Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические подходы к оценке конкурентоспособности организации



2020-03-17 177 Обсуждений (0)
Методические подходы к оценке конкурентоспособности организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Организации придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых организация могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности организации пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения организации, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую организации получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Организации, имеющее более низкие затраты производства, получают большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать ее технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта.

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности организации.

Большинство методов оценки конкурентоспособности организаций базируются на теории эффективной конкуренции, основанной на применении различных коэффициентов для анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности инвестиций и т.д. Так, В. Назаренко в работе [15, с.24-25] за основные показатели конкурентоспособности организации предлагает принимать:

экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, прибыль);

уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов хозяйственного механизма с позиции нововведений и ответственности);

производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность организации производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы; производственные и сбытовые мощности);

научно-исследовательский потенциал (организация и направление научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, оценка возможности занятия предприятием монопольного положения в какой-либо области техники и т.д.);

финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала - отношение собственного капитала к общей сумме активов и т.д.);

репутация организации, ее рыночная стратегия, инновационная деятельность;

состояние и квалификация трудовых ресурсов.

Существуют другие подходы, в которых предлагается проводить оценку конкурентоспособности организаций относительно ведущих конкурентов.

Матричный метод основан на построении матрицы по принципу системы координат: по горизонтали - темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали - относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Наиболее известной матричной моделью, позволяющей оценить конкурентоспособность предприятия, является матрица Бостонской консультативной группы.

Матрица Бостонской консультативной группы была разработана с целью оптимизации распределения финансовых ресурсов в дифференцированных корпорациях. Применение матрицы Бостонской консультативной группы позволяет сопоставить позиции организаций в составе одного портфеля в крупных корпорациях и обеспечить правильное сочетание подразделений, испытывающих необходимость в капитале для своего роста, с организациями, располагающими избытком капитала. Для определения перспектив развития каждой организации Бостонская консультативная группа предложила использовать один показатель - рост объема спроса на продукцию организации. Он задает размер матрицы по вертикали. По горизонтали задается соотношение доли рынка, принадлежащей данной организации, и доли рынка, принадлежащей ее основному конкуренту. По мнению Бостонской консультативной группы это соотношение определяет сравнительные конкурентные позиции организации в будущем. [5, с.58].

Бостонская консультативная группа предлагает следующий набор управленческих решений для корпорации:

«Звезды» - организации с высокой долей на рынке сбыта и высокими темпами роста, которые необходимо беречь и укреплять; с приходом зрелости «звезды» могут превратиться в «дойных коров» (пунктирная линия на рисунке);

«Собаки» - наименее эффективные из организаций, входящих в состав корпорации; от них необходимо по возможности избавляться, если нет веских причин для того, чтобы их сохранять;

для «дойных коров» необходим жесткий контроль капиталовложений; на рисунке сплошными стрелками показаны возможные пути перераспределения избыточных денежных средств;

«Дикие кошки» - наиболее перспективные организации, при эффективном управлении могут быть превращены в «звезды» (пунктирная линия).

Матрица Бостонской консультативной группы является упрощенным аналитическим методом для оценки конкурентных позиций организаций в составе одного портфеля. Она может быть использована только в стабильных условиях деятельности организации и при устойчивых темпах роста.

Метод оценки конкурентоспособности организации на основе интегрального показателя. Интегральный показатель конкурентоспособности организации можно определить на основе соотношения ряда показателей, отражающих экономическую эффективность ресурсов двух конкурирующих организаций. В общем виде конкурентоспособность организации представляет собой функцию трех составляющих:


, (1)

 

где ПР, ИР - сравнительная эффективность использования производственных ресурсов (соотношения отдельных пар показателей сравниваемых организаций по производительности труда, фондоотдаче, материалоотдаче), информацион-ных и интеллектуальных ресурсов;

Кфин - коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением отдельных пар показателей сравниваемых показателей рентабельности продукции, производства, капитала, продаж, по платежеспособности и кредитоспособности организации.

Интегральный показатель КП рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет свою весомость. Если окажется, что КП1 > КП2, то организация 1 обладает конкурентным преимуществом по сравнению с организацией 2.

Наряду с преимуществами, которые определяются связью конкурентоспособности организации с показателями эффективности и результативности ее деятельности, этот метод имеет и недостаток - трудоемкость и сложность расчета интегрального показателя конкурентоспособности. Кроме этого, по ряду причин процедура оценки уровня конкурентоспособности организации при помощи интегрального показателя имеет ряд других проблем, среди которых следует выделить:

выбор критерия эффективности использования ресурсов организации (рентабельность производства или продукции, или капитала, или труда, или продаж; или производительность труда, или материалоемкость; или показатели финансовой устойчивости организации и т.д.);

выбор базового объекта (предприятия-лидера) для сравнения с учетом соизмеримости характеристик выпускаемой продукции по идентичности удовлетворяемых потребностей, соизмеримости сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;

возможности сканирования (слежения) рынка товаров при недостаточности информации с целью обеспечения возможности адекватного отражения в методе оценки конкурентоспособности организации ситуаций на внутренних и внешних рынках.

Метод оценки конкурентоспособности организации на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров организаций на конкретном рынке. Метод определения конкурентоспособности организации предполагает ее оценку через конкурентоспособность ее товаров с учетом весомости реализуемых товаров на рынках. При этом расчет КП осуществляется по формуле [2, с.112]

 

 (2)

 

где  - удельный вес i-го товара предприятия в объеме всех продаж за анализируемый период, доли единицы;

 - показатель значимости рынка, на котором реализуются товары предприятия

 - конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке.

Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки.

Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения. Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов. Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других - экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы.

Рейтинговая оценка. Рейтинговая оценка используется при целевом сравнении организаций отрасли и/или региона.

Для применения этого метода может использоваться следующее информационное обеспечение [2, с. 120]:

сведения, полученные путём интервьюирования менеджеров организации заказчика (или предприятий - объектов исследования);

сводная финансовая отчётность организаций - объектов сравнения;

фрагментарная управленческая информация в виде формализованных учётных таблиц, которые достаточно просты для заполнения.

При составлении рейтинга организаций используется идеология параметрического анализа, однако нормативные выводы делаются уже на базе количественного сравнения, то есть на основе выбранных показателей (коэффициентов), «взвешенных» по их относительной важности, рассчитывается совокупная балльная оценка организаций, являющаяся базой для определения итогового места организации в рейтинге. Составление рейтинга осуществляется в следующей последовательности [2, с. 123]:

) определение критериев отбора показателей для рейтинговой оценки. Двумя основными условиями отбора показателей рейтинговой оценки являются:

теоретическое - они должны отражать существенные аспекты хозяйственной деятельности и финансового состояния организации;

практическое - их можно рассчитать на основе реально имеющейся информации о хозяйственной деятельности организации.

С теоретической точки зрения показатели можно разделить на объективные и субъективные. Объективными являются показатели, характеризующие эффективность деятельности и финансовую стабильность организации (например, коэффициент текущей ликвидности или рентабельность продукции). Субъективные показатели не характеризуют эффективность деятельности организации, однако они могут влиять на эффективность работы с клиентом по внедрению системы финансового управления. К таким показателям относятся, например, объём продаж, совокупные активы или число занятых, характеризующих, как правило, размер организации и уровень деловой активности. В силу экономии на масштабах производства, как правило, система финансового управления в больших организациях более эффективна, нежели на малых.

Важным моментом является определение «веса» того или иного показателя в итоговой оценке организации. При этом используются два основных критерия [2, с. 122]:

теоретический, имеющий значение для оценки эффективности и финансового состояния организации;

практический, характеризующий достоверность показателя, рассчитанного на основе имеющейся информации.

) Учёт динамики отдельных показателей. Перспективы финансового состояния двух организаций с одинаковым уровнем ликвидности могут быть весьма различными, если для одной из них этот уровень - результат положительной динамики, а для другой - отрицательной. Поэтому фактор тренда отдельных показателей эффективности деятельности и финансовой стабильности должен учитываться в итоговой балльной оценке организации через поправочный коэффициент.

При составлении рейтинга можно использовать десятифакторную модель, структурированную по двум основным аспектам: эффективности хозяйственной деятельности (пять факторов) и финансовой стабильности (пять факторов). Рейтинг организаций определяется на основе расчёта их итогового балла в результате оценки. Итоговый балл отдельной организации выводится по формуле (1.3) [2, с.122].


TM= , (3)

 

где TM - итоговый балл организации по результатам рейтинговой оценки;- балл (количественная оценка) организации по i-му показателю хозяйственной деятельности, включаемому в модель составления рейтинга;- вес i-го показателя, присвоенный ему при включении в модель проведения рейтинговой оценки;

 - сумма произведений баллов отдельных показателей рейтинговой оценки и их весов.

Методологически проведение рейтинговой оценки начинается с выбора показателей, включаемых в модель, и присвоения им весов, учитывающих относительную существенность того или иного показателя как фактора состояния бизнеса организации.

В данной курсовой работе будем проводить оценку конкурентоспособности организации, используя следующие критерии:

. Конкурентоспособность продукции.

. Цена.

. Наличие ТПС.

. Условия оплаты.

. Условия доставки.

. Скорость обработки заказа и время доставки.

Перечисленные параметры в наибольшей степени отражают деятельность организации, с точки зрения ее конкурентоспособности, в отношении основных предприятий-конкурентов.

Изучив методические подходы к оценке конкурентоспособности организации перейдем к изучению правового регулирования оценки конкурентной деятельности организации в Республике Беларусь.




2020-03-17 177 Обсуждений (0)
Методические подходы к оценке конкурентоспособности организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические подходы к оценке конкурентоспособности организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)