Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательство Российской Федерации о статусе акционера



2020-03-17 192 Обсуждений (0)
Законодательство Российской Федерации о статусе акционера 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Характеризуя законодательство РФ о статусе акционера, следует отметить некоторые его важнейшие особенности.

Во-первых, это сравнительно небольшой временной сравнительно небольшой временной период формирования сис­темы нормативных актов. Во-вторых, наличие нескольких «особых» групп акционерных обществ, спе­цифика создания, правового положения которых регулируется специ­альными нормативными актами (п. 3, 4, 5 ст. 1 Закона об АО, Федеральным законом «Об особенно­стях правового положения акционерных обществ работников (на­родных предприятий)»[20], Федеральным законом «Об инвестиционных фондах»[21]).

Исходя из классического подхода к системе источ­ников права, законодательство, регламентирующее правовой статус акционера, можно систематизировать по степени уменьшения юридической силы.

1. Конституция РФ. Ее роль в регулировании акционерных отношений состоит в следующем:

1) ст. 30 Конституции гарантирует право каждого на объ­единение, а акционерное общество представляет собой именно объе­динение для достижения общих целей;

2) согласно п. 1 ст. 34 Конституции, каждый имеет право на свобод­ное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной за­коном, экономической деятельности. Эти права по аналогии распространяются и на юридические лица, которые, как признано в поста­новлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г., «созданы гражданами для совместной реали­зации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной, не запрещенной за­коном экономической деятельности»[22]. Приобретение акций любым лицом осуществляется на свободной основе и выступает как использование своего имущества для экономической деятельности;

3) ст. 35 Конституции гарантирует в РФ право частной собственности и закрепляет право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый акционер владеет акциями на праве собственности;

4) Конституция провозглашает целый ряд установлений общего характера, которые во многих ситуациях могут служить на­дежной гарантией для обеспечения прав акционера как субъекта права.

5) Ст. 46 Конституции гарантирует защиту прав и свобод, позволяет обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц. Это положение позволяет каждому акционеру обращаться в суд за защитой своих прав акционера.

2. Общепризнанные нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ являются состав­ной частью правовой системы РФ. Нормы международного права со­держатся в Уставе ООН, декларациях и рекомендациях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах. Нормы международного права обычно применяются к иностранным акционерам, инвестировавших свое имущество в российские АО. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры имеют приоритет перед законода­тельством РФ в случае коллизии.

В качестве примера такого международного договора можно при­вести Соглашение между Правительством РФ и Правительством Рес­публики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Международные договоры, заключенные бывшим СССР, сохраняют юридическую силу (поскольку РФ является правопреем­ницей СССР) до тех пор, пока одной из сторон не будет объявлено о его денонсации[23].

Между тем, нельзя не отметить, что применение норм международного права к акционерным отноше­ниям является очень большой редкостью.

3. Федеральные законы являются основным элементом законо­дательства РФ о статусе акционера. Главными среди них являются:

- Гражданский кодекс РФ (далее по тексту – ГК РФ). В п.п. 1 и 2 ст. 1, ст.ст. 9, 18, 49, ч., п. 2 ст. 209 и др. ГК РФ нашли отражение экономические права и свободы граждан, в том числе связанные с их участием в АО;

- Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ. Это основной нормативный документ, который закрепляет и регулирует правовой статус акционера и направлен на защиту их прав и интересов.

Помимо ГК РФ и Закона об АО действуют и другие нормативные акты частноправового характера, и смежные с ними публично-правовые нормы налогового, таможенного, финансового, административного и других отраслей законодательства. В совокупности они составляют ту основную законодательную базу, которая формирует правовое положение и задает основные принципы регулирования внутренних и внешних отношений, нормативы поведения субъектов акционерных прав, органов управления и контроля, а также разграничивает предмет и объемы ведения централизованных и локальных правовых норм, устанавливает пределы самостоятельного нормотворчества органов акционерного общества.

- Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 ию­ля 1998 года № 115-ФЗ;

- Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инве­сторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ[24];

- Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29нояб­ря 2001 г. № 156-ФЗ[25];

- Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ[26];

- Закон РСФСР «О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1[27], а также не­которые другие законы, содержащие отдельные нормы, относящиеся к акционерным обществам.

Закон об АО в старой редак­ции действовал до 31 декабря 2001 года. С 1 января 2002 года Феде­ральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федераль­ный закон «Об акционерных обществах» от 7 августа 2001 года № 120-ФЗ в него внесены значительные изменения.

К отношениям, возникшим до введения в действие соответствую­щего закона, он применяется лишь к тем правам и обязанностям, ко­торые возникли после вступления его в силу, однако если в принятом законе прямо указано, что его действие распространяется на отноше­ния, возникшие ранее, то считается, что такому закону придана об­ратная сила. Обратная сила может быть придана закону в порядке ис­ключения.

Обычно приоритет имеет закон с более поздней датой введения в действие[28].

Закон действует, как правило, на всей территории Российской Федерации  в отноше­нии всех лиц, находящихся на указанной территории, до указанного в нем срока, или до прямой отмены, или до вступления в силу нового закона, отменяющего или заменяющего содержание действовавшего ранее.

4. Подзаконные нормативные акты играют значительную роль в регулировании акционерных отношений. К их числу относятся: Ука­зы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты министерств, ведомств, иных федеральных органов исполнительной власти, среди которых особенно выделяются Феде­ральная комиссия по рынку ценных бумаг, Министерство имущест­венных отношений, Министерство финансов, Министерство эконо­мики, Министерство юстиции, антимонопольный орган.

В последнее время нередко появляются межведомственные подза­конные нормативные акты. Указы Президента и Постановления Пра­вительства подлежат официальному опубликованию (кроме актов или отдельных их положений, составляющих государственную тай­ну), ведомственные акты должны быть зарегистрированы в Мини­стерстве юстиции РФ.

Подзаконные нормативные акты могут быть общего и специаль­ного характера.

Подзаконные нормативные акты общего характера устанавливают одинаковые для всех акционерных обществ и акционеров правила (например, Указ Президента РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О неко­торых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров»[29]; Указ Президента РФ от 21 марта 1996 г. № 408 «Об утверждении программы мер по защите прав вкладчиков и акционеров»[30], в то время как акты специального характера регулируют особенности, свойст­венные отдельным видам акционерных обществ и их участникам (например, Указ Президента РФ от 9 декабря 1996 г. № 1660 «О пере­даче в доверительное управление закрепленных в феде­ральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации»[31]).

Отдельно стоит остановиться на подзаконных нормативных актах СССР и РФ, принятых до введения в действие ГК РФ. На практике эти акты создают наибольшие сложности, так как они применяются до сих пор в части, не противоречащей ГК. В качестве примера одного из таких актов, можно привести хорошо известное акционерам и участникам рынка ценных бумаг Распоряжение Президента РФ № 58-РП «О Совете директоров РАО «Газпром» и размещении его акций среди граждан РФ» от 26 января 1993 года[32].

Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ по вопро­сам, которые в силу ГК должны быть урегулированы федеральными законами, применяются вплоть до введения в действие соответст­вующих законов.

Необходимо отметить, что упомянутые подзаконные акты создают наибольшее число проблем, особенно в тех случаях, когда дело дохо­дит до судебных разбирательств[33].

5. Правовые обычаи (обычаи делового оборота), т.е. правила, во-первых, достаточно сложившиеся и определенные в своем содер­жании, во-вторых, широко применяемые и не имеющие узкоспеци­ального характера, в-третьих, когда сфера их применения ограничи­вается предпринимательскими отношениями, в-четвертых, не преду­смотренные действующим законодательством.

На основании анализа содержания ст. 5 и 6 ГК РФ можно сде­лать вывод, что правовые обычаи применяются там, где обнаружи­ваются пробелы законодательства, не восполненные соглашением сторон.

По мере совершенствования законодательства ряд обычаев дело­вого оборота получает закрепление в нормативных актах.

6. Вопрос о том, являются ли источниками законодательства об акционерных обществах акты судебной и арбитражной практики, является предметом многочисленных дискуссий. Автор придержива­ется позиции, согласно которой указанные акты к таковым источни­кам не относятся, хотя и признает их существенную роль в восполне­нии пробелов в действующем законодательстве.

7. Локальные акты акционерных обществ - в появлении дан­ных актов, которые, впрочем, весьма условно можно отнести к ис­точникам права, регулирующим акционерные отношения и статус акционера, в полной мере проявляется метод гражданско-правового регулирования, для которого характерны: автономия воли участников, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, воз­можность выбора между различными вариантами поведения.

Локальные акты акционерных обществ разумно разделить на две группы: внутренние акты и санкционированные государством ус­тавы и иные документы (санкционирование проявляется в государст­венной регистрации и в утверждении, например, уставов акционер­ных обществ, создаваемых при приватизации государственных уни­тарных предприятий).

В числе внутренних актов необходимо выделить различные поло­жения, а именно: о распределении и использовании прибыли, о цен­ных бумагах общества, о реестре акционеров общества и т.п.

Нельзя не отметить исключительную важность локальных актов акционерного общества, которые позволяют восполнить пробелы, имеющиеся в законодательстве. Количество актов и глубина разработки локального механизма обеспечения прав акционеров зависят от степени локального нормотворчества акционерного общества и активности акционеров в защите своих прав.

Отдельно следует затронуть нормативные правовые акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России, которая в настоящее время упразднена с передачей функций по контролю и надзору Федеральной службе по финансовым рынкам (далее по тексту – ФСФР)[34].

Хорошо известно: сколько ни ссылайся в судебном деле на подзаконные нормативные правовые ак­ты, все равно суд в решении укажет общую норму закона. Исключе­ние составляют дела, в которых стороны в обоснование своих требо­ваний или возражений ссылаются на нормативно-правовые акты ФКЦБ (ФСФР). Однако применение ее актов на практике сопряжено со значительными сложностями. Именно по­этому на них стоит остановиться особо.

Статьей 43 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» преду­смотрено право ФКЦБ при­нимать решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рын­ка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства РФ и нормативных актов о ценных бумагах. Решения ФКЦБ (ФСФР) принимаются в форме постанов­лений. Правовой статус акционера, в частности, затрагивают Постановление ФКЦБ «О порядке и объеме информации, которую открытое ак­ционерное общество обязано публиковать в случаях публичного размещения им облигаций и иных ценных бумаг» от 7 мая 1996 г. № 8[35]; Постановление ФКЦБ «Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческий организаций» от 12 февраля 1997 г. № 8[36]; Постановление ФКЦБ «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» от 2 октября 1997 г. № 27[37].

Необходимо отметить, что все постановления ФКЦБ, изданные до 2 декабря 1998 года, даже не нуждались в регистрации в Министер­стве юстиции. Согласно п.8 Положения о Федеральной ко­миссии по рынку ценных бумаг, утвержденному Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года № 1009[38], постановления ФКЦБ без регистрации в Министерстве юстиции РФ вступали в силу с момента их официального опублико­вания в Вестнике ФКЦБ России.

Лишь со дня введения в действие Федерального закона «О внесе­нии изменений и дополнений в ст.43 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», все нормативные правовые акты, издаваемые ФКЦБ (ФСФР) по вопросам, отнесенным к ее компетен­ции, подлежат обязательной государственной регистрации в Мини­стерстве юстиции РФ.

Отсутствие должного контроля за законотворческой деятельно­стью ФКЦБ привело к тому, что некоторые изданные ей пра­вовые акты, имеющие нормативный характер, в дальнейшем оспари­вались заинтересованными лицами. Дела о признании недействительными (не действующими с мо­мента их издания) по первой инстанции рассматривает Верховный Суд РФ, который многократно признавал недействительными (не действующими с момента их издания) отдельные положения нормативных правовых актов ФКЦБ[39].

Любое лицо, в том числе акционер, считающее, что нормативным правовым актом ФКЦБ (ФСФР) нарушены его права и законные интересы, вправе обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании их недействительными. Необходимо также учитывать, что оспариваемый акт должен противоречить федеральному закону.

Также следует отметить, что правовой статус акционера зависит от вида акционерного общества, участником которого он является. Речь в данной связи идет не о локальных нормативных актах, а о государственном регулировании акционерных отношений. Это касается:

а) АО в сфере банковской, инвестиционной и страховой деятельности;

б) АО, созданных в процессе приватизации го­сударственных и муниципальных предприятий;

в) АО работников (народные предприятия).

Если в первых двух случаях специальные правила законодательства затрагивают в основном вопросы ограничения или сохранения видов деятельности, особенностей создания АО, установления дополнительных требований к уставному капиталу АО и/или особой компетенции специальных органов по надзору за деятельностью АО, то в двух последних – непосредственно вопросы положения акционера.

В частности, статус акционера в третьем случае регламентируется дополнительно нормативными актами о приватизации предприятий: Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ (уже утратил силу), Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ, Указами Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 01 июля 1992 г. № 721, «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 24 декабря 1993 года № 2283, «Об основных положениях государст­венной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 22 июля 1994 года № 1535, «О мерах по защи­те прав акционеров и обеспечению интересов государства как собст­венника и акционера» от 18 августа 1996 года № 1210 и другими, решениями Правительства РФ, а также специальными нормативными актами, которые издаются в отношении конкретного предприятия или группы предприятий, объединенных общей структурой управления.

Для обеспечения единого толкования рассматриваемых норм Закона об АО Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в совместном Постановлении от 2 апреля 1997 года № 4/8 разъяснили следующее.

1. Если в соответствии с законодательством о приватизации в го­сударственной собственности закрепляется на определенный срок пакет акций общества (51,38 или 25,5%), то сроком завершения при­ватизации является срок, на который закреплен в собственности го­сударства указанный пакет акций.

2. По окончании срока приватизации или с момента, когда коли­чество акций, принадлежащих государственному или муниципаль­ному образованию, составит менее 25% от их общего числа, деятель­ность общества полностью переходит в сферу регулирования Закона об АО.

3. Если при приватизации предприятия было принято решение о применении специального права - «золотой акции», то предостав­ленные ей права сохраняются за ее держателем на весь срок ее дейст­вия или до принятия решения о прекращении специального права.

Сохранявшаяся длительное время неопределенность была оконча­тельно устранена Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», в п. 1 ст. 1 которого указано, что особенности создания АО при приватизации государственных и муниципальных пред­приятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами РФ о приватизации названных предприятий. Особенности правового положения АО, соз­данных при приватизации государственных и муниципальных пред­приятий, более 25% акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых ис­пользуется специальное право («золотая акция»), определяются фе­деральным законом о приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий, т.е. ФЗ «О приватизации го­сударственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года.

Таким образом, на современном этапе был введен более совершенный механизм защиты прав акционеров при приватизации предприятий.

Статус акционеров АО работников (народные предприятия) определяется ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998 года. В частности, можно выделить следующие особенности:

- число ак­ционеров не может быть более 5000 человек;

- работник народного предприятия не может иметь в собственности более 5% акций общества. В случае превышения указанного размера он обязан продать обществу, которое обязано купить излишки акций по их номинальной стоимости;

- в случае увольнения с предприятия работник также обязан про­дать обществу свои акции, но уже по выкупной стоимости, а общест­во должно выкупить эти акции. Законом устанавливается ответствен­ность общества за выполнение обязательства по выкупу акций: при­меняется ст. 395 ГК РФ. Ответственность работника за исполнение обязательства по продаже акций не установлена;

- по требованию кредиторов акционера, если для удовлетворения требований первых недостаточно иного имущества должника, обще­ство обязано выкупить у него акции и выплатить их выкупную стои­мость;

- работник народного предприятия вправе продать только 20% и менее от принадлежащих ему акций иным работникам предприятия или самому обществу;

- дивиденд по акциям может быть выплачен не чаще одного раза в год. Действие ст. 75 Закона об АО распространяется только на акционеров, нe являющихся ра­ботниками предприятия, в числе которых могут быть и юридиче­ские лица;

- по некоторым вопросам повестки дня общего собрания акционе­ров (реорганизация общества) применяется особый порядок голосо­вания: 1 акционер - 1 голос, и другие.

Необходимо отме­тить, что Закон об АО относит к специальному правовому регулированию только особенности правового статуса акционера рассмотренных групп обществ (кроме народных предприятий, о которых в законе вообще ничего не сказа­но), следовательно, во всем остальном, что не урегулировано специ­альным законодательством, необходимо руководствоваться общим законом.

Подытоживая изложенное, в качестве вывода можно отметить следующие черты современного законодательства о статусе акционера. Во-первых, его эволюция показывает стремление государства создать более совершенную систему правовой защиты интересов акционеров. Во-вторых, при регулировании статуса акционера государство исходит из принципа предоставления свободы акционерам самостоятельно решать вопросы функционирования АО и своего статуса (принимать в этой связи локальные нормативные акты), но в пределах, установленных законодательством. В-третьих, в зависимости от специфики создания и деятельности АО законодатель дифференцированно подходит к определению их положения и положения их акционеров, стремясь создать оптимальные модели правового регулирования и обеспечить общественные и личные интересы.

 



2020-03-17 192 Обсуждений (0)
Законодательство Российской Федерации о статусе акционера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательство Российской Федерации о статусе акционера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)