Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.



2020-03-17 702 Обсуждений (0)
ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок




В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся: диктант, краткая самостоятельная работа, письменная контрольная работа, контрольная лабораторная работа, устный зачет по изученной теме, классический устный опрос у доски.

Диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать письменные, краткие ответы. Время на ответ ограничено, поэтому вопросы должны быть четкими не требующих долгого размышления, ответов. Это является и достоинством, но в то же время и недостатком, так как можно проверить ограниченную область знаний учащихся.

Кратковременная самостоятельная работа. Учащимся задается несколько вопросов не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит из одного задания. При такой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения.

Письменная контрольная работа.  Проводят с целью определения конечного результата, умению применять знания для решения задач определенного типа по теме или разделу. В школе применяют 2, 4, 6 вариантов, учителя стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником. Но для проверки такого количества вариантов уходит много времени и сложно составить большое количество вариантов одинаковой сложности.

При выполнении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований:

- контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися;

- за одну – две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку;

- очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала;

- при проведении контрольных работ, учащиеся должны самостоятельно выполнить даваемые задания, не допускать подсказок и списывания;

- желательно проводить в первой половине недели на втором, третьем уроке. Недопустимо проводить несколько контрольных работ в один день;

- учитель должен внимательно проверять контрольные работы и осуществлять последующую работу с учащимися по устранению пробелов в из знаниях.

Контрольная лабораторная работа. Лабораторная работа требует от учащихся наличие знаний и умение применять эти знания в новых ситуациях. Учащиеся работают не только с ручкой и тетрадью, но и с реальными предметами. Лабораторную работу комбинируют с диктантом или тестом, так как она может проверить ограниченный круг деятельности.

Устный зачет по теме. В старших классах это одна из основных форм контроля. Устная беседа с учителем позволяет выявить пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе. Зачет требует большого количества времени, поэтому многие учителя освобождают часть успевающих учеников. Так как зачет является длительной формой контроля, учителя используют помощь ассистента. Ими могут быть успевающие ученики класса, может быть использован магнитофон, куда записывается ответ учащегося. Зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов.

Классический устный опрос у доски. Он проводится по материалу предыдущего урока или по отдельным разделам и темам курса используется на различных этапах урок. Составляя вопросы исходят из того, что проверяются те знания, которые являются основными в данном курсе или трудно усваиваются учащимися, или которые необходимы для усвоения дальнейших разделов и тем курса. Ценность индивидуального опроса в том, что он является важным средством развития речи, памяти и мышления учащихся. В ходе устных ответов учащиеся учатся рассуждать, сравнивать, делать выводы, обосновывать, защищать свое мнение, формулировать понятия.

Вопросы должны быть предельно сжатыми, точными, логическими. Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Нетрадиционными методами обучения в отличие от традиционных направлены на более широкое творческое развитие учащихся.

Матричный контроль. В этом контроле не допускается многовариантность ответа.

Учащимся раздаются варианты заранее заготовленных матриц с вопросами. Ученик выбирает только один правильный ответ из всех предложенных в матрице и фиксирует его знаком «Х» или «+». По окончании работы преподаватель собирает матрицы и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на матрицы с ответами учащихся. Пустое место в контрольной матрице означает неправильный ответ и оцениваться не будет, за правильный ответ или 2-3 учащиеся набирают 1 балл.

Достоинства и недостатки матричного контроля знаний:

достоинства – экономия времени при проверке ответов учащихся;

                 - безошибочность оценки знаний даже в случае усталости                   

                    преподавателя;

недостатки – большие затраты времени на подготовку матриц и карточек;

               - большие материальные издержки (расход бумаги и краски на                          

                  тиражирование карточек).

Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс.

Викторина – зачет.

Эта форма контроля может быть только текущей: по разделу курса, по теме.

Учащимся предварительно сообщаются следующие условия игры (критерии оценок):

- за каждый полный ответ – 2 фишки;

- за хорошее дополнение к ответу – 1 фишка.

В общий список выносится 25 вопросов, ответ должен быть сформулирован и дан за 45-75 секунд, число фишек составляет 50 штук.

Ученик, набравший 5 фишек и более, получает зачет по теме или пятерку в журнал, набравший 4 фишки – четверку, 2 фишки – тройку (при условии, что он на нее согласен). Остальные учащиеся остаются неаттестованными и знания по этой теме у них будут выявлены в конце четверти или семестра.

Тестовый контроль. Тест – это система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень подготовки учащихся.

При составлении теста тщательно подбирают слова, символы, которые обеспечивают ясность его смысла, исключая повторы, непонятные символы, затрудняющие восприятие. Смысл тестового утверждения усваивается лучше, чем вопрос, и поэтому ответ на него всегда бывает либо истинным, либо сложным. Все тестовые задания можно разделить на четыре основных группы:

1. Задание с выбором правильного ответа, если в нем дают готовые ответы на выбор.

2.  Задание без готового ответа, или открытой формы. Испытуемый во время тестирования вписывает ответ самостоятельно в отведенное для этого место.

3. Задание на установление соответствия, в котором элементы одного множества требуется отнести с элементами другого.

4. Задание на установление правильной последовательности действий, технологических операций и др. Тесты могут быть использованы учащимися с целью самоконтроля для уяснения своих ошибок и определенного уровня подготовки в процессе обучения.

Результат теста вычисляют по формуле Ку = N / К, где

 Ку – коэффициент усвоенного учебного материала

N – количество правильных ответов учащихся

К – общее число вопросов в тестовом задании.

Если Ку >= 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.

Оценивание производится по пятибалльной системе.

Ставится отметка:

«3» - за 70% правильно выполненных заданий;

«4» - за 80-90% правильно выполненных заданий;

«5» - за правильное выполнение всех заданий.

Нетрадиционных форм контроля много. Это может быть и решение кроссвордов, чайнвордов, выполнение перфокарт, карточек – заданий, отгадывание загадок, контроль можно провести и в игровой форме, игровой подход вносит в учебный процесс дух поиска, творчества, соревновательности, стимулирующие познавательную активность учащихся. Например, такой игровой момент:

Задавая вопрос, учитель бросает мягкую игрушку любому ученику. Если ответ правильный, он задает вопрос и перебрасывает игрушку другому ученику, а если неверный, то возвращает ее учителю.

На уроках технологии по теме «Лоскутная пластика» очень важно за короткий промежуток времени успеть проверить знания, умения и навыки как можно у большего количества учащихся. С этой целью целесообразно  будет использовать такие нетрадиционные методы контроля как кроссворды, тесты, чайнворды, карточки задания, дидактические игры.

На таких занятиях наблюдается активность каждого участника в соответствии с его возможностями.

На практических занятиях желательно до начала выполнения практической работы довести до сведения учащихся параметры, по которым будет проводиться контроль. Это поможет им сосредоточить свое внимание на основных технологических операциях и выполнить их с максимальной точностью и аккуратностью. Если проверяемые параметры написать на классной доске, они будут служить учащимся ориентиром и условием самоконтроля.



2020-03-17 702 Обсуждений (0)
ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)