Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общение как ведущий вид деятельности



2020-03-17 478 Обсуждений (0)
Общение как ведущий вид деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Проблема развития межличностных отношений подростков в психолого-педагогических исследованиях

1.1     Общение как ведущий вид деятельности

1.2 Динамика развития межличностных отношений у школьников

1.3 Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте

Вывод по 1 главе

Глава 2. Организация работы школьного психолога в аспекте межличностных отношений в подростковом возрасте

Деятельность школьного психолога образовательном учреждении

Направление работы школьного психолога по развитию межличностных отношений

Специфика изучения школьным психологом межличностных отношений в подростковом возрасте

Вывод по 2 главе

Глава 3. Экспериментальные исследования развития межличностных отношений в подростковом возрасте

Организация и этапы экспериментального исследования

Психолого-педагогическая программа развития межличностных отношений в группе подростков

Обсуждение и анализ результатов по развитию межличностных отношений в группе подростков

Выводы по 3 главе

Заключение

Приложения

Список используемой литературы


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Многогранное интеллектуальное и личностное развитие учащихся требует создания оптимальных педагогических и психологических условий, которые обеспечивают полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и, тем самым, способствуют реализации их индивидуальных творческих потенций.

Для растущего человека определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своей жизни. Поэтому межличностные отношения подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Именно в этот период формируются нравственные ценности, происходит осознание самого себя и своих возможностей, возникает стремление стать взрослым, тем более что основными новообразованиями в подростковом возрасте являются сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Неудачи в общении у подростков ведут к возникновению повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, недоверия к окружающим и т.п.

Для подростков успешность межличностных отношений тесно связана с проблемой их социальной адаптации как внутри коллектива, так и вне его. Они оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть навыками межличностного взаимодействия, что часто приводит к усугублению их психологического состояния (О.А. Агавелян, Р.Г. Аслаева, И.М. Бгажнокова, Л.И. Даргевичене, Н.Ф. Дементьева, Н.В. Москоленко, Ф.В. Мусункаева, Ж.И. Намазбаева, Е.Ю. Шаталова и др.).

Проблемой исследования явился поиск ответа на вопрос, каковы особенности и недостатки межличностных отношений у подростков.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация школьным психологом программы развития межличностных отношений в подростковом возрасте.

Объект исследования: процесс развития межличностных отношений в подростковом возрасте.

Предмет исследования: направление работы школьного психолога по развитию межличностных отношений в подростковом возрасте.

Методы исследования: изучение документации школьного психолога; наблюдение за подростками в процессе нерегламентированного общения; социометрия; экспресс-методика «климата в классе»; сочинение-эссе «Мой класс»; психолого-диагностический опросник социально-психологического климата группы; методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы.

В основу исследования была положена следующая гипотеза. Развитие межличностных отношений в подростковом возрасте будет эффективно, если:

вести профилактическую работу с родителями, обучающимися и учителями - предметниками;

изучать особенности развития межличностных отношений подростков;

обучать подростков эффективным способам взаимодействия друг с другом.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

. Рассмотреть психолого-педагогические основы развития межличностных отношений школьников.

2. Проанализировать направления работы школьного психолога по развитию межличностных отношений в подростковом возрасте.

.   Изучение межличностных отношений в подростковом возрасте.

.   Разработать и апробировать программу по развитию межличностных отношений в подростковом возрасте.

.   Составить рекомендации по развитию межличностных отношений в подростковом возрасте для педагога-психолога, классного руководителя, учителям-предметникам.


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Общение как ведущий вид деятельности

При любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. Существуют различные точки зрения на эту проблему.

В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э. Дюркгейм, который обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику.

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности.

Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей.

Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения этого деятельностного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется всеми исследователями, стоящими на точке зрения теории деятельности в психологии. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения.

Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на отдельном этапе онтогенеза, например у дошкольников и особенно в подростковом возрасте. В другой - общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется ввиду, прежде всего, речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.). Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного - несомненной связи

между деятельностью и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и является признание факта единства общения и деятельности и попытка зафиксировать это единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условияприсвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих субъективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношений внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействие людей, входящих в состав данной группы.

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми. Например, для того чтобы учитель мог обучить чему - либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

Приведем различные определения понятия общения.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (Петровский А.В., Введение в психологию).

Общение - это взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижение общего результата совместной деятельности 9педагогическая энциклопедия).

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения.

Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

Третья сторона общения предполагает восприятие общающимся друг друга. Например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия.

Рассмотрим каждую сторону общения.

Общение как обмен информацией. Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде всего является язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, так и тот, кто принимает эту информацию.

Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно - исторического опыта.

Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями.

Речь бывает письменная и устная.

Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие - либо вопросы.

Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика и т.п.

Благодаря письменной речи оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми.

В общение людей оказываются закономерно включены эмоции обучающихся. Это эмоциональное отношение сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую невербальную коммуникацию. Средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонация, поза, смех, слезы и т.д., которое образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации.

Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов.

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений.

Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям т содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

Вступая в общение, т.е. обращаться к кому - либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что - то, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от того же - желаемого ответа, выполнения поручения, понимания того, чего он до тех пор не понимал. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Это не исключает случаев фактического общения, использования коммуникативных средств с единой целью поддержания самого процесса общения.

Если общение не является фактическим, оно обязательно имеет или во всяком случае предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Такое общение выступает как межличностное воздействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников.

Полноценным общением становится возможным, только если люди, выступающие во взаимодействие , могут оценить уровень взаимопонимания, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга и понять чувства.

Перцептивный аспект общения - это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Познавая других людей индивид получает возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ним.

В процессе общения включены по меньшей мере два человека. В актах взаимного познания должно быть выделено действия трех важных механизмов межличностного восприятия: идентификации, рефлексии и стереотипизации.

Идентификация - это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характерам самого субъекта.

Осознание субъектом того: как он сам воспринимается партнером по общению, выступает в форме рефлексии. Однако в повседневной жизни субъект, как правило, не имеет подобной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции, или причинной интерпретации.

Стереотипизация - классификация форм поведения и интерпритация их причин путем отношения к уже известным или кажущимся известными явлениями, т.е. отвечающим социальным стереотипам.

От точности «прочтения» их внутреннего мира зависит успешность согласованных действий.

В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. устанавливать контакт, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как часть деятельности, как важнейшая ее информационная сторона, как коммуникация (общение первого рода).

Общение, как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода. Если общение первого рода (общение как коммуникация) выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно выступает как часть, необходимая предпосылка общения.

Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой - общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях.

 



2020-03-17 478 Обсуждений (0)
Общение как ведущий вид деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общение как ведущий вид деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)