс физического объема продукции – это индекс количественного показателя. В этом индексе индексируемой величиной будет количество продукции в натуральном выражении, а весом – цена. Только умножив несоизмеримые между собой количества разнородной продукции на их цены, можно перейти к стоимостям продукции, которые будут уже величинами соизмеримыми. Так как индекс физического объема – индекс количественного показателя, то весами будут цены базисного периода. Тогда формула индекса примет следующий вид:

 

 (9.8)

 

Подставим данные в формулу и получим:


 

Индекс физического объема продукции показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за роста (снижения) объема ее производства или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения физического объема ее производства.

Индекс цен – это индекс качественного показателя. Индексируемой величиной будет цена товара, так как этот индекс характеризует изменение цен. Весом будет выступать количество произведенных товаров. Умножив цену товара на его количество, получаем величину, которую можно суммировать и которая представляет собой показатель, соизмеримый с другими подобными ему величинами. Индекс цен определяется по следующей формуле:

 

 (9.9)

 

Подставим данные в формулу и получим:

 

 

Индекс показывает, во сколько раз возросла (уменьшилась) стоимость продукции из-за изменения цен, или сколько процентов составляет рост (снижение) стоимости продукции в результате изменения цен.

Рассмотрим таблицу (9.3) и рассчитаем индивидуальные и сводные индексы себестоимости, сводный индекс физического объема продукции и показать взаимосвязь сводных индексов:

 

Таблица 9.3

Реализация товаров в республики Калмыкия

Товар 2000 ( ) 2001 ( ) 2002 ( ) 2003 ( ) 2004 ( )
Телевизор 4500 7600 9000 14000 18000
Холодильник 8500 9000 11000 15000 16000
Стир.машина 1500 6700 8000 9000 12000

 

Товар

2000

2001

2002

2003

2004

Телевиз. 3890 85 6400 94 7750 109 11400 156 13400 290
Холодил. 7640 100 8500 106 8200 208 9400 493 13900 540
Стир.маш. 950 84 5300 207 6200 237 7850 317 7290 406

 

Найдем индекс себестоимости:

 

 (9.10)


Подставим данные в формулу (9.10) и определим цепную и базисную себестоимость телевизора:

Цепная:

 

 

Базисная:

 

 

Подставим данные в формулу (9.10) и определим цепную и базисную себестоимость холодильника:

Цепная:

 

 

Базисная:

 

 

Подставим данные в формулу (9.10) и определим цепную и базисную себестоимость стиральной машины:

Цепная:

 

 

Базисная:

 

 

Определим себестоимость продукции по формуле:

 

 (9.11)

 

Подставим в формулу (9.11) и посчитаем:

 

 

Подставим данные в формулу (9.8) и получим:

 




2020-02-04 248 Обсуждений (0)
РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНДЕКСОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)