Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Блок 3. История исторической науки



2020-03-17 244 Обсуждений (0)
Блок 3. История исторической науки 0.00 из 5.00 0 оценок




Блок 1. Философия, методология и история науки

 

1. Философия науки: предмет, задачи и функции в познании.

2. Периодизация истории науки. Возникновение науки, становление теоретического знания.

3. Донаучный этап в развитии познания: мифология, античная и средневековая «науки».

4. Зарождение и отличительные черты научного этапа в познании. Типы научной рациональности. Классический, неклассический и постклассический типы науки.

5. Научное и квазинаучное познание. Отличительные признаки квазинауки.

6. Традиции философии науки: наукоучение, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

7. Объект и предмет в структуре научных исследований, их соотношение и признаки.

8. Проблема, вопрос, задача и гипотеза, их роль в структуре научных исследований.

9. Научная теория как форма знания, ее структура и виды. Основные функции теории.

10. Соотношение истины, знания и заблуждения. Истина как результат познания. Критерии истины. Сходство и различие истины в естественном, гуманитарном и социальном познании.

11. Понятие методологии научного познания, классификация методов науки. Единство проблемы, предмета и метода, теории и метода в научном исследовании.

12. Анализ и синтез. Абстракция и конкретность. Модель, ее роль в научном исследовании, виды моделей.

13. Сравнение и различение как методы научного познания. Обобщение и типизация. Компаративный анализ.

14. Научное наблюдение и эксперимент. Их виды и значение для научного познания.

15. Системность, структурность и функциональность как методологические принципы научного познания.

16. Историзм как методологический принцип познания, его разновидности.

17. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и антикумулятивизм. Парадигмализм. Позиции интернализма и экстернализма.

18. Промышленная, техническая и научно-техническая революции. Перспективы и возможные последствия современной стадии НТР.

19. Категории необходимости, случайности, сущности и закона. Виды научных законов. Особенности понимания закона в естественных, социальных и гуманитарных науках. Сущность, явление и существование как методологические основания направлений в науке.

20. Пространство и время как методологические основания познания. Особенности понимания пространства и времени в естественных, гуманитарных и социальных науках.

21. Наука как социальный институт и сообщество ученых. Ее место в обществе и проблемы ее воспроизводства. Наука как объект политико-правового регулирования.

22. Научное сознание как форма общественного сознания. Ее соотношение с политическим, правовым, моральным, эстетическим, религиозным и философским сознанием.

23. Понятие научной парадигмы, история науки как смена парадигм. История науки с точки зрения теории научно-исследовательских программ.

24. Синергетический подход. Возможность методологического применения синергетики в различных отраслях современной науки.

25. Диалектика и метафизика как исторические методологические традиции. Их современное состояние и роль в науке.

26. Понятие причинности. Многообразие причинно-следственных связей в действительности. Детерминизм и индетерминизм, каузализм, телеологизм в современной науке.

27. Гипотеза как форма познания. Гипотетико-дедуктивная модель в развитии научного знания.

28. Соотношение целей и результатов в научном познании. Теоретические и прагматические результаты: структура, закон, прогноз, измерение. Практическая ориентация современной науки.

29. Представление о научной картине мира. Роль картины мира в познании. Философский, общенаучный и частнонаучный аспекты в картине мира.

30. Научная культура: этика науки, ценности науки, познавательные и утилитарные смысловые ориентиры в развитии науки.

Блок 2. Вопросы по гуманитарным наукам

1. Соотношение знания, веры и художественного самовыражения в гуманитарном познании. Мировоззренческий характер и креативность гуманитарных наук.

2. Место и роль философии в гуманитарном познании. Философия как форма самосознания человека.

3. Понятие логики и ее роль в гуманитарной науке. Специфические черты логик: аристотелевской, диалектической. Гуманитарная теория как логика, значение научной традиции в гуманитарном познании.

4. Специфические черты предметной области у гуманитарных наук. Особенность гуманитарного опыта. Текст как предмет гуманитарного познания.

5. Специфические черты методологии гуманитарных наук. Индивидуализация и генерализация. Особенность идеографической методологии.

6. Понятие научного сообщества, роль сообщества в развитии гуманитарных наук.

7. Объективность и субъективность в научном познании. Особенность объективного познания в гуманитарных науках. Представление о субъекте и его роль в исследовании.

8. Специфические черты истины в гуманитарном познании. Верификация и фальсификация как подходы к проверке результатов исследования на достоверность, их применимость в гуманитарных науках.

9. Факты как основа научного знания. Особенность факта в гуманитарных науках. Роль теоретической интерпретации в формировании факта в гуманитарных науках.

10. Сократ и Платон, их роль в становлении гуманитарных наук. Логика и сократический диалог Платона.

11. Основные культурообразующие идеи европейского Средневековья.

12. Роль университетской культуры в возникновении и развитии гуманитарной науки. Значение университета в культуре современной России.

13. Р.Декарт и его роль в становлении гуманитарных наук.

14. И.Кант и его роль в становлении гуманитарных наук.

15. Г.Гегель и его роль в становлении гуманитарных наук.

16. Ф.Ницше и его роль в становлении гуманитарных наук.

17. Феноменология Э.Гуссерля как философия и научная методология.

18. Психоанализ З.Фрейда и его влияние на гуманитарную науку.

19. Герменевтика как философия и научная методология.

20. Экзистенциализм Хайдеггера и Сартра как философия и научная методология.

21. Структурализм К.Леви-Стросса как научная методология.

22. Диалог как философия и научная методология. Полилог в научном познании.

23. Постмодернизм как состояние культуры и условие современного научного познания. Признаки постмодернистского состояния культуры.

24. Нарративизм Ф.-М.Лиотара как научная методология.

25. Деконструктивизм Ж.Деррида как научная методология.

26. Дисконтинуитет М.Фуко как философия и научная методология.

27. Ризома Ж.Делеза и Ф.Гваттари как философия и научная методология.

28. Симулякр Ж.Бодрийара как философия и научная методология.

29. Методологические идеи аналитической философии.

30. Основные идеи логики социальных наук К.Поппера.

Блок 3. История исторической науки

 

1. «История» в понимании Геродота.

2. Историческое мышление Тита Ливия.

3. Античная политическая биография: Плутарх и Светоний.

4. Принципы церковной истории Евсевия Кесарийского.

5. Концепция всемирной истории Августина.

6. Формы исторического нарратива в Средние века.

7. Древнерусская летописная традиция.

8. Философия истории эпохи Просвещения.

9. Методы критики источников в российской историографии XVIII в.

10. Историческая культура романтизма.

11. Исторические воззрения С.М. Соловьева.

12. Позитивистская парадигма истории.

13. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

14. Методология источниковедения А.С. Лаппо-Данилевского.

15. Историческая концепция В.О. Ключевского.

16. Неокантианская историософия.

17. Школа М.Н. Покровского.

18. Теория цивилизаций А. Тойнби.

19. Школа «Анналов».

20. «Глобальная история» Ф. Броделя.

21. «Новая социальная история».

22. «Новая экономическая история».

23. «Лингвистический поворот» и историческая наука второй половины ХХ в.

24. Историческая антропология.

25. История повседневности.

26. Интеллектуальная история.

27. Personal History («Персональная история»).

28. Постмодернизм в исторической науке.

29. Микроистория.

30. Гендерная история.




2020-03-17 244 Обсуждений (0)
Блок 3. История исторической науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Блок 3. История исторической науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)