Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ товарооборота, издержек и прибыли



2020-03-17 254 Обсуждений (0)
Анализ товарооборота, издержек и прибыли 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Количественная и качественная характеристика товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами товарного обращения, находит свое выражение в показателях розничного товарооборота.

Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы.

Экономические отношения, связанные с обменов денежных доходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами.

Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не только путем их индивидуального потребления, но и через различные формы совместного потребления. Покупателями в этом случае выступают различные организации, учреждения, предприятия (санатории и дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, дома для престарелых и т.д.). Продажа товаров организациям и предприятиям может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет и называется мелкооптовой продажей. В розничном товарообороте мелкооптовая продажа занимает примерно 5%.

Розничный товарооборот — это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли.

Розничный товарооборот имеет также народнохозяйственное значение. Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного потребления, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народного потребления.

Розничный товарооборот — важное звено в процессе осуществления экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары.

Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения.

Продовольственные и непродовольственные товары, которые полностью или в преобладающей степени являются объектом розничной торговли, занимают в общем фонде потребляемых населением материальных и культурных благ основное место. Так, товары личного потребления составляют в общем фонде потребления более 70%, а остальная часть приходится на жилищное и коммунальное обслуживание, пользование транспортом, на различные культурные потребности.

Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в страной устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.

Синтетические моющие средства, средства для мытья посуды, чистящие средства, средства гигиены, чулочно-носочные изделия, посуда, изделия из пластмассы, канцтовары, парфюмерно-косметические товары, декоративная косметика, пеномоющие средства, бельевой трикотаж составляют постоянный ассортимент магазина «Тетя Ася».

На рис.10. приведена структура реализуемой продукции.

 

 

Рис.10. Структура реализуемой продукции магазина «Тетя Ася» в 2004 г.

 

Удельный вес каждого товара в общем обороте приведен в табл. 13.

Таблица 13

Удельный вес товаров в общем объеме товарооборота

 

Наименование товара

I квартал 2004 г.

II квартал 2004 г.

III квартал 2004 г.

Сумма, тыс. руб. % Сумма, тыс. руб. % Сумма, тыс. руб. %
1 2 3 4 5 6 7
Синтетические моющие средства 49,2 12% 147,5 8% 273,3 14%
Чистящие средства 20,5 5% 151,3 8% 191,3 7%
Средства для мытья посуды 28,7 7% 110,6 6% 136,6 5%
Чулочно-носочные изделия 20,2 5% 129,1 7% 190,2 7%
Посуда 32,8 8% 106,7 6% 137,8 5%
Изделия из пластмассы 8,2 2% 73,8 4% 140,2 5%
Канцтовары 21,4 5% 166,0 9% 276,9 10%
Пеномоющие средства 41,0 10% 110,2 6% 130,4 5%
Средства гигиены 42,3 10% 221,3 12% 409,9 15%

Продолжение табл. 13

 

1 2 3 4 5 6 7
Парфюмерно-косметические товары 33,2 8% 102,6 6% 82,0 3%
Декоративная косметика 40,8 10% 239,7 13% 437,3 14%
Бельевой трикотаж 73,8 18% 276,6 15% 328,0 10%
Итого 410 100% 1844 100% 2733 100%

 

Издержки обращения по видам затрат подразделяются на элементы и статьи. Группировка затрат по элементам стандартизирована. Затраты объединены в пять основных групп в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Деление затрат по элементам позволяет выделить затраты овеществленного и живого труда, и поэтому имеет большое значение при оценке результатов деятельности предприятия. К чистым издержкам обращения относятся расходы, непосредственно связанные с куплей и продажей товаров, учетом денежных средств, поступающих в кассу торгового предприятия, организацией рекламы товаров и т.п. Эти затраты не увеличивают стоимость товара и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства, а также в торговле. На торговых предприятиях не ведется раздельный учет дополнительных и чистых издержек. Соотношение между дополнительными и чистыми издержками можно выявить по данным специальных выборочных обследований. Оно не может быть одинаковым для всех торговых предприятий, поскольку различны затраты, определяемые типом, товарной специализацией, месторасположением предприятия, объемом и структурой товарооборота, размером торговой площади, численностью занятых работников, величиной собственного основного и оборотного капиталов. Однако мероприятия, направленные на повышение культуры обслуживания населения, предоставление ему различных дополнительных услуг, влияют на увеличение доли чистых издержек. Рост транспортных расходов может привести к увеличению дополнительных издержек. Издержки обращения создаются не только на торговых предприятиях. Они имеют место на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, которые осуществляют оптовую и розничную торговлю товарами народного потребления.

Для всесторонней оценки затрат рассмотрим затраты магазина «Тетя Ася» в целом и по структуре (таблица 14).

Таблица 14

Издержки обращения в сопоставимых ценах в 2004 г.

 

Статьи издержек обращения

I квартал

II квартал

III квартал

Отклонения по удельному весу

Сумма, тыс. руб. уд. вес % Сумма, тыс. руб. уд. вес % Сумма, тыс. руб. уд. вес % III – I III - II
Расходы на оплату труда 87,09 41,4 120,41 34,2 203,64 33,3 -8,1 -0,9
Транспортные расходы 3,12 1,5 14,22 4,2 25,40 4,2 +2,7 0
Отчисления на соц. нужды 20,83 9,9 41,20 11,7 49,53 8,1 -1,8 -3,6
Амортизация ОС 2,52 1,2 7,75 2,2 14,06 2,3 +1,1 +0,1
Затраты по оплате % займа - - 0,70 0,2 2,45 0,4 +0,4 +0,2
Расходы на аренду 3,16 1,5 14,79 4,2 25,68 4,2 +2,7 0
Потери товаров 0,21 0,1 2,46 0,7 5,5 0,9 +0,8 +0,2
Электроэнергия и отопление 2,48 1,2 7,66 2,2 14,01 2,3 +1,1 +0,1
Внутрихозяйственные отчисления 23,14 11,0 37,67 10,7 57,48 9,4 -1,6 -1,3
Расходы на рекламу 9,05 4,3 7,39 2,1 4,89 0,8 -3,5 -1,3
Прочие расходы в т.ч. ремонт помещения 55,55 39,86 26,4   86,97 52,27 24,7 92,95 62,14 15,2 -11,2 -13,5
оплата услуг 8,67   20,30   12,3      
Издержки обращения всего, тыс. руб. 210,4 100,0 352,1 100,0 611,5 100,0    

 


Из данных таблицы 14 видно, что магазин «Тетя Ася» имеет типичную структуру затрат для предприятий преимущественно розничной торговли с высоким удельным весов расходов на оплату труда, коммунальных услуг, внутрихозяйственных отчислений. В общей сумме издержек обращения данного предприятия доля расходов на оплату труда в III квартале 2004 г. составила 33,3%, что меньше показателя I квартала г. на 8,1%, а показателя II квартала  – 0,9%. Темп роста заработной платы превышает темп роста производительности труда на 120,7%.

Внутрихозяйственные отчисления предприятия по удельному весу в общих издержках обращения в III квартале 2004 г. снизились с 11,0% в 2002 г. до 9,4%. Расходы на рекламу в течение года уменьшается. Это связано с тем, что в структуре ассортимента предприятия преобладают товары, которые не нуждаются в постоянной рекламе.

Можно заметить, что магазин «Тетя Ася» большое внимание уделяет техническому состоянию своего магазина, это обуславливает крупные суммы, направленные на ремонт.

Анализ доходности хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли, или доходов.

В ходе анализа прибыли предприятия рассчитываются следующие показатели:

Абсолютное отклонение:

DП = П1 – П0,                                               (1)

где П0 – прибыль базисного периода,

П1 – прибыль отчетного периода,

DП – изменение прибыли.

Темп роста (Т) находится по формуле:

                                       (2)

Изменение структуры находится:

DУ = УП1 – УП0                                 (3)

где УП1 – уровень отчетного периода,

УП0 – уровень базисного периода,

DУ – изменение структуры.

Проведем анализ различных видов прибыли предприятия, применяя вышеназванные приемы в табл. 15.

Таблица 15

Анализ различных видов прибыли, тыс. руб.

 

 

Показатели прибыли

II квартал

III квартал

Абсолютное отклонение

Удельный вес, в %

Отклонение, в %

II квартал III квартал
Прибыль (убыток) от реализации 159,0 185,0 +26,0 - - -
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности 142,0 166,0 +24,0 89,3 89,7 +0,4
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 75,3 79,8 +4,5 47,4 43,1 -4,3
Нераспределенная прибыль отчетного периода 50,0 50,0 - 31,4 27,0 -4,4

 

Из табл. 15 видно, что в III квартале 2004 г. в абсолютном отношении все показатели прибыли отчетного года выросли по сравнению со II кварталом. Наибольший рост наблюдается по прибыли от реализации (+26,0 тыс. руб.).

Воспользуемся для анализа прибыли от реализации данными из Книги учета продаж предприятия, показатели которой отразим в табл.16.


Таблица 16

Анализ прибыли (убытка) от реализации, тыс. руб.

 

Наименование показателя

II квартал

III квартал

Абс. отклонение

Уд.вес, %

Отклонение, %

II квартал III квартал
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) 1521 1588 +67 - - -
Себестоимость реализации товаров 1309 1375 +66 86,1 86,6 +0,5
Прибыль (убыток) от реализации 159 185 +26 10,5 11,6 +1,1

 

Из расчетов видно, что в III квартале наибольший удельный вес в выручке занимает себестоимость реализации (86,6%). В III квартале 2004 года увеличилась выручка от реализации, однако уровень себестоимости реализации в выручке вырос лишь на 0,5%, что привело к увеличению прибыли.

Проанализируем факторы, повлиявшие на изменение прибыли.

Влияние фактора “Выручка от реализации” находится по формуле:

                            (4)

где DПр(в) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора “выручка”;

В1 и В0 – соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах;

Вц – показатель изменения выручки от реализации под влиянием цены;

Rр – рентабельность продаж в базисном периоде.

Показатель Вц находится по формуле:

                                         (5)    

где Jц – индекс цен.

Используя данные предприятия, рассчитываем влияние на прибыль от реализации фактора “Выручка от реализации”.

Показатель Вц в III квартале 2004 г. (в соответствиями с расчетами предприятия) составил

Вц  = 1588 – (1588 : 1,14) = 195,0 тыс. руб.

Влияние фактора “Выручка” составило

 ([(1588 – 1521) – 67 х 1,1] : 100%) = 6,7 тыс. р.

Расчет влияния фактора “Себестоимость реализации” осуществляется по формуле:

                                           (6)

где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисных периодах.

В отчетном году влияние фактора “Себестоимость реализации” составило

1588 х ([1375 – 1309)]: 100%) = 10,48 тыс. руб.

 



2020-03-17 254 Обсуждений (0)
Анализ товарооборота, издержек и прибыли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ товарооборота, издержек и прибыли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)