Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История возникновения социального налогообложения в России, развития законодательной базы



2020-03-17 315 Обсуждений (0)
История возникновения социального налогообложения в России, развития законодательной базы 0.00 из 5.00 0 оценок




Дипломная работа

Единый социальный налог: порядок исчисления, контроль за его уплатой, оптимизация налоговых платежей в ООО "Гражданремстрой"


Оглавление

 

Введение

1. Теоретические и законодательные основы Единого социального налога

1.1 История возникновения социального налогообложения в России, развития законодательной базы

1.2 Элементы ЕСН и их анализ

    Системы социальных налогов зарубежных государств

2. Организационно - экономическая характеристика деятельности ООО "Гражданремстрой"

3. Порядок исчисления и уплаты Единого социального налога на примере ООО "Гражданремстрой"

3.1 Порядок определения налоговой базы по ЕСН

3.2 Порядок исчисления и уплаты ЕСН

    Отчетность налогоплательщика

    Контроль за исчислением и уплатой ЕСН

4. Оптимизация и прогнозирование налоговых обязательств по Единому социальному налогу

4.1 Анализ изменений в налоговом законодательстве по ЕСН, вступающих в силу с 2010 года

4.2 Прогнозирование размера налоговых обязательств по Единому социальному налогу с учётом изменений в законодательстве в ООО "Гражданремстрой"

    Оптимизация налоговых обязательств в ООО "Гражданремстрой"

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

Налоговая политика, как часть внутренней политики государства, выступает как одна из фундаментальных основ деятельности современного государства. Реализуя мероприятия данной политики, любая страна динамично развивается, успешно и эффективно выполняет свои задачи и возложенные на неё социальные обязательства. Важнейшим элементом налоговой политики государства является система налогов и сборов.

В Российской Федерации налоговая система представляет собой не просто совокупность конкретных видов налогов, а комплекс мероприятий, направленных на установление, сбор и контроль за уплатой налогов и сборов.

Важнейшим налогом в первую очередь в силу своей социальной ориентированности является Единый социальный налог. Вводя данный налог в 2001 году, государство ставило своей целью кардинально реформировать и модернизировать систему социального налогообложения. Для простых граждан это выражалось и выражается в качественном и достойном пенсионном обеспечении, медицинском обслуживании и социальном страховании.

Для государства выполнение своих социальных обязательств является приоритетной задачей, особенно в кризисное время. Ведь качественное социальное обслуживание населения ведёт к росту благосостояния как населения в частности, так и государства в целом.

Предприятии, уплачивая Единый социальный налог гарантируют своим работникам социальное обслуживание и предоставление социальных услуг, добиваясь тем самым стабильности развития своего коллектива, а также снижения социальной напряжённости.

Таким образом, Единый социальный налог, как целевой налог, важен как для государства и населения, так и для конкретного предприятия, заинтересованного в стабильном и работоспособном коллективе.

Цель дипломной работы - рассмотреть порядок исчисления Единого социального налога, контроль за его уплатой, а также возможные пути оптимизации налоговых платежей в ООО "Гражданремстрой".

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1.    рассмотреть теоретически и законодательные основы Единого социального налога.

2. Представить организационно-экономическую характеристику ООО "Гражданремстрой".

.   Изучить порядок исчисления и уплаты Единого социального налога на примере ООО "Гражданремстрой".

.   Предложить модели оптимизации налоговых платежей по Единому социальному налогу.

Объектом исследования в данной работе является ООО "Гражданремстрой".

Период исследования дипломной работы составляет 3 года (2006, 2007, 2008 годы). социальный единый налог платеж

При написании дипломной работы использовались как общенаучные методы (диалектический, абстрактно-логический, экономико-математический, расчетно-конструктивный, табличный, дедукция и индукция, анализ и синтез), так и специфические экономико-статистические методы (сравнение, сводка и группировка, абсолютные и относительные разницы, факторный анализ).

В качестве теоретической, методологической и информативной базы исследования выступают работы российских ученых, связанных с изучением теории и практики социального налогообложения в Российской Федерации; законодательные акты РФ; нормативные акты РФ; различные учебные и периодические издания; данные бухгалтерской и статистической отчетности ООО "Гражданремстрой".


Теоретические и законодательные основы Единого социального налога.

История возникновения социального налогообложения в России, развития законодательной базы

 

Единый социальный налог {ЕСН) - это прямой федеральный налог, установленный главой 24 НК и введенный в действие с 1 января 2001 г. Он заменил собой действующие ранее четыре отчисления в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд Занятости населения. При этом данная новация не отменила целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступают в указанные выше фонды, за исключением Фонда занятости населения. Основное предназначение ЕСН - обеспечение аккумуляции финансовых ресурсов для реализации прав граждан РФ на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.(22)

Однако одним из первых упоминаний о социальном налогообложении, а, соответственно об обеспечении социальных гарантий, было введение в соответствии с Декретом СНК от 14 августа 1918 г. единовременного сбора на обеспечение семей красноармейцев, представлявшего собой разновидность целевого налога. Поступления от этого сбора зачислялись в фонд обеспечения семей красноармейцев. Плательщиками сбора являлись владельцы частных торгово-промышленных предприятий, имевших наемных рабочих и работниц. Размер сбора определялся на основании расчета и данных ведомости установленной формы. Декретом предусматривалась повышенная ответственность плательщика за правильность определения суммы сбора и своевременность перечисления ее в бюджет. Сбор на нужды красноармейцев не дал ожидаемых результатов и просуществовал всего 11 месяцев (до марта 1919 г.).(23)

В период НЭПа в Советской России использовался единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1922 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины - от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая.(21)

Взимание налога было возобновлено в конце 1922 - начале 1923 г. Ставки налога для рабочих и служащих устанавливались в размере 150 руб., крестьян - 200, для ремесленников и кустарей, не пользующихся наемным трудом, - 500 руб., буржуазных элементов - 5000 руб. (в денежных знаках образца 1922 г.). В соответствии с целевым назначением налога поступления распределялись между комиссией ВЦИК по ликвидации последствий голода (30%), Наркомземом (30%), системой сельскохозяйственного кредита (20%) и местными бюджетами (20%). Налог, введенный на 1924/25 бюджетный год, взимался со всех граждан, достигших 18-летнего возраста, кроме работавших в сельском хозяйстве, рабочих и служащих с заработком ниже 75 руб. в месяц, учащихся, инвалидов. Ставки налога дифференцировались по разрядам плательщиков и поясам местности.

В ноябре 1925 г. для получения дополнительных бюджетных ресурсов на социальное обеспечение инвалидов Гражданской войны вводится военный налог, которым облагались мужчины в возрасте от 21 до 40 лет, не призванный у службе в армии.(23)

Существенную роль в период нэпа играли целевые налоги и сборы.В СССР в 1920-1930 гг. целевые налоги вводились как дополнительный источник средств для оказания помощи голодающим, борьбы эпидемическими болезнями, улучшения жизни детей (единовременный общегражданский налог), расширения жилищного и культурно-бытового строительства (квартирный налог и сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства).

Существенные изменения произошли в военное время. В качестве чрезвычайного налога периода войны вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Этот налог был установлен с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям. Налог взимался на основании указов Президиума ВС СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. в городских и сельских местностях.(21)

Плательщики налога - граждане СССР, не имевшие детей: мужчины в возрасте от 20 до 50 и женщины, состоящие в браке, в возрасте от 20 до 45 лет. Рабочие, служащие и приравненные к ним по обложению подоходным налогом граждане, получавшие по месту основной работы заработную плату 91 руб. в месяц и выше, уплачивали налог по ставке 6%; с заработка от 71 до 90 руб. включительно налог взимался в пониженных размерах; с заработков до 70 руб. включительно налог не взимался. В 1986-1990 гг. налог был отменен с заработной платы до 80 руб. в месяц и уменьшен с заработной платы от 80 до 100 руб. в месяц. По ставке 6% облагались заработки (независимо от их размера) литераторов и работников искусств.

Налог исчислялся по месту получения заработка и удерживался одновременно с подоходным налогом с той же суммы. С остальных граждан (кустарей, ремесленников, владельцев строений, граждан, занимающихся частной практикой, и др.) налог взимался непосредственно финансовыми органами в размере 6% с дохода, принятого для исчисления подоходного налога на текущий год. Уплачивался в 4 срока равными долями.

От уплаты налога освобождались Герои Советского Союза и лица, награжденные орденами Славы трех степеней, военнослужащие срочной и сверхсрочной службы и их супруги, граждане, у которых дети погибли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны, учащиеся средних специальных и студенты высших учебных заведений (до 25 лет), инвалиды I и II групп. В 1986-1990 гг. было отменено взимание налога с молодоженов в течение 1-го года с момента регистрации брака. Окончательно этот налог был упразднен в связи с проведением налоговой реформы 1991 г.(23)

До 2001 года налогоплательщики уплачивали страховые взносы, установленные законодательством во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости населения и Фонд обязательного медицинского страхования.

Законом было установлено, что начисление страховых взносов в Пенсионный фонд России (ПФР) работодателями производилось на выплаты, начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. Это означает, что объектом начисления взносов являлись все виды выплат, начисленных работнику, а не только выплаты, носящие характер оплаты труда.

Страховые отчисления производились на вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являлось выполнение работ и оказание услуг, в том числе по авторским договорам. Имеются в виду договоры подряда, перевозки, поручения, хранения, комиссии и некоторые другие.

До 2001 года действовал перечень выплат, на которые не начислялись страховые взносы в ПФР. Этот перечень включал следующие основные выплаты, свободные от страховых начислений: (23)

·   выходные пособия при прекращении трудового договора (контракта);

·   денежные компенсации за неиспользованный отпуск;

·   государственные пособия гражданам, имеющим детей;

·   различные социальные пособия;

·   пособия по временной нетрудоспособности;

·   компенсации, выплачиваемые матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком);

·   единовременные выплаты работникам при увольнении в связи с назначением государственной пенсии;

·   компенсации затрат, связанные со служебными командировками работников.

При направлении сотрудника в командировку предприятие имело право устанавливать суточные в любом размере. Однако страховые взносы не начислялись в ПФР на выплаченные суточные только в пределах установленных законодательством норм. Например, предприятие своему сотруднику компенсировало суточные расходы в размере 50 руб. в сутки. Нормы по оплате суточных были установлены на уровне 22 руб. (нормы 1998 года) в сутки. Поэтому на сумму 28 руб. (50 руб. - 22 руб.) начисляются страховые взносы.(23)

Другой порядок действовал в отношении уплаты страховых взносов при возмещении затрат сверх нормы по найму жилого помещения. На документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками страховые отчисления не взимались;

·   стоимость льгот по проезду, предоставляемых отдельным категориям работников законодательством РФ;

·   стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемую организацией в соответствии с законодательством РФ;

·   доходы по акциям и другие доходы, получаемые от участия работников в управлении собственностью организации (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т. д.);

·   вознаграждения, выплачиваемые гражданам по отдельным договорам гражданско-правового характера (например, купли-продажи, аренды, найма помещений, мены и т. д.);

·   материальная помощь в отдельных случаях.

Страховые взносы не начислялись на материальную помощь, оказываемую в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан. Основанием при этом являлось решение органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств и т.д.

Также не взимались страховые взносы, если материальная помощь оказывалась работникам в связи с постигшим их стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.

Во всех других случаях на выданную работникам материальную помощь необходимо было производить страховые отчисления;(21)

На 1998 г. были установлены следующие тарифы страховых взносов в ПФР:

·   для работодателей-организаций - 28%;

·   для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, - 20,6%;

·   для индивидуальных предпринимателей (в том числе иностранных граждан), для частных детективов, нотариусов и аудиторов - 28%.

Кроме того, работающие граждане уплачивали в ПФР страховые взносы в размере 1 % от суммы выплат, на которые начислялись страховые взносы. Эти суммы перечислялись в ПФР из доходов работников и на себестоимость продукции не относились. Следовательно, работники предприятий были обязаны своими личными средствами участвовать в формировании ПФР.

От уплаты страховых взносов в ПФР освобождались общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также предприятия, уставный капитал которых состоял полностью из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров, если численность работающих инвалидов составляла не менее 50% общей численности работающих.

Если численность инвалидов составляла менее 50% общей численности работающих, освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР применялось в части выплат, начисленных в пользу инвалидов и пенсионеров независимо от источников финансирования.

В 1998 г. действовали следующие тарифы страховых взносов в другие внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования - 5,4%; Фонд занятости населения - 1,5%; Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям (по аналогии с ПФР).(23)

Страховые взносы в эти фонды не начислялись на некоторые выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер (выплаты работникам при увольнении в связи с назначением государственной пенсии, в отдельных случаях материальная помощь, расходы по найму жилого помещения в связи со служебными командировками и т.д.).

Страховые взносы не начислялись на пенсии, пособия и некоторые другие выплаты. Поэтому отчисления в социальные фонды не производились на дивиденды по акциям, пособия по временной нетрудоспособности, государственные пособия гражданам, имеющим детей и т. д.

Кроме того, только при отчислениях в фонд социального страхования взносы не взимались на вознаграждения, полученные за выполнение работ по всем видам договоров гражданско-правового характера.

Следует отметить, что до введения ЕСН контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями и ИП отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а органов этих фондов, что создавало определенные трудности для плательщиков, поскольку они являлись объектом контроля сразу нескольких контролирующих органов. Эффективность же такого контроля в целом была невысока. С введением ЕСН функции администрирования нового налога были переданы налоговым органам.

Существенным является также то обстоятельство, что с введением ЕСН для всех налогоплательщиков был установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что значительно облегчило техническое исчисление налога, упростило налоговый контроль за его исчислением и уплатой.

Введение единого социального налога призвано снизить нагрузку на фонд оплаты труда с 39,5 до 35,6%. Одновременно вводится регрессивная шкала налогообложения, которая должна способствовать тому, чтобы предприятия официально выплачивали работникам соответствующую их уровню квалификации заработную плату. Это позволит снизить налоговую нагрузку на заработную плату и обеспечит прозрачность взаимоотношений работодателей и работников с государством.

До 1 января 2001 г. правовое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов, поступающих в государственные внебюджетные фонды, осуществлялось на основе многочисленных нормативных актов, которые были приняты в разное время и отличались по своей юридической силе. Страховые взносы имели обезличенно-безвозмездный характер, так как не предполагалось соответствие размера и общей суммы выплат, на которые может рассчитывать ее получатель, сумме страховых взносов. Учитывая эти обстоятельства и принимая во внимание необходимость совершенствования администрирования соответствующих платежей, с 1 января 2001 г. страховые взносы были заменены федеральным налогом. В период с 1 января 2001 г, по 31 декабря 2001 г. в Российской Федерации он назывался "единый социальный налог (взнос)", порядок исчисления и уплаты которого регулировался гл. 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ.

 



2020-03-17 315 Обсуждений (0)
История возникновения социального налогообложения в России, развития законодательной базы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История возникновения социального налогообложения в России, развития законодательной базы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)