Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация видов и форм экономического контроля



2020-03-18 1435 Обсуждений (0)
Классификация видов и форм экономического контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Осуществить возложенные на экономический контроль задачи позволяет такая его организация, при которой в наиболее полной мере учитываются все основные принципы его построения. Важное значение при этом имеет правильное определение таких основных понятий экономического контроля, как его виды и формы, которые обусловлены соответственно организационным и методологическим классификационными подходами (рис. 1). При этом основу организационного признака составляют органы экономического контроля, означающие определенные коллективы людей, образованные специально либо уполномоченные для выполнения контрольных функций с соответствующим арсеналом действий и компетентности, и выступающие как субъекты экономического контроля [31, с. 73].

Органы экономического контроля составляют его организационную структуру и представлены как соответствующими службами в системе органов государственной власти, так и независимыми организационными формированиями в рамках гражданского законодательства (в виде хозяйственных обществ, товариществ, кооперативов, аудиторских союзов, средств массовой информации и т.п.), а также внутренними контрольными службами хозяйствующих субъектов.

Виды экономического контроля различают в зависимости от его субъектов и совокупности его контрольных органов, различающихся кругом действий и особенностями формирования. По этому признаку выделяют следующие четыре вида экономического контроля: государственный, внутренний, аудиторский и общественный (рисунок 1).

Государственный контроль представлен специальными органами государственного аппарата, компетенция которых распространяется на проверку соответствующих вопросов во всех отраслях национальной экономики. В ходе осуществляемых в стране социально-политических и экономических преобразований государственный контроль претерпел кардинальные изменения -от господствующего положения в дореформенном периоде до обычной практики, принятой в условиях рыночной экономики исходя из особенностей ее государственного регулирования на современном этапе.

Разновидностями государственного контроля выступают ведомственный и вневедомственный контроль. Первый из них представлен контрольными органами ведомств соответствующих отраслей экономики и сфер деятельности, рамками которых ограничивается его практическое осуществление. Ведомственный контроль является контрольной функцией каждого министерства, комитета или другого отраслевого (функционального) ведомства и направлен на систематическую проверку хозяйственной деятельности организаций и учреждений, входящих в систему того или иного ведомства. В отличие от органов государственного вневедомственного контроля, полномочия которых распространяются на все отрасли экономики, компетенция органов ведомственного контроля ограничивается системой только данного ведомства и может выходить при необходимости за его пределы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства. Должностное положение ведомственных контролеров также несколько отличается от статуса государственных вневедомственных контролеров. И, наконец, круг мер по результатам проведенных ревизий и проверок имеет определенные различия при государственном вневедомственном и ведомственном контроле [31, с. 115].

 

Рисунок 1 – Классификация видов и форм экономического контроля

 


Вместе с тем эти разновидности государственного контроля не противопоставляются друг другу, а, напротив, один вид контроля дополняется другим. Система одновременного функционирования государственного вневедомственного и ведомственного контроля предполагает наиболее эффективное воздействие экономического контроля на процессы экономического производства, поскольку при этом полнее учитываются интересы развития как отдельных ведомств, так и всей национальной экономики.

Внутренний контроль выступает составной частью системы корпоративного управления и осуществляется как непосредственно руководством и другими должностными лицами хозяйствующего субъекта, так и его специальными контрольными службами или привлеченными специализированными организациями. В свою очередь, внутренний контроль может осуществляться собственником (путем создания ревизионных комиссий или на договорной основе) и исполнительным органом путем создания специальной службы внутреннего контроля (аудита) либо непосредственно управленческим персоналом. В последнем случае такой контроль нередко называют управленческим, рассматривая его по аналогии с управленческим учетом одним из средств решения управленческих задач каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя [26, с. 331].

Можно ожидать, что с развитием рыночных отношений в нашей стране внутренний контроль будет играть все более возрастающую роль, становясь неотъемлемым средством руководства бизнесом и благодаря этому распространяясь на все бизнес-процессы в рамках каждого хозяйствующего субъекта.

Аудиторский контроль характерен для рыночной экономики и появился в нашей стране лишь в начале девяностых годов прошлого века (если не считать его первые шаги в досоветский период). Представляя собой независимую проверку состояния бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторский контроль невольно вторгается и во все смежные вопросы финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, благодаря чему он правомерно рассматривается как отдельный вид экономического контроля. Если принять во внимание, что в ходе осуществления аудита зачастую оказываются и сопутствующие консультационные услуги, то становится очевидным его особое значение для нормального ведения бизнеса. Не случайно именно в пореформенный период этот вид экономического контроля получает все более заметное развитие по сравнению с другими видами контроля [24, с. 177].

Общественный контроль осуществляется контрольными органами общественной самодеятельности и представляет собой самый массовый вид экономического контроля. Общественный контроль, как и государственный, с переходом к рыночной экономике подвергся существенной модернизации. Как известно, в советский период он провозглашался в качестве одной из форм развития социалистической демократии, средством постепенного превращения государственного аппарата в органы общественного самоуправления, для чего функционировала система органов народного контроля с идеей органического сочетания государственного контроля с общественной инспекцией в центре и на местах. В условиях становления рыночных отношений общественный контроль не постулируется государством, а развивается самостоятельно в той естественной среде, которая создается в рамках функционирования демократического и правового государства. Он представлен прежде всего в деятельности трудовых коллективов, наделенных трудовым законодательством определенными правами и гарантиями, которые обязаны соблюдать работодатели. Широкие возможности по осуществлению общественного контроля открывают конституционные права граждан на получение и распространение информации любым законным способом, что наиболее полно проявляется в деятельности средств массовой информации. Действенности общественного контроля существенно способствует самоорганизация граждан в виде экономических, потребительских, правозащитных и иных общественных объединений и движений. В реальную общественную силу превращаются профессиональные союзы и политические партии, активно использующие контрольную функцию для защиты интересов своих членов [23, с.231].

Основу методологического классификационного подхода экономического контроля составляют формы его осуществления, означающие сферу и технику проведения тех или иных контрольных мероприятий. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы экономического контроля. К таким признакам относятся сфера применения контроля, время его проведения, источники контрольных данных, полнота охвата объектов контроля, периодичность проведения, способы и приемы его осуществления [29, с. 53]. По сфере применения экономического контроля различают финансовый и специализированный контроль.

Финансовый контроль охватывает финансовую сферу как совокупность экономических отношений, связанных с образованием и использованием фондов денежных средств. Имея в виду, что в рыночных условиях абсолютное большинство таких отношений опосредуется в денежном измерителе, финансовый контроль выступает преобладающей формой осуществления экономического контроля (он включает в себя финансово-хозяйственный, налоговый, бюджетный, таможенный контроль, банковский и страховой надзор). Видимо, по этим чисто практическим соображениям. В экономической литературе (особенно зарубежных авторов) контроль, осуществляемый в сфере экономики, понимается как финансовый контроль (или просто контроль в том же смысле). Вместе с тем отождествлять эти понятия неправомерно, ибо экономический контроль распространяется и на ту сферу экономических отношений, где денежный измеритель не используется, а зачастую и сами эти отношения не опосредуются в финансовой форме (мы их относим к специализированной сфере) [22, с. 234].

Специализированный контроль охватывает не финансовую, а специализированную сферу экономических отношений, связанных с технологическими и иными специфическими аспектами экономического производства. В отличие от многих других стран с рыночной экономикой в нашей стране традиционно действовала и сохраняется на современном этапе довольно разветвленная система специализированного контроля, включающая в себя лицензионный, санитарно-карантинный, транспортный, иммиграционный, метрологический контроль и т.п. [30, с. 117].

В отличие от финансового контроля, характерного для всех видов экономического контроля, специализированный контроль осуществляется преимущественно государственными органами, наделенными соответствующими полномочиями.

По времени проведения экономического контроля различают предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контролю, и направлен на предупреждение незаконного и нерационального использования экономических ресурсов. Форма предварительного контроля играет важную роль в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, в связи с чем ее целесообразно использовать прежде всего во внутреннем контроле непосредственно в процессе планирования, бюджетирования и до начала осуществления бизнес-процессов.

Текущий контроль проводится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций и призван оперативно устранять недостатки, выявлять и закреплять положительные тенденции в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. Экономический контроль в его текущей форме осуществляется всеми органами контроля и прежде всего внутренними контролерами.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций и направлен на выявление уже допущенных недостатков или примененного положительного опыта. Благодаря последующему контролю обеспечивается объективная оценка деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных должностных лиц. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех органов экономического контроля.

По источникам контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль.

Документальным называется контроль, осуществляемый по документальным данным. В качестве источников контрольных данных выступают бизнес-планы, сметы, бюджетные задания структурным подразделениям хозяйствующих субъектов, годовая и промежуточная бухгалтерская отчетность, формы статистической и налоговой отчетности, а также первичные документы и регистры, внутриуправленческая отчетность, справочники и другие документальные носители экономической информации.

Фактическим считается контроль, осуществляемый по данным осмотра в натуре проверяемых объектов. Достоинство фактического контроля состоит в том, что он обеспечивает безусловную достоверность контрольных данных. Однако из-за отсутствия необходимой информации во всей полноте он не в состоянии воссоздать всю картину хозяйственных процессов и объектов, поэтому его следует сочетать с документальным контролем [27, с. 87].

По охвату проверяемых объектов выделяют сплошной и выборочный контроль.

Сплошной контроль означает проверку объектов (хозяйственных операций) в сплошном порядке и характеризуется большой трудоемкостью, в связи с чем он используется по отдельным участкам финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (обычно при обнаружении фактов недостач, растрат и хищений, а также в профилактических целях, например, при ревизии кассовых операций, финансовых вложений, отдельных видов материально-производственных запасов, основных средств и др. [31, с. 13].

Выборочный контроль ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов (хозяйственных операций) по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля. Он получил широкое распространение в контрольно-ревизионной практике.

Следует отметить, что при проведении комплексных ревизий и тематических проверок рекомендуется шире сочетать сплошной и выборочный способы контроля, что существенно повышает их качество.

По периодичности проведения контроля можно выделить систематический (регулярный) и разовый (эпизодический) контроль.

Систематический (регулярный) контроль проводится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и аудиторского контроля. В этом отношении общественный контроль часто осуществляется в разовом (эпизодическом) порядке и обусловлен в основном теми или иными общественными интересами (инициативами). Однако при наличии отдельных обстоятельств и разовый контроль может стать систематическим (впредь до решения поставленных вопросов, проведения какой-либо кампании и т.п.), а систематический контроль превратится в разовый (эпизодический) (например, при снижении пороговых значений критериальных показателей обязательного аудита).

По способам осуществления экономического контроля различают следствие (расследование), хозяйственный спор, проверку (обследование), экономический анализ, самоконтроль и ревизию.

Следствие (расследование) представляет собой такой способ контроля, при котором выявляются виновность физических лиц и размер причиненного ими материального ущерба. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуществляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц. Результаты следствия (расследования) оформляются протоколами и постановлениями следственных органов (органов дознания) [21, с. 76].

Хозяйственный спор означает способ выявления соблюдения законности и обеспечения законных прав в хозяйственных взаимоотношениях экономических субъектов. Хозяйственные споры разрешаются органами Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, а также судами общей юрисдикции. В деле обеспечения правовых норм и обычаев делового оборота в стране правильное разрешение хозяйственных споров играет важную роль, что служит уникальным способом осуществления экономического контроля. Результаты рассмотрения хозяйственных споров оформляют в виде протоколов и постановлений.

Проверка (обследование) есть один из самых распространенных способов экономического контроля, заключающийся в установлении достоверности фактов о совершении тех или иных хозяйственных операций. Термин «проверка», адекватный в широком смысле слова понятию «контроль», в данном случае характеризует лишь один из его способов, который наиболее часто применяется либо в отдельных видах экономического контроля (аудиторского, общественного) или при необходимости специального изучения отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. И в тех, и в других случаях результаты проверки оформляются обычно отчетами (справками) лиц, осуществляющих эти проверки. Разновидностью проверки является обследование, которое применяется обычно для подготовки к обсуждению или решению тех или иных вопросов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Результаты обследования оформляют также в виде отчета (справки).

Экономический анализ представляет собой один из важных способов контроля, заключающийся в выявлении влияния отдельных факторов на результаты хозяйственно-финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Практическое осуществление экономического анализа как способа контроля совмещается обычно с другими способами (проверками, обследованиями, ревизиями и т.д.). Результаты анализа оформляют аналитическими таблицами, графиками, текстовым описанием [29, с. 224].

Самоконтроль означает осуществление экономического контроля непосредственно управленческим персоналом хозяйствующего субъекта и является преобладающей формой проведения внутреннего контроля.

Ревизия - важнейшая форма экономического контроля по способам его осуществления, что подчеркивается и названием данной учебной дисциплины «Контроль и ревизия». Одновременно Она выступает одним из элементов метода экономического контроля.

Перечисленные формы экономического контроля используются в контрольно-ревизионной практике не изолированно, а в сочетании, что существенно повышает действенность экономического контроля.

Основные положения этого нормативного документа сохранены и в действующих нормативных актах по экономическому контролю.

Начиная с 1992 г. в стране осуществляются радикальные политические и социально-экономические преобразования, направленные в конечном счете на построение правового демократического государства с рыночной экономикой и общепринятыми человеческими ценностями. Составной частью таких преобразований является переход на принятую в мировой практике систему учета и контроля, что наиболее ярко проявилось в последовательном освоении международных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудита и социально-экономической статистики. Предпринимаются меры по введению в отечественную практику и общепринятых норм государственного финансового контроля в рамках международного сотрудничества их высших национальных органов (счетных палат и им подобных структур) [31, с. 33].

В настоящее время уже достаточно полно сформировалась отечественная система экономического контроля, характерная для стран с рыночной экономикой. Его основу составляют внутренний контроль самих хозяйствующих субъектов, непосредственно организующих и контролирующих экономические процессы, и независимый аудиторский контроль, выступающий в форме предпринимательской деятельности и благодаря этому обеспечивающий объективность своих результатов, а также государственный контроль, посредством которого реализуются меры по государственному регулированию экономики, и общественный контроль, способствующий соблюдению конституционных прав граждан на получение и распространение информации, в том числе связанной с функционированием экономики.

 



2020-03-18 1435 Обсуждений (0)
Классификация видов и форм экономического контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация видов и форм экономического контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1435)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)