Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика изучения школьным психологом подросткового возраста



2020-03-17 297 Обсуждений (0)
Специфика изучения школьным психологом подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Работа начинается с педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях, так писал К.Д. Ушинский. Каждому педагогу - психологу приходится подбирать диагностические приемы, чтобы изучить личностные особенности коллектива.

Поэтому школьный психолог пользуется следующими приемами для изучения межличностных отношений в подростковом возрасте: наблюдение, опросник, анкета, беседа, тест, диагностика.

Наблюдение - накопление знаний фактов, образование первоначальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Наблюдение предусматривает умение группировать факты, свойства и явления, подмечать в них сходства и различия, классифицировать их и, если возможно, определять в естественных условиях зависимость хода процесса или явления от тех или иных условий. Наблюдение нередко предусматривает не только восприятие, но и переработку информации, в процессе которой значительную роль играют такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение. Наблюдение широко применяется в обучении.

Наблюдаемые могут быть частью учебного эксперимента или используются наряду с экспериментом. Наблюдения могут проводиться на уроках, экскурсиях, при выполнении определенных заданий.

Прием наблюдения один из важнейших в арсенале школьного психолога. Так как он постоянно наблюдает учащихся в делах.

Опросник - это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они признаны для получения данных. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностичнских инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники - анкеты. В отличие тестов в опросниках не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, миру его согласия или несогласия.

Анкета служит для получения информации не имеющей непосредственного отношения к психологическим особенностями человека (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестоко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Отвечать опрашиваемый может наедине самим собой, либо в присутствии экспериментатора.

Беседа - метод психолого-педагогического исследования. Организация с целью выяснения индивидуальных особенностей личности - мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, убеждений, интересов, отношения к среде, коллективу и прочие. Результаты, полученные методом беседы, не поддаются формализации и статистической обработке и позволяют лишь в общем виде судить о выраженности исследуемого признака.

Эксперимент - один из основных методов научного познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности; в психолого-педагогическом исследовании направлен на выявление изменений в поведении человека при планомерном манипулировании определяющие это поведение факторами.

Эксперимент - это, по сути, строго контролируемое педагогическое наблюдение, с той лишь разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и планомерно осуществляет.

Тесты - это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные по времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.

Существует несколько видов тестов

Индивидуальные и групповые. Индивидуальные тесты - это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один.

Групповые тесты - это такой вид методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей.

Устные и письменные тесты

Устные чаще всего бывают индивидуальные, письменные - групповые.

Бланковые, предметная, аппаратурная, компьютерные тесты

Бланковые тесты представлены в виде отдельных бланков или брошюр, в которых содержаться инструкция по применению, задание и графы для ответов.

Предметные тесты, в них задания представлены в виде реальных предметов: кубиков, карточек и т.д.

Аппаратурные тесты - это тип методик, требующий применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения.

Компьютерные тесты - это автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ.

Также существуют и проективные методики. Эта группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большой мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать и развивать и т.д. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести о себе желательное впечатление.

В психологии существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно - качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучить продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются письма, дневники, фотографии, творческие результаты в различных видах искусства. Поэтому был разработан специальный метод, получивший название контент-анализ.

Контент-анализ основан на принципе повторяемости чистоты использования различных смысловых единиц (например, определенных понятий, суждений, образов и т.п.) поэтому его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа.

После приведенных выше приемов изучения межличностных отношений, которыми пользуется школьный психолог, можно сказать, что в этом деле школьный психолог может оказать значительную помощь, представив классному руководителю результаты или набор разных методик.

Выводы по 2 главе

Рассмотренный в данной работе круг трудностей, встречающихся на пути психолога-практика, работающего в школе, конечно, не является полным. Лишь отчасти были затронуты такие важные темы как методология деятельности психолога, его роль и задачи в системе образовательной школы, проблемы профессионального плана, организационные, связанные с интеграцией в педагогический коллектив, эмоциональные, а также стереотипные представления подростков о психологе как профессии.

Конечно, во многих случаях это верно, но такой психолог - уже не тот человек, к которому можно обратиться с личными проблемами. Почти половина испытуемых демонстрируют наиболее распространенный стереотип в отношении психолога - они воспринимают его как врача, лечащего людей с психическими отклонениями. В качестве причин, которые могли бы побудить обратиться к психологу, эта группа испытуемых обычно указывает нарушения психики. Широкое распространение неадекватных социальных стереотипов в отношении психологов, по мнению авторов, не может не препятствовать обращению подростков к представителям этой специальности. А это влечет за собой неэффективность работы психологической службы в школе. Одним из выходов из этой ситуации авторы видят в пропаганде психологических знаний еще в начальной школе, до начала подросткового кризиса.

Все представленное выше дает реально понять и представить какой психолог нужен школе, что ему нужно знать при поступлении на работу и т.д. А так же в этой работе попыталась осветить направления работы психолога, это работа с родителями, с обучающимися и педагогическим коллективом (коллегами). Сейчас это одна из самых актуальных проблем.

 




2020-03-17 297 Обсуждений (0)
Специфика изучения школьным психологом подросткового возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика изучения школьным психологом подросткового возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)