АНТИЛОГАРИФМИЧЕСКИЙ УСИЛИТЕЛЬ
Для нахождения по значениям логарифмов соответствующих им исходных величин (т.е. для получения значений антилогарифма) требуется найти значение экспоненциальной функции от логарифма, так как еlnХ = Х. Взяв экспоненту от логарифма, получим антилогарифм. Используя схему логарифмирования в качестве входной цепи усилителя, как показано на рис. 3.8.3, получим устройство с экспоненциальной характеристикой, т.е. антилогарифмический усилитель. Из выражения можно видеть, что IК = IЭОeqUбэ/kT. Так как Uвых = Rо.сIo.с = - Rо.сIк, то, следовательно, получаем
Uвых = Rо.сIЭОeqUбэ/kT = - Rо.сIЭОeqU1/kT.
Это то же самое, что и
Uвых = - Rо.сIЭОantilog(U1q/kT).
Вместо транзистора в качестве входного элемента может использоваться диод. В этом случае
Uвых = - Rо.сIоantilog(U1q/kT).
Однако транзистор будет работать лучше. Если входное напряжение должно быть отрицательным, а не положительным, необходимо либо использовать входной транзистор n-р-n-типа, либо включить диод, если он используется вместо транзистора катодом к U1.
Рис. 3.8.3. Антилогарифмический преобразователь. Вместо Т1 можно поставить диод. Uвых = - Rо.сIоantilog(U1q/kT)
СХЕМА УМНОЖЕНИЯ
Для построения схемы умножения можно, имея возможность получать значения логарифмов сомножителей, использовать следующее соотношение: ln(а X b) = ln а + ln b. Схема умножения строится, как показано на рис. 3.8.4. Логарифмы величин U1 и U2 суммируются для получения величины, равной lnU1 + lnU2. Затем для нахождения величины U1U2 находится антилогарифм от полученной суммы. Схема может иметь больше двух входов, однако для каждого входа требуется свой логарифмический усилитель. Выходное напряжение каждого логарифмического усилителя равно
Uвых1 = (kT/q)ln(U1/R1) - (kT/q)lnIо1,
Uвых2 = (kT/q)ln(U2/R2) - (kT/q)lnIо2.
Выходное напряжение сумматора равно
Uвых3 = (kT/q)[ln(U1/R1) + ln(U2/R2) - lnIо1 - lnIо2].
Выходное напряжение всей схемы равно
Uвых4 = Rо.сIо3 antilog[ln(U1/R1) + ln(U2/R2) - lnIо1 - lnIо2] =
= Rо.сIо3 antilog[ln(U1U2/R1R2Iо1Iо2)] = (Rо.сIо3/R1R2Iо1Iо2)U1U2. Если Rо.сIо3 = R1R2Iо1Iо2, то Uвых4 = U1U2.
Рис. 3.8.4. Схема умножения аналоговых сигналов
Величины Iо должны быть соизмеримы, и они очень близки к значениям обратного тока IЭБО при малом обратном напряжении, приложенном к переходу эмиттер-база. Схема может быть собрана с использованием диодов вместо транзисторов как в логарифмическом, так и в антилогарифмическом усилителях. Предполагается, что все усилители, используемые в схеме, полностью скорректированы. Выпускаются готовые схемы умножения, стабильно работающие в широком диапазоне изменения внешних условий и температур. Эти схемы являются сложными и тщательно выполненными устройствами. Их примерная блок-схема приведена на рис. 3.8.4. Некоторые умножители, называемые двухквадрантными, могут работать только при одной полярности сигналов на одном из входов; другие, называемые четырехквадрантными, работают при любой полярности сигналов на обоих входах. Умножители используются в схемах модуляторов, демодуляторов, фазовых детекторов, в аналоговых вычислительных устройствах, используемых при управлении технологическими процессами, при генерировании нелинейных колебаний и для линеаризации выходных сигналов преобразователей (датчиков) в системах сбора данных, причем это лишь некоторые из возможных применений умножителей.
СХЕМА ДЕЛЕНИЯ
Учитывая, что (ln a/b) = ln а — ln b, можно использовать тот же принцип, что и в устройстве умножения, для построения схемы деления. Единственным отличием от схемы умножения является использование дифференциального усилителя вместо инвертирующего сумматора. Схема блока деления приведена на рис. 3.8.5. Сигналы на выходах логарифмических усилителей будут равны
Uвых1 = (kT/q)[ln(U1/R1) - lnIо1],
Uвых2 = (kT/q)[ln(U2/R2) - lnIо2].
Для получения U1/U2 выходное напряжение логарифмического усилителя 1 подается на неинвертирующий вход, а выход логарифмического усилителя 2 — на инвертирующий вход дифференциального усилителя. Напряжение на выходе последнего будет равно
Uвых3 = (kT/q)[ln(U1/R1) - lnIо1 - ln(U2/R2) + lnIо2].
Приняв, как обычно, Iо1 ≈ Iо2 и R1 = R2, получим
Uвых3 = (kT/q)[ln(U1/R1) - ln(U2/R2)] = (kT/q)ln(U1R2/U2R1) = (kT/q)ln(U1/U2).
Рис. 3.8.5. Схема деления аналоговых сигналов.
На выходе антилогарифмического преобразователя напряжение будет равно
Uвых4 = RIо3 antilog[ln(U1/ U2)] = RIо3U1/ U2.
Если величина Iо3 такова, что произведение Rо.сIо3 может быть принято равным единице, то Uвых4 = U1/ U2. Высококачественные устройства деления точно так же, как и устройства умножения, имеются в продаже. Область применения этих схем фактически та же, что и для устройств перемножения [2].
АКТИВНЫЕ ФИЛЬТРЫ
Активные фильтры построены из сопротивлений, конденсаторов и усилителей (обычно операционных) и предназначены для того, чтобы из всех подаваемых на их вход сигналов пропускать на выход сигналы лишь некоторых заранее заданных частот. Эти обладающие частотной избирательностью схемы используются для усиления или ослабления определенных частот в звуковой аппаратуре, в генераторах электромузыкальных инструментов, в сейсмических приборах, в линиях связи, а также в исследовательской практике для изучения частотного состава самых разнообразных сигналов, таких, например, как биотоки мозга или механические вибрации. Активные фильтры находят применение почти в любой области электроники и потому заслуживают нашего внимания.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Любой фильтр, как активный, так и пассивный (т. е. не содержащий усилителей), пропускает со своего входа на выход лишь определенную часть всего спектра частот. Фильтры классифицируются по тому, какова эта пропускаемая часть частотного спектра. Фильтры нижних частот пропускают на выход все частоты, начиная от нулевой (постоянный ток) и до некоторой заданной частоты среза fср, и ослабляют все частоты, превышающие fcp; частотная характеристика такого фильтра показана на рис. 3.9.1, а. Диапазон частот от нуля до fcp называется полосой пропускания, а диапазон частот, превышающих fb, — полосой подавления (или заграждения). Интервал частот между fcp и fb называется переходным участком, а скорость, с которой на этом участке изменяется величина ослабления, является важной характеристикой фильтра. Частота среза fcp — это та частота, при которой напряжение на выходе фильтра падает до уровня 0,707 от напряжения в полосе пропускания (т. е. падает на 3 дБ); частота fb — это частота, при которой выходное напряжение на 3 дБ выше, чем выходное напряжение в полосе подавления. Фильтр верхних частот ослабляет все частоты, начиная от нулевой и до частоты fcp, и пропускает все частоты, начиная с fcp и до верхнего частотного предела схемы. Частотная характеристика фильтра верхних частот показана на рис. 3.8.1,б. Полосовой фильтр пропускает, как показано на рис. 3.9.1.в, все частоты в полосе между нижней частотой среза f1 и верхней частотой среза f2. Все частоты ниже f1 и выше f2 ослабляются. Диапазоны частот от f'1 до f1 и от f'2 до f2 являются переходными участками. Геометрическое среднее частот f1 и f2 называют средней центральной частотой (f0), т. е.
f0 = .
Рис. 3.9.1. Частотные характеристики фильтров. а — фильтр нижних частот; б — фильтр верхних частот; в — полосовой фильтр; г — заграждающий фильтр; UП — выходное напряжение в полосе пропускания; fcp —частота среза
Режекторный полосовой фильтр (заграждения) ослабляет все частоты между f1 и f2 и пропускает все остальные частоты, частотная характеристика такого фильтра показана на рис. 3.9.1,г. Заграждающий полосовой фильтр с узкой полосой ослабляемых частот называют фильтром-пробкой. Полосовые фильтры заграждения используются для подавления нежелательных частот, например, частоты 60 Гц в звуковой аппаратуре.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (547)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |