Законодательство Российской Федерации о статусе акционера
Характеризуя законодательство РФ о статусе акционера, следует отметить некоторые его важнейшие особенности. Во-первых, это сравнительно небольшой временной сравнительно небольшой временной период формирования системы нормативных актов. Во-вторых, наличие нескольких «особых» групп акционерных обществ, специфика создания, правового положения которых регулируется специальными нормативными актами (п. 3, 4, 5 ст. 1 Закона об АО, Федеральным законом «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»[20], Федеральным законом «Об инвестиционных фондах»[21]). Исходя из классического подхода к системе источников права, законодательство, регламентирующее правовой статус акционера, можно систематизировать по степени уменьшения юридической силы. 1. Конституция РФ. Ее роль в регулировании акционерных отношений состоит в следующем: 1) ст. 30 Конституции гарантирует право каждого на объединение, а акционерное общество представляет собой именно объединение для достижения общих целей; 2) согласно п. 1 ст. 34 Конституции, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Эти права по аналогии распространяются и на юридические лица, которые, как признано в постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г., «созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности»[22]. Приобретение акций любым лицом осуществляется на свободной основе и выступает как использование своего имущества для экономической деятельности; 3) ст. 35 Конституции гарантирует в РФ право частной собственности и закрепляет право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый акционер владеет акциями на праве собственности; 4) Конституция провозглашает целый ряд установлений общего характера, которые во многих ситуациях могут служить надежной гарантией для обеспечения прав акционера как субъекта права. 5) Ст. 46 Конституции гарантирует защиту прав и свобод, позволяет обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Это положение позволяет каждому акционеру обращаться в суд за защитой своих прав акционера. 2. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ являются составной частью правовой системы РФ. Нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и рекомендациях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах. Нормы международного права обычно применяются к иностранным акционерам, инвестировавших свое имущество в российские АО. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры имеют приоритет перед законодательством РФ в случае коллизии. В качестве примера такого международного договора можно привести Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Международные договоры, заключенные бывшим СССР, сохраняют юридическую силу (поскольку РФ является правопреемницей СССР) до тех пор, пока одной из сторон не будет объявлено о его денонсации[23]. Между тем, нельзя не отметить, что применение норм международного права к акционерным отношениям является очень большой редкостью. 3. Федеральные законы являются основным элементом законодательства РФ о статусе акционера. Главными среди них являются: - Гражданский кодекс РФ (далее по тексту – ГК РФ). В п.п. 1 и 2 ст. 1, ст.ст. 9, 18, 49, ч., п. 2 ст. 209 и др. ГК РФ нашли отражение экономические права и свободы граждан, в том числе связанные с их участием в АО; - Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ. Это основной нормативный документ, который закрепляет и регулирует правовой статус акционера и направлен на защиту их прав и интересов. Помимо ГК РФ и Закона об АО действуют и другие нормативные акты частноправового характера, и смежные с ними публично-правовые нормы налогового, таможенного, финансового, административного и других отраслей законодательства. В совокупности они составляют ту основную законодательную базу, которая формирует правовое положение и задает основные принципы регулирования внутренних и внешних отношений, нормативы поведения субъектов акционерных прав, органов управления и контроля, а также разграничивает предмет и объемы ведения централизованных и локальных правовых норм, устанавливает пределы самостоятельного нормотворчества органов акционерного общества. - Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 года № 115-ФЗ; - Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ[24]; - Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29ноября 2001 г. № 156-ФЗ[25]; - Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ[26]; - Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1[27], а также некоторые другие законы, содержащие отдельные нормы, относящиеся к акционерным обществам. Закон об АО в старой редакции действовал до 31 декабря 2001 года. С 1 января 2002 года Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 7 августа 2001 года № 120-ФЗ в него внесены значительные изменения. К отношениям, возникшим до введения в действие соответствующего закона, он применяется лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу, однако если в принятом законе прямо указано, что его действие распространяется на отношения, возникшие ранее, то считается, что такому закону придана обратная сила. Обратная сила может быть придана закону в порядке исключения. Обычно приоритет имеет закон с более поздней датой введения в действие[28]. Закон действует, как правило, на всей территории Российской Федерации в отношении всех лиц, находящихся на указанной территории, до указанного в нем срока, или до прямой отмены, или до вступления в силу нового закона, отменяющего или заменяющего содержание действовавшего ранее. 4. Подзаконные нормативные акты играют значительную роль в регулировании акционерных отношений. К их числу относятся: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств, ведомств, иных федеральных органов исполнительной власти, среди которых особенно выделяются Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство имущественных отношений, Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство юстиции, антимонопольный орган. В последнее время нередко появляются межведомственные подзаконные нормативные акты. Указы Президента и Постановления Правительства подлежат официальному опубликованию (кроме актов или отдельных их положений, составляющих государственную тайну), ведомственные акты должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Подзаконные нормативные акты могут быть общего и специального характера. Подзаконные нормативные акты общего характера устанавливают одинаковые для всех акционерных обществ и акционеров правила (например, Указ Президента РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»[29]; Указ Президента РФ от 21 марта 1996 г. № 408 «Об утверждении программы мер по защите прав вкладчиков и акционеров»[30], в то время как акты специального характера регулируют особенности, свойственные отдельным видам акционерных обществ и их участникам (например, Указ Президента РФ от 9 декабря 1996 г. № 1660 «О передаче в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации»[31]). Отдельно стоит остановиться на подзаконных нормативных актах СССР и РФ, принятых до введения в действие ГК РФ. На практике эти акты создают наибольшие сложности, так как они применяются до сих пор в части, не противоречащей ГК. В качестве примера одного из таких актов, можно привести хорошо известное акционерам и участникам рынка ценных бумаг Распоряжение Президента РФ № 58-РП «О Совете директоров РАО «Газпром» и размещении его акций среди граждан РФ» от 26 января 1993 года[32]. Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ по вопросам, которые в силу ГК должны быть урегулированы федеральными законами, применяются вплоть до введения в действие соответствующих законов. Необходимо отметить, что упомянутые подзаконные акты создают наибольшее число проблем, особенно в тех случаях, когда дело доходит до судебных разбирательств[33]. 5. Правовые обычаи (обычаи делового оборота), т.е. правила, во-первых, достаточно сложившиеся и определенные в своем содержании, во-вторых, широко применяемые и не имеющие узкоспециального характера, в-третьих, когда сфера их применения ограничивается предпринимательскими отношениями, в-четвертых, не предусмотренные действующим законодательством. На основании анализа содержания ст. 5 и 6 ГК РФ можно сделать вывод, что правовые обычаи применяются там, где обнаруживаются пробелы законодательства, не восполненные соглашением сторон. По мере совершенствования законодательства ряд обычаев делового оборота получает закрепление в нормативных актах. 6. Вопрос о том, являются ли источниками законодательства об акционерных обществах акты судебной и арбитражной практики, является предметом многочисленных дискуссий. Автор придерживается позиции, согласно которой указанные акты к таковым источникам не относятся, хотя и признает их существенную роль в восполнении пробелов в действующем законодательстве. 7. Локальные акты акционерных обществ - в появлении данных актов, которые, впрочем, весьма условно можно отнести к источникам права, регулирующим акционерные отношения и статус акционера, в полной мере проявляется метод гражданско-правового регулирования, для которого характерны: автономия воли участников, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, возможность выбора между различными вариантами поведения. Локальные акты акционерных обществ разумно разделить на две группы: внутренние акты и санкционированные государством уставы и иные документы (санкционирование проявляется в государственной регистрации и в утверждении, например, уставов акционерных обществ, создаваемых при приватизации государственных унитарных предприятий). В числе внутренних актов необходимо выделить различные положения, а именно: о распределении и использовании прибыли, о ценных бумагах общества, о реестре акционеров общества и т.п. Нельзя не отметить исключительную важность локальных актов акционерного общества, которые позволяют восполнить пробелы, имеющиеся в законодательстве. Количество актов и глубина разработки локального механизма обеспечения прав акционеров зависят от степени локального нормотворчества акционерного общества и активности акционеров в защите своих прав. Отдельно следует затронуть нормативные правовые акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России, которая в настоящее время упразднена с передачей функций по контролю и надзору Федеральной службе по финансовым рынкам (далее по тексту – ФСФР)[34]. Хорошо известно: сколько ни ссылайся в судебном деле на подзаконные нормативные правовые акты, все равно суд в решении укажет общую норму закона. Исключение составляют дела, в которых стороны в обоснование своих требований или возражений ссылаются на нормативно-правовые акты ФКЦБ (ФСФР). Однако применение ее актов на практике сопряжено со значительными сложностями. Именно поэтому на них стоит остановиться особо. Статьей 43 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» предусмотрено право ФКЦБ принимать решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства РФ и нормативных актов о ценных бумагах. Решения ФКЦБ (ФСФР) принимаются в форме постановлений. Правовой статус акционера, в частности, затрагивают Постановление ФКЦБ «О порядке и объеме информации, которую открытое акционерное общество обязано публиковать в случаях публичного размещения им облигаций и иных ценных бумаг» от 7 мая 1996 г. № 8[35]; Постановление ФКЦБ «Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческий организаций» от 12 февраля 1997 г. № 8[36]; Постановление ФКЦБ «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» от 2 октября 1997 г. № 27[37]. Необходимо отметить, что все постановления ФКЦБ, изданные до 2 декабря 1998 года, даже не нуждались в регистрации в Министерстве юстиции. Согласно п.8 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденному Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года № 1009[38], постановления ФКЦБ без регистрации в Министерстве юстиции РФ вступали в силу с момента их официального опубликования в Вестнике ФКЦБ России. Лишь со дня введения в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ст.43 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», все нормативные правовые акты, издаваемые ФКЦБ (ФСФР) по вопросам, отнесенным к ее компетенции, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Отсутствие должного контроля за законотворческой деятельностью ФКЦБ привело к тому, что некоторые изданные ей правовые акты, имеющие нормативный характер, в дальнейшем оспаривались заинтересованными лицами. Дела о признании недействительными (не действующими с момента их издания) по первой инстанции рассматривает Верховный Суд РФ, который многократно признавал недействительными (не действующими с момента их издания) отдельные положения нормативных правовых актов ФКЦБ[39]. Любое лицо, в том числе акционер, считающее, что нормативным правовым актом ФКЦБ (ФСФР) нарушены его права и законные интересы, вправе обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании их недействительными. Необходимо также учитывать, что оспариваемый акт должен противоречить федеральному закону. Также следует отметить, что правовой статус акционера зависит от вида акционерного общества, участником которого он является. Речь в данной связи идет не о локальных нормативных актах, а о государственном регулировании акционерных отношений. Это касается: а) АО в сфере банковской, инвестиционной и страховой деятельности; б) АО, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий; в) АО работников (народные предприятия). Если в первых двух случаях специальные правила законодательства затрагивают в основном вопросы ограничения или сохранения видов деятельности, особенностей создания АО, установления дополнительных требований к уставному капиталу АО и/или особой компетенции специальных органов по надзору за деятельностью АО, то в двух последних – непосредственно вопросы положения акционера. В частности, статус акционера в третьем случае регламентируется дополнительно нормативными актами о приватизации предприятий: Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ (уже утратил силу), Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ, Указами Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 01 июля 1992 г. № 721, «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 24 декабря 1993 года № 2283, «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 22 июля 1994 года № 1535, «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» от 18 августа 1996 года № 1210 и другими, решениями Правительства РФ, а также специальными нормативными актами, которые издаются в отношении конкретного предприятия или группы предприятий, объединенных общей структурой управления. Для обеспечения единого толкования рассматриваемых норм Закона об АО Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в совместном Постановлении от 2 апреля 1997 года № 4/8 разъяснили следующее. 1. Если в соответствии с законодательством о приватизации в государственной собственности закрепляется на определенный срок пакет акций общества (51,38 или 25,5%), то сроком завершения приватизации является срок, на который закреплен в собственности государства указанный пакет акций. 2. По окончании срока приватизации или с момента, когда количество акций, принадлежащих государственному или муниципальному образованию, составит менее 25% от их общего числа, деятельность общества полностью переходит в сферу регулирования Закона об АО. 3. Если при приватизации предприятия было принято решение о применении специального права - «золотой акции», то предоставленные ей права сохраняются за ее держателем на весь срок ее действия или до принятия решения о прекращении специального права. Сохранявшаяся длительное время неопределенность была окончательно устранена Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», в п. 1 ст. 1 которого указано, что особенности создания АО при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами РФ о приватизации названных предприятий. Особенности правового положения АО, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право («золотая акция»), определяются федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий, т.е. ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года. Таким образом, на современном этапе был введен более совершенный механизм защиты прав акционеров при приватизации предприятий. Статус акционеров АО работников (народные предприятия) определяется ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 года. В частности, можно выделить следующие особенности: - число акционеров не может быть более 5000 человек; - работник народного предприятия не может иметь в собственности более 5% акций общества. В случае превышения указанного размера он обязан продать обществу, которое обязано купить излишки акций по их номинальной стоимости; - в случае увольнения с предприятия работник также обязан продать обществу свои акции, но уже по выкупной стоимости, а общество должно выкупить эти акции. Законом устанавливается ответственность общества за выполнение обязательства по выкупу акций: применяется ст. 395 ГК РФ. Ответственность работника за исполнение обязательства по продаже акций не установлена; - по требованию кредиторов акционера, если для удовлетворения требований первых недостаточно иного имущества должника, общество обязано выкупить у него акции и выплатить их выкупную стоимость; - работник народного предприятия вправе продать только 20% и менее от принадлежащих ему акций иным работникам предприятия или самому обществу; - дивиденд по акциям может быть выплачен не чаще одного раза в год. Действие ст. 75 Закона об АО распространяется только на акционеров, нe являющихся работниками предприятия, в числе которых могут быть и юридические лица; - по некоторым вопросам повестки дня общего собрания акционеров (реорганизация общества) применяется особый порядок голосования: 1 акционер - 1 голос, и другие. Необходимо отметить, что Закон об АО относит к специальному правовому регулированию только особенности правового статуса акционера рассмотренных групп обществ (кроме народных предприятий, о которых в законе вообще ничего не сказано), следовательно, во всем остальном, что не урегулировано специальным законодательством, необходимо руководствоваться общим законом. Подытоживая изложенное, в качестве вывода можно отметить следующие черты современного законодательства о статусе акционера. Во-первых, его эволюция показывает стремление государства создать более совершенную систему правовой защиты интересов акционеров. Во-вторых, при регулировании статуса акционера государство исходит из принципа предоставления свободы акционерам самостоятельно решать вопросы функционирования АО и своего статуса (принимать в этой связи локальные нормативные акты), но в пределах, установленных законодательством. В-третьих, в зависимости от специфики создания и деятельности АО законодатель дифференцированно подходит к определению их положения и положения их акционеров, стремясь создать оптимальные модели правового регулирования и обеспечить общественные и личные интересы.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |