Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внедрение новых форм и методов методической помощи в деятельности библиотек



2020-03-19 1706 Обсуждений (0)
Внедрение новых форм и методов методической помощи в деятельности библиотек 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Внедрение новшеств - это процесс активного воздействия на работу библиотек, который предусматривает массовое применение того, что признано методическими центрами ценным и проверено на практике. Методические службы внедряют новшества по важнейшим, актуальным проблемам, отбирают наиболее прогрессивные методы, дифференцированно подходят к библиотекам, борются с формализмом в применении новшеств.

По словам А.Н. Ванеева, задача методических центров заключается не только в том, чтобы внедрить новшество в практику отдельной библиотеки, но, прежде всего, в том, чтобы обеспечить широкое распространение новшества по сети библиотек.

Изменения в социально-экономической жизни России потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела, нововведений, или, как теперь принято говорить, инноваций. И ведь, на самом деле, как бы ни определяли теоретики данное понятие, например, «целостно теоретическая, техническая и методическая концепция обновления деятельности, обеспечивающая ее вывод на указанный уровень» или «создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень», практика убеждает: любая инновация выходит за рамки нормированной деятельности и всегда устремлена к прорыву.

В своей работе Н.П. Лысикова пишет, что библиотека как современный динамично развивающийся институт стремится выстроить свое собственное культурно-образовательное пространство, включающее заинтересованные контактные организации - учебные и культурно-досуговые заведения, производственные учреждения и комплексы, а также широкий круг читателей как основных пользователей. Перестраивается и внутреннее пространство библиотеки: разрабатываются актуальные, востребованные читателями интересные программы, расширяются культурно-образовательные и информационные услуги, улучшаются организационная структура, методы работы.

На организационно-структурном уровне новации в области методической деятельности проявились, прежде всего, в методической поддержке структурных изменений, происходящих в ЦБС. Структурные изменения коснулись и библиотек, и методических центров в связи с актуализацией отдельных направлений деятельности. Среди примеров структурных изменений по области такие как: в ЦБС появились новые модели библиотечных учреждений: библиотека-клуб, библиотека семейного чтения, библиотека - информационный центр, библиотека-музей, библиотека - центр досуга; в ЦБ изменялись старые и организовывались новые отделы и секторы: методико-инновационный, программного обеспечения, автоматизации, методической и массовой работы, краеведения, внедрения новых технологий, Интернет-класс, центр деловой информации и другие. В этом плане ОМЦ активно участвует в процессе трансформации нормативной базы библиотек, происходящем вслед за изменениями в системе управления: занимается разработкой регламентирующей и нормативной документации, ведёт разработку концепций новых структурных подразделений ЦБС.

Главным направлением в работе методической службы и наиболее популярной, востребованной формой методической помощи остаётся профессиональное консультирование. По мнению А.Н. Ванеева, консультирование библиотекарей является одной из традиционных форм методической помощи. Оно осуществляется как внутри библиотек через консультации опытных библиотечных специалистов менее сведущим коллегам, так и для библиотекарей сети библиотек, методическую помощь которым оказывает библиотека - методический центр.

В настоящее время тематика запросов с каждым годом значительно усложняется: методистам приходится решать правовые проблемы взаимоотношений библиотек и их учредителей, консультировать по вопросам финансирования, управления персоналом, работы с кадрами, межличностных отношений, разъяснять, как написать грант или разработать программу и так далее.

Система консультирования работников муниципальных библиотек постепенно совершенствуется. Внедрение новых информационных технологий не могло не сказаться на функционировании отделов библиотеки и на формах подачи информации. Ориентация на максимальное удовлетворение таких сложных запросов работников ЦБС и библиотек других ведомств заставляет специалистов ОМЦ обращаться к ресурсам Интернет, консультировать, используя базы данных «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс», электронный каталог Библиотеки. Для оперативной отправки информации в библиотеки районов в настоящее время все чаще используются факс и электронная почта, электронная доставка документов.

Сотрудники библиотеки активно используют такую качественно новую услугу, как дистанционное консультирование в режиме «запрос-ответ» с библиотеками, имеющими соответствующее техническое оснащение. Таким образом, консультирование не теряет своей роли и является одной из основных форм методической работы, ставшей разновидностью консультационной деятельности и подтвердившей свою жизнестойкость и гибкость.

По-прежнему действенной формой методического обеспечения деятельности ЦБС является подготовка, издание и распространение методических пособий, материалов, рекомендаций. Потребность в них остаётся большой как у работников муниципальных библиотек, так и у библиотекарей других ведомств.

Перспективным направлением в работе библиотек сегодня становится программно-целевая деятельность, в организации и разработке которой принимают активное участие специалисты ОМЦ.

Получила дальнейшее развитие работа библиотеки по подготовке библиотечных кадров и повышению их квалификации, встав на путь изменений и смещая акцент на обеспечение непрерывности профессионального образования различных категорий специалистов от низового до руководящего состава на протяжении всего трудового периода.

Без основательной подготовки, считает В. Устинский, без простого житейского опыта невозможно стать квалифицированным методистом. Методической службе в определенной мере свойственны педагогическая, психологическая, юридическая и даже дипломатическая виды деятельности.

Повышение профессионального уровня работников библиотек области осуществлялось в различных формах. На областном уровне обращают на себя внимание проводимые совместно с курсами повышения квалификации Дни директора, областные совещания-семинары, выездные кустовые и обучающие семинары для всех категорий библиотекарей по актуальным направлениям деятельности библиотек, на муниципальном - участие специалистов-методистов в районных и городских семинарах.

Такая распространённая форма подготовки кадров как индивидуальные и групповые практикумы и стажировки применяются для обучения персонала библиотек работе в новых условиях, по компьютеризации, внедрению новых технологий. В систему непрерывного библиотечного образования прочно вошли практикумы-тренинги по обучению работе на компьютере, семинары-тренинги по составлению программ, проектов, грантов.

При проведении мероприятий по повышению квалификации методисты не ограничиваются одними лекциями и докладами, а включают в программу активные формы обучения, например, «круглые столы», школы, «мастер-классы», творческие лаборатории.

Участие ведущих специалистов ОМЦ в оказании помощи по проведению аттестации персонала ЦБС и библиотек других ведомств также способствует повышению уровня профессионального мастерства, качества и эффективности работы всего кадрового состава библиотек.

Особое место в системе повышения квалификации и методического обеспечения работы библиотек занимает такая форма, как научно-практические конференции, направленные на глубокое изучение опыта, теоретическое его осмысление, выработку практических рекомендаций. Библиотека в эти годы перешла к новой практике - ежегодного их проведения.

Таким образом, завершившееся десятилетие стало временем перемен, инноваций и изменений в научно-методической деятельности библиотеки.
Сегодня направления методической службы по-прежнему определяются решаемыми ЦБС в настоящее время проблемами и только исходя из их запросов. Это и структурные изменения, и трансформация нормативной базы ЦБС, и программно-целевая деятельность, и освоение новых технологий, и разработка регламентирующей документации.

Ключевой задачей ОМЦ остаётся оказание методической помощи муниципальным библиотекам в вопросах оптимизации сети, внедрения новых моделей библиотечных учреждений, разработки их нормативной и законодательной базы. В настоящее время вся система потенциальных возможностей библиотеки обращена к совершенствованию организации работы библиотек области на основе Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Библиотечная практика находится в движении и обновлении ежедневно и ежечасно, а пульс библиотечной жизни держат и чувствуют методисты. Фактически они и являются двигателями и вдохновителями основных библиотечных процессов, происходящих в России. Именно методисты являются движущей силой в решении задач по внедрению и продвижению новшеств в методической помощи библиотекам. Широкого распространения новшеств по сети библиотек можно достичь, только ведя всю работу по их освоению в строгой системе, используя все разнообразие форм и методов методического обеспечения библиотечной деятельности.

Внедрение в массовую библиотечную практику новых технологий и передового библиотечного опыта является эффективным средством совершенствования деятельности библиотек.

1.3
Трансформация роли методической службы в современном библиотечном процессе

На протяжении последних двух десятилетий в профессиональной среде активно обсуждались вопросы: «Какой должна быть методическая деятельность?», «Нужно ли методическое руководство библиотеками?», «Каким должен быть методист?». Ключевыми моментами в дискуссиях являются вопросы о признании или отрицании взаимодействия управленческой и методической деятельности, о соотношении нового и инновационного, поиск путей перестройки действовавшей системы методического руководства, определение сущности и содержания работы методических центров всех уровней.

К концу 1990-х годов бурные дебаты о необходимости методической деятельности и функционирования в библиотеках соответствующих служб в основном завершились. На смену полному или частичному их неприятию, возникшему в результате общего осуждения командно-административной системы, в русле которой они существовали до начала 1990-х гг., пришло осознание непреходящей роли методической работы как катализатора развития библиотечного дела и конденсатора всего нового и передового в этой области. В том, что эта сфера библиотечной деятельности переживает в начале нового века своеобразный ренессанс, велика заслуга известных библиотековедов - Б.Н. Бачалдина, А.Н. Ванеева, И.М. Сусловой и других. Так, Б.Н. Бачалдин писал: «Сегодня важно осознать всю пагубность одномерности и однообразия методической службы. Главным его достижением должна стать альтернативность, обеспечивающая свободу форм и методов…..Крайне важно, чтобы каждая методическая функция имела юридические гарантии, а каждый методист знал свои права, обязанности, понимал, что отношения между людьми, организациями, учреждениями регулируются нормами права»

Проблемы, с которыми столкнулась методическая деятельность в переходный период, позволили ей в конечном итоге измениться адекватно современной социокультурной ситуации. Как полагает И.М. Суслова, здесь продолжается «интенсивный поиск новых теоретико-методических концепций, идей, пересмотр и уточнение сложившихся подходов».

За последние годы общий объем методической работы федеральных библиотек по разным причинам заметно сократился. Прежде всего, с децентрализацией управления культурой и, соответственно, потерей методическими службами этих библиотек функции передаточного звена в системе государственного управления библиотечным делом. За период реформ возникли и финансовые трудности, в том числе и сокращалось количество изданных методических материалов, служебных командировок, профессиональных мероприятий и прочее. В этих условиях региональные методические центры - универсальные научные библиотеки субъектов Российской Федерации обрели свободу в своей методической работе, взяли на себя всю полноту ответственности за научно-методическое обеспечение библиотечного дела в своих регионах.

На сегодняшний день профессиональное сознание свободно от штампов, библиотеки стремятся иметь свой индивидуальный облик и работать с учетом перспектив. Неслучайно практики термин «инновация» трактуют как «выход за пределы нормированной деятельности», «отмену аксиом, взятие в скобки традиций…».

По мнению Ю.Б. Авраевой, развитие инновационной деятельности, прежде всего, определяется профессионализмом кадров и требует постоянного развития уровня подготовки библиотекарей. Постоянное усложнение профессиональной ситуации требует непрерывного образования библиотекарей. Постоянное усложнение профессиональной ситуации требует непрерывного образования библиотекарей, поэтому повышение квалификации библиотечных кадров не только остается, но все в большей степени становится приоритетом в деятельности библиотек - методических центров. В основу системы профессионального образования сегодня положен принцип непрерывности обучения, диктующий долгосрочный подход к разработке учебных программ и ориентацию на практическое совершенствование определенных направлений библиотечной деятельности. Широкое распространение получили активные методы обучения, предоставляющие возможность профессионального обучения, свободного обмена мнениями, совместного решения проблем и разработки идей. В содержательном аспекте приоритет отдан комплексному характеру подачи учебного материала, сочетающему теоретическое и практическое, проблемное и тематическое, традиционное и вариативное освещение вопросов.

Методические центры, стремясь отслеживать инновации и управлять ими, преобразуют и собственную деятельность. Сегодня все больше библиотекарей и методистов приходят к убеждению, что методический отдел - это творческая группа профессионалов, которая и сама может стать создателем инноваций. Во многих библиотеках существуют специальные группы, курируемые методической службой, занимающиеся выявлением и внедрением передового опыта библиотек и генерирующие собственные идеи. Создаваемые мобильные команды из числа методистов и библиотекарей формируются исходя из целевой установки инновационного процесса: преобразование деятельности библиотеки в целом, решение комплексной проблемы, локальное внедрение нового направления, метода, технологии деятельности. При реализации проектов методические службы предоставляют необходимую поддержку. Обеспечивая функционирование системы «библиотека - новация - методический центр - инновация - библиотекарь», методисты занимают в ней центральное место.

Методист, как полагает А.Н. Ванеев, - «наиболее сложная и в то же время интересная библиотечная профессия». И следует отметить, все более усложняющаяся в современном мире быстроменяющихся ценностей и новых технологий.

Так, по мнению Ю. Столярова, «функция методиста - быть посредником между наукой и практикой, т.е., с одной стороны, достижения науки внедрять в практику, а с другой - давать науке социальный заказ на разработку той или иной проблемы. Если надо, методист должен помочь в ведении каталога, в планировке помещения библиотеки, в оформлении ее интерьера, в подборе, расстановке, повышении квалификации кадров, в изучении читательских интересов; может подсказать как рекламировать библиотеку, искать спонсоров, т.е. научить всему, с чем его подопечная библиотека не умеет справляться сама. Он должен уметь выступать публично, владеть пером, требовать и добиваться помощи библиотеке от учредителей, вышестоящих инстанций».

Возможно, методист по должности и не столь компетентен в узких вопросах, как высококвалифицированные библиотекари структурных подразделений, которые также могут иметь профессиональную категорию «методист». Однако для любого специалиста, участвующего в методическом обеспечении библиотечной деятельности, приоритетом была и остается способность грамотно анализировать проблемную ситуацию в целом, предлагать перспективное решение, творить не только самому, но и вовлекать в этот процесс коллег. Не всегда именно методист является именно генератором новаций, но обязательно аккумулирует идеи и источники информации, содействуя формированию профессионального мировоззрения коллег. Несомненно, чтобы просто организовать систему повышения квалификации, а тем более принимать участие в обучении библиотекарей, методисты и сами должны постоянно учиться.

Сегодня невозможно говорить о жесткой схеме методической деятельности. Многие процессы находятся в подвижном состоянии. Социально-экономические реформы постоянно вносят определенные коррективы как в библиотечное дело в целом, так и в собственно методическую деятельность. В качестве примера можно привести неопределенность в межбиблиотечных отношениях в связи с изменениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

В наиболее общем виде наше представление о современном состоянии методической деятельности, которое опирается на теоретические обобщения библиотековедов и происходящие сегодня преобразования, показаны на схеме.

Опираясь на понимание сущности методической деятельности как управления профессиональным развитием, следует говорить о ее полифункциональном характере. Комплекс выполняемых методической деятельностью функций - информационной, педагогической, управленческой, научно- исследовательской - исторически развивался на стыке нескольких видов деятельности. При этом органично вобрав в себя как управленческие, так и собственно методические направления, которые достаточно условно и сегодня можно поделить на эти две составляющие.

В отношении методических служб известное пожелание «не жить в эпоху перемен» не работает, поскольку управление развитием библиотечного дела, целой сети или конкретной библиотеки является сущностной, пронизывающей все и вся функцией библиотек - методических центров. Соответственно которой в режиме постоянного роста находятся и сами методисты.

Сегодня становится вполне возможным появление негосударственных методических центров: либо коммерческих, либо учрежденных государственными библиотеками, но имеющими иной юридический статус, и т.д. В дальнейшем достаточное развитие каналов распространения профессиональной информации и разноуровневого многоцелевого взаимодействия между библиотеками будет способствовать начавшемуся формированию единого профессионального пространства.

На сегодняшний день происходящие процессы переосмысления характера потребностей библиотек в методическом обеспечении, роли отдельных узлов системы методических центров, содержания работы методических служб, структуры профессиональной деятельности методистов, квалифицированных требований к библиотечным кадрам в целом и самими методистами в частности нацеливают библиотеки - методические центры на путь преобразования.

 




2020-03-19 1706 Обсуждений (0)
Внедрение новых форм и методов методической помощи в деятельности библиотек 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внедрение новых форм и методов методической помощи в деятельности библиотек

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1706)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)