Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные организационные формы экономического контроля в Российской Федерации на современном этапе



2020-03-18 1159 Обсуждений (0)
Основные организационные формы экономического контроля в Российской Федерации на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На современном этапе развития страны экономический контроль в организационном отношении представлен главным образом органами государственного и аудиторского контроля, тогда как внутренний и общественный контроль осуществляется в рамках деятельности соответствующих коммерческих и некоммерческих организаций.

Основными органами государственного контроля являются: Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и их территориальные органы, судебные и правоохранительные органы (система судов общей юрисдикции, Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Высший Арбитражный суд РФ и др.), отраслевые министерства и ведомства, органы специализированного государственного контроля (главным образом государственные инспекции разного рода), а также соответствующие государственные органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Рассмотрим задачи и функции основных федеральных органов государственного контроля [31, с. 47].

Счетная палата РФ является по существу высшим органом государственного финансового контроля, впервые в отечественной практике созданного в структуре законодательной власти. В соответствии со ст. 101 Конституции Российской Федерации Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания (парламента) страны для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. По своему статусу Счетная палата РФ подотчетна только Федеральному Собранию и в рамках задач, определенных действующим законодательством, обладает организационной и функциональной независимостью, соблюдая при этом также основные принципы экономического контроля и прежде всего законности, объективности и гласности. В ее задачи входят: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; определение эффективности или целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Для реализации указанных задач Счетная палата РФ самостоятельно организует свою деятельность (контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и т.п.), обеспечивая единство и непрерывность финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса, начиная от оценки проектов федерального бюджета и заканчивая представлением заключения по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета за истекший финансовый год.

При этом основу всех контрольных мероприятий Счетной палаты РФ составляют ревизии и проверки, проводимые по месту расположения проверяемых объектов (вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества) [29, с. 11].

Руководители проверяемых организаций обязаны создавать нормальные условия для работы указанных сотрудников, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связь, обеспечивать техническое обслуживание и выполнение работ по делопроизводству.

В контрольно-ревизионной работе Счетной палаты РФ принят порядок, в соответствии с которым по итогам проведения ревизии или проверки соответствующие должностные лица составляют отчет, а при необходимости по отдельным объектам и вопросам в рамках данной ревизии или проверки оформляют промежуточные акты.

О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата РФ информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а также доводит до сведения руководителей соответствующих органов государственной власти и проверенных организаций в виде представлений для принятия мер по устранению выявленных нарушений или обязательных для исполнения предписаний (в случаях нанесения государству ущерба, умышленного и систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения ее представлений), а при выявлении уголовно наказуемых нарушений передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При этом представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения, о чем незамедлительно уведомляется Счетная палата РФ. Для исполнения ее предписания законодательством срок не установлен, но определено, что при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты РФ может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых организаций.

Таким образом, создание и функционирование Счетной палаты РФ в новейшей истории нашей страны можно рассматривать как крупный реальный шаг в становлении и укреплении правового демократического государства.

Главное контрольное управление Президента РФ занимает особое место в системе государственного контроля, обеспечивая контроль и проверку исполнения федеральных законов, а также указов и иных решений Президента РФ, подготовку на основе проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности государственных органов исполнительной власти. Основные задачи этого контрольного органа: организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; координация деятельности федеральных контрольных и надзорных органов при осуществлении таких проверок; подготовка предложений по результатам проверок о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а при выявлении нарушений направление соответствующих материалов в правоохранительные органы; осуществление методического руководства аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Федеральном округе по вышеуказанным вопросам.

Министерство экономического развития и торговли РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий разработку и реализацию государственной социально-экономической политики. Оно наделено контрольными полномочиями в области регулирования экономических процессов лицензирования отдельных видов деятельности, развития государственного сектора экономики, применения государственных цен (тарифов), внешнеэкономического сотрудничества и иных направлений этой политики.

Основные задачи, полномочия и функции этого министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и агентств закреплены в соответствующих положениях, утвержденных Правительством РФ.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, налоговой и валютной политики страны и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. На указанное министерство в числе основных задач возложено осуществление в пределах его компетенции государственного финансового контроля, для чего оно выполняет следующие контрольные функции: осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, координирует политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет; участвует в раз работке порядка и проведении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности; осуществляет контроль за обеспечением платежеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; организует и проводит пробный надзор и государственный контроль за операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Для реализации этих задач и функций Министерство финансов РФ наделено необходимыми правами и имеет в своем составе соответствующие подразделения, среди которых департамент государственного регулирования финансового контроля, аудита и бухгалтерского учета, а также федеральные службы финансово-бюджетного надзора, страхового надзора по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, имеющие свои территориальные подразделения в субъектах РФ, что позволяет им оперативно выполнять возложенные на них функции на территории всей страны [28, с. 58].

Федеральная налоговая служба создана на базе функционировавшего в 1998-2004 гг. Министерства РФ по налогам и сборам. Правовой статус достаточно развернуто представлен в Налоговом кодексе РФ. Федеральная налоговая служба со своей сетью территориальных органов в виде управлений по субъектам РФ, межрегиональных, межрайонных и городских инспекций составляет единую систему налоговых органов страны. На нее возложены следующие контрольные функции: взимание налогов и сборов; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов; государственный контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом этилового спирта и аналогичной продукции.

В соответствии со ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе: требовать от налогоплательщиков документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов и сборов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность их исчисления и своевременность уплаты; проводить налоговые проверки; проводить в установленном порядке выемку документов при проведении налоговых проверок, требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать пени и штрафы по налогам и сборам; требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании сумм налогов и пени; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов; вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; создавать в установленных случаях налоговые посты у налогоплательщиков; предъявлять в суды (общей юрисдикции и арбитражные) соответствующие иски (о взыскании налоговых санкций, ликвидации организаций, досрочном расторжении договора о налоговом кредите и т.д. [2, с. 11].

Кроме того контролирующими органами являются: Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ, Судебные и правоохранительные органы, Государственные органы субъектов РФ и муниципальные органы местного самоуправления они осуществляют аналогичные функции экономического контроля в пределах своих полномочий исходя из конституционного принципа разграничения государственной власти РФ, субъектов РФ.



2020-03-18 1159 Обсуждений (0)
Основные организационные формы экономического контроля в Российской Федерации на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные организационные формы экономического контроля в Российской Федерации на современном этапе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)