Структура методического обеспечения тренинга
Методическое обеспечение тренинга по оптимизации уровня стресса включает описание теоретических положений, на которых основан данный тренинг, цели и задач, а также методов и условий организации проведения занятия. Приведён сценарий тренинга, с описанием упражнений и рекомендаций. Начнём с описания основных теоретических положений программы. Знание теоретических вопросов освещаемых в работе, поможет ведущему не только лучше понять содержание методических рекомендаций, но и эффективнее работать с участниками тренинга - студентами. Основные теоретические положения Стресс - это нормальная адаптивная реакция нашего организма, выработанная в ходе эволюции. Стрессоры - воздействие, которое приводит к возникновению стрессорного состояния организма. Виды стресса: Ø физический стресс Ø эмоциональный стресс Ø психоэмоциональноый стресс : ü личностный стресс · информационный стресс · профессиональный стресс § учебный стресс ü социальный стресс Методы диагностики и коррекции стрессовых состояний: v прямые методы Ø соответствие показатели рост/вес; Ø характеристики сна. Ø регистрация частоты сердечных сокращений; Ø определение показателей артериального давления ; Ø электрокардиография; Ø определение параметров функционирования дыхательной системы v непрямые методы Ø Популярные опросники «испытываете вы стресс?» Ø Оценка личностных особенностей · Темперамент · Тревожность · Локус-контроль
Методы снижающие уровень стресса: ритуалы Ø сон Ø смехотерапия Ø хобби Ø массаж Ø рефлексотерапия Ø психотерапия Ø самовнушение Ø медитация Ø дыхание Ø аромотерапия Ø фитотерапия Ø цветотерапия Ø аутогенная тренировка Ø метод биологической обратной связи Ø мышечная релаксация Ø рациональная психотерапия Ø диссоциирование от стресса Ø использование позитивных образов (визуализация) Ø нейролингвистическое программирование Ø физические упражнения Ø музыкотерапия Целевое назначение тренинга Цель: знакомство студентов с методами оптимизация уровня стресса. Задачи тренинга. · формирование мотивации к самостоятельному применению методов оптимизации уровня стресса; · формирование представлений об особенностях оптимизации уровня стресса; · познакомить с различными техниками оптимизации уровня стресса. Требования к ведущему группы Проводить тренинги по оптимизации уровня стресса могут учителя, социальные работники, психологи, а также студенты старших курсов педагогических вузов, прослушавшие дисциплины психолого-педагогического блока. Для повышения эффективности работы рекомендуется, чтобы тренинги проводили двое ведущих. Контингент участников и принцип набора в группу Тренинги разработаны для студентов первого курса, то есть для юношей и девушек 17-18 лет, которые прослушали курсы по «Психологии человека» и «Основам самопознания и саморазвития личности». В группу набирается 5-7 участников разного пола. · Для более раннего возраста рекомендуется проводить занятия-семинары, т. к. в школе старшеклассники не изучают психологию и не готовы к участию в тренинге. · Тренинги можно проводить со студентами 1-5 курсов. Условия проведения тренинга Тренинг проводятся в помещении учебного заведения. Помещение должно быть светлым, просторным легко проветриваемым. Лучше проводить занятие в специальном тренинговом классе. В условиях обычной аудитории столы необходимо поставить в замкнутый круг. Число стульев должно совпадать с числом участников, плюс два тренера. Стулья должны быть легко перемещаемые и не прикрепленные к партам или к полу. Материально-техническое обеспечение 1. Доска 2. Мел . Визитки . Карандаши или фломастеры . Ручки . Игрушка мягкая . Устройство воспроизведения музыки формата МР3 . Носитель информации содержащий на который записана релаксирующая музыка, подходящей к устройству воспроизведения музыки формата МР3 Раздаточный материал: 1. Брошюры на каждого участника (см. Приложение). 2. Чистый лист формата А4 . Анкеты обратной связи для каждого участника (см. Приложение). Таким образом, мы обосновали тренинги, описали их методическое, целевое и материальное положения. Сценарий тренинга
«Оптимизация уровня стресса» . Приветствие. Тренер: «Здравствуйте. Мы рады видеть вас снова. Вначале нашей работы давайте, как всегда оформим визитку. Выберите и напишите на ней имя, которым вы хотите, чтобы вас сегодня называли». Рекомендации ведущему: · Заранее подготовить карточки, фломастеры или карандаши, булавки · В случае если несколько участников выберут себе одинаковые имена, посоветуйте им найти вариант этого имени. Тренер: «Позвольте напомнить вам нормы, принятые на нашем тренинге. По содержанию они остались прежними, но по значимости, они такие же важные и необходимые для работы на тренинге: 1. Доверительный стиль общения. 2. Активное участие в происходящем. . Уважение говорящего. Рекомендации ведущему: · Нормы лучше написать на доске до начала тренинга Тренер: «Итак, бейджи готовы, с правилами мы ознакомились, а теперь давайте поговорим на тему «что такое стресс и какие методы вы используете для коррекции уровня стресса». Каждый из участников высказывает своё мне по этим вопросам, последним говорит тренер следующее: «Хорошо, давайте обратимся к истории возникновения понятия стресс. Впервые определение сформулировал канадский учёный в 1936 году. Стресс (англ. stress - напряжение) - состояние, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся "всеобщей мобилизацией" защитных систем организма. Другими словами: Стресс - это нормальная (адаптивная) реакция нашего организма, выработанная в ходе эволюции. Существует суждение, что со стрессом надо «бороться»- это не совсем так. Стресс, исходя из определения, это нормальная реакция организма человека выработанная в ходе эволюции. То есть это часть защитной системы человека, а если человек борется со своей защитной системой он становиться слабее (курение, употребление спиртного, использование наркотических средств). Намного эффективней «взять стресс себе на вооружение» то есть оптимизировать уровень стресса, что и является целью этого тренинга. Автор Ю.В. Щербатых даёт следующую классификацию методов нейтрализации стресса:
В этом тренинге будут использоваться следующие группы методов: психологические методы (рациональная психотерапия, музыкотерапия, диссоциирование) и физиологические методы (дыхание, мышечная релаксация), так как они являются достаточно простыми в проведении и эффективными. Тренер: «перед тем как перейти к разминке заполните опросник. А пока вы заполняете мы познакомим вас с одним из методов оптимизации уровня стресса - музыкотерапия. Музыкотерапия - метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека» Пока участники заполняют опросник, тренер включает релаксирующую музыку. Рекомендации ведущему: · На вступительную часть отводится 15 минут, на разминку 5 минут.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |