Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-правовая форма, структура управления предприятием



2020-03-17 283 Обсуждений (0)
Организационно-правовая форма, структура управления предприятием 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

 

В условиях перехода к рыночным отношениям анализ деятельности коммерческих предприятий приобретает все большее значение. Для проведения анализа необходимо комплексно изучить деятельность коммерческого предприятия с целью объективной оценки результатов и выявления возможностей дальнейшего повышения эффективности хозяйствования.

Коммерция – вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основой любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики. Коммерческая деятельность связана с торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.

Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле—продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.

Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли.

В ходе анализа деятельности коммерческих предприятий изучаются торгово-технологические процессы, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности.

Цель работы заключается в том, чтобы на основании анализа разработать предложения по рационализации организации торговли и в целом работы организации и более эффективного использования средств. Значением, содержанием и предметом анализа деятельности коммерческих предприятий определяются и стоящие перед дипломной работой задачи. К числу основных из них следует отнести:

- изучение общей характеристики торгового предприятия;

- анализ теоретических основ организации работы коммерческого предприятия;

- анализ товарооборота, издержек и прибыли предприятия;

- анализ закупок и организации сбыта товаров;

- поиск путей совершенствования деятельности предприятия.

Объектом исследования при написании данной работы выбрано торговое предприятие магазин «Тетя Ася», специализирующееся на розничной торговле товарами бытовой химии, чулочно-носочных изделиями, посудой, канцтоварами и парфюмерно-косметическими товарами.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что эффективность или неэффективность решений по совершенствованию деятельности коммерческого предприятия должна пройти оценку с точки зрения общего успеха торгового предприятия. Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые документы и анализ коммерческих результатов деятельности торгового предприятия. Настоящее исследование базируется на теоретических положениях, научных принципах в области анализа торговых процессов. Для решения задач, рассматриваемых в работе, использованы классификации, статистические группировки, логический, сравнительный анализ и другие методы.

Общая характеристика предприятия

Организационно-правовая форма, структура управления предприятием

Магазин «Тетя Ася» создан предпринимателем без образования юридического лица Мерзляковым, зарегистрированным Администрацией Первомайского района г. Ижевска 14.10.2003 г.

Профиль магазина – розничная торговля бытовой химией, косметикой, парфюмерией, инсектицидами, средствами гигиены, хозяйственными товарами, посудой, декоративной косметикой. Магазин расположен на первом этаже жилого дома по адресу: г. Ижевск, ул. К. Маркса, 126. Режим работы: с 10 до 19 часов без обеда, суббота с 10 до 18 часов без обеда, выходной воскресенье.

В ассортименте представлено более 800 наименований товара: стиральные порошки, шампуни, чистящие средства, моющие средства, косметика по уходу за кожей, мыло хозяйственное и туалетное, гели для душа, чулочно-носочные изделия, посуда, изделия из пластмассы, канцтовары, бельевой трикотаж, освежители воздуха, дезодоранты, товары для дома, и другое. Форма обслуживания – торговля через прилавок.

Предпринимательская деятельность осуществляется в форме предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Преимущества этой организационно-правовой формы перед другими в том, что упрощается порядок регистрации, налоговой и бухгалтерской отчетности. Предпринимательская деятельность определяется ст.2 ГК РФ как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательской деятельностью вправе заниматься лишь лица, прошедшие специальную регистрацию. Субъектами предпринимательской деятельности являются граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателя без образования юридического лица и юридические лица. Для осуществления розничной торговли зарегистрирован предприниматель без образования юридического лица Мерзляков. Для регистрации в инспекцию МНС по месту жительства предоставляется заявление.

В соответствии со ст.23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

ПБОЮЛ Мерзляков несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Государство не несет ответственность по обязательствам ПБОЮЛ Мерзляков. ПБОЮЛ Мерзляков в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, Удмуртской Республики .

ПБОЮЛ Мерзляков имеет круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, товарные знаки, знаки обслуживания и другую символику.

Основные задачи, стоящие перед магазином «Тетя Ася»:

- административное и финансовое управление торговой деятельности;

- организация различных форм торговли в сфере промышленных товаров;

- создание предприятий розничной торговли, предусматривающей наличие устойчивых связей с производителями, поставщиками и потребителями товаров.

ПБОЮЛ Мерзляков в своей деятельности руководствуется правовыми и нормативными актами, определяющими порядок и правила проведения торговых операций, приказами и распоряжениями руководителя. Для выполнения предприятием своих целей в магазине «Тетя Ася», как и в любом другом предприятии имеются обеспечивающие деятельность специалисты: товаровед и продавцы. Специалисты подчиняются непосредственно директору.

Данное построение организации в целом отвечает решаемым задачам и реалиям сегодняшнего дня. Деятельность работников регламентируется должностными инструкциями, где очерчены задачи, права, обязанности и полномочия конкретных работников.

ПБОЮЛ Мерзляков в целях реализации технической, социальной, экономической и налоговой политики несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных), хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу. Все взаимоотношения между ПБОЮЛ Мерзляков и работниками строятся на договорной основе.

В любом обществе очень важным является организация управленческой структуры предприятия. Поскольку реализация и сбыт – это сложная система, где тесно увязаны люди, финансы, рыночные отношения, то каждый имеет свой объект управления или исследования, свои подходы, особенности. Все это находит отражение в организационной структуре магазина «Тетя Ася».

В магазине «Тетя Ася» наблюдается линейный тип организационной структуры управления (рис. 1), это когда руководитель, т.е. директор предприятия выполняет сам все общие и специфические функции, а также напрямую общается с подчиненными. Результаты его воздействия проявляются сразу. Контроль непосредственный.

 

 

Рис.1. Организационная структура магазина «Тетя Ася»

 

Штатное расписание магазина приведено в табл.1.


Таблица 1

Штатное расписание магазина «Тетя Ася»

 

Должность Кол-во единиц Должностной оклад (руб.) Оклад общего кол-ва единиц (руб.)
Директор 1 4000 4000
Заведующий отделом 2 3000 6000
Продавцы 4 2500 10000
Итого 7 9500 20000

 

Штат работников магазина составляет 7 человек. В отделе косметики и парфюмерии работают заведующая отделом и продавец-кассир, в отделе бытовой химии, канцтоваров – заведующая отделом и три продавца. Общее руководство магазином осуществляет директор, который руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров, обеспечивает охрану труда, технику безопасности, выполняет бухгалтерские операции.

В подчинении директора находятся заведующие отделами, которые следят за состоянием выкладки товаров, принимают решения по претензиям покупателей, следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и качеству, выполняют другие функции, связанные с работой отделов.

Основной персонал – продавцы-кассиры, которые заняты обслуживанием покупателей в торговом зале. В обязанности продавцов-кассиров входит подготовка рабочего места, пополнение товарных запасов, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей: выполнение расчетных операций с покупателями, оформление кассовых документов и т.д.

В данном торговом предприятии существует совмещение должностей. Так, например, должность продавца-кассира совмещается с должностью заведующей отделом. Помимо полного совмещения должностей работники магазина параллельно с основными своими должностными обязанностями выполняют отдельные функции, относящиеся к другим должностям. Так, заведующие отделами участвуют в обслуживании покупателей, а продавцы-кассиры выполняют вспомогательные работы во время вынужденных перерывов в их основной работе.

 

1.2. Основные виды деятельности, технологический процесс на
предприятии

 

Основным видом деятельности ПБОЮЛ Мерзляков является розничная торговля. Предприятие заключает с коммерческими фирмами договоры о поставке товаров, закупает товары, контролирует их качество, формирует торговый ассортимент и обеспечивает продукцией население.

ПБОЮЛ Мерзляков создано для осуществления следующих видов деятельности:

- улучшения снабжения жителей г.Ижевска непродовольственными товарами;

- осуществление предпринимательской деятельности;

- расширение возможностей в производственном, научно-техническом и социальном развитии;

- повышения эффективности использования материально-технических, трудовых, финансовых и иных ресурсов;

- материально-технического обеспечения;

- торгово-закупочной деятельности, розничной торговли по согласованию с контролирующими органами;

Прилавки магазина «Тетя Ася» постоянно пополняются новыми средствами, обогащенными полезными качествами и уникальными свойствами.

Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд.

Розничная торговля осуществляет ряд функций:

- исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

- определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;

- осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;

- проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;

- осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;

- проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;

- оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

- удовлетворяет спрос населения как по ассортименту, так и по качеству товаров;

- организует соответствующий уровень обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

В то же время специфика деятельности торговых предприятий подразумевает залогом успешной коммерческой деятельности анализ собственного розничного товарооборота, который позволяет определить изменения в товарообороте, вскрыть новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота.

В настоящее время существует большое количество разнотипных и разномасштабных розничных предприятий, которые можно классифицировать по ряду следующих признаков.

По масштабу деятельности розничные торговые предприятия делят на малые, средние и крупные. ПБОЮЛ Мерзляков относится к малым предприятиям.

Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную. Магазин «Тетя Ася» относится к стационарной торговле.

Стационарная торговая сеть - наиболее распространенная, включает в себя как крупные современные, технически оборудованные магазины, так и ларьки, палатки, киоски, торговые автоматы. При этом различают магазины самообслуживания, в которых покупатель имеет свободный доступ к товарам.

В структуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие группы (подгруппы) по признаку производственного происхождения или потребительского назначения. В розничной торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов:

- специализированные магазины;

- узкоспециализированные магазины;

- универсальные магазины;

- смешанные магазины;

- комбинированные магазины.

Магазин «Тетя Ася» относится к последним, которые осуществляют реализацию товаров нескольких групп (подгрупп), отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей.

По группам обслуживаемых потребителей с учетом их возможностей приобретения товаров - еще один признак классификации розничных предприятий.

В последнее время в нашей стране в связи с большой дифференциацией доходов разных слоев населения сформировались три основные группы потребителей:

- группа лиц, чьи среднедушевые доходы во много раз превосходят прожиточный минимум;

- часть населения, среднедушевые доходы которого находятся на уровне прожиточного минимума или незначительно превышают его;

- основная масса населения, чьи среднедушевые доходы ниже и, как правило, значительно ниже прожиточного минимума.

Многообразные формы и методы розничной торговли не могут быть эффективными без качественного оказания комплекса дополнительных услуг, среди них выделяют связанные с покупкой товаров, т.е. приём заказов, компетентные консультации, упаковка товаров, комплектование праздничных наборов и услуги, сопутствующие эффективной реализации товаров.

Услуги являются бесплатными, они реализуются в целях привлечения в магазин наибольшего количества покупателей.

Магазин «Тетя Ася» реализует продукцию ведущих отечественных и зарубежных фирм-производителей, таких как Аист, Арнест, Весна, Невская косметика, Калина, Свобода, Эра, Benckiser, Colgate-Palmolive, Cussons, Evyap, Gillette, Hayat, Nivea, Procter&Gamble, Schwarzkopf, Unilever и многих других. Ассортимент, насчитывающий более 800 наименований товаров бытовой химии, парфюмерии и средств личной гигиены, постоянно обновляется.

Основные направления торговли: синтетические моющие средства, средства для мытья посуды, чистящие средства, средства гигиены, чулочно-носочные изделия, посуда, изделия из пластмассы, канцтовары, парфюмерно-косметические товары, декоративная косметика, пеномоющие средства, бельевой трикотаж.

Товары поступают в магазин «Тетя Ася» на основании заявок и заказов. Закупкой товаров занимаются директор магазина и заведующие отделами. Договор с поставщиками о закупке товара заключается непосредственно в магазине «Тетя Ася» с юристом и представителем и юристом поставщика. Оплата за товар осуществляется по безналичному расчету перечислением по мере реализации продукции, а иногда и в течение 10-15 дней.

У покупателя всегда есть достаточно большой выбор и по наименованиям товара, и с точки зрения цены покупки.

Предварительные обсуждения покупок ведутся посредством телефонных переговоров. Транспортировка товара осуществляется силами предприятий-поставщиков.

Структура и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазине «Тетя Ася» приведена на рисунке 2.

Цель торгово-технологического процесса – доведение товара надлежащего качества до покупателей с наименьшими затратами при высокой культуре торгового обслуживания. Выполнение технологических операций в магазине «Тетя Ася» осуществляется в сочетании с изучением спроса, формированием ассортимента, учетом товарно-материальных ценностей, организацией рекламы и информации и других операций, поэтому торгово-технологический процесс в магазине «Тетя Ася» выступает как единое целое.

 

Рис.2. Структура и последовательность операций
торгово-технологического процесса в магазине «Тетя Ася»

 

Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазине «Тетя Ася», условно подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относятся продажа товаров и обслуживание покупателей. К вспомогательным относятся: приемка товаров от поставщиков, доставка их на места хранение, обеспечение необходимых условий хранений товаров, подготовка товаров к продаже, их транспортирование в торговый зал, организация хранения и сдачи тары.

 



2020-03-17 283 Обсуждений (0)
Организационно-правовая форма, структура управления предприятием 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-правовая форма, структура управления предприятием

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)