Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Библиотека как руководящий и координирующий инновационно-методический центр



2020-03-19 326 Обсуждений (0)
Библиотека как руководящий и координирующий инновационно-методический центр 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Создание и развитие методических служб - одно из достоинств библиотечного дела, явилось подлинной инновацией с истоков своего появления в библиотековедении.

Повсеместно в методической работе принимает участие большинство структурных подразделений библиотеки, но основная нагрузка всегда лежит на библиотеках инновационно-методических центрах.

За последние годы их функции претерпели много изменений. Сменились приоритеты методической деятельности, формы работы. Произошел переход от методического руководства к методической помощи. Если раньше затраты рабочего времени приходились на проверки централизованных библиотечных систем, то теперь центры исходят, при планировании своей деятельности, из потребностей самих муниципальных библиотек в тех или иных методических услугах.

Одной из основных задач методических центров является аналитико-прогностическая деятельность. Также методические центры занимаются разработкой регламентирующей документации для библиотек подведомственных им.

Внедрение инноваций в муниципальных библиотеках - сложный процесс. Инновационная деятельность - эта та сфера методической работы, которая доказывает: методический центр не должен брать на себя руководство муниципальными библиотеками. Методист инновационно-методического центра - это консультант, эксперт и партнер. Он должен сам уметь делать то, что внедряет в практику. Деловые игры, новые формы работы.

Так же инновационно-методические центры занимаются повышением квалификации библиотечных работников, оказывают консультационную помощь и осуществляют экспертную оценку деятельности библиотек. Как пишет Г. Зыкова, экспертная оценка работы библиотек как вид методической деятельности «выросла» из фронтальных и тематических проверок, проводившихся ранее. Такая оценка деятельности библиотек может проводится как по просьбе самой библиотеки, так и по заданию отдела культуры, руководящего библиотекой. Специалисты центров проводят социологические исследования, помогают всем отделам своих структурных подразделений, занимаются издательской деятельностью.

По словам И. Долгополовой, именно методисты координируют деятельность отделов, способствуют поискам оптимальных решений производственных задач и оценивают целесообразность внедрения новых форм работы. В чем сложно с ней не согласиться. Ведь труд методистов инновационно-методических центр весьма велик. За их хрупкими плечами стоит вся организация и координация методической работы со структурными подразделениями. На них возложена вся ответственность за продвижением новшеств в нашу работу. Они не только должны разрабатывать какие-то новые программы, но и регулярно отслеживать их воплощение в жизнь. Недостаточно просто придумать и разработать программу по тому или иному виду деятельности, главное, и самое важное в их работе - воплотить все идеи в жизнь и «заставить» их работать на благо библиотек всей страны.

По мнению Г.М. Кормишиной, сущность методической работы - наиболее уязвимая сторона теории и практики методической деятельности, единого представления о ней нет. Это отражается на практике, поскольку именно сущность явления предопределяет характер его возможных преобразований. Сформулировав сущность методической работы, можно было бы четко разграничить обязанности методистов и ведущих специалистов других отделов методического центра, многие направления деятельности которых традиционно относят к методической, и более того - распределить обязанности и полномочия по управлению библиотечной сетью между административными органами и методическими центрами.

Так, в своей работе, С.А. Бражникова, описывает организационно-управленческие инновации, которые создают новые структуры и систему управления в библиотеках. Технологические или организационно-управленческие нововведения относительно легко поддаются реорганизации. Отсюда велик соблазн проведения всевозможных экспериментов по изменению структуры библиотек, открытию новых подразделений, расширению перечня услуг и т.п. В такой модернизации нет ничего плохого, когда она обусловлена объективными обстоятельствами, в первую очередь ожиданиями пользователей. Хуже, когда побудительным мотивом становится обновление ради обновления, желание имитировать прогресс. С.А. Бражникова считает, что особенно мучительно переживаются библиотеками «революционные» одномоментные перемены, санкционированные органами управления культурой и методическими центрами.

Фундаментом библиотечной инноватики является методическая работа, поскольку в профессиональном сознании она однозначно определяется как инновационная, т.е. связанная с освоением и внедрением нововведений.

Методист в данном случае - первый советчик, эксперт, «домашний доктор» и «скорая помощь» библиотекаря. Ему даны большие полномочия: определять, что истинно, а что ложно в практике библиотечной работы. Поэтому сегодня к качествам методиста предъявляются особые требования: высокая профессиональная культура, компетентность, владение навыками системного научного анализа, способность выполнять экспертные функции, умение ориентироваться в мире концепций.

В словарях библиотечных терминов не упоминается «методическое руководство», центральные библиотеки не требуют обязательного исполнения методических разработок, а стараются перестраивать свою деятельность на принципах обеспечения или помощи. Однако в силу своего статуса они сохраняют вертикальную иерархию отношений с руководителями подведомственных библиотек.

Вслед за общественными преобразованиями и реформированием библиотек, изменением целей, функций управления произошел процесс трансформации государственных массовых библиотек в муниципальные. Большинство из них в Российской Федерации существуют в форме муниципальных учреждений культуры. Однако в связи с принятием нового ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется «двухуровневая модель» местного самоуправления и жесткое разграничение между ними.

На этом фоне, по мнению И.М. Сусловой, муниципальная библиотека берет на себя функции информационной структуры и одновременно социального института. Не смотря на определенную диверсификацию оказываемых услуг и стремление библиотек превратиться в центры информации, образования и культуры, современная окружающая среда заставляет библиотеку искать новые подходы.

Е.Н. Гусев, считает, что Российское общество и государственная власть осознают особую миссию библиотек в развитии культуры, науки, общественных коммуникаций. Библиотечное профессиональное сообщество в свою очередь признает усиление социальной полифункциональности библиотек и изменение стереотипов взаимоотношений между обществом и библиотекой - социальным институтом. Но при этом существует противоречие между осознанием значимости библиотек обществом, стремлением библиотек изменить свои отношения с ним и практикой их функционирования.

Инновации в библиотеке - важный фактор развития как самой библиотеки, так и общества, элемент комплексной системы инноваций в культуре, экономике, образовании. Инновационное развитие библиотек базируется на информационно-коммуникационных технологиях и их программно-аппаратном обеспечении, а его результат - качественное улучшение предоставляемых библиотекой продуктов и услуг. Поэтому инновация в библиотеке может быть определена следующим образом: внедренный образец деятельности, продуктов, услуг, качественная характеристика которого - абсолютная или относительная новизна; выходящий за пределы усвоенных традиций, выводящий профессиональную деятельность на принципиально улучшенный или качественно новый уровень.

Инновации проистекают и в Методическом руководстве библиотеками области. В большей или меньшей степени в ней участвуют все отделы библиотеки.По мнению И.М. Сусловой, в целом ситуация такова, что методико-библиографические отделы центральных библиотек ЦБС призваны оказывать методическую помощь 20-40 библиотекам, совершенно разноплановым по читательским потребностям. Даже крупные методические службы, хотя и перестраивают свою работу на принципах методического обеспечения или помощи, все равно в силу своего статуса центральных библиотек сохраняют вертикальную иерархию отношений с руководителями подведомственных библиотек. Поэтому их деятельность за редким исключением, лишь подтверждающим правило, ограничена разработкой типовых рекомендаций и носит координационный или поучающий характер.

Последнее десятилетие показало, что методическая служба нужна в новом качестве. Перемены в социально-экономической жизни России на данном этапе её развития, изменившиеся экономические условия существования населения, процесс информатизации общества потребовали изменения роли библиотеки в обществе, поиска ею своего места в этом процессе и, соответственно, перестройки методической работы.

В статье Т.М. Ефременкоосвещен опыт Сахалинской областной библиотеки. На содержательном уровне изменения в деятельности методической службы определились появлением новых направлений деятельности библиотек: компьютеризация, программно-целевая и грантоведческая деятельность, социологические исследования; правовое обеспечение деятельности местного самоуправления, маркетинг, менеджмент; новых методов, форм, приёмов работы, вызванных потребностями времени. Областной методический центр стал и разработчиком, и организатором, и экспертом в сфере библиотечной жизни.

Это вызвало необходимость более активного привлечения к методической работе ведущих специалистов библиотеки, в связи с чем структурные подразделения в девяностые годы не только выполняли собственные задачи, решали внутренние проблемы, связанные с применяемыми в работе новыми технологиями, но и не упускали из виду научно-методическую работу. Они повышали квалификацию своих специалистов, осуществляющих методическую помощь библиотекам, проводили их обучение методике работы в новых условиях. Посредством стажировок специалистов на базе ведущих методических центров библиотек России и за рубежом осуществлялось их знакомство с опытом работы других библиотек непосредственно на местах.

В целях совершенствования библиотечного и информационного обслуживания пользователей, нормирования процессов библиотечной деятельности в современных условиях и разработки внутрибиблиотечной технологической документации, изучения персонала и социально-психологического климата коллектива, рынка платных библиотечных услуг и эффективности использования электронного каталога, специалисты структурных подразделений библиотеки обратились к научно-исследовательской работе. Ими проводились собственные научные исследования, на основе которых предлагались варианты решения той или иной проблемы.

В настоящее время участие ведущих специалистов в оказании квалифицированной методической помощи библиотекам сети стало обязательным, то есть нормой. Между отделами библиотеки существует четкое размежевание обязанностей, работа всех звеньев научно-методической системы интегрируется сводными планами научно-методической и научно-исследовательской работы, составляемыми по запросам ЦБС на основе «Бланков-заказов на оказание методической и практической помощи ЦБС» и библиотек других систем и ведомств. В планах определены основные принципы организации методической работы в библиотеке, задачи всех отделов по оказанию методической и практической помощи ЦБС и ведомственным библиотекам по своему профилю, сроки подготовки и проведения запланированной работы.

На современном этапе, в развитых странах управленческое консультирование уже давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед ними задачи, усваивать и внедрять передовой опыт.

В современных условиях жизнедеятельности библиотек управленческое консультирование, по мнению И.М. Сусловой, приобретает особое значение. Динамика изменений в окружающей среде, методике управления настолько высока, а потребности библиотек настолько различны, что их руководителям совершенно необходима помощь специалистов по правовым и юридическим вопросам, в области социологии, маркетинга, рекламы, психологии и т.п.

Такое консультирование может быть хорошим подспорьем в ведении официальной статистической отчетности, которая свойственна скорее органам управления отраслью, нежели методическому центру, но в силу сложившейся традиции этим многие годы занимается отдел, что, в конечном итоге, даёт положительные результаты. ОМЦ обладает информацией в полном объеме, что является основой для составления аналитических обзоров, справок и информаций о работе библиотек, разработки проектов нормативных документов.

На основе анализа статистических данных, основных контрольных показателей работы библиотек, состояния библиотечных фондов и эффективности их использования читателями, научно-исследовательской, методической, информационно-библиографической, краеведческой и других направлений работы ЦБС сотрудники отдела совместно со специалистами других отделов библиотеки составляют ежегодные обзоры деятельности ЦБС с приложением статистических таблиц. Они передаются в управление культуры, рассылаются в ЦБС области. Такой анализ помогает методистам «быть в ситуации» и влиять на происходящие изменения, привлекая внимание органов власти к существующим проблемам и их решению.

По мнению Т.М. Ефременко аналитическая функция ОМЦ в последнее время очень тесно переплелась с экспертно-диагностической. Обследование деятельности ЦБС по всем направлениям, непосредственное ознакомление с работой ЦБС на местах - неотъемлемая форма работы методистов библиотеки, и основной метод, позволяющий получить всю необходимую информацию.

Практика показала, что наиболее эффективными как для обследуемых библиотек, так и для методистов стали комплексные выезды специалистов, так как обследование в таком случае сопровождается оказанием коллективу ЦБС консультационной и практической помощи по различным аспектам библиотечной деятельности. Для обеспечения четкой и эффективной работы специалистов библиотеки в ЦБС области, единства методов сбора материалов и их анализа, заранее разрабатывается и утверждается директором.

Изучение состояния библиотечного дела на местах позволяет глубже проанализировать работу, дать экспертную оценку и, следовательно, сделать правильный прогноз на дальнейшее развитие библиотек, подготовить чёткие рекомендации и консультации в помощь коллегам.

 



2020-03-19 326 Обсуждений (0)
Библиотека как руководящий и координирующий инновационно-методический центр 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Библиотека как руководящий и координирующий инновационно-методический центр

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)