Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод анкетного опроса в изучении организационных аспектов работы методических служб



2020-03-19 189 Обсуждений (0)
Метод анкетного опроса в изучении организационных аспектов работы методических служб 0.00 из 5.00 0 оценок




Выбор метода исследования определяется его задачами, объектом, предметом. Сегодня основным методом библиотечных исследований является опрос, а точнее, один из его видов - анкетирование.

Многие опытные исследователи полагают, что работа над программой и анкетой должна идти в какой-то мере параллельно. То есть думая над программой и избрав анкетирование в качестве одного из методов или основного метода, надо хотя бы примерно уже представлять себе структуру анкеты; а составление анкеты почти всегда требует определенной корректировки, уточнения программы.

Опрос - это разговор, респондент - ваш собеседник. Анкета должна быть построена так, чтобы он:

захотел вступить в беседу,

согласился потратить на вас время,

понял, что вы хотите от него узнать,

мог и хотел говорить об этом,

ответил искренне.

Программные вопросы исследователь ставит перед самим собой, они определены целью, предметом и задачами исследования. Анкетные вопросы задаются респондентам. Можно сказать, что основная задача по составлению анкеты сводится именно к преобразованию программных вопросов в анкетные.

Любой библиотекарь, составлявший анкету сам или принимавший участие в такой работе, знает, что процесс написания вопросов увлекателен и быстро захватывает. Часто оказывается поэтому, что анкета слишком длинна, что часть ее слабо связана с целью и предметом исследования. Чтобы такого не случилось, полезно формулируя вопрос спрашивать себя, почему вы хотите это узнать, на какой программный вопрос поможет ответить полученная информация.

Обращаясь к респонденту, формулируя вопросы, поясняя, как на них отвечать, лучше избегать трудных слов и сложных словосочетаний, не стоит злоупотреблять иностранными словами. Особое внимание надо обратить на то, чтобы вопросы и пояснения не могли быть истолкованы по-разному, чтобы они воспринимались однозначно всеми респондентами.

Вообще, вежливо составленная анкета безусловно способствует достижению надежных результатов. Ведь отвечать на невежливую, неуважительную анкету - все равно что разговаривать с грубым, невоспитанным человеком. Кое-кто просто откажется это делать, ответы других окажутся чисто формальными или, наоборот, вызывающими. Анкета - лицо социолога, характеризующее уровень его профессионализма, его воспитания и культуры общения.

С точки зрения конструирования вопросов среди них выделяют два типа: «открытые» и «закрытые».

Если набор возможных мнений респондентов примерно известен, лучше использовать закрытый вопрос-то есть вместе с вопросом сформулировать варианты ответов и предложить респонденту выбрать тот или те из них, которые соответствуют его мнению. Использование большого числа закрытых вопрос было необходимо для того, чтобы не занимать много времени на заполнение анкет, а также использовать те варианты ответы, которые нужны для анализа результатов. Например: «Какие источники получения информации Вы предпочитаете использовать?

а) профессиональные периодические издания;

б) литература профессионального характера;

в) телевидение;

г) радио;

д) интернет».

Такая форма вопроса не вызовет затруднений у респондентов, и не займет большого количества времени. Так же таким образом мы можем выявить предпочтения среди опрашиваемых, и уже в последствии точно знать какую информацию можно приготовить для разных сотрудников.

В большинстве случаев используются не жестко закрытые, а полузакрытые вопросы, отвечая на которые респондент может не только выбрать ответ из предложенного ему перечня, но и написать свой вариант на специально отведенном для этого месте. Так это можно увидеть это на примере вопроса: «Какие специальные периодические издания Вам необходимы?

а) не нуждаюсь;

б) Независимый библиотечный адвокат;

в) Библиотека;

г) Библиографоведение;

д) Библиотека в эпоху перемен;

е) Библиотека и закон.

Данный вид вопроса служит уточняющим предпочтения респондента, и может помочь библиотеке - методическому центру с консультированием некоторых отделов.

Закрытый и полузакрытый вопрос может быть альтернативным - когда из предложенных надо выбрать лишь один ответ. Таковы, например, вопросы о возрасте и поле, о библиотечном стаже, о том, довольны ли посетители библиотеки ее работой. Например: «Нуждаетесь ли Вы в методической помощи при решении библиотечных проблем?

а) да, нуждаюсь;

б) нет, не нуждаюсь».

Многоальтернативный вопрос позволяет респонденту выбрать несколько ответов сразу. Так в вопросе: «По какой тематике Вы бы хотели получать информацию в библиотеке?

а) «Законодательная основа местного самоуправления»;

б) «Взаимодействие органов местного самоуправления с образовательными и культурными учреждениями на территории данного муниципального образования»;

в) «Программная и проектная деятельность, направленные на модернизацию работы библиотек»;

г) «Система повышения квалификации библиотечных кадров на фоне современных преобразований в библиотечной деятельности»;

д) «Новые информационные технологии в обеспечении деятельности библиотек,

просто не возможно было обойтись одним ответом. Самообразование важно для всех сотрудников, и темы для консультаций и семинаров хотелось бы, координировать со всеми, желающими получать информацию. Чтобы, работа, проводимая центром, не была впустую, и не оставалась «неподвижным грузом» в документном фонде библиотеке.

Иногда исследователь ограничивает респондента - предлагает ему выбрать только два, три или пять ответов.

Открытый вопрос не предусматривает предложения респонденту каких либо вариантов ответа. На него респондент отвечает сам, без подсказок со стороны социолога. Благодаря таким ответам, мы получаем разнообразную, порой неожиданную информацию, не запрограммированную нами при разработке анкеты. Мы получаем информацию о том, как понимает проблему другой человек, исходя из собственного опыта и собственных ценностей. Часто она дает и исследователю новое, дополнительное понимание этой проблемы, свежий взгляд. Особенно полезными оказываются обращения к респондентам с просьбой указать недостатки работы библиотеки и дать предложения по совершенствованию ее работы.

Однако у открытых вопросов есть ряд недостатков. Ведь здесь требуется умение формулировать свои мысли, а им обладает не каждый респондент. Это одна из причин, по которой на такие вопросы отвечают далеко не все, а развернутый, логичный ответ встречается достаточно редко.

Данный вид вопросов в своем анкетном опросе мы опустили, респонденты затруднялись отвечать на закрытые виды вопросов, что выявилось в наблюдении, поэтому открытые вопросы мы не стали применять, чтобы не смущать респондентов и не затрачивать большое количество их времени.

 



2020-03-19 189 Обсуждений (0)
Метод анкетного опроса в изучении организационных аспектов работы методических служб 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод анкетного опроса в изучении организационных аспектов работы методических служб

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)