Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по совершенствованию работы библиотеки как инновационно-методического центра



2020-03-19 519 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по совершенствованию работы библиотеки как инновационно-методического центра 0.00 из 5.00 0 оценок




. Инновационная деятельность в библиотеках предполагает ее обеспечение квалифицированным персоналом, поэтому система повышения профессионального уровня специалистов включает ряд актуальных вопросов. Как и везде в районе, в муниципальных библиотеках внедряются радикальные и модифицирующие инновации. Это - внедрение автоматизированных систем, новых услуг, использование новых технологий в этих процессах. Вместе с тем, библиотеки в стадии становления в новых условиях в связи с изменениями в законодательстве, что тоже влияет на их деятельность. Т. е., в муниципальных библиотеках активно проходят и продуктивные нововведения, и технологические, и управленческие.

Инновационные процессы отражаются на всей работе библиотек: осваиваются новые информационные услуги; внедряются новые формы работы; организовано обучение персонала.

Прежде всего, необходима организация индивидуальных практических занятий по освоению компьютера, Интернета, особенно для библиотекарей сельских подразделений.

. В совершенствовании деятельности большое значение имеет методическая помощь непосредственно в самих библиотеках, когда можно познакомиться с организацией работы конкретно каждой библиотеки. Прежде всего, это касается библиотек - информационных центров. Необходимо правильно организовать и наладить выезды в подразделения по всему району, чтобы не только в самой библиотеке методическом центре работать со своими сотрудниками, а на их рабочих местах ознакомиться лично с их проблемами, и более детально разработать планы по методической помощи.

. Методистам необходимо обучиться составлять ежегодный сводный план обучения для библиотечных работников поселений на основе анализа заявок от подразделений. Подбирать программы обучения с позиции задач обучения.

При выборе программ и в самом процессе переподготовки в первую очередь необходимо учитывать, достаточен ли у обучаемого теоретический и практический опыт, как воспринимает он свои сильные и слабые стороны, какие у него целевые ориентации и установки, насколько он восприимчив к различным методам обучения.

4. Изменение направленности методической работы в стране объективно обусловлено новым государственным устройством. Хорошо это или плохо, но в связи с процессами децентрализации, дезинтеграции, политической и финансовой нестабильности, методическая работа все более превращается в разновидность консультационной деятельности. Именно эта форма методической помощи подтвердила свою жизнестойкость и гибкость. Задачи методистов остаются прежними, возможности - иными. Для усовершенствования деятельности Новониколаевской библиотеки как инновационно-методического центра хотелось бы порекомендовать консультации:

нормативно-правовая база библиотеки;

ведение, редактирование каталогов, картотек;

издательская деятельность;

исследовательская деятельность;

освоению сотрудниками ПК;

библиотечно-информационное обслуживание;

правовое просвещение населения;

работа с фондами;

организационные вопросы и др.

Многие вопросы библиотека рассматривает в своей работе, но очень поверхностно, методистам необходимо более плотно работать с библиотекарями различных подразделений, если не быть в курсе вопросов, интересующих библиотекарей, то и работа, проводимая методическим отделом, будет бессмысленна. Сотрудничество и поддержка друг друга должно быть основополагающим в работе каждой библиотеки.

 


Заключение

 

Итак, на сегодняшний день, проблема инновационно-методической деятельности весьма актуальна, так как ее организацией и внедрением в практику занимается широкий круг специалистов библиотечного дела. Разрабатываются методические пособия по теории инновационно-методической деятельности библиотек, в периодических изданиях выходят статьи помогающие специалистам разбираться со своими проблемами на местах. В последнее десятилетие известно большое количество научных и практических работ, раскрывающих инновационно-методическую деятельность библиотек ее возможности, восприятие ее пользователями и самими библиотекарями.

В контексте современного мира, муниципальная библиотека берет на себя функции информационной структуры и одновременно социального института. Не смотря на определенную диверсификацию оказываемых услуг и стремление библиотек превратиться в центры информации, образования и культуры, современная окружающая среда заставляет библиотеку искать новые подходы. Бывшие Центральные библиотеки, оказывающие когда то методическую помощь своим структурным подразделениям превращаются в инновационно-методические центры, они переосмысливают свою деятельность, совершенствуются сами, и совершенствуют окружающие их библиотеки и библиотекарей, это: компьютеризация, программно-целевая и грантоведческая деятельность, социологические исследования; правовое обеспечение деятельности местного самоуправления, маркетинг, менеджмент. Чем нельзя не гордиться.

На базе библиотеки Новониколаевского района было проведено пилотажное исследование, в ходе которого были апробированы методы исследования - анализ документов, опрос в форме анкетирования и наблюдение, как дополнительный метод. В ходе пилотажного исследования выяснилось, что методы приводимые для подтверждения выведенной гипотезы имеют место быть. Анализ документов поможет выявить проблему, анкетирование выявит отношение респондентов к проблемам данной библиотеки, а наблюдение поможет сделать общие выводы по этим методам исследования.

Анализ документов показал, что работа по методическому обслуживанию ведется, но медленно и не перспективно. Сотрудникам необходима методическая помощь в совершенствовании профессиональных навыков в работе с читателями, для повышения посещаемости и улучшения качества обслуживания. Необходимо обучение маркетинговой деятельности. Работа в библиотеке ведется, но в узком диапазоне, население плохо информировано о возможностях получения информационной помощи в библиотеке.

На месте ведется организационная работа, составляются пособия, списки, необходимые в работе библиотекарей, проводятся семинары, проводится информирование и консультирование сотрудников, нуждающихся в помощи. Но работа, которая ведется с подразделениями, недостаточно полно удовлетворяет потребности в повышении квалификации сотрудников, что подтверждается анализом проведенного анкетирования и наблюдения.

Анкетирование показало, что большинство сотрудников пользуется профессиональной периодикой и литературой, изучает новшества с помощью сотрудников Центральной библиотеки и нуждается в углубленном совершенствовании профессиональных знаний. Из проведенного анкетного опроса можно сделать выводы, что профессиональная литература необходима для совершенствования профессиональных навыков не только в методическом центре, но и в структурных подразделениях. Библиотекари хотят получать больше информации по различным аспектам библиотечной деятельности на фоне современных перемен, Новониколаевская библиотека ведет методическое обеспечение своих подразделений, но не полностью раскрывает все запросы и потребности в информации. В ходе опроса выяснилось, что библиотека выполняет роль, не только инновационно-методического центра, но и культурно-досугового учреждения. Она организует мероприятия различного характера, как для населения поучительно-развлекательные, так и для своих сотрудников, обучающие.

Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в данном исследовании опровергается, так как организация и проведение мероприятий по повышению квалификации сотрудников находятся на низком уровне. Библиотека нуждается в корректировке своей деятельности, необходимы рекомендации по усовершенствованию методической службы, налаживанию контактов с другими инновационно-методическими центрами, где активно ведется методическая деятельность и гораздо продуктивнее, чем в исследуемой библиотеке.

Библиотеке необходимо: более эффективно внедрять инновационные методы работы во все виды деятельности, подбирать программы обучения с позиции задач обучения, желательно после анализа листков запросов своих сотрудников, необходимо правильно организовать и наладить выезды в подразделения по всему району, расширить консультационное обучение своих кадров.

 


Список литературы

 

1. Авраева, Ю.Б. Библиотеки - методические центры: инициаторы профессионального развития: научно-практическое пособие О. Балкова Библиотека. - 1997. - №3. - С. 35-39.

2. Басов. С.А. Проблемы и перспективы перестройки методической работы Б. Бачалдин Библиотека. - 1996. - №1. - С. 41-43.

.   Бачалдин, Б.Н. Менеджмент в научно-методической работе: В помощь библиотекарю Л. Боева Библиотека. - 1998. - №1. - С. 58-59.

.   Бражникова, С.А. Инновации в библиотеках А.Н. Ванеев. - М.: Профиздат, 2000. - 140 с.

.   Васильев, И.Г. Социологические исследования в библиотеках: практ. пособие Г. Виноградова Библиотека. - 1998. - №2. - с. 35-38.

.   Горчаков, В.В. Инфосфера - новая среда образования Ю.А. Гриханов Библиотека. - 1996. - №6. - С. 13-14.

7. Гусев, Е.Н. Библиотеки и инновации: социальные и управленческие аспекты В.И. Добреньков, Кравченко А.И. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 768 с.

8. Долгополова, И. Субъективные заметки о профессиональных приемах работы Т.М. Ефременко. Режим доступа: http:www.libsakh.ruГ. Зиганшин Библиотека. - 1998. - №2. - с. 68-70.

9. Зыкова, Г. Не указывать, а помогать - требование времени Н.В Казаринова, О.Г. Филатова, А.Е. Хренов. - М.: NOTA BENE, 2000. - 272 с.

.   Кассандрова, Т.И. За эффективную библиотеку: сочетание библиотечных традиций и инноваций РГБ; Инфраструктура. - М., 1999. - С. 36-48.

.   Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках В.К. Клюев Девятая международная научная конференция по проблемам книговедения: тезисы докладов. - М.: Наука, 2000. - 327 с.

.   Комиссарова, Л.Д. Традиционные и инновационные аспекты планирования: размышления методиста Г.М. Кормишина Библиотековедение. - 1998. - №1. - С. 71-76.

.   Лысикова, Н.П. Современная библиотека как социокультурный институт в условиях рыночных преобразований в России под ред. Н.П. Лысиковой. - Саратов, 2005. - С. 5-10.

.   Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов ЗАО «КонсультантПлюс». - М., 1992-2009. - загл. с экрана.

.   Самохина, М.М. Социолог в библиотеке, или Библиотекарь как социолог: практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать Ю.Н. Столяров Библиотека. - 1997. - №1. - С. 67-68.

.   Суворова, В.М. Дистанционное консультирование - оперативная помощь методиста И.М. Суслова, Ю. Чернякова Библиотека. - 1993. - №5. - С. 25-28.

инновационный библиотека методический помощь



2020-03-19 519 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по совершенствованию работы библиотеки как инновационно-методического центра 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по совершенствованию работы библиотеки как инновационно-методического центра

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (519)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)