Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность конкурентоспособности организации в современных условиях



2020-03-17 202 Обсуждений (0)
Понятие и сущность конкурентоспособности организации в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конкурентоспособность организаций - это способность производителей и продавцов товаров конкурировать со своим соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары. В такой конкурентной борьбе, за овладением рынками, организации для привлечение покупателей используют рекламу, снижение цен, повышение качества продукции, оказание допродажных и послепродажных услуг.

Конкурентоспособность означает степень преимущества продукта на рынке по сравнению с другими, конкурирующими продуктами, аналогичного назначения [4, c. 125].

Конкурентное преимущество - это эксклюзивная ценность, которой обладает организация и которая дает ей превосходство перед конкурентами [12, c. 232].

Т. Питере и Б. Уотермен сформулировали общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

. Близость предприятия к клиенту.

. Создание автономии и творческой атмосферы в организации.

. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

. Умение твердо стоять на своем,

. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.

. Умение, быть одновременно мягким и жестким. Держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятий.

Главными направлениями обеспечения конкурентного преимущества организации являются: концентрация ресурсов фирмы для упреждения действий конкурентов, удерживание инициативы в конкурентной борьбе, обеспечение ресурсного потенциала для достижения поставленных целей, разработка гибкой системы планирования деятельности фирмы на рынке путем обоснования эффективной стратегии взаимодействия с конкурентами.

Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты), является существенным фактором климата, или конкурентной ситуации, на рынке товара. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

Превосходство оценивается относительным, сравнительным состоянием, положением организации по отношению к конкуренту, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Оно может быть внешним и внутренним.

Конкурентное преимущество является внешним, если оно основано на отличительных качествах товара, которые образуют «ценность для покупателя» ввиду сокращения издержек или повышения эффективности. Внешнее конкурентное преимущество увеличивает рыночную силу фирмы, т. е. способность фирмы заставить рынок принять цену товара, более высокую, чем у приоритетных (самых опасных) конкурентов, не обеспечивающих соответствующего отличительного качества.

Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управления фирмой или товаром, которое создает «ценность для изготовителя» и меньшую себестоимость, чем у конкурента. Это преимущество может создаваться благодаря проведению стратегии доминирования по издержкам за счет внедрения организационного и производственного нововведения фирмы.

Сложность, многоаспектность конкуренции как экономического явления находит отражение в многообразии форм и методов ее проявления.

По родовому признаку конкуренция подразделяется на свободную (совершенную) и монополистическую (несовершенную). Превращение натурального хозяйства в товарное обусловило появление конкуренции, которая усиливалась по мере увеличения зависимости товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары.

Следовательно, свободная (совершенная) конкуренция - это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Ее характерные черты: наличие большого числа небольших предприятий, производящих одинаковый товар, полная информированность продавцов и покупателей о ситуации на рынке, отсутствие сговора между продавцами и возможности влиять на цену.

Совершенная (свободная) конкуренция в экономике разных стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия, которые охватывают отраслевые рынки, и возникает монополистическая (несовершенная) конкуренция. Она, в отличие от совершенной конкуренции, ограничена влиянием монополий и государства. Основными моделями несовершенной конкуренции являются: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Понятием противоположным конкуренции является монополия. При монополии на рынке имеется только один продавец и множество покупателей. Монополист, как единственный производитель данного товара находится в очень выгодном положении. Он может свободно повышать цену товара, не беспокоясь о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, могли бы захватить рынок [13, с. 38-43].

Монополистическая конкуренция означает, что в отрасли множество конкурентов, которые предлагают похожую, но не одинаковую продукцию. Эта дифференциация продукта позволяет закрепить положение каждого производителя на рынке, что обуславливает его положение как монополиста и позволяет влиять на цену.

Олигополия означает, что в отрасли существует более одного, но ограниченное число конкурентов, что делает олигополистов зависимыми друг от друга в конкурентной стратегии. Результатом является стремление к заключению различных сговоров о ценах, рынках сбыта и использование неценовых методов конкурентной борьбы.

Главные формы проявления конкуренции - ценовая и неценовая. Эти две формы не только сосуществуют и проявляются одновременно, но и обычно взаимодействуют. Научно-технический прогресс создает широкие возможности для неценовой конкуренции: неизмеримо расширив технико-технологический потенциал производства, он обеспечивает масштабную модификацию и дифференциацию существующих продуктов, создание новых. Под его воздействием появились предпосылки для быстрого повышения качества сервиса, ведения рекламы и совершенствования в целом системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

В соответствии с территориальным охватом обычно выделяют конкуренцию в пределах района страны, всей страны, региона, мира в целом. Исторически конкуренция вместе с рынком первоначально развивалась в отдельных районах и, перерастая их рамки, постепенно приобретала национальный и международный характер. Достигнув общемировых масштабов, конкуренция задает обратные импульсы конкуренции на местах в пределах стран, неизмеримо расширяя возможные пространственные рамки ее проявления, посылая ей мощные импульсы для усиления, устанавливая единые «стандарты поведения», которые формируются общемировыми условиями.

Сегодня существует множество определений понятия «конкурентоспособность предприятия». Так, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури трактуют конкурентоспособность организации как выраженную компетентность в какой-либо области, которая дает наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентуру, обеспечивает сохранение лидирующих позиций в экономике и поддержание повышающихся жизненных стандартов [13, с.123].

В.Лунев рассматривает конкурентоспособность в качестве «философии» работы предприятия в условиях рынка, ориентирующегося на понимание нужд потребителей и тенденций их развития, знание поведения возможностей конкурентов, состояния и тенденций развития рынка, окружающей среды и ее тенденций, на умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы последний предпочел его товару конкурента [12, с.57].

А.Г. Дементьева дает определение конкурентоспособности компании как «способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках» [4, с.64].

А.С. Бычкова под конкурентоспособностью организации понимает потенциальную и реальную возможность создавать и относительно длительное время реализовывать свои товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках [3, с.23].

В.Г. Золотогоров выделяет следующие ключевые параметры при определении конкурентоспособности организации - обладание организацией преимуществ (экономических, технических, организационных) перед конкурентами, которые обеспечивают снижение затрат, повышение качества, возможность обновления, расширения производства, устойчивую долю рынка и, следовательно, возможность получать более высокие доходы. Чем выше конкурентоспособность, тем больше возможностей по расширению объема продаж и росту прибылей [7, с.257].

По мнению Т.В. Шмулевич, конкурентоспособность предприятия не является имманентным, то есть внутренне присущим, качеством предприятия, а может быть обнаружена только в сравнении в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо выпускающих товары (услуги)-субституты [24, с.134-142].

В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность.

Конкурентоспособность товара - решающий фактор коммерческого успеха организации на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации.

Большую роль в определении конкурентоспособности играют стандарты: соответствие стандартам - это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю.

Таким образом, под конкурентоспособностью понимают:

свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке;

способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке;

характеристику, которая выражает отличия развития данного предприятия от развития конкурентных предприятий по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности;

расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.

Разнообразие предлагаемых определений конкурентоспособности организации привело к отличию перечня факторов конкурентоспособности, предлагаемых учеными.

К основным факторам, влияющим на конкурентоспособность организации, считает С.В. Царькова, можно отнести: наличие сырья, финансовых ресурсов, квалифицированной рабочей силы, прогрессивных технологий и инновационного потенциала, эффективного менеджмента [23, с. 12].

По мнению И.М. Лифиц, конкурентная позиция организации зависит от следующих факторов [11, с. 89]:

имидж предприятия;

концепция продукта, на которой базируется деятельность предприятия;

качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов или сравнительных тестов);

суммарная рыночная доля главных видов деятельности;

мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР);

мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура затрат, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и особенностей выпуска);

финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны;

рыночная цена с учетом возможных скидок или надбавок; частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет;

предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности организации привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей;

эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения;

уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей);

уровень рекламной деятельности;

уровень послепродажного обслуживания;

политика предприятия во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность предприятия управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением.

И.У. Зулькарнаев называет четыре фактора конкурентоспособности: продукция, цена, каналы сбыта, система продвижения [8, с.17].

Изучив понятие и сущность конкурентоспособности организации в современных условиях перейдем к рассмотрению методических подходов к оценке конкурентоспособности организации.

 



2020-03-17 202 Обсуждений (0)
Понятие и сущность конкурентоспособности организации в современных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность конкурентоспособности организации в современных условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)