ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ.
ВВЕДЕНИЕ В процессе обучения необходимо осуществлять контроль, для повышения эффективности учебного процесса, и очень важно, чтобы молодой учитель мог реально оценивать результаты своего труда. Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся. Определяет объем, уровни и качества усвоения учебного материала. Регулярная оценка знаний позволяет не только отмечать успехи, но и выявляет недостатки в учебной работе не только отдельных учащихся, но и всего класса в целом. С помощью проверки и оценки учитель и учащиеся подводят промежуточные и конечные итоги учебной работы, вносят необходимые коррективы в процесс обучения для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности, усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности, учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения. В учебно-познавательной деятельности контроль не всегда сопровождается выставлением оценок. Он может выступать как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение. Психолого-педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установление их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Он способствует повышению ответственности за выполненную работу не только учащихся, но и учителя. Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной деятельностью учащихся, форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся. Приобщая учащихся к лоскутному шитью, учитель технологии дает возможность ощутить радость творчества, применить на практике все те знания, которые они получили не только на уроках технологии, но и на уроках черчения, изобразительного искусства и др. На изделиях сшитых из лоскутной ткани у учащихся воспитывается уважение к народному творчеству, художественный вкус, бережливость, аккуратность, стимулируется желание выполнять самостоятельно творческую работу. Уроки с использованием нетрадиционных методов очень интересны. Учащиеся с большим удовольствием готовятся к ним, проявляют активность и творческую инициативу. На уроках технологии при изучении темы «Лоскутная пластика», занимательные виды проверки знаний и умений вносят в учебный процесс дух поиска, творчества, соревновательность, стимулируют активность учащихся. Масштаб использования методов контроля на таких уроках велик – от включения в учебный процесс отдельных игровых моментов до организации в игровой форме целого занятия. Контроль очень важен и необходим на уроках технологии в процессе ознакомления школьников с «Лоскутной пластикой», как составная часть обучения. Он предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса. Правильно контролируя работу учащихся, у них вырабатывается интерес, аккуратность, терпение, трудолюбие, развиваются творческие способности. Красивые и полезные вещи, сшитые своими руками украсят интерьер, в качестве подарка улучшат настроение не только себе, но и другим людям. Объектом исследования является процесс обучения школьников декоративно-прикладному творчеству на уроках технологии в общеобразовательной школе. Предметом исследования является повышение уровня контроля по средствам контроля и самоконтроля в преподавании курса «Лоскутная пластика». Цель исследования – разработка методики, способствующей повышению уровня контроля школьников на уроках технологии по теме: «Лоскутная пластика», а также разработать для этого необходимые методические пособия. Задачи исследования: - изучить психолого-педагогическую, технологическую литературу по данному вопросу; - дать характеристику методами контроля и самоконтроля; - проанализировать методы контроля и самоконтроля, их эффективность в процессе обучения; - разработать методику обучения учащихся на уроках технологии по теме: «Лоскутная пластика»; Методы исследования: - изучение литературных источников (психологических, педагогических, методических); - изучение опытов работы учителей трудового обучения; - изучение методического обеспечения кабинета; изучение методической базы обучения школьников.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С «ЛОСКУТНОЙ ПЛАСТИКОЙ». ПОНЯТИЕ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ. Контроль – неотъемлемая часть обучения. Без него нельзя обойтись ни учащимся, ни учителям. Контроль – это способ получения информации о качественном состоянии процесса. Он бывает разных видов и форм, и может осуществляться с помощью разнообразных методов. Метод (methodos) в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля, самоконтроля, дидактические тесты, наблюдение. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). На рисунке показана система обратной связи «учитель – ученик». Методы проверки знаний, умений и навыков
Текущие наблюдения самоконтроль Устный и письменный опрос Выполнение и анализ проверочных метод машинного практических заданий (безмашинного) контр. Тестирование Выполнение проектов Выполнение квалифицированных работ Рис. Система обратной связи «Учитель – ученик». Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Преимуществом такого контроля является его систематичность. Самое важное в том, что из урока в урок учитель анализирует рост или понижение интеллектуального уровня, интереса к знаниям и дифференцированного воздействует на развитие учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, при выполнении практических заданий в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность, каковы их способности, интересы и учебные склонности? Когда у учителя накапливается достаточное количество наблюдений по этим вопросам, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости. Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, устные зачеты и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащихся (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащихся. Устный контроль проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Опытные учителя владеют разнообразными техниками опроса (контроля), применяют дидактические карточки, игры, технические средства. Для выявления умений и навыков отдельных учащихся, учитель использует устный индивидуальный контроль. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при таком контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же у учителя возникают колебания при выставлении отметки. Но такой опрос оставляет пассивными на уроке других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса. Устный фронтальный опрос обычно применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких логических ответов с места. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он экономит время, активизирует работу всего класса, позволяет спросить всех учащихся. Всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении товарища. Недостатками фронтального опроса очевидны: он не проверяет глубину знаний; возможны случайные правильные ответы учащихся. Зачет и устный экзамен являются наиболее активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения. Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) редко бывает индивидуальным. Обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Письменные работы могут предлагаться в форме отчетов, графических построений, составления карточек. Этот вид контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и периодически (по этапам, по разделам). Выполнение практических работ можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Имеется ввиду прежде всего проведение учеником лабораторных опытов, создание изделий и пр. Этот метод чаще используют в профессиональной школе: в техническом, медицинском, педагогическом образовании. Этот метод контроля применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы. Машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле. Самоконтроль – один из видов контроля знаний, умений и навыков учащихся, который предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, анализировать причины неправильно выполненной работы и намечать способы из устранения. Учащихся надо учить самостоятельно находить ошибки. Самостоятельность – это один из показателей степени развитости умственных сил человека. Дидактические тесты – это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Например: несколько учеников вызывают для ответа к доске, один из которых отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся. Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий. В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |