Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закономерности развития стресса



2020-03-19 299 Обсуждений (0)
Закономерности развития стресса 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ (актуальность, цели, задачи)

ГЛАВА 1. Анализ литературы по проблеме оптимизация уровня стресса

Понятие стресса

Закономерности развития стресса

Стрессоры

Виды стресса

Методы диагностики и коррекции стрессовых состояний

Методы снижающие уровень стресса

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. Технология оптимизации уровня стресса

Понятие технологии

Этапы технологии

Обоснование тренинга

Сценарий тренинга

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире с каждым годом увеличивается темп жизни. Для выпускника вуза, если он хочет достичь вершин своей профессиональной карьеры, необходимо подстроиться под высокий темп жизни. Однако, одним из главных препятствий на пути к «акме» является неспособность справиться со стрессом, что в дальнейшем может привести к различным заболеванием, в том числе после неправильных методов коррекции стресса (курение, употребление спиртного).

Многие думают что со стрессом они справляются, или он вообще у них не возникает. Обычно люди не обращают на стресс внимание, до тех пор, пока он не приобретет характер дистресса или вызывает психические расстройства. Лечение болезней вызванных стрессом требует большое количество времени и средств. Поэтому необходимо знать о стрессе, о методах снижения стресса.

Умение «взять стресс себе на вооружение» поможет не только выпускнику, но и студенту раскрыть в полной мере свой потенциал. Так же это поможет студентам во время сессии справиться с нагрузками. Это и послужило мотивом для разработки технологии оптимизации уровня стресса.

Цель работы: разработать технологию оптимизации уровня стресса для студентов факультета технологии и предпринимательства.

Задачи ВКР:

1. Проанализировать литературу по теории стресса;

2. Выявить методы снижающие уровень стресса;

.   Разработать технологию оптимизации стресса;

.   Разработать тренинг;

Диплом состоит из двух глав: теоретической и технологической. Сформулированы выводы после каждой из глав, сделано заключение, приведен список литературы и имеется приложение.


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОПТИМИЗАЦИИ УРОВНЯ СТРЕССА

Понятие стресса

 

Определений понятия «стресс» существует много. Чаще всего в литературе приводят точку зрения медиков, называющих стрессом «состояние психоэмоционального перенапряжения». С точки зрения Ганса Селье, который сам был врачом, эмоциональное перенапряжение приводит к состоянию, называемому дистрессом. Дистресс в переводе с английского означает истощение. А истощение организма - это уже не норма, а патология, другими словами - болезнь. [13, с.6]

Я беру за отправную точку концепцию, что стресс - это нормальная реакция здорового организма. Это не раз подчеркивал Ганс Селье, создавший концепцию стресса.

Стресс - это нормальная адаптивная реакция нашего организма, выработанная в ходе эволюции. Главными факторами выступали прежде все изменяющиеся условия окружающей среды, и стресс можно рассматривать как необходимость приспосабливаться к этим условиям. Выживали и оставляли после себя плодовитое потомство те, кому удавалось удачно подстроиться.

По определению, данному Гансом Селье, стресс - это неспецифическая реакция организма на любое предъявленное ему требование. [3, с.16]

Под неспецифичностью стресса подразумевается отсутствие принципиальных отличий между мужчиной и женщиной, мальчиком и дедушкой, крысой и человеком при реализации ответа на серьезный (с точки зрения последствий, значимый) для организма раздражитель. Однако и специфичность в реализации стрессорного ответа будет выраженной даже для конкретного человека в определенном возрастном периоде - слишком многое зависит от характеристик того требования, которое и заставляет нас «перестраиваться», переживать «стресс». [13, с.8]

Дистресс - отрицательное влияние стрессовой ситуации на деятельность человека. [9]

Закономерности развития стресса

 

Классическая концепция стресса Г. Селье предусматривает три фазы (стадии) его развития;

) стадию тревоги;

) стадию резистентности (адаптации);

) стадию истощения.

 

 

На первой стадии происходит мобилизация защитных сил организма. В зависимости от силы и характера воздействия имеет различную продолжительность и, как правило, приводит к приспособлению организма к новым условиям существования.

Переход к стадии резистентности (адаптации) означает, что организм приспособился к новому раздражителю, хотя это приспособление и требует повышенных затрат энергии и антистрессорных гормонов.

Начало третьей стадии истощения связано в понимании Селье с истощением «адаптационной энергии».

Если обратиться к феномену психологического стресса, то «стадия истощения» соответствует явлениям отчаяния, бессилия и фрустрации, которые охватывают человека в безнадежной ситуации. [21, с.68]

 

Стрессоры

 

Стрессором мы называем то воздействие, которое приводит к возникновению стрессорного состояния организма. Жестким критерием для обозначения воздействия как стрессорного является обязательная активация им коры надпочечников с выбросом в кровь главного гормона стресса - кортизола.

Все стрессоры можно разделить на однократные и хронические. Однократное воздействие может быть такой силы, что запускается первый этап гормональных реакций и происходит активация надпочечников, но затем: все показатели организма в течение суток возвращаются в норму. Однократное воздействие может быть острым, тогда стрессорный ответ организма будет длиться более суток, и для восстановления потребуется несколько дней. Такой вариант острого стресса, как посттравматический, может иметь последствия, проявляющиеся в течение нескольких месяцев и даже лет.

Хроническое стрессорное воздействие действует на нас с достаточной регулярностью, например, ежедневные поездки в общественном транспорте; работа, которую хотелось бы поменять, но пока нет возможности; частые конфликты в семье по непринципиальным вопросам. [13, с.38]

Хронический стресс может возникнуть:

• в случае регулярно повторяющихся событий, сопровождающихся отрицательными переживаниями;

• как следствие очень сильного эмоционального психотравмирующего переживания;

• при наличии длительно нереализуемой актуальной потребности;

• при наличии хронического заболевания, сопровождающегося симптомами болевых ощущений.

Сточки зрения теории функциональных систем, стресс - это состояние, при котором отрицательные переживания становятся стойкими. [13, с.46]

Одной из возможных классификаций является разделение стрессоров на три группы по степени нашего влияния на них.

. Стрессоры, которые нам неподвластны: это ваш пол и возраст, погода, страна проживания, правительство, законы, налоговая система, устоявшийся уровень цен на рынке, курс доллара, покупательная способность населения, пробки на дорогах, привычки и характеры других людей и т. д.

. Стрессоры, которые вызывают стресс только из-за нашей интерпретации. Примерами могут служить беспокойные мысли о маловероятных будущих событиях («А вдруг сорвется поставка товара или лопнет мой банк, как это было в 98-м?»), а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить. К этому же типу можно отнести подозрения в верности сотрудников, которые могут принять форму паранойи, если их вовремя не прекратить.

. Стрессоры, на которые мы можем непосредственно влиять: взаимодействие с деловыми партнерами и конкурентами, собственные неконструктивные действия, нехватка времени, отсутствие навыка постановки целей в жизни и бизнесе. Сюда также можно отнести показатели здоровья, избыточный вес, уровень артериального давления при начальных стадиях гипертонии и другие факторы. [16]

 

Виды стресса

 

По природе, вызвавшего стрессорную реакцию организма, условно все воздействия можно разделить на физические и эмоциональные.

Физический стресс связан с болевыми ощущениями или повреждением тканевых структур.

Эмоциональный стресс возникает в конфликтных ситуациях. Разделяют эмоциональный стресс по различным механизмам его провокации.

Соответственно, эмоциональный стресс:

• может быть одним из компонентов при ответе на физическое воздействие;

• может предупреждать во времени физическое наказание (например, «эмоциональное ожидание боли»);

• может возникать независимо от физического воздействия на организм, сопутствуя эмоциональным переживаниям (в этом случае его часто называют психоэмоциональным стрессом).

Таким образом, причиной развития стрессовой реакции организма является не столько само воздействие как таковое, сколько отношение к нему.

Психоэмоциональный стресс возникает вне зависимости от повреждений тканей организма и не сопровождается болевыми ощущениями. В зависимости от причин, вызывающих психоэмоциональный стресс, его можно разделить на личностный стресс и социальный стресс.

Личностный стресс связан с восприятием ситуации как угрожающей со стороны внутренних переживаний или условий окружающей среды, направленных на этот субъект.

К вариантам личностного стресса можно отнести информационный стресс и профессиональный стресс.

Информационный стресс источниками его развития служит информация о реальном или предполагаемом значимом событии, об угрозе или его последствиях, а также недостаток необходимой информации. То есть причиной стресса является сама информация. Соответственно, можно выделить положительный момент: информация способна как запускать стресс-ответ, так она же является и регулирующим фактором, способствующим снятию состояния стресса.

Профессиональный стресс под этим понятием подразумевается психологическое состояние человека, возникающее под влиянием специфической ситуации профессиональной деятельности. [13, с.53]

Одним из примеров профессионального стресса является учебный стресс, в частности, экзаменационный стресс который рассмотрен далее.

Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается даже в клинической психиатрии при определении характера психогении и классификации неврозов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечнососудистую и иммунную системы студентов.

В другом исследовании было показано, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у студентов. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечнососудистой системы. Длительное и весьма значительное эмоциональное напряжение может приводить к активации симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сердечнососудистой системы на эмоциональный стресс.

К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести:

· интенсивную умственную деятельность;

·   повышенную статическую нагрузку;

·   крайнее ограничение двигательной активности;

·   нарушение режима сна;

·   эмоциональные переживания, связанные с возможным изменением социального статуса студентов.

Все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной системы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности организма. Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастают артериальное давление, уровень мышечного и психоэмоционального напряжения. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме и требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам. Таким образом, по данным большинства исследователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов и школьников, причем особую актуальность проблеме придает массовый характер данного явления, ежегодно охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны.

В то же время следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому речь идет об оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса, т. е. снижении его у сверхтревожных учеников с чрезмерно лабильной психикой и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных учащихся. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами - при помощи фармакологических препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т. д, В этом случае перед школьным психологом встает проблема прогноза стрессовых реакций того или иного ученика на процедуру экзамена. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих экзаменационного стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей. [21, с.139]

Социальный стресс возникает при конфликтных взаимоотношениях особей в сообществе, его причиной может быть нарушение социальных единиц или систем.

Социальным поведением считается любое поведение, на которое влияют другие особи того же вида.

Удачное определение социального стресса дал Г. Селье, сказав, что стресс, вызванный необходимостью уживаться в группе, является главной причиной дистресса (distress (англ.) - истощение).

Понять, что такое социальный стресс, помогут модельные ситуации на животных.

Модель 1. Скученность. Скученность (высокая плотность населения на ограниченной территории) сопровождается увеличением числа контактов между сородичами, что приводит к повышению частоты агрессивных столкновений

Модель 2. «Частая смена коллектива». Если поместить чужака в сформированную стабильную группу с четко распределенными социальными ролями (иерархией), это привлечет к нему всеобщее внимание и попытки проверить его способность занять в этой группе определенное ранговое место. То есть чужак в новом коллективе испытывает стресс.

Модель 3. «Последний герой». Если в течение непродолжительного периода времени из группы поочередно удалять субъектов, у остающихся будет усиливаться стрессорная реакция.

Модель 4. Изоляция. Эта модель противоположна по своему принципу всем остальным, поскольку здесь субъекта в течение длительного времени лишают возможности совершать социальные контакты. [13, с.54]

 



2020-03-19 299 Обсуждений (0)
Закономерности развития стресса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закономерности развития стресса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)