Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование оценки конкурентной деятельности организации в Республике Беларусь



2020-03-17 165 Обсуждений (0)
Правовое регулирование оценки конкурентной деятельности организации в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рыночная экономика предполагает формирование необходимых условий для конкурентных отношений. Основными действиями по достижению этого является создание законодательной базы, постоянное совершенствование механизма антимонопольного регулирования и контроля, правовых и социально-экономических условий формирования конкурентного рынка.

Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем [3, с. 10]

Действующая в Республике Беларусь нормативная правовая база в области антимонопольной и конкурентной политики начала разрабатываться в начале 90-х годов и в настоящее время представлена 17 законодательными и нормативными правовыми актами.

Главным законодательным актом является Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (с изменениями и дополнениями; далее - Закон о конкуренции). Закон о конкуренции относится к серии рыночных и считается одним из важнейших в этом ряду.

Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей.

г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля».

Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, содействующие развитию добросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство Республики Беларусь состоит из:

Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. № 2875-XII (ст. 13)

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кодекс Республики Беларусь от 20.12.2006 г. № 194-З (Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь - ст. 3.14; суд - ст. 3.2; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь - ст. 3.7; лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях - ст. 3.30)

.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 г. № 194-З (нарушение антимонопольного законодательства - ст. 11.24; ограничение конкуренции - ст. 11.25; незаконное использование деловой репутации конкурента - ст. 11.26)

Уголовный кодекс Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 г. № 275-З (нарушение антимонопольного законодательства - ст. 244; установление или поддержание монопольных цен - ст. 245; ограничение конкуренции - ст. 247; незаконное использование деловой репутации конкурента - ст. 248)

Гражданский кодекс Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З (недопущение недобросовестной конкуренции - ст. 1029; ответственность за осуществление недобросовестной конкуренции - ст. 1030; возмещение убытков - ст. 14)

О естественных монополиях. Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 г. № 162-З

О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции. Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 г. № 2034-XІІ

О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции. Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 г. № 499

Правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирует следующие основополагающие вопросы:

определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь; порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий

правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

порядок выявления монопольных цен;

порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Правовая база антимонопольного контроля и регулирования вводит ответственность юридических лиц и усиление административной ответственности за:

совершение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, деяния, являющегося в соответствии с антимонопольным законодательством злоупотреблением доминирующим положением;

заключение и исполнение соглашений, осуществление согласованных действий, а равно договоренность осуществлять и осуществление других видов координированной деятельности, ограничивающих конкуренцию;

совершение действий, являющихся в соответствии с антимонопольным законодательством недобросовестной конкуренцией.

изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

установления (поддержания) цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

заключения и (или) исполнения договора при условии принятия контрагентом обязательств, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора, а также любое иное навязывание таких условий или отказ от заключения договора по причине отказа их принятия возможным контрагентом;

заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и (или) условия предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа принятия возможным контрагентом названных условий;

заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

применения к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включения в договоры дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.




2020-03-17 165 Обсуждений (0)
Правовое регулирование оценки конкурентной деятельности организации в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование оценки конкурентной деятельности организации в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)