Анализ товарооборота, издержек и прибыли
Количественная и качественная характеристика товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами товарного обращения, находит свое выражение в показателях розничного товарооборота. Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы. Экономические отношения, связанные с обменов денежных доходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами. Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не только путем их индивидуального потребления, но и через различные формы совместного потребления. Покупателями в этом случае выступают различные организации, учреждения, предприятия (санатории и дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, дома для престарелых и т.д.). Продажа товаров организациям и предприятиям может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет и называется мелкооптовой продажей. В розничном товарообороте мелкооптовая продажа занимает примерно 5%. Розничный товарооборот — это важнейший показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем валового дохода и прибыли. Розничный товарооборот имеет также народнохозяйственное значение. Через розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного потребления, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства. Посредством розничного товарооборота получают общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народного потребления. Розничный товарооборот — важное звено в процессе осуществления экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары. Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения. Продовольственные и непродовольственные товары, которые полностью или в преобладающей степени являются объектом розничной торговли, занимают в общем фонде потребляемых населением материальных и культурных благ основное место. Так, товары личного потребления составляют в общем фонде потребления более 70%, а остальная часть приходится на жилищное и коммунальное обслуживание, пользование транспортом, на различные культурные потребности. Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в страной устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота. Синтетические моющие средства, средства для мытья посуды, чистящие средства, средства гигиены, чулочно-носочные изделия, посуда, изделия из пластмассы, канцтовары, парфюмерно-косметические товары, декоративная косметика, пеномоющие средства, бельевой трикотаж составляют постоянный ассортимент магазина «Тетя Ася». На рис.10. приведена структура реализуемой продукции.
Рис.10. Структура реализуемой продукции магазина «Тетя Ася» в 2004 г.
Удельный вес каждого товара в общем обороте приведен в табл. 13. Таблица 13 Удельный вес товаров в общем объеме товарооборота
Продолжение табл. 13
Издержки обращения по видам затрат подразделяются на элементы и статьи. Группировка затрат по элементам стандартизирована. Затраты объединены в пять основных групп в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизация основных фондов; - прочие затраты. Деление затрат по элементам позволяет выделить затраты овеществленного и живого труда, и поэтому имеет большое значение при оценке результатов деятельности предприятия. К чистым издержкам обращения относятся расходы, непосредственно связанные с куплей и продажей товаров, учетом денежных средств, поступающих в кассу торгового предприятия, организацией рекламы товаров и т.п. Эти затраты не увеличивают стоимость товара и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства, а также в торговле. На торговых предприятиях не ведется раздельный учет дополнительных и чистых издержек. Соотношение между дополнительными и чистыми издержками можно выявить по данным специальных выборочных обследований. Оно не может быть одинаковым для всех торговых предприятий, поскольку различны затраты, определяемые типом, товарной специализацией, месторасположением предприятия, объемом и структурой товарооборота, размером торговой площади, численностью занятых работников, величиной собственного основного и оборотного капиталов. Однако мероприятия, направленные на повышение культуры обслуживания населения, предоставление ему различных дополнительных услуг, влияют на увеличение доли чистых издержек. Рост транспортных расходов может привести к увеличению дополнительных издержек. Издержки обращения создаются не только на торговых предприятиях. Они имеют место на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, которые осуществляют оптовую и розничную торговлю товарами народного потребления. Для всесторонней оценки затрат рассмотрим затраты магазина «Тетя Ася» в целом и по структуре (таблица 14). Таблица 14 Издержки обращения в сопоставимых ценах в 2004 г.
Из данных таблицы 14 видно, что магазин «Тетя Ася» имеет типичную структуру затрат для предприятий преимущественно розничной торговли с высоким удельным весов расходов на оплату труда, коммунальных услуг, внутрихозяйственных отчислений. В общей сумме издержек обращения данного предприятия доля расходов на оплату труда в III квартале 2004 г. составила 33,3%, что меньше показателя I квартала г. на 8,1%, а показателя II квартала – 0,9%. Темп роста заработной платы превышает темп роста производительности труда на 120,7%. Внутрихозяйственные отчисления предприятия по удельному весу в общих издержках обращения в III квартале 2004 г. снизились с 11,0% в 2002 г. до 9,4%. Расходы на рекламу в течение года уменьшается. Это связано с тем, что в структуре ассортимента предприятия преобладают товары, которые не нуждаются в постоянной рекламе. Можно заметить, что магазин «Тетя Ася» большое внимание уделяет техническому состоянию своего магазина, это обуславливает крупные суммы, направленные на ремонт. Анализ доходности хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли, или доходов. В ходе анализа прибыли предприятия рассчитываются следующие показатели: Абсолютное отклонение: DП = П1 – П0, (1) где П0 – прибыль базисного периода, П1 – прибыль отчетного периода, DП – изменение прибыли. Темп роста (Т) находится по формуле:
Изменение структуры находится: DУ = УП1 – УП0 (3) где УП1 – уровень отчетного периода, УП0 – уровень базисного периода, DУ – изменение структуры. Проведем анализ различных видов прибыли предприятия, применяя вышеназванные приемы в табл. 15. Таблица 15 Анализ различных видов прибыли, тыс. руб.
Из табл. 15 видно, что в III квартале 2004 г. в абсолютном отношении все показатели прибыли отчетного года выросли по сравнению со II кварталом. Наибольший рост наблюдается по прибыли от реализации (+26,0 тыс. руб.). Воспользуемся для анализа прибыли от реализации данными из Книги учета продаж предприятия, показатели которой отразим в табл.16. Таблица 16 Анализ прибыли (убытка) от реализации, тыс. руб.
Из расчетов видно, что в III квартале наибольший удельный вес в выручке занимает себестоимость реализации (86,6%). В III квартале 2004 года увеличилась выручка от реализации, однако уровень себестоимости реализации в выручке вырос лишь на 0,5%, что привело к увеличению прибыли. Проанализируем факторы, повлиявшие на изменение прибыли. Влияние фактора “Выручка от реализации” находится по формуле:
где DПр(в) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора “выручка”; В1 и В0 – соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах; Вц – показатель изменения выручки от реализации под влиянием цены; Rр – рентабельность продаж в базисном периоде. Показатель Вц находится по формуле:
где Jц – индекс цен. Используя данные предприятия, рассчитываем влияние на прибыль от реализации фактора “Выручка от реализации”. Показатель Вц в III квартале 2004 г. (в соответствиями с расчетами предприятия) составил Вц = 1588 – (1588 : 1,14) = 195,0 тыс. руб. Влияние фактора “Выручка” составило ([(1588 – 1521) – 67 х 1,1] : 100%) = 6,7 тыс. р. Расчет влияния фактора “Себестоимость реализации” осуществляется по формуле:
где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисных периодах. В отчетном году влияние фактора “Себестоимость реализации” составило 1588 х ([1375 – 1309)]: 100%) = 10,48 тыс. руб.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |