Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды тканей и применение их в лоскутном шитье.



2020-03-17 284 Обсуждений (0)
Виды тканей и применение их в лоскутном шитье. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ткани Применение в лоскутном шитье
    По составу сырья Натуральные: - растительного происхождения (хлопок, лен); - животного происхождения (шерсть, натуральный шелк) Искусственные(ацетат, дедерон, капрон и другие)   Натуральные ткани предпочтительнее во всех отношениях, так как они сравнительно долговечны, держат сгибы, хорошо стираются.   Искусственные ткани годятся для лоскутного шитья с некоторыми ограничениями, так как многие из недолговечны, плохо утюжатся, не выдерживают стирки.
      По цвету Гладкоокрашенные, или однотонные(суровая ткань, белая ткань, любая цветная однотонная ткань) Многоцветные(набивные, пестротканые, меланжевые).   В лоскутной композиции следует чередовать: - однотонные и многоцветные лоскутки; - лоскутки с крупным и мелким рисунком ткани. Очень эффектны лоскутные композиции, построенные на сочетании светлых и темных тонов, которое бывает важнее, чем собственный цвет лоскутков.
     На ощупь Тонкие Толстые Редкие Мягкие Грубые Тяжелые Сухие (плащовка) Мокрые (так называемый мокрый шелк)   Сшивать ткани одинаковой плотности или фактуры проще, однако если требует замысел, то можно соединять в одном изделии лоскутки разных фактур, а значит, и толщины. При этом предварительно следует выровнять толщину, наложив более тонкие лоскутки на прокладку (приметать кругом) или проклеив с изнанки клеевым флизелином. В противном случае более плотные лоскутки со временем могут деформировать более тонкие, и изделие начинает коробиться. С эластичными (тянущимися) тканями обращаться осторожно, так как они не держат форму детали.

Среди тех, кто занимается лоскутным шитьем – назовем из уважительно «лоскутницы», - практикуется обмен лоскутами. Так вот, нужный лоскут можно легко и быстро найти в чужой картотеке и предложить в замен ознакомиться со своей.

Лоскутная картотека.

Все лоскутики разложите по цвету на шесть групп, соответственно секторам круга: красные (всех оттенков) – должны оказаться в одной группе, лоскуты оранжевых оттенков - в другой и т.д.

Белые, черные и серые (нейтральные цвета) – соедините в отдельную группу. Из тканей в горох, клетку и полоску образуйте еще три группы. Теперь наведите порядок внутри групп: от каждого лоскута отрежьте по небольшому кусочку и закрепите в определенном порядке: сначала лоскутики темных тонов, затем – все более и более светлых. Получилась красочная веселая картотека.

Осталось лоскутики каждой группы поместить в свой полиэтиленовый пакет (лучше прозрачный).

Содержимое картотеки непостоянно: в ней появляются новые кусочки ткани, а образцы израсходованной удаляют. Рачительные хозяйки собирают их в отдельный мешочек – в дальнейшем даже небольшой лоскутик может пригодиться, в чем вы скоро убедитесь.

3. Практическая работа (40/)

Сегодня на уроке мы научимся изготавливать из лоскутков предметы быта, а именно декоративную прихватку, изготовленную с применением машинной аппликации.

Прихватка состоит из трех слоев: лоскутного верха (лицевая часть), прокладки (теплоизоляционный слой, ватин), и подкладки. Так как прихватка у нас декоративная то лицевую часть с изнаночной стороны можно продублировать дублерином. Это делают, для того чтобы лучше держалась форма прихватки, и легче было бы делать машинную аппликацию.

    В готовом виде прихватка будет иметь форму сапога или рукавицы, такую же форму будет иметь: верхняя деталь, прокладка и подкладка.(демонстрируется готовое изделие).

Учащиеся выполняют изделие по технологической последовательности:

1.

прокладка
подкладка
Надо выбрать форму и размер сапожка или рукавички.

2.

окантовка
Рис. Детали кроя
верхняя деталь
Сделать эскиз оформления лицевой части. Композиционное решение может быть разное. Можно сделать сюжет или геометрический рисунок (показ сюжетов, рисунков из журналов).                                

3. Подобрать ткани по фактуре и цвету. Используйте тесьму, шнур бисер, стеклярус, стразы и т.д. Скользящие и рыхлые ткани советую приклеить мягким флизелином.

4. Сделать раскрой:

· Верхние детали – 2 детали

· Детали прокладки – 2 детали

· Прокладка (синтепон, ватин)- 2 детали

· Косая бейка (для окантовки) – длина согласно эскизу

Чтобы верхняя деталь держала форму, проклейте ее флизелином.

5. Выполнить аппликацию на верхних деталях согласно эскизу. На края детали аппликации и соединения их с другими деталями настрочить блестящую тесьму. Можно использовать и другие способы настрачивания аппликации. Для придания большего объема некоторых деталей (сугробы, елки и т.д.) под них подложить небольшой кусок синтепона.

6. Готовые верхние детали соединить с деталями прокладки и подкладки, выровнять срезы. Сметать все детали вместе, отступая от края на 1 см.

7. Косой бейкой окантовать верхний слой.

8. Готовые детали сложить прокладкой внутрь, выровнять срезы, сметать вместе по краю деталей, стачать швом 0,5см. от края.

9. Косой бейкой окантовать боковые и нижние срезы за один прием, из этой же косой бейки сделать петельку, прикрепить ее внутри сапожка.

Помните: Утюг – ваш первый помощник. Работая с синтетическими тканями будьте крайне осторожны. Утюжьте каждую прошитую строчку, пользуясь влажным проутюжильником, и ваша работа будет всегда аккуратна.

В процессе работы учитель делает текущий инструктаж, помогает в подборе сюжета. Указывает на типичные ошибки в работе.

Самоконтроль:

· аккуратность и точность при изготовлении шаблонов;

· строчки с лицевой стороны должны быть аккуратные и ровные;

· настрачивать детали аппликации точно по эскизу нанесенному на верхнюю деталь прихватки.

4.Закрепление изученного материала (10/)

На этом уроке контроль проводится с той целью, чтобы закрепить круг вопросов, которые учащиеся встречали до изучения предмета, или изучали на других уроках (например, материаловедение).

Учащимся раздаются вопросы теста.

5. Подведение итогов (5/)

Сегодня на уроке мы познакомились с материалами и тканями, которые используются в работах «Лоскутной пластики». В практической работе закрепили полученные знания, научились шить прихватки.

Проводится просмотр работ, их обсуждение и оценивание.

На оценку «5» нужно выбрать работы с правильно подобранными материалами для декоративной прихватки. Работа должна быть выполнена аккуратно.

На оценку «4» допускаются работы с небольшими отклонениями в подборе материала.

Оценка «3» ставится за работы, выполненные не аккуратно или с неправильными подборами материала.

6. Выдача задания на дом (2-3/).

            На следующем уроке мы начнем изготовлять книжку – гармошку. Для нее нам понадобится, лоскуты х/б ткани подберите гармонирующие между собой цвета, флизелин с односторонним клеевым покрытием, нитки для шитья, калька. Подключите свое художественное воображение и продумайте цветовое решение вашего будущего изделия.

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА № 3 НА ТЕМУ: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИЖКИ – ГАРМОШКИ».

Тема урока: Изготовление книжки – гармошки.

Тип урока: Комбинированный.

Цели урока:

1. Обучающая: Познакомить учащихся с элементами шитья на основу, применяя декоративные швы и украшения. Научить самостоятельно изготавливать изделие. Обобщить ранее полученные знания.

2. Развивающая: формировать ранее полученные навыки в работе при изготовлении изделия в технике «аппликация» развивать чувство цвета в композиции, самостоятельность, аккуратность, дисциплину.

3. Воспитывающая: воспитывать чувство целостности и гармонии при изготовлении композиции.

Оборудование урока:

 Для учителя: образцы тканей, шаблоны, готовые изделия, классная доска, журнал.

Для учащихся: лоскуты тканей, нити, иглы, мелок, ножницы, булавки, наперсток, швейная машина, утюг, гладильная доска, синтепон, флизилин, калька.

Структура урока:

 

№ п/п Этапы урока Время Мин.
1 2 3 4 5 6 Организационный момент Изучение нового материала Практическая работа Закрепление пройденного материала Подведение итогов Выдача задания на дом. 2-3 18 35 15 3 2

 

Ход урока:

1. Организационный момент (2-3/)

· Приветствие учащихся;

· Выявление отсутствующие;

· Сообщение темы и цели урока.

2. Изучение нового материала (18/)

В начале урока проводится вводная беседа с той целью, чтобы выяснить круг вопросов, которые учащиеся встречали ранее.

          Сегодня на уроке мы обобщим все ранее полученные знания. Для этого придется вспомнить занятия не только по «Лоскутной пластике», но и по рукоделию (вышивка), по материаловедению и др. Все, кто сейчас здесь присутствуют поделятся друг с другом своими знаниями.

Разговор хотелось бы начать с вопроса: что такое «аппликация»?

Ученики. Это рисунок из отдельных кусочков ткани, закрепленный на основе.

Второй ученик. Аппликация – это вид техники в декоративно-прикладном творчестве.

Совершенно верно, простая аппликация – это аппликация, все элементы (детали) которой нашивают на какой-либо фон. А где можно применить аппликацию?

Ученики. Можно украсить одежду, предметы быта, сувениры, панно…

Демонстрация изделий, картинок из журналов, книг…

Посмотрите еще раз на предметы внимательно и скажите, какие материалы используют народные умельцы для изготовления своих изделий.

Ученики. Подойдет любая ткань, даже мех и кожа, все зависит от замысла аппликации.

Знает ли кто-нибудь из вас как прикрепляют детали аппликации на основу?

Ученики. Используют машинную строчку «зигзаг», ручными стежками и даже с помощью клея.

Хорошо, а какие ручные швы вам известны?

Ученики. Тамбурный шов, стебельчатый шов, петельный шов, крестообразный стежок.

Верно, все эти швы применяют для обработки края детали.

Рассмотрим основные способы обработки края деталей ручным способом. Край детали прикрепляется:

a) Декоративной строчкой косыми стежками;

b) Вышивкой в технике «гладь»;

c) Крестообразными стежками;

d) Тамбурным швом;

e) Стебельчатым швом;

f) Петельным швом.

Демонстрация ручных швов.

Работа по теме.

Если детали будущей аппликации имеют простую форму, то их вырезают строго по контуру. Если форма сложная или деталь будет выполняться из сыпучего материала, то ее можно вообще не вырезать. В этом случае деталь приметывают и закрепляют строчкой по контуру рисунка, затем обрезают излишки ткани и только после этого срезы обрабатывают вручную или на машине.

Чтобы срезы аппликации не осыпались, прежде чем ее вырезать нужно накрахмалить.

Вырезанные детали в соответствии с замыслом надо наложить на основную ткань, закрепить булавками и приметать тонкой ниткой прямыми стежками. И приметывать и обрабатывать края детали следует в направлении от середины к краю, чтобы не было морщин и перекосов.

При выполнении многоплановой пейзажной аппликации появляется некоторая особенность. Операции выполняются постепенно для каждого элемента композиции: начиная с деталей заднего плана (небо, линия горизонта и т.п.) и заканчивая деталями переднего плана. Необходимо учитывать (при раскрое), что каждый последующий элемент перекрывает предыдущий, таким образом нижний срез остается необработанным.

Большая часть работ в «Лоскутной пластике» значительно выигрывает от использования различных видов украшений, которые нашиваются после завершения основного узора. Стежка, вышивка, декоративное выделение контуров и природные материалы применяются для придания изделию законченного вида. Выбор украшений определяется фантазией и изобретательностью самой мастерицы. Все, что каким-то образом можно прикрепить к изделию (необязательно с помощью ниток), используется в оформлении работ, главное – чтобы отвечало данной теме и стилю. Основной побочный эффект украшений состоит в перегрузке работы, так что ключ к успеху – это умение ограничивать свой выбор. Идеи, которые вам будут сейчас представлены – это лишь малая часть бесконечного разнообразия возможных приемов.

Демонстрация изделий.

Узелки.

Узелки – один из самых полезных декоративных приемов украшения. С помощью них можно изобразить шероховатые участки на туловище морской звезды, но в сочетании с родственным витым швом они могут использоваться для самых разных целей, например, создания обилия цветов на клумбе.

Отстрочка контура.

Отстрочка контура заставляет деталь выделяться из окружающих ее элементов. Мотивы можно отстрочить и внутри контура, и вне его, используя как декоративные швы, так и шов «вперед иголку». Если отстрочка контура может одновременно служить и способом сборки (как в данном случае, где с его помощью деталь нашита на ткань фона) – тем лучше. Однако следует помнить, что подобный способ наиболее подходит для осыпающихся тканей.

Бусины.

Бусины разной формы, размера и цвета благодаря своему разнообразию чаще всего встречаются «в корзине» любителей лоскутного шитья. Здесь две зеленые бисеринки использованы для глаз ската. Туловище и хвост украшены узелками.

Обшивка тесьмой.

Еще один способ создания фактуры и маскировки необработанного среза ткани – нашивание поверх него подходящей декоративной нити, тесьмы или шнура. В данном случае тесьма создает пенистый контур вокруг узора.

Инструкции по выполнению приведенных здесь швов можно найти в любой книге по вышивке.

В качестве украшений применяются и ленты, кружева, нитки для вязания, сетки и декоративные нитки для вышивания.

3. Практическая работа (40/)

Сегодня мы будем шить книжку – гармошка. При ее изготовлении мы применим знания, которые получили ранее и сегодня на уроке. Вам потребуется: лоскуты хлопчатобумажной ткани, флизелин, шнур, косая тесьма, нитки для шитья, калька, мулине, бусинки. Демонстрация готового изделия.

Последовательность выполнения книжки.

1. Раскрой.

Все детали выкраивают без припусков на швы. Из основной ткани и флизелина выкраивают по две детали, каждая размером 114 * 21см.

 

                                                       114

 


                                                                                                                                       10,5

16

 

                                                                                                                                       10,5

5

            5 14         19         19             19           19            19        см.

 

2.Обе детали из основной ткани укрепить (проклеить) с изнаночной стороны флизелином.

3. Детали мотивов перевести на кальку, вырезать.

4. Будущие сгибы складок на деталях из основной ткани разметить нитками контрастного цвета.

5. Нанести контур мотивов на основную ткань.

6. Выкроить из ткани детали аппликации

7. Прикрепить детали аппликации на основу, любым из видов ручных швов, либо машинной строчкой «зигзаг».

8. Детали из основной ткани сложить изнаночной стороной внутрь и сметать.

9.Отрезки шнура притачать точно вдоль линий складок.

10. Остатки шнура разрезать пополам и приметать, это будут завязки.

11. Края книжки окантовать косой бейкой, одновременно притачивая отрезки шнура.

12. Каждый конец шнура завязать узелком.

Книжка – гармошка готова.

Учитель контролирует учащихся в процессе работы.

Самоконтроль:

· в процессе работы следить за чистотой стежков с лицевой и изнаночной стороны

· сравнить свой образец с наглядным образцом.

4. Закрепление пройденного материала (15/)

Провести игру «вопрос – ответ». Учитель задает вопрос по пройденному материалу на этом уроке и предыдущих и бросает мяч учащемуся, поймавший мяч отвечает на поставленный вопрос, и кидает мяч другому (если не может ответить возвращает мяч учителю).

5.Подведение итогов (3/).

         Сегодня на уроке мы познакомились с элементами шитья на основу, научились украшать готовое изделие, повторили и закрепили ранее полученные знания.

6. Выдача задания на дом (2/)

Все, что не успели на уроке, доделать дома. Принести все готовые изделия выполненные на уроках для оформления выставки ваших работ.

После изученного раздела на тему: «Лоскутная пластика», учитель дает учащимся заполнить карточку – тест.

Самооценка ученика____________ по курсу___________

1. На занятиях по курсу я:

- узнал

- понял

- научился

2. Лучше всего на занятиях у меня получалось.

3. Основные трудности у меня были.

4. Какие изменения произошли у меня:

- в знаниях по предмету

- в умении чувствовать и ощущать

- в моих творческих способностях

5. Сам себе я желаю.

Это поможет в дальнейшем учителю планировать свои уроки и узнать, что дает учащимся курс по теме: «Лоскутная пластика».

        

 



2020-03-17 284 Обсуждений (0)
Виды тканей и применение их в лоскутном шитье. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды тканей и применение их в лоскутном шитье.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)