Анализ показателей по труду и заработной плате
Производительность труда - это эффективность производственной деятельности людей, выраженная соотношением затрат труда и количества произведенных материальных благ. Всякий труд должен быть оплачен. Заработная плата - социально - экономический инструмент, стимул дальнейшего ускоренного развития производства, повышения его эффективности и роста производительности труда. Регулирование оплаты труда осуществляется: планированием фондов заработной платы с установлением различных расчетных условий; установлением дифференцированных норм оплаты труда для работников различных квалификаций и разных видов труда. Анализ использования труда и заработной платы имеет важное значение для повышения эффективности производства и качества работы. Цель этого анализа - определение степени выполнения плана по труду и заработной плате, изыскание резервов дальнейшего повышения производительности труда. Важнейшим оценочным показателем работы вагонного депо является производительность труда. Производительность труда на предприятии железнодорожного транспорта это основной показатель экономической эффективности производства. В депо применяется условно - натуральный показатель производительности труда, который определяется количеством приведенной продукции, приходящейся на одного работника эксплуатационного контингента. Объемы работ по видам деятельности взяты из статистической и оперативной отчетности. Весь объем продукции депо через коэффициенты приведения приводится к одному показателю - один приведенный вагон. Применяя переводные коэффициенты, все виды ремонта приводят к одному показателю и с его помощью определяется производительность труда по отдельным видам работ, а также по предприятию в целом. На работы, по которым не установлены переводные коэффициенты, они определяются на месте, исходя из отношения конкретной трудоемкости работ непосредственно на вагоне в вагоносборочном и ремонтно - заготовительных производственных участках к трудоемкости четырехосного полувагона с нормальным объемом работ, равной 28 чел-час. Расчет приведенной продукции приведен в таблице 2.1 Из приведенного расчета можно увидеть, что объем работ в приведенных вагонах по сравнению с планом увеличился на 1,5 % за счет выполнения деповского ремонта вагонов ОАО «РЖД» - 100 % и увеличения объема по ремонту и изготовлению деталей для эксплуатации на 23,3 %. По сравнению с отчетом прошлого года объем работ в приведенных единицах снизился на 1,2 %, за счет снижения объемов капитального ремонта на 452 вагона. Изменения производительности труда на перевозках показано на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 - Изменение производительности труда за 2007 - 2008 гг.
Таблица 2.1 - Расчет приведенной продукции для производительности труда на перевозках за 2007 - 2008 годы
Основными показателями по труду являются: производительность труда, контингент работников, фонд оплаты труда и среднемесячная заработная плата одного работника. Важнейшая задача анализа выполнения плана по труду состоит в том, чтобы возможно полнее раскрыть резервы увеличения производительности труда и, следовательно, увеличить выпуск вагонов из ремонта и снизить себестоимость. При рассмотрении показателей по труду основное внимание направляется на анализ использования фонда заработной платы, роста производительности труда и соотношения этого роста с ростом заработной платы. В таблице 2.2 представлена динамика показателей по труду по перевозкам.
Таблица 2.2 - Динамика показателей по труду за период 2007 -2008 годы
Из таблицы 2.2 видно, что объем продукции в приведенных вагонах уменьшился на 0,9 % к уровню 2007 года и увеличился на 1,5 % - к плану 2008 года. Контингент на перевозках составляет к уровню 2007 года - 101,3 %, к уровню плана 2008 года - 100 %. Рассмотрим темп роста производительности труда в сопоставлении с темпами роста заработной платы. Сопоставление этих показателей приведено в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Сопоставление темпа роста производительности труда с темпом роста заработной платы на 2007 года,%
Сопоставляя темпы роста заработной платы с темпами роста производительности труда видно, что темп роста заработной платы опережает темп роста производительности труда относительно плана и факта в 2007 году (рисунок 2.5). Чтобы исправить положение дел в депо, разработаны мероприятия по росту производительности труда и приведению контингента в соответствие с объемом выполняемых работ: продолжить работу по внедрению технологии восстановления деталей вагонов механизированными способами наплавки; заменить морально устаревшее станочное оборудование в подсобных цехах; своевременно и в полном объеме выполнять план по внедрению новой техники; активизировать работу по организации и нормированию труда, в частности по пересмотру местных норм выработки и приведения их к типовым, по выдаче нормированных заданий работникам с повременной оплатой труда и по снижению потерь рабочего времени; проводить воспитательную работу с целью повышения трудовой и технологической дисциплины. Рисунок 2.5 - Сопоставление темпа роста производительности труда с темпом роста заработной платы на перевозках
К числу основных факторов, влияющих на производительность труда, относится численность контингента. Основными группами производственного контингента грузового вагонного ремонтного депо являются рабочие, занятые подготовкой вагонов к перевозкам, техническим обслуживанием, деповским и капитальным ремонтами вагонов. Анализ структуры контингента вагонного депо приведем в таблице 2.4. Основную долю в структуре контингента депо занимает контингент по перевозкам. Эта доля составляла в 2007 году 85,2 %, в 2008 году - 84,4 %. В рассматриваемый период доля контингента, занятого на перевозках, практически остается на одном уровне, доля контингента на прочей деятельности увеличилась к уровню 2007 года на 5,4 %. Этот рост обусловлен увеличением контингента на ремонте вагонов собственности, в связи с расширением профильных услуг промышленным предприятиям. Это говорит о том, что приведение контингента к объему выполняемых работ производится в основном за счет вспомогательного контингента.
Таблица 2.4 - Динамика удельного веса контингента по перевозкам в общем среднесписочном контингенте депо, %
Для анализа фонда заработной платы за период 2007-2008 гг. составим таблицу 2.5. Из таблицы 2.5 следует, что к уровню 2007 года увеличение фонда оплаты труда составило 17,0 %, в том числе по перевозкам - 14,5 %, а к плану - 100 %. Рост к уровню 2007 года обусловлен неоднократной индексацией заработной платы в связи с инфляционными процессами в стране. Среднемесячная заработная плата на перевозках в 2007 году составляла 11664,0 р., в 2008 году - 13315,0 р..
Таблица 2.5 - Анализ использования фонда заработной платы за период 2007-2008 годы
Производительность труда к плану выполнена на 101,5 % за счет выполнения деповского ремонта вагонов ОАО «РЖД» - 100 % и увеличения объема по ремонту и изготовлению деталей для эксплуатации на 23,3 %. Темп роста производительности труда к уровню 2007 года составил 98,8 % за счет снижения объема капитального ремонта вагонов ОАО «РЖД». Производительность труда работников является одним из ведущих оценочных показателей работы предприятия. Рост производительности труда является основным условием улучшения всех показателей эффективности производства, повышения рентабельности, снижения себестоимости, увеличения объема выпускаемой продукции, экономии рабочей силы. Производительность труда зависит от многих факторов и условий, под влиянием которых изменяется ее уровень. Значительные резервы повышения производительности труда содержатся в повышении квалификации работников депо. Одним из критериев оценки повышения квалификации работников депо является соответствие разрядов работ разрядам рабочих. Это соответствие отражено в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Соотношение разрядов работ и рабочих по депо
Следует отметить, что в связи с увеличением требований в вопросах безопасности движения поездов, на деповском и капитальном ремонтах, на техническом обслуживании постепенно растет как разряд работ, так и разряд рабочих и разряд рабочих ниже разряда работ. Так, например, в соответствии с инструкцией по ремонту тележек № РД 32 ЦВ 052 - 2002 г., ремонт литых деталей тележки должны осуществлять сварщики 5-го разряда, при этом в депо на 2008 г. средний разряд 4,4. Немало важный фактор по обеспечению безопасного движения поездов играет раннее выявление дефекта. Неразрушающий контроль узлов и деталей должны осуществлять дефектоскописты не ниже 5-го разряда, средний разряд по депо в 2008 г. 4,4. В связи с несоответствием разряда работ и разряда рабочих, возникает снижение качества ремонта. Для приведения в соответствие среднего разряда работ и рабочих необходимо: проводить анализ по выявлению несоответствия квалификации рабочих и проводимых ими работ; в случаях несоответствия переводить рабочих на другие работы согласно их квалификации; организовать подбор и расстановку кадров по профессиям, согласно разряда рабочих и выполняемых ими работ; регулярно проводить техническую учебу с рабочими депо на базе имеющегося вагона - тренажера с целью повышения квалификации работников, отправлять работников на курсы повышения квалификации, после чего повышается разряд рабочего и соответственно увеличивается заработная плата. Для работников ряда профессий имеются методики отнесения норм затрат их труда на ремонтные работы в зависимости от конкретных условий работы. Часть таких норм требует унификации и укрупнения. При анализе обеспеченности предприятия кадрами большое значение имеет анализ движения рабочей силы. Такой анализ проводится для того, чтобы выяснить, почему происходит постоянное движение рабочей силы. При анализе движения рабочей силы рассчитываются три коэффициента: коэффициент оборота по приему, коэффициент оборота по выбытию, коэффициент текучести кадров. Результаты расчетов сведем в таблицу 2.7.
Таблица 2.7 - Прием, увольнение, перемещение работников ремонтного вагонного депо,чел.
Коэффициент оборота по приему кадров - отношение числа работников принятых за отчетный период к числу работников на отчетный период - 2007 г. - 2008 г. Коэффициент оборота по выбытию - отношение числа выбывших работников за отчетный период к числу работников на начало периода - 2007 г. - 2008 г. По данным предприятия в отчетном году движение рабочей силы по сравнению с 2007 г. увеличилось, об этом говорят оба коэффициента. Это связано с тем, что промышленность в регионе начинает работать, работа в вагонных депо тяжелая и очень ответственная, не всегда достаточно оплачиваемая, поэтому люди уходят с предприятия по собственному желанию, а так же на рост текучести кадров повлияло следующие обстоятельства это предоставление рабочих мест студентам ПТУ, УрГУПС на время прохождения производственной практике Из числа уволенных в 2008 г. – по собственному желанию - 92 чел., – в т.ч на пенсию -19 чел., – перемещение внутри дороги - 42 чел., – прогул - 5 чел., – по смерти - 4 чел., – по инвалидности- 2 чел., – практиканты (по срочному договору) - 33 чел. Необходимо отметить, что, имея жесткое задание по содержанию контингента в установленном лимите, ни один работающий не был уволен по статье «сокращение штата», это значит в депо ведется работа по перераспределению контингента внутри депо, созданию новых рабочих мест и обучению новым профессиям. Конечно, полностью исключить текучесть персонала нельзя. Существуют определенные средневзвешенные величины, обусловленные естественной миграцией населения, иными объективными причинами. Задача управления трудовым потенциалом состоит в том, чтобы за счет грамотной политики по профориентации и найму максимально нейтрализовать последствия такой текучести кадров, иметь возможность быстро заполнять возникающие вакансии квалифицированными работниками. Но главное, это за счет указанных мер минимизировать текучесть, обусловленную неудовлетворенностью работников условиями труда. Структура вагонного ремонтного депо Челябинск сформирована на основе функционального, профессионального и квалификационного разделения труда. По функциональному разделению она состоит из групп рабочих, руководителей, специалистов и служащих. В состав рабочих кроме непосредственно рабочих, входят бригадиры. К служащим в вагонном ремонтном депо Челябинск относится только секретарь. К руководителям относятся заместители начальника депо и мастера цехов. К специалистам инженерно-технические работники. Контингент по категориям работников вагонного ремонтного депо представлен в таблице 2.8.
Таблица 2. 8 - Динамика изменения структуры контингента за 2007-2008 гг.
Списочный контингент 2008 г. превышает 2007 г. практически по всем показателям. По качественному разделению структура персонала вагонного ремонтного депо Челябинск представлена в таблице 2.9.
Рисунок 2.6 - Контингент вагонного ремонтного депо за 2007-2008 гг.
Из рисунка 2.7 видно, что на предприятии наибольший удельный вес составляют работники от 30 до 40 лет 49,36 % и работники моложе 30 лет 34,42 %. Работники в возрасте от 40 до 50 лет составляют 11,24 %. Наименьший удельный вес составляют работники старше 50 лет (4,41 %). Что касается специалистов, то наибольший удельный вес принадлежит специалистам моложе 30 лет (25 человек), а также специалистам в возрасте от 30 до 40 лет (13 человек). Возраст руководителей составляет от 30 до 40 лет (19 человек) и от 40 до 50 (15 человек). Среди рабочих преобладает возраст от 30 до 40 лет (315 человек) и рабочие моложе 30 лет (212 человек). Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что средний возраст служащего 30 лет, специалиста 30 лет, руководителя 40 лет, рабочего 30 лет. Работники предприятия находятся в активном и трудоспособном возрасте. Анализируя персонал по уровню образования (рисунок 2.8) можно сделать следующие выводы: наибольший удельный вес составляют работники, имеющие среднее профессиональное образование (591 человек), высшее образование имеют (101 человек) работников, не имеют профессионального образования лишь 11 человек. Высшее образование имеют 26 человек специалистов, 25 человек руководителей, среди рабочих высшее образование имеют только 49 человек. Среднее образование имеют 567 человек рабочих, 13 человек руководителей, 11 человек специалистов. Развитие профессиональной карьеры в системе ОАО «РЖД» должно предусматривать постоянное, в рамках системы непрерывного образования, повышение профессиональной квалификации специалистов и руководителей, получение ими специальных знаний, обмен опытом. Все работники вагонного ремонтного депо проходят подготовку и повышение квалификации по категориям работников соответственно. В вопросах подготовки и повышения квалификации кадров дирекция руководствуется приказом начальника дороги. В 2008 г. в вагонном ремонтном депо различными формами обучения (не считая техническую учебу) было охвачено 308 человек. На обучение и повышение квалификации израсходовано 1028600 р.. В целях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников депо в 2008 году повысили квалификацию 17 руководителей при плане 5 и 8 специалистов при плане 3. Посредством прохождения различных видов обучения повысили квалификацию 165 рабочих.
Таблица 2.9 - Структура персонала вагонного ремонтного депо по качественному составу
Рисунок 2.7 - Структура персонала вагонного ремонтного депо по качественному составу
Рисунок 2.8 - Анализ персонала по уровню образования
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |