Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика проведения ревизии денежных средств в кассе, по расчетному счету и прочим счетам в банке



2020-03-18 374 Обсуждений (0)
Методика проведения ревизии денежных средств в кассе, по расчетному счету и прочим счетам в банке 0.00 из 5.00 0 оценок




Ревизия кассы организации. ОАО «УЗТС» имеет специально оборудованное и изолированное помещение, предназначенное для приёма, выдачи и временного хранения наличных денег. Ревизия проводится внезапно. Во время ревизии прекращаются прием и выдача денежных средств. Посторонние лица в кассовое помещение не допускаются. Перед началом ревизии проверяются наличие у кассира обязательства о материальной ответственности, приказ о его назначении на работу, расписка кассира об ознакомлении с Порядком ведения кассовых операций.

Перед началом ревизии у ревизора должен быть акт ревизии наличных денежных средств (наличных денег, почтовых марок и др.), фактически находящихся в кассе организации. В преамбуле акта содержится расписка кассира о том, что к началу ревизии все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию, все денежные средства, поступившие под его ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается ревизионной комиссией и материально ответственным лицом. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия, второй — остается у материально ответственного лица. При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах (для материально ответственных лиц, сдавших и принявших ценности, и бухгалтерии).

Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается.

При обнаружении в кассе излишка или недостачи наличных денег в акте указываются их суммы и причины их возникновения. Представим данные контроля денежных средств анализируемого ОАО «УЗТС» в таблице 4.

 

Таблица 4 – Данные контроля денежных средств в кассе ОАО»УЗТС»  за 20003-2005 годы

Дата проверки

Сумма, руб.

Результат, руб.

по данным учета по фактическим данным излишек недостача
20.09.2003 25698,56 25698,56 - -
17.10.2004 17695,19 17695,19 - -
26.05.2005 19863,25 19863,25 - -

 

Из приведенных данных таблицы 4 видно, что инвентаризация проводится в ОАО «УЗТС» всего один раз в год, хотя следовало бы проводить 1 раз в квартал. Положительно, что по результатам инвентаризации расхождений с данными учета не наблюдается, поэтому бухгалтерские записи на их разницу не осуществляется. Если бы в результате инвентаризации были обнаружены излишки, то их необходимо оформить следующей проводкой: Дт 50 «Касса» Кт 91 «Прочие доходы и расходы». Недостача должна отражаться следующим образом:

- Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кт 50 «Касса» – на сумму выявленной недостачи;

- Дт 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кт 94 «Прочие доходы и расходы» – выявленные суммы отнесены на материально-ответственное лицо;

- Дт 50 «Касса» Кт 73/2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» – в кассу внесена сумма недостачи.

На момент ревизии все кассиры-раздатчики должны сдать деньги главному кассиру и расписаться в книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств.

В присутствии членов комиссии кассир вносит в кассовую книгу неотраженные кассовые ордера и выводит остаток. После проверки кассового отчета инвентаризационная комиссия приступает к подсчету фактического наличия денег и других ценностей, хранящихся в кассе.

Главный кассир открывает сейф и в присутствии комиссии подсчитывает деньги и другие ценности, а затем их пересчитывает ревизор. Заявления кассира о наличии в кассе денежных средств и других ценностей, не принадлежащих данной организации, во внимание не принимаются. При подсчете фактического наличия денег никакие расписки и неоформленные документы в остаток наличности не принимаются. В виде исключения разрешается засчитывать выплаченные суммы по платежным ведомостям, по которым выплата еще не закончена и не истек срок разрешительной надписи, как наличные деньги. Все предъявленные кассиром частные расписки и другие незаконные документы перечисляются в акте ревизии с указанием, когда, кому, для какой цели, сколько и по чьему распоряжению (или без распоряжения) выданы деньги.

Наличные деньги пересчитываются по купюрам, пачки денег следует распечатать и проверить количество денег в них прямым счетом. Закончив пересчет наличных денег, ревизор проверяет наличие в кассе денежных документов (марок, проездных билетов), бланков строгой отчетности, ценных бумаг. Фактические остатки денег, денежных документов и бланков строгой отчетности сопоставляются с остатками по данным бухгалтерского учета. Если при проверке обнаружены недостача или излишек денег, денежных документов и бланков строгой отчетности, то у кассира берется письменное объяснение о причинах выявленных расхождений. Ревизор обязан тщательно проверить достоверность представленных объяснений. Если недостача или излишек по кассе образовались в результате нарушения правил ведения кассовых операций или злоупотреблений, ревизор может потребовать отстранения кассира от занимаемой должности или передачи материалов на виновных лиц в правоохранительные органы.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Наличие бланков ценных бумаг и других документов строгой отчетности проверяется по видам бланков (по акциям, например, именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные) с учетом начальных и конечных номеров этих бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам. При проверке расходных и приходных кассовых ордеров, подшитых к отчету кассира, ревизор устанавливает наличие номера, даты и подписи. Случай расхождения дат составления приходного кассового ордера и фактического оприходования в кассу поступивших сумм может свидетельствовать о незаконном использовании в течение какого-либо срока денежных средств для других целей или о попытке скрыть фактическое поступление денег в кассу.

Требование соблюдения лимита остатка кассы должно обеспечиваться на основании порядка ведения кассовых операций в РФ и Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ. Если предприятие все же оставит в кассе наличные деньги свыше установленного лимита, оно может быть оштрафовано. Сумма штрафа составит от 4000 до 50000 рублей. За это же нарушение руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 4000 до 5000 рублей. Такие размеры штрафов установлены ст.15.1 Кодекса об административных нарушениях. Данные санкции применяются и при превышении лимита расчетов наличными денежными средствами по одной сделке.

Со вступлением в силу с 28 июня 2003 года Закона о контрольно-кассовой технике предприятие должно применять контрольно-кассовую технику даже в том случае, если его клиент – юридическое лицо. Налоговые органы обязаны следить за тем, чтобы предприятие всю наличную выручку пробивали через кассовый аппарат и выдавали покупателям чеки. Штрафы за неприменение контрольно-кассовой техники предусмотрены в статье 14.5 КоАП РФ. В нем сказано, что с организации за это могут взыскать от 30000 до 40000 рублей. На сотрудника, который допустил нарушения налоговые органы вправе наложить штраф в размере от 3000 до 4000 рублей.

В ОАО «УЗТС» не соблюдается кассовая дисциплина в части остатков денежных средств на конец дня в середине месяца, а также на отчётную дату, которые составляют различные суммы. Тем самым ОАО «УЗТС» может быть подвергнут штрафным санкциям.

Не соблюдается предельный размер расчётов наличными деньгами по одному платежу, который не должен превышать 60000 рублей между юридическими лицами. Так в январе в кассу получено от ООО «Ноосфера» 90000 рублей по одному приходному ордеру, т. е. превышение составило 30000 рублей, за что в соответствии КоАП РФ ОАО «УЗТС» при проверке кассовой дисциплины налоговыми органами или банком может быть оштрафован. На протяжении всего проверяемого периода имеет место нечёткое оформление кассовых документов:

-отсутствует гашение приходных и расходных кассовых документов штампом «оплачено», «получено» с указанием даты;

- нет даты получения денежных средств получателями;

- сумма к выдачи пишется получателем с маленькой буквы, не с начала строки;

- имеет место не соответствие даты выписке расходного ордера и даты получения денежных средств получателями, к примеру выплачено 21. 04. 2004г., а расходный кассовый ордер составлен 24.04.2004г. 5000 рублей, выплачено 25.05.2004г., а расходный кассовый ордер составлен 31.05. 2005г.на сумму 1800 руб.

Общее поступление денежных средств в кассу ОАО «УЗТС» за май месяц 2005г. составило 20685777,76 руб. из которых 1540965,58 руб.от покупателей, за квартплату поступило 5424, 60 руб., с расчётного счёта поступило 14329092,96 руб., прочие поступления составили 4810294,62 руб. (приложение Х).

Общий расход денежных средств за этот же период составил 20685794,68, которые были направлены на:

-зарплату работникам предприятия 3749199,97 руб.;

- выдано под отчёт 687953,25 руб.;

- оплачено поставщикам 4762728,49 руб.;

-произведены платежи в бюджет 2482590,95 руб.;

- прочие выплаты 375225,18 руб.

Документы, не соответствующие требованиям Положения о ведении кассовых операций, не признаются оправдательными. В процессе ревизии необходимо тщательно проверять достоверность операций, отраженных в таких документах.

При обнаружении недостачи или излишка ценностей в кассе в акте ревизии указываются их сумма и обстоятельства возникновения. Недостача взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и зачисляются в доход предприятия.

Ревизия отражения кассовых операций в учете. Одновременно с ревизией кассы предприятия ревизор проверяет правильность отражения приходно-расходных операций на соответствующих счетах баланса. На каждом первичном документе или кассовом отчете бухгалтер предприятия должен указывать балансовый счет. Ревизор проводит сплошным или выборочным методом сверку оборотов по дебету и кредиту, а также остатков денег, показанных в кассовых отчетах, журналах, ведомостях и книгах. При обнаружении случаев неоприходования денег или разрыва между датами получения денег согласно выписке банка и оприходования их по кассе ревизор обязан выяснить причины и определить виновных лиц, обязанных письменно объяснить указанные злоупотребления и нарушения. Одновременно с проверкой полноты оприходования полученных из банка средств следует определить, правильно ли отражены по кассе наличные деньги, внесенные в банк на счета ревизуемой организации. Для этого ревизор составляет отдельную ведомость, где указывает дату и номер расходного кассового ордера, номер и дату квитанции банка о приеме денег, сумму и дату выписки банка, в которой отражено поступление денег. При анализе полноты и своевременности оприходования поступивших наличных денег из прочих источников рекомендуется проводить встречные проверки.

В ОАО «УЗТС» имеются кассиры-раздатчики, в чьи функции входит выплата заработной платы в цехах по платежным ведомостям или получение денег от покупателей при выездной торговле.

Главный кассир ведет книгу учета принятых и выданных денежных средств другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику)(форма № КО-5). Перед началом рабочего дня главный кассир выдает другим кассирам необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге формы № КО-5.

Кассиры-раздатчики в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным документам, и сдать остаток наличных денег и кассовые документы по произведенным операциям главному кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.

По авансам, полученным для оплаты труда кассир-раздатчик обязан отчитаться в срок, указанный в платежной ведомости для их выплаты. До истечения этого срока кассиры обязаны ежедневно сдавать в кассу остатки наличных денег, не выданных по платежным ведомостям. Эти деньги сдаются в опечатанных кассирами сумках, пакетах и других упаковках главному кассиру под расписку с указанием объявленной суммы.

Если по платежной ведомости выдает деньги кассир-раздатчик, то в конце ведомости должна быть надпись «Деньги по ведомости выдавал (подпись)». Выдача денег кассиром и раздатчиком по одной ведомости запрещается.

Ревизия работы кассира-раздатчика.Ревизор обращает внимание на следующие особенности работы кассира-раздатчика: проверяет платежные ведомости, по которым выдается заработная плата, есть ли на платежных ведомостях разрешительные надписи на выплату денег с указанием срока выплаты, есть ли расписки лиц, получивших деньги, или отметка «Депонировано», если деньги не получены.

Установлен случай, когда рабочим начислялись премии в принятом порядке по показателям выработки. При проверке жалоб некоторых рабочих на несвоевременное начисление им причитающихся сумм ревизор обратил внимание на то, что премии начислялись давно выбывшим лицам, поскольку за выпиской документов на выдачу депонированных сумм не было должного контроля: в списке депонентов не были выделены выбывшие лица и не установлен особый режим выдачи этих сумм.

Выборочно следует проверять, все ли внесенные в платежные ведомости лица являются работниками ревизуемой организации, нет ли среди них подставных лиц. Такие факты можно обнаружить, сопоставляя фамилии лиц в платежной ведомости с данными учета личного состава, табелей и других документов. Для предупреждения подобных злоупотреблений платежные ведомости после их составления и до выплаты по ним денег следует передавать на визирование отделу кадров.

Согласно ст. 167 НК РФ, если покупатель не исполнил свои обязательства по договору, датой оплаты товаров признается наиболее ранняя из следующих дат:

- день истечения срока исковой давности;

- день списания дебиторской задолженности.

Таким образом, списанная в убыток дебиторская задолженность признается погашенной, и НДС у организаций, начисляющих налоги «по оплате», подлежит перечислению в бюджет.

Списать дебиторскую задолженность на убыток можно только по приказу или распоряжению руководителя организации по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности и резервов сомнительных долгов. Списанная дебиторская задолженность учитывается на забалансовом счете 007 «Списание в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Согласно действующему порядку сначала организация должна написать претензию дебитору. Претензия — это письменное уведомление, которое один участник договора направляет другому в случае, если тот нарушил свои обязательства по договору.

Если не удается уладить разногласия с помощью претензии, организация-кредитор предъявляет иск в арбитражный суд не позднее четырех месяцев с момента отгрузки продукции (товаров, работ, услуг). Ответчику-дебитору направляется копия искового заявления с приложением необходимых документов.

Зачет взаимных требований может быть произведен либо по заявлению одной из сторон, либо по соглашению сторон. Заявление необходимо составлять в безусловном порядке, не ожидающем согласия другой стороны на проведение зачета. Сделка по проведению взаимозачета вступает в силу с момента получения заявления другой стороной. Подтверждением получения может служить почтовая квитанция, уведомление о получении. Заявление может составляться лишь после акта сверки расчетов взаимной задолженности.

Акт сверки расчетов взаимной задолженности составляется сторонами до проведения взаимозачета для выявления ее точных размеров. Данный акт применяется для проведения одностороннего или двустороннего взаимозачета. В соответствии с ГОСТОМ Р 6.30-97 акт должен содержать справочные данные об организациях, проводящих сверку расчетов. Во вводной части проводится основание его составления: ссылка на договора или на какие-либо действия сторон. В акте указываются должности, фамилии и инициалы лиц, уполномоченных проводить сверку. Акт сверки должен иметь гриф утверждения, подпись руководителя организации, быть заверен печатью. Текст акта может включать пункты, подпункты или иметь табличную форму, далее указываются отметки о приложении, сведения о количестве экземпляров акта, месте их нахождения или адресатах, которым они отправлены. Наличие акта сверки без указания в нем факта погашения встречных требований не погашает обязательств сторон.

Одним из самых распространенных способов продажи дебиторской задолженности — продажа по договору уступки права требования (цессии). Он предполагает переоформление первоначального договора, где в качестве одной из сторон будет выступать другая организация, которое приобретает не только право требовать погашения долга, но и другие права и обязанности первоначального кредитора, вытекающие из договора, по которому возникла дебиторская задолженность. Для того чтобы переуступить право требования дебиторской задолженности, не требуется согласия должника. Его только следует известить о переводе долга новому кредитору.

Важным моментом является то, что по договору цессии права передаются в полном объеме, т.е. новый кредитор может требовать от должника не только выплаты основного долга, но и уплату штрафов, пеней, неустоек.

К договору цессии прилагаются документы, подтверждающие сам факт задолженности, а также ее размер. Таким документом, в частности, может быть акт сверки взаимной задолженности кредитора и должника.

Иногда сторона, которая приобретает задолженность, требует от прежнего кредитора подлинник базового договора, так как с момента вступления в силу договора цессии новый кредитор становится одной из сторон этого договора. Зачастую именно это требование становится главным препятствием в переговорах.

Формой погашения дебиторской задолженности является проведениеодностороннего зачета. Возможность проведения зачета в одностороннем порядке, представленная ст. 410 ГК РФ, является правом, а не обязанностью.

Необходимо ежемесячно проводить сверку взаиморасчетов с покупателями, одновременно являющимися поставщиками. Основанием для осуществления операции по счетам бухгалтерского учета может быть справка, составленная бухгалтерией организации.

Товарообменная сделка — это сделка, предусматривающая обмен исключительно товарами. Если одна из сторон сделки представляет другой не товары, а работы или услуги, то такая сделка не считается товарообменной.

Отношения сторон при осуществлении товарообменных операций регулируются главой 31 «Мена» ГК РФ. В соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой, т.е. объектом договора мены может быть только имущество, принадлежащее субъекту сделки на праве собственности. Иными словами, не могут стать объектом договора мены услуги, работы, обязательства.

Возможны три варианта договоров мены:

- стоимость товаров договором не установлена и товары признаются равноценными;

- товары признаны неравноценными и предусмотрено, что сторона, передающая товар меньшей стоимости, обязана уплатить другой стороне разницу в стоимости ее товара;

- товары признаны неравноценными, но порядок уплаты разности в ценах не установлен.

Согласно ПБУ 9/99, если невозможно установить стоимость получаемого имущества, выручка отражается исходя из стоимости того имущества, которое было передано по договору мены. Эта стоимость определяется по ценам, по которым организация обычно реализует такое же или аналогичное имущество сторонним покупателям.

Согласно ПБУ 10/99, если неизвестна стоимость передаваемого имущества, величину оплаты по договору мены определяют исходя из стоимости получаемого имущества. Эта стоимость рассчитывается по ценам, по которым обычно организация приобретает такое или аналогичное имущество.

Понятие «бартер» в ГК РФ не определено. Определение бартера дано в Указе Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок». Внешнеторговыми бартерными сделками признаются сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Бартер предусматривает более широкий спектр объектов, в отношении которых осуществляется обмен. По договору бартера обмениваются как товары, так и работы, а по договору мены объектом обмена являются только товары, принадлежащие сторонам сделки на праве собственности.

Учет дебиторской задолженности ведется в ведомости отгрузки и реализации готовой продукции № 16 или машинограмме, которая является регистром аналитического учета одновременно по двум счетам — 90 «Продажи» (в части отгрузки — графы 1—4 ведомости) и 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Ведомость отгрузки и реализации готовой продукции позволяет:

- определить объем выручки от реализации;

- определить дебиторскую задолженность за каждым покупателем и время ее образования;

- отразить бухгалтерские проводки по счетам синтетического учета, в том числе по списанию дебиторской задолженности (графы 13, 14 ведомости № 16).

Суммы в ведомости отгрузки и реализации готовой продукции должны регулярно сверяться с сальдо счета 62.

Двусторонним документом для оформления зачета взаимных требований может быть акт зачета взаимных требований. В нем должны быть указаны сведения об основаниях возникновения задолженности (реквизиты договоров), дата проведения взаимозачета и сумма взаимных требований. Иногда акт зачета взаимных требований называют соглашением. Требования к форме акта зачета взаимных требований такие же, как и к акту сверки задолженности.

Для проведения взаимозачета необходимыми документами являются:

- акты выполненных работ с окончательной суммой платежа по каждому из договоров и обязательным выделением сумм НДС;

- накладные на отгрузку и оприходование продукции (товаров) с выделением НДС;

- акты сверок сумм начисленных кредиторских и дебиторских задолженностей в балансах организаций с обязательным выделением сумм НДС.

На дату проведения зачета взаимных требований делаются следующие записи:

Дт 60 — Кт 62 — закрыты задолженности в сумме зачета;

Дт 68 — Кт 19 — отражен НДС в зачет бюджета;

Дт 76 — Кт 68 — начислен оплаченный НДС с выручки.

Проверка реальности и законности расчетов с дебиторами и кредиторами. Ревизор проверяет законность и реальность задолженности по расчетам с поставщиками, покупателями (потребителями), разными дебиторами и кредиторами, а также по внутриведомственным и внутрихозяйственным расчетам. Необходимо выяснить, проведена ли в установленном порядке годовая инвентаризация всех расчетных статей баланса и отражены ли ее результаты в учете и отчетности; не значатся ли на расчетах с поставщиками недостачи материальных ценностей, подлежащие отнесению на виновных лиц или списанию на издержки обращения в пределах норм естественной убыли, незаконно перечисленные по бестоварным счетам или в порядке авансирования поставщиков под предлогом возврата кредиторской задолженности.

Проверяются также своевременность регистрации счетов, счетов-фактур поставщиков и передачи их в отделы для акцепта, а также отслеживание этих документов специалистами отделов для соблюдения поставщиками договорных обязательств по ассортименту, количеству, комплектности и срокам отгрузки продукции, правильности цен, наценок и скидок, предусмотренных прейскурантами и особыми условиями поставки. В ходе этой процедуры ревизор проверяет, правильно ли отражены в учете операции и реальна ли задолженность по расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам продукции, своевременно ли составлены акты приемки (приходные ордера), полностью ли оприходованы товарно-материальные ценности, поступившие без сопроводительных документов, не допускается ли по расчетам с поставщиками запрещенное взаимное перекрытие (сальдирование) в балансе сумм товаров в пути, задолженности поставщикам по счетам, не оплаченным в установленные сроки, и задолженности по неотфактурованным поставкам.

При запущенности бухгалтерского учета расчетов следует организовать проведение внеплановой инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, проанализировать оборачиваемость дебиторской задолженности, период погашения её, сделать соответствующий анализ по каждому дебитору. Анализ приведен в таблице 5.

Таблица 5 – Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности в ОАО «УЗТС»

Показатели 2003 г. 2004 г. Изменение (+,-)
Выручка от продаж, тыс. руб. 71865 142136 +70271
Средняя дебиторская задолженность, тыс. руб.   28345   31394   +3049
Оборачиваемость дебиторской задолженности, в оборотах   2,5   4,5   +2,0
Период погашения дебиторской задолженности, в днях   144   80   -64
Для дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов, %   20,8   19,2   -1,6

 

Согласно данным таблицы 5, заметим, что оборачиваемость дебиторской задолженности ускорилось. Так в 2004 г. она составляла 4,5 оборота, что на 2 оборота больше, чем в 2003 г. Следствием ускорения оборачиваемости является уменьшение периода погашения дебиторской задолженности в 2004 году на 64 дня по сравнению с 2003 г. Данное положение позволяет судить об улучшении состояния расчетов с дебиторами. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов в 2004 г. снизилась на 1,6 пункта по сравнению с 2003 г. Снижение данного показателя свидетельствует об увеличение мобильности структуры имущества предприятия. Анализ дебиторской задолженности необходимо дополнить анализом кредиторской задолженности.

Необходимо выяснить следующие факты: какие меры принимаются по снижению дебиторской задолженности (особенно просроченной); производится ли взаимная сверка с дебиторами и кредиторами сумм задолженности; имеются ли подтверждения о размерах долгов; существует ли нереальная дебиторская и кредиторская задолженность, каковы причины и лица, виновные в ее возникновении; соблюдается ли установленный порядок списания на убытки сумм безнадежной дебиторской задолженности; нет ли фактов необоснованного списания дебиторской и кредиторской задолженности на результаты деятельности; не производилось ли списание как безнадежной дебиторской задолженности поставщиков, покупателей и заказчиков стоимости оплаченных и фактически полученных товарно-материальных ценностей, но не оприходованных под отчет материально ответственных лиц; не относятся ли на счет расчетов с дебиторами по претензиям (или на другие счета) недостачи, хищения, брак и порча товаров с последующим отнесением этих сумм на убытки под видом списания безнадежной дебиторской задолженности и несостоятельности ответчиков.

Кредиторская задолженность возникает, как правило, вследствие существующей системы расчетов между предприятиями, когда доля одного предприятия-покупателя другому погашается по истечении определенного периода. Кредиторская задолженность возникает также в тех случаях, когда предприятие сначала отражает у себя в учете возникновение задолженности
 (перед работниками по оплате труда, перед бюджетом по разного рода платежам, внебюджетными фондами и тому подобное), кроме того, кредиторская задолженность является следствием несвоевременного выполнения предприятием своих платежных обязательств.

Ее объем, качественный состав и движение характеризуют состояние платежной дисциплины, которая в свою очередь, свидетельствует о степени стабильности финансового состояния предприятия.

Наличие краткосрочной кредиторской задолженности означает, что в ОАО «УЗТС» несвоевременно осуществляет платежи по своим обязательствам и нарушает сроки погашения задолженности. Несвоевременные расчеты по причитающимся платежам создают финансовые затруднения у других предприятий, организаций и учреждений.

Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности определяются аналогично показателем оборачиваемости дебиторской задолженности. Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности приведен в таблице 6.

Таблица 6 – Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности в ОАО «УЗТС»

Показатели 2003 г. 2004 г. Отношения (+;-)
Средние остатки кредиторской задолженности, тыс. руб.   131270   148417   +17147
в т. ч. Поставщикам, тыс. руб. 18168 12304 -5804
Выручка от продаж, тыс. руб. 71865 142136 +70271
Оборачиваемость кредиторской задолженности, в оборотах   0,5   1,0   0,5
Оборачиваемость кредиторской задолженности, в днях   720   360   -360
Доля кредиторской задолженности в общем объеме пассивов, %   88,5   71,8   -16,7

 

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого организации. Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях) показывает средний срок возврата долгов организации по текущим обязательствам.

Данные таблицы 6 показывают, что состояние расчетов предприятия с кредиторами улучшилось. Оборачиваемость кредиторской задолженности ускорилась. В 2003 г. она составляла 0,5 оборота, в 2004г. – 1 оборот. Вследствие ускорения оборачиваемости происходит снижение периода погашения кредиторской задолженности в 2004 г. на 360 дней по сравнению с 2003 г. Доля кредиторской задолженности в общем объеме сократилась на 16,7 пункта в 2004 г. по сравнению с 2003 г.

Инвентаризация расчетов с покупателями. Инвентаризация расчетов проводится в соответствии с приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Принципы инвентаризации расчетов аналогичны инвентаризации имущества. Приказом предусмотрены инвентаризационные описи для инвентаризации товаров отгруженных, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Основным при проведении такой инвентаризации является факт подтверждения (согласования) задолженности с дебиторами (кредиторами) по результатам сверки задолженности (встречные проверки).

Ревизия командировочных расходов. Ревизор проверяет правильность оформления и использования типовой формы командировочного удостоверения: наличие необходимых реквизитов, указание цели командировки, наличие отметок о прибытии и выбытии, заверенных печатью организации, в которую командирован работник. Ревизор проверяет правильность определения срока командировки и законность ее продления, правильность подсчета дней (полных суток) пребывания в командировке, правильность возмещения документально подтвержденных расходов по найму жилого помещения, проезду к месту командировки и выплаты суточных. Если в счетах за проживание указаны расходы на питание, дополнительные услуги (например, сауна, бильярд и пр.), то такие расходы должны быть санкционированы руководителем. Такие расходы в целях налогообложения на себестоимость не относятся. Проверяются также отнесение на себестоимость расходов в пределах утвержденных норм, наличие и правильность ведения журнала регистрации командировок лиц, отбывающих и прибывающих в командировки в данную организацию.

У организации возникают расчеты с подотчетными лицами по суммам денежных средств, выданным им для выполнения различных административно-хозяйственных задач. При выдаче денежных средств организация обязана:

- определить сумму подотчетных средств и срок, на который она выдается;

- получить от подотчетного лица отчет о расходах в срок не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы средства;

- выдавать денежные средства работнику под отчет при условии сдачи им отчета по ранее выданным авансам;

- запретить передачу подотчетных денежных средств от одного работника другому.

В организации должен существовать утвержденный руководителем список работников, которым могут выдаваться под отчет наличные денежные средства на административно-хозяйственные и операционные расходы. В него могут включаться только постоянно работающие лица, в том числе на условиях совместительства, или работающие по договорам подряда.

Банком России установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Данное требование не означает, что денежные средства на приобретение, например, товарно-материальных ценностей должны выдаваться под отчет только в указанных пределах. Ограничения на выдачу подотчетных сумм может устанавливать только руководитель организации. Однако подотчетное лицо не может выплачивать наличными средствами в один день одному юридическому лицу сумму более установленной в качестве предельного размера расчетов между юридическими лицами.

Факт расходования подотчетных сумм должен быть в обязательном порядке подтвержден первичными оправдательными документами, имеющими необходимые реквизиты: наименование документа, дату его оформления, наименование организации-продавца, содержание хозяйственной операции, цену, количество и стоимость товара (работ, услуг), подписи ответственных лиц, заверенные печатью организации, и т.п. Такими документами при оформлении оплаты хозяйственных расходов могут служить квитанции к приходному кассовому ордеру, закупочные акты, квитанции установленных форм (например, на оплату услуг связи) и т.п. Ревизор проверяет учётные и отчётные данные (баланс, форму №2 – Отчёт о прибылях и убытках ) (приложение Ц, Ш).

Оприходование материалов и прочих хозяйственных расходов осуществляется в момент принятия к учету авансового отчета.

Для отражения расчетов с подотчетными лицами используются те же регистры синтетического и аналитического учета, что и для командированных лиц.

Наиболее часто встречаются в ОАО «УЗТС» следующие нарушения:

- выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам;

- выдача денег на хозяйственные расходы лицам, не указанным в утвержденном списке организации;

- несвоевременное представление отчета об израсходованных подотчетных суммах.



2020-03-18 374 Обсуждений (0)
Методика проведения ревизии денежных средств в кассе, по расчетному счету и прочим счетам в банке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика проведения ревизии денежных средств в кассе, по расчетному счету и прочим счетам в банке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)