Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия истории эпохи Просвещения.



2020-03-17 304 Обсуждений (0)
Философия истории эпохи Просвещения. 5.00 из 5.00 1 оценка




Просвещение было продолжением гуманизма Возрождения и рационализма Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Просвещение зародилось в Англии в кон. XVII в. В трудах Дж.Локка, Э.Шефтсбери, Ф.Хатчесона были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В «Двух трактатах о государственном правлении» Дж.Локк (1632–1704) обосновывал естественные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается государство, обеспечивающее охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями Просвещения.

Французское Просвещение отличалось более радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеизм (Дидро, Гельвеций, Гольбах). Именно Франция способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись идеологи Французской революции. В трактате «О духе законов» Ш.Монтескьё (1689–1755) сформулировал принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Ф.Вольтер (1694–1778) был идеологом просвещённого абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (Фридриху II, Екатерине II). Он отличался антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Но не призывал вовсе отказаться от религии, которая должна была оставаться «уздой для народа» («Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать»).

Ж.-Ж.Руссо (1712–1778) в трактате «Об общественном договоре» выдвинул идею народного суверенитета, согласно которой, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать или отобрать данную им власть. Одним из средств возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Этот трактат Руссо часто трактовался как предвосхищение идеологии тоталитаризма. Руссо писал, что, избавившись от сословного строя, люди должны добровольно ограничить свою свободу во имя интересов общества. В будущем разумном обществе вместо суммы личных интересов, конкурирующих между собой, установится единая воля, носителем которой выступит государство. Новая гражданственность ограничит благо каждого во имя блага всех. Последователями этих идей Руссо были якобинцы. Однако общество, каким его представлял себе Руссо, способно функционировать только при условии, что граждане, являющиеся и законодателями, осознают и принимают свои гражданские обязанности. Общество истинных граждан выражает истинные общественные интересы, выражая «общую волю» этих граждан. Вопреки бытующему мнению, Руссо не хотел всемогущего государства, видя в государстве только инструмент для осуществления целей коллектива людей. Так, могло бы быть окончательно разрешено противоречие между свободой и властью.

Успехи естествознания и открытие законов природы привели к мысли о господстве закономерности и в обществе. Философия истории просветителей XVIII в. рассматривала человеческое общество как часть природы; заимствуя из естествознания понятие причинности, она выдвинула идею «естественных законов» истории, единства исторического процесса, разработала теорию прогресса. Принцип историзма (подход к действительности как развивающейся во времени) был выдвинут и разрабатывался в философии Дж.Вико, Ф.Вольтера Ж.Руссо, Д.Дидро. В то же время, наряду с утверждениями о тождественности законов природы и общества и бесконечно повторяющихся явлениях общественной жизни, мыслители XVIII в. развивали идеи о коренном различии природных и общественных закономерностей. Так, Ф.Вольтер признавал прогресс и считал его движущей силой Разум, идущий по пути накопления знаний. Новые научные открытия и распространение просвещения преобразуют человеческую жизнь, совершенствуют земледелие, ремесла, мануфактуры, развивают мореплавание и торговлю, повышают благосостояние людей. Человеческий разум приводит к достижениям искусств и преодолению суеверии, к нравственному возвышению и совершенствованию законов и социальных отношений.

Просветительские взгляды на историю («школа морали и политики»): изгнание теологии из объяснения исторического процесса; резко отрицательное отношение к средним векам (которые объявлялись эпохой невежества, фанатизма, религиозных предрассудков, тирании); преклонение перед античностью (здесь просветители искали подтверждения своих идеалов); исторический оптимизм, вера в прогресс, рассматривавшийся как поступательное развитие культуры, торговли, промышленности, техники; всемирно-исторический подход, представление о человечестве как едином целом, признание закономерного характера исторического развития (подчинённого определённым «естественным законам»).

Дж.Вико, противопоставляя общий разум индивидуальному, выдвинул идею объективного характера исторического процесса. Исходя из того, что познать мы можем только то, что делаем, Вико считал историю сознанием человечества о собственных деяниях. Он выдвинул теорию круговорота – развития всех наций по циклам, состоящим из трёх эпох: 1) божественной (безгосударственность, господство жрецов); 2) героической (аристократическое государство); 3) человеческой (демократическая республика, представительная монархия). Каждый цикл завершался кризисом и распадом общества. Смена эпох осуществлялась в силу социальных переворотов, борьбы между отцами семей и домочадцами – в патриархальном обществе, позднее – борьбы феодалов и народа. Само государство возникло для обуздания отцами борющихся против них домочадцев. Придавая принципиальное значение деятельности людей в осуществлении исторического процесса, сами исторические законы Вико считал провиденциальными. Историзм Вико позволил ему выработать более адекватный, чем у современных ему французских просветителей, взгляд на архаичные периоды в развитии культуры, подойти к целостному истолкованию искусства, религии, права, форм социальной и хозяйственной жизни в их взаимодействии и единстве исторического развития.

Ф.Вольтер призывал историков обращаться к архивам, проверять справедливость показаний источников. При этом первостепенная роль отводил критерию здравого смысла, суть которого заключалась в том, чтобы определять достоверность исторического факта его вероятностью с точки зрения научных знаний (опыта). С этих позиций Вольтер критиковал библейскую легенду о всемирном потопе («Всё является чудом в истории потопа… Потоп – одна из тайн, в которые верят только на основании веры, а вера состоит в том, чтобы верить в то, во что не верит разум»). В то же время очевидно, что критерий здравого смысла недостаточен для всесторонней критики источника, поскольку с его помощью можно только доказать недостоверность невероятных фактов. Необходимо учитывать и то, что самый здравый смысл не является вечно неизменной категорией.

 




2020-03-17 304 Обсуждений (0)
Философия истории эпохи Просвещения. 5.00 из 5.00 1 оценка









Обсуждение в статье: Философия истории эпохи Просвещения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)