Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолого-педагогическая программа развития межличностных отношений в группе подростков



2020-03-17 259 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическая программа развития межличностных отношений в группе подростков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Предполагаемая программа развития межличностных отношений подростков рассчитана на обучающихся 8-9 классов, направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Программа позволяет решать следующие задачи:

. Формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии.

2. Развитие навыков эффективного общения.

.   Развитие умения адекватного выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей.

.   Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

.   Повышение уровня рфлексвности, создание мотивации для дальнейшего саморазвития участников.

.   Сплочение ребят, формирование взаимного доверия.

В начальной части предполагаемой программы акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверия, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального т невербального общения, понимание и выражение эмоций и используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арт-терапии.

Программа рассчитана на 32 часа работы (16 встреч по 2 часа). Организация работы в режиме «32 занятия по одному часу» возможна, хотя и менее желательна. Проведение программы в школьных классах стандартной наполняемости (25 - 30 человек).

Лучше если в помещении, где проводятся занятия, будет возможность рассадить участников как в кругу, так и за партами. Для психолога или педагога, работающего по данной программе, желательно наличие собственного опыта участия в психологических программах или тренингах в роли клиента.

 

Краткое содержание программы

Занятия Тема занятия Задачи занятия Краткое содержание занятия
I. Зачем мы здесь собрались? (Приложение 9). 1. Знакомство участников с психологической программой как методом работы; 2. Формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий. 1. Вводная беседа. 2. Упражнение - разминка «Карандаши». 3. Обсуждение и принятие правил работы. 4. Подвижные игры «Поворот в прыжках», «Дракон». 5. Обмен впечатлений
II. Мы - команда. (Приложение 10) 1. Повышение заинтересованности подростков в посещении занятий; 2. Сплочение группы; 3. Формирование чувства команды у пришедших на занятия подростков. 1. Разминка «Циферблат». 2. Упражнения «Узелок», «Связанные» группы». 3. Групповая дискуссия «Факты о нас». 4. Упражнение «Встреча взглядами».
III. Наши сходства и различия (Приложение 11) 1. Продолжение работы на формирование интереса к занятиям и сплочение группы; 2. Введение понятия «психологическая информация»; 3. Обоснование невозможности ее однозначного разделения на хорошую и плохую. 1. Разминка «Построение круга». 2. Упражнение «Поиск сходства». 3. Психогеометрический тест. 4. Упражнение «Запоминание позы».
IV. Сплочение и доверие (Приложение 12) 1.Продолжение работы по групповому сплочению; 2. Формирование доверительной обстановки. 1. Разминка «Скалолаз» 2. Упражнения «Передача движений», «Маятник», «Круг доверия», «Падение в пропасть», «На пальцах».
V. Общение и умение слушать (Приложение 13) 1. Сформировать представление об общении как о психологическом явлении; 2. Продемонстрировать искажения информации при ее передаче от человека к человеку, важность обратных связей в общении и навыков эффективного слушания. 1. Разминка «Привет себе». 2. Упражнение «Испорченный телефон». 3. Информационный блок «Психология общения». 4. Упражнение «Рисование по инструкции». 5. Анкета «Умеете ли Вы слушать». 6.Упражнение «Слушание в разных позах».
VI. Учимся взаимопониманию (Приложение 14) 1. Развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия. 1. Разминка «Копирование движений». 2. Упражнение «Бип», «Вавилонская башня», «Снежинки». 3.Игра - загадка «МПС».
VII. Средства общения (Приложение 15) 1. Продолжить развитие навыков эффективного общения; 2. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т.д. 1. Разминка «Пишущая машинка». 2. Упражнение «Испорченный телевизор». 3. Информационный блок: средства общения. 4. Упражнения «Дистанция общения», «Перебежчики и охранники», «Поиск предметов».
VIII. Общение без слов (Приложение 16) 1. Развитие навыков невербальной коммуникации, экспрессивности, умения расшифровать невербальные сигналы других участников общения. 1. Разминка «Сбор по голосам». 2. Упражнения «Стеклянная дверь», «Выстраивание по росту», «Разговор в рисунках». 3. Блок получения обратной связи.
IX. Поговорим … рисунками! (Приложение 17) 1. Интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействия с использованием арт - терапевтического метода. 1. Рисуночная разминка «Достраивание композиции». 2. Тематические рисунки. 3. Групповой коллаж.
X. Наши эмоции и чувства (Приложение 18) 1. Понять, что такое эмоции и чувства, а так же совершенствовать умение конструктивного выражать их. 1. Разминка «Путаница». 2. Информационный блок: основные эмоции и чувства. 3. Упражнение «Угадай эмоцию». 4. Практическая работа «Польза и вред эмоций». 5. Упражнение «Скульптор и глина».
XI. Проявления эмоций и чувств (Приложение 19) 1. Научиться расшифровывать внешние проявления основных эмоций и чувств у других людей, а также развивать собственную эмоциональную экспрессивность. 1. Разминка «Хлопки по коленям». 2. Практическая работа с иллюстративным материалом «Внешние проявления эмоций». 3. Игра - соревнование «Замороженные». 4. Домашнее задание.
XII. Конфликты и причины их возникновения (Приложение 20) 1. Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути разрешения. 1. Разминка «Встреча на узком мостике». 2. Информационный блок: психология конфликта. 3. Практическая работа «Конфликтогены». 4. Тесты самооценки конфликтности и тактики поведения в конфликте. 5. Ролевая игра «Финансовые авантюристы».
XIII. Пути решения конфликтов (Приложение 21) 1. Изучить и закрепить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. 1. Разминка. «Гвалт». 2. Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях. 3. Ролевая игра «Конфликты».
XIV. Манипуляции и защита от них (Приложение 22) 1. Познакомить подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них. 1. Разминка «Толкачи». 2. Изучение способов манипулирования. 3. Ролевые игры «Манипуляции», «Бункер».
XV. Портрет нашей группы (Приложение 23) 1. Закрепление результатов, достигнутых в ходе программы. 1. Рисуночная разминка «Протяни на встречу руку». 2. Композиция «Мои ресурсы». 3. Групповая композиция «Наш сад».
XVI. Подведение итогов (Приложение 24) 1. Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы. 1. Разминка (по выбору участников). 2. Упражнение «Чемодан». 3. Упражнение «Чепуха». 4. Групповая дискуссия «Шляпы». 5. Проведение анкеты обратной связи.

 

В заключение хотелось бы предостеречь от попыток механического проведения программы. Программа - это только общая схема, стратегический план действий. Не бывает двух абсолютно одинаковых групп, как не бывает и одинаковых ведущих. И, естественно, ни одна программа не может отразить все индивидуальные запросы участников, их спонтанные реакции, «неудобные» для психолога (педагога) действия и вопросы и т.п. Это сродни игре в шахматы: количество возможных ходов из каждой конкретной позиции не столь уж велико, число же возможных партий практически бесконечно. Поэтому опытный ведущий способен гибко менять программу, учитывая малейшие нюансы психологического состояния участников, динамично подбирая или изобретая упражнения, наиболее полно соответствующие проблемам, актуальным для участников программы. В этом и проявляется его профессиональное мастерство, представляющее собой не только знания и умения, но и осмысленный опыт работы.



2020-03-17 259 Обсуждений (0)
Психолого-педагогическая программа развития межличностных отношений в группе подростков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолого-педагогическая программа развития межличностных отношений в группе подростков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)