Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Социальные отношения в свете гендерного аспекта, роль стереотипа в массовом сознании, гендерные стереотипы



2020-03-17 322 Обсуждений (0)
Раздел 1. Социальные отношения в свете гендерного аспекта, роль стереотипа в массовом сознании, гендерные стереотипы 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Раздел 1. Социальные отношения в свете гендерного аспекта, роль стереотипа в массовом сознании, гендерные стереотипы

1.1 Сущность понятия "гендер"

1.2 Гендер и дискриминация

1.3 Социальное управление в гендерном аспекте

1.4 Эволюция и равноправное партнерство

1.5 Процесс формирования стереотипа в массовом сознании

1.6 Гендерные стереотипы и теория социальных ролей, гендерная стратификация

1.7 Психоанализ и религия в гендерном аспекте

1.8 Социализация, дифференцированная по половому признаку

Раздел 2. Методы исследования в гендерном аспекте

2.1 Гендерное просвещение и исследование гендерных стереотипов в студенческой среде

2.2 Методы исследования самооценки и гендерной самоидентификации

2.3 Зависимость факторов личностного дифференциала от профессиональной направленности и гендерной принадлежности студентов

3. Исследование влияния расширения границ гендерных стереотипов на самооценку

3.1 Исследование факторов личностного дифференциала и гендерной самоидентификации

3.2 Исследование влияния тренингов и лекций, направленных на расширение границ представлений о гендерных стереотипах, на самооценку

3.3 Влияние расширения границ гендерных стереотипов у студентов на самооценку как часть самосознания

3.3 Выводы

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Двадцатый век остался в нашей памяти как эпоха выдающихся научных открытий, достижений. Но двадцать первое столетие к сожалению унаследовало от прошлого столетия немало глобальных проблем, решение которых является крайне необходимым для возможности дальнейшего эволюционного развития общества. Гармоничное, конструктивное взаимодействие мужского и женского в социуме, преодоление гендерной дискриминации и негативного воздействия гендерных стереотипов на конструктивное, творческое построение социума - одна из самых актуальных задач наступившего нового тысячелетия.

Современное общество формировалось в условиях двухтысячелетнего доминирования патриархатной культуры, маскулинной по своей сути, характерной чертой ее является жестоко детерминированная структура социальных отношений с преобладанием авторитарного типа управления. Но необходимость преодоления этих негативных последствий становится все более очевидной в свете понимания устройства социальных систем как открытых, находящихся в постоянном взаимодействии со средой, что соответствует концепции работы любой живой системы, а социум - должен быть и является таковым. Важнейшей проблемой, обсуждаемой сегодня в мире, является безопасность биотехнических экспериментов и развития. Истощение природных ресурсов ведет к перемещению людей, особенно женщин из сферы доходных видов деятельности и одновременно к значительному росту доли неоплачиваемого труда. Общество еще недостаточно знакомо с проблемами охраны окружающей среды и не осознает, что равенство полов в решении этих проблем может принести ему благо и экономическую выгоду. Политика и программы по охране окружающей среды часто не учитывают интересов женщин, их роль и вклад в достижение природного равновесия [42]. Эти и многие другие проблемы в последнее десятилетие находятся под пристальным вниманием ООН. По данным комиссии ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин ратифицировало 161 государство. Большая часть истории человечества окрашено в темные тона патриархата, она замешана на бесконечных войнах, захвате территории, стремлению к порабощению более слабых и менее организованных групп людей и народов. В современных военных конфликтах погибает 90% мирного населения, и только 10% составляют военные. История человечества вплоть до наших дней во многом есть форма борьбы за установление и сохранение отношений власти и подчинения на всех уровнях жизнедеятельности людей, начиная от межплеменных, позднее межгосударственных связей и кончая организацией семейной жизни. Этот же принцип пронизывает на протяжении веков все стороны отношений между мужчинами и женщинами. Согласно отчету о мировом развитии, подготовленному Всемирным банком, у женщин в возрасте от 15 до 44 лет изнасилование и насилие в семье сокращают жизнь больше, чем рак груди, роды рак шейки матки, роды при наличии механического препятствия прохождению плода, войны или дорожно-транспортные происшествия. В двадцатом веке на смену Лиги Наций пришла ООН, деятельность которой, согласно Устава, должна была строиться на консенсусе между государствами и народами, соблюдении и защите прав человека. Однако постепенно выяснилось, что среди прав человека имеется своя иерархия. Политические и гражданские права неизменно становятся выше социально-экономических и культурных, религиозная свобода выше права на образование, индивидуальные права выше коллективных прав различных слоев и групп населения и т.д. Права женщин в системе прав человека должны занимать более значимое место, иначе есть опасность, что в условиях участившихся "мужских игр", принимающих нередко форму противостояния, вплоть до воин во имя обеспечения того или иного этноса на самоопределение и тем самым расширение сферы политического, экономического и военного влияния на его территорию, есть опасность, что права женщин будут отодвинуты ещё дальше. И такая перспектива сохраниться до тех пор, пока сила и инструмент власти на международной и социальной аренах будут находиться преимущественно в руках мужской части населения земного шара. Реализация, принадлежащих всем людям прав и свобод в этих условиях становится для женщин затруднительной.

Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга, вопросы, связанные с особенностями пола человека необычайно важны в данном контексте понимания проблемы развития общества.

Объектом нашего исследования являются гендерные стереотипы как социально-психологическое явление.

Предметом нашего исследования является влияние расширения границ гендерных стереотипов на самооценку как часть самосознания.

Целью наших исследований является изучение социально-психологического аспекта формирования гендерных стереотипов.

Задачи:

аналитический обзор литературы;

-   теоретический анализ социальных отношений в свете гендерного аспекта;

    теоретический анализ формирования стереотипа в массовом сознании;

    изучение влияния расширения границ гендерных стереотипов на самооценку как часть самосознания.

    Определение эффективности проведения тренингов, направленных на расширение границ гендерных стереотипов.

Теоретическими источниками являются пятьдесят три работы.

гендерный стереотип самооценка социальный


Раздел 1. Социальные отношения в свете гендерного аспекта, роль стереотипа в массовом сознании, гендерные стереотипы

 

1.1 Сущность понятия "гендер"

 

"Женщиной не рождаются, а становятся" - эти слова Симоны де Бовуар наиболее ярко характеризуют то, что имеется в виду и входит в нашу культуру с новым, но уже ставшим знаменательным словом "гендер".

Впервые определение гендера появилось в статье Гейла Рубина "Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола" [5, с.99 - 105]. В ней понятие "гендер" определяется как комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности. Гейл Рубин отмечает, что социальный пол представляет собой форму социального разделения, связанного с разными возможностями. Свою теорию он выводит из разработки энгельсовской теории, где половое учение выводится из учения о родстве, далее разработанная в книге Леви-Стросса "Основные структуры родства", где родство рассматривается как наложение культурной организации на биологическое воспроизводство.

Английское слово Gender [8, с.7 - 10] означает род, как грамматический род, или вид, в смысле отношения к определенному классу, или в человеческом обществе - к семейной родовой традиции, - к тому, что устанавливает связь поколений или генераций. Оно призвано отличать "социальный пол" от биологического пола, обозначаемого Sex.

Областью гендерных исследований являются психологические, социокультурные особенности, которые приписываются одному или другому полу в тот или иной исторический период и являются поводом для возникновения гендерных стереотипов в культурах.

В США гендерные исследования уже на протяжении десяти лет имеют статус официальной учебной и научной дисциплины обязательной для изучения, например, социальными работниками и государственными служащими. Когда говорят о гендере, то предполагают изначально установленное различие в процессе формирования той или иной культуры социального положения мужчины и женщины.

Джудит Батлер считает, что понятия "гендер" и "пол" - последний "биологический" оплот психоанализа - являются культурным конструктом. И то, и другое - продукты реализации властных стратегий [5, с.298 - 306]. Да, феминистки решительно отказались следовать тезису Фрейда о том, что "пол - это судьба", но парадоксальным образом укрепили установку критикуемого ими патриархального социума, согласно которой культура стратифицирует, детерминирует и закрепляет половые различия, сводя, таким образом, все потенциальное разнообразие к двум основным категориям. Это, несомненно, обедняет наш опыт самоидентичности, а "судьба" все равно нас настигает. Джудит Батлер приходит к выводу, что культурная антропология и история учат нас, что "гендер" всегда оказывается "неопределенной переменной", характеристики которой уточняются временем, пространством, культурным контекстом. "Гендер" - это как вы себя ведете и что вы делаете в определенной ситуации, а не то, чем вы являетесь (оставаясь в рамках сформировавшей вас культуры). Джудит Батлер считает, что необходимо преодолеть бинарную окостенелость нашей культуры. Личность женщины - это гораздо большее пространство, чем ее гендерная принадлежность.

"Мы можем отличить "пол" (sex) в смысле биологических и анатомических различий между мужчиной и женщиной от сексуальной активности… Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие "гендер" затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между мужчиной и женщиной не являются биологическими по своей природе. Если пол индивида биологически детерминирован, то род (гендер) является культурно и социально заданным" [5, с.280 - 297].

Гендерные исследования берут свое начало в феминистском движении. В начале восьмидесятых в феминистской литературе гендер обозначал те социальные различия между мужчинами и женщинами, которые нельзя игнорировать. Это "элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами и основной путь обозначения отношений власти".

Маргарет Мид отмечает, что в обществе существует такое распределение ролей, которые уже никак не связаны с биологией. Развитие гендерной теории отражает растущую независимость судьбы отдельного человека, как от случайного влияния биологических факторов, так и от заданных биологических характеристик. В течение двадцатого столетия сформировались различные подходы к изучению проблем пола.

О.А. Воронина выделяет три направления в понимании гендера и проведении гендерных исследований [28]:

)   гендер как инструмент социологического анализа;

2) понимание гендера в рамках феминистских исследований;

)   гендер как культурологическая интерпретация.

Классический психоанализ проблематизирует гендер как восприятие отдельным человеком собственной половой принадлежности и формирования сексуального влечения к лицу определенного пола. Классический психоанализ Локана определил, что важнейшую роль в самоидентификации и выборе соответствующих социальных ролей играет символическое, языковое, культурное. Биологическое при этом выполняет лишь провокационную функцию.

Гидденс пишет, что [8, с. 30-38] "с кем человек начинает идентифицировать себя, с мужчиной или с женщиной, равно как и большая часть черт его характера, идей и желаний, зависит, в первую очередь, от того, к какому полу он был отнесен в детстве. При нормальном развитии событий "присваиваемый" ему пол соответствует обычным биологическим различиям в хромосомах, гормонах, морфологии. Таким образом, биологические различия становятся скорее сигналом, нежели причиной дифференциации социальных ролей".

Социальная психология гендера - это широчайшее поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных ролей и норм. Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки в этом вопросе состоит в продвижении принципа равноправия полов.

 



2020-03-17 322 Обсуждений (0)
Раздел 1. Социальные отношения в свете гендерного аспекта, роль стереотипа в массовом сознании, гендерные стереотипы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Социальные отношения в свете гендерного аспекта, роль стереотипа в массовом сознании, гендерные стереотипы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)