Для развития детской любознательности важно поддерживать ее, правильно относиться к вопросам ребенка.
Можно предложить следующие требования к ответам взрослых на детские вопросы: 1. Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь, понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает. 2. Давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. 3. Ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям, наблюдениям. 4. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?» 5. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал. 6. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, воспитывайте чуткость, гуманность, тактичность к окружающим людям. 7. Если ответы на вопросы ребенка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний, не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос». 8. Не скрывайте свое незнание, а предложить ребенку вместе поискать ответ. 9. Не старайтесь превратить ребенка во всезнайку, который слышал обо всем, чтобы не снизить новизну восприятия знаний в последующие годы. Отвечать на детские вопросы необходимо, чтобы не извести детскую любознательность, не загубить зародившийся познавательный интерес, но при этом придерживаться определенных несложных правил. 26. Перечислите наглядные методы и приемы обучения. Раскройте их сущность. Разработайте основные дидактические требования к наблюдению как методу обучения детей дошкольного возраста. 1) К группе наглядных методов обучения относится: наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы). К группе наглядных приемов обучения относится следующее: показ способов действий, показ образца. 2) Наглядные методы: Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям. Прежде всего, постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов: наблюдения в групповой комнате, затем в других помещениях дошкольного учреждения. Соблюдается и концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выделению существенных признаков, при повторных наблюдениях - к сравнению с другими объектами и, наконец, - к обобщению. В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений: кратковременные и длительные наблюдения, а также повторные и сравнительные. Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта. Сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Например, детям среднего дошкольного возраста можно предложить для сравнения: воробья и ворону, березу и ель. Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Большую роль демонстрация наглядных средств играет в расширении кругозора детей, поскольку появляется возможность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых. В дошкольном учреждении используются разные виды картин. Прежде всего - это специально созданные дидактические картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). В качестве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой оживают герои произведения. Кроме того, педагог подбирает предметные картинки, классифицирует их по темам («Игрушки», «Транспорт» и др.), оформляет и использует для индивидуальных занятий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий. В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. С помощью слайдов может иллюстрироваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность приобщать детей к учебному кино. Таким образом, наглядные методы обучения направлены на формирование у ребенка отчетливых представлений о предметах и явлениях окружающего мира, на развитие мышления, познавательных процессов. Наглядные приёмы: Показ действий, способов работы, последовательности ее выполнения применяется на физкультурных, му-зыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Показ образца используется в обучении изобразительной деятельности, труду, особенно ручному, художественному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения. В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элементы), или несколько образцов на выбор (творческое воплощение ранее усвоенных приемов). 3) В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения, а именно: - объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчетливые представления; - объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т.п.); - педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей; - детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кроликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ); - усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре); - обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей; - наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия. Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи между явлениями. Необходимо поощрять проговаривание детьми в ходе наблюдения названий объектов, действий, признаков, благодаря чему формируются более полные и осознанные представления, обогащается словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Однако основное содержание представлений должно складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей. Таким образом, если правильно руководствоваться наглядными методами и приёмами у детей будет повышенный интерес к знаниям и процесс обучения будет более легким. К. Д. Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету». 27. Перечислите задачи полоролевого воспитания дошкольников. Раскройте методику полоролевого воспитания. Обоснуйте необходимость дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола в детском саду. Основные направления полоролевого воспитания дошкольников: - осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской социальных ролей, формирование качеств мужественности и женственности. - сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований. - подготовка будущих семьянинов.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |