Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод анализа документов в изучении различных аспектов работы методических служб



2020-03-19 187 Обсуждений (0)
Метод анализа документов в изучении различных аспектов работы методических служб 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ документов - один из основных методов сбора социологической информации. Выделяют два варианта анализа документов - качественный и качественно-количественный, который чаще всего называют контент-анализом. Первый вариант «в чистом виде» применяется, в основном, для анализа уникальных личных документов. Если же речь идет о массиве документов неизбежно появляются элементы количественного анализа. Суть контент-анализа - выделение некоторых смысловых единиц текста и их подсчет.

Классифицировать документы можно по нескольким основаниям. По значимости их делят на официальные и неофициальные; по форме изложения - на статистические и вербальные; по способу фиксации информации - на письменные, иконографические, фонетические; по степени персонификации - на личные и безличные; используются также и другие критерии.

Можно рассмотреть, как применяется и как может применяться анализ документов в библиотечных исследованиях. Возьмем значимый для нас критерий - разделим документы на, собственно, библиотечные и внешние для библиотеки.

Внутрибиблиотечные - это регистрационные карточки, книжные и читательские формуляры, листки требований, дневники библиотекаря, отчеты библиотек. Внутренним документом можно считать для библиотечного социолога, как и для социолога вообще, отчет своей библиотеки, библиотеки своей системы, своего ведомства.

Из безличных статистических документов для исследователя могут оказаться чрезвычайно полезными библиотечные отчеты и дневники библиотекаря. Особенно интересно бывает сравнить данные библиотечной статистики за несколько лет.

На основе документов: «Программы библиотечного и информационного обслуживания населения Новониколаевского района за 2009-2011 гг.» и «Справки-анализы о проделанной работе в Новониколаевской библиотеке за 2009-2011 гг.», можно сделать вывод о качестве методического обслуживания структурных подразделений Новониколаевской библиотеки.

 

Таблица 1. Количественные показатели по методической работе в Новониколаевской центральной библиотеке за 2009-2011 гг.

год

выезды

консультации

семинары

учеба кадров

Методические пособия

Книжные выставки

Дни информации

  1 2 1 2 1 2 1

2

1

2

1

2 1 2
2009 20 15 40 25 3 2

12

10

2

2 3

3

2 1
2010 20 18 40 40 5 4

30

20

12

10 3

3

2 2
2011 20 10 40 21 4 3

30

25

13

10 5

4

3 2
                                   

 

Анализ документов показал, что количественные показатели планируемые отличаются от показателей реальной работы. Работа по методическому обслуживанию ведется, но медленно и не перспективно. Планируемая помощь не всегда осуществляется полностью не столько из-за нежелания сотрудничать, сколько из-за недостатка финансирования. Библиотекари структурных подразделений не всегда могут приехать за помощью, не во всех подразделениях есть телефоны для консультирования, не во всех библиотеках есть компьютеры, не говоря об интернете. Сама Новониколаевская центральная библиотека тоже редко имеет возможность оказать помощь на выезде. На месте ведется организационная работа, составляются пособия, списки, необходимые в работе библиотекарей, проводятся семинары, проводится информирование и консультирование сотрудников, нуждающихся в помощи. Но работа, которая ведется с подразделениями, недостаточно полно удовлетворяет потребности в повышении квалификации сотрудников. Это видно из количественных показателей по информационному обслуживанию населения, взятых из сводных таблиц отчетов Новониколаевской центральной библиотеки.

 

Таблица 2. Контрольные показатели по информационному обслуживанию пользователей в Новониколаевской библиотеке за 2009-2011 гг.

 

Информационное обслуживание

Год Число абонентов

В том числе

Выполнено справок Число посещений Веб-сайтов библиотеки
    индивидуальных коллективных    
2009 26 26 0 9651 0
2010 30 24 6 9587 283
2011 21 17 4 9418 1423

 


Из данных видно, что количество пользователей по индивидуальному обслуживанию очень сократилось, хотя и не было велико. В связи с появлением Интернета библиотека завела свою страничку и имеет возможность гораздо интенсивнее работать со всеми пользователями, обращающимися с запросами.

При количестве читателей 4000 человек, обслуживание и работа ведется на очень низком уровне.

Сотрудникам необходима методическая помощь в совершенствовании профессиональных навыков в работе с читателями, для повышения посещаемости и улучшения качества обслуживания. Необходимо обучение маркетинговой деятельности. Работа в библиотеке ведется, но в узком диапазоне, население плохо информировано о возможностях получения информационной помощи в библиотеке. В связи с этим количество запросов крайне мало, для данной библиотеки. Для увеличения количества посещений, и запросов о получении информации необходимо вести обучение сотрудников в области маркетинговой деятельности, проводить семинары, помогающие библиотекарям обращаться с интернет ресурсами для дальнейшего обучения своих пользователей. Внутрибиблиотечная работа важна, но она не заметна для властей, от которых последнее время сильно зависит само существование библиотек. Если работа так и будет вестись на низком уровне обслуживания, библиотекам, как центральной так и ее структурным подразделением может грозить реальное сокращение сотрудников или, еще хуже, ликвидация самих библиотек, за ненадобностью, и не имением спроса у населения.

 



2020-03-19 187 Обсуждений (0)
Метод анализа документов в изучении различных аспектов работы методических служб 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод анализа документов в изучении различных аспектов работы методических служб

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)