Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гендер и дискриминация



2020-03-17 273 Обсуждений (0)
Гендер и дискриминация 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - disckriminatio - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества. Дискриминация определяется доступностью к пользованию материальными благами общества и участием в решении жизненно важных проблем. Социальная дискриминация женщины ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой ее безопасности.

Истоки социальной дискриминации женщины следует искать еще в глубокой древности. С периода доминирования в истории патриахатной культуры ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу.

Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина". В античной Греции положение женщины иллюстрирует древняя поговорка: "Сидит дома, прядет шерсть". Еще более откровенна римская поговорка: "Колотить следует орехи, осла и женщину".

Еще один яркий пример физической, духовной и интеллектуальной дегуманизации женщин выразился в таком явлении, как обычай "бинтования ног" в десятом веке в Китае. На протяжении тысячи лет уродование естественной формы ног бинтованием стало ярким примером фетишизма и сексуального психоза. Миллионы женщин в течение тысячи лет подвергались нанесению тяжелых увечий и становились калеками во имя эротики, во имя канонов красоты, обслуживающих деградацию и культивирующих садизм мужчин. В 1915 году один китаец писал: "Я - китаец, типичный представитель своего класса. Я слишком часто был погружен в классические тексты в юности и мои глаза ослабели, грудная клетка стала плоской, а спина - сгорбленной. Я не обладаю сильной памятью, а в истории прежних цивилизаций есть еще много такого, что надо запомнить перед тем, как познавать дальше. Среди ученых я невежда. Я робок и голос мой дорожит в разговоре с другими мужчинами. Но по отношению к жене, прошедшей обряд "бинтования ног" и привязанной к дому, я чувствую себя героем, мой ум подобен уму мудреца, мой голос подобен рыку льва. Для нее я целый мир, сама жизнь". Так называемое искусство "бинтования ног" было процессом использования человеческой ноги как неживой материи для придания ей нечеловеческой формы, превращения живого в бесчувственное и мертвое. В истории проявления романтических отношений само определение женщины как женщины требовали ее уничтожения, нанесения физических увечий и психологической лоботомии. Как отмечает Андреа Дворкин, жестокость, садизм и унижение возникли как ядро этики романтизма и имеют корни во всех культурах как сейчас, так и в прошлом [5, с.24 - 25]. "Бинтование ног" не подчеркивало различия между мужчиной и женщиной, а создавало эти различия. В этом явлении "соединились воедино политика и мораль, чтобы произвести на свет их неизбежного отпрыска - угнетение женщин, основанное на тоталитарных стандартах красоты и необузданном фашизме в сфере секса".

Рендал Коллинз утверждает, что сексуальность может быть собственностью - и была таковой на протяжении человеческой истории, подобно тому, как капиталисты присваивают труд пролетариата, мужчины внутри семьи присваивают труд женщин: и капитализм, и патриархат поддерживаются неоплаченным домашним трудом [5, с.8 - 9].

До конца шестидесятых годов двадцатого века социальная психология игнорировала гендерные отношения и даже не рассматривала женщин как дискриминируемую социальную группу, но еще Адлер отмечал [1], что мужчины требуют и получают за свой труд большую плату, чем женщины, "это положение находит свое отражение в умах большинства людей в виде мнения, что женщины созданы для мужчин и для их обслуживания, однако это надуманное предположение, основанное на искусственном разделении естественной связи между полами,. естественные признаки женственности обесцениваются…" Адлер отмечал, что преимущество мужчин не имеет природного характера, и поэтому его пришлось закрепить рядом законов. Долгое время женщины не имели права обучатся в университетах, в России до 1917 года женщинам было запрещено преподавать. Женщины, участвовавшие в Великой Французской революции, возмущались, что права человека и гражданина лишь для мужчин, в соответствии с доктриной Руссо. Английский философ и экономист Джон Стюарт Милль одним из первых выдвинул концепцию равных полов, но в Европе XVIII-XIX веков равенство между мужчинами и женщинами распространялось только на уплату налогов. Права на владение собственностью существенно ограничены, в Англии замужняя женщина теряла право распоряжаться своим имуществом. Отношения в браке в России в средние века регламентировались "Домостроем", в котором положение женщины определялось как положение старшей из слуг. В период страшного средневековья в Европе погибали миллионы женщин в кострах инквизиции. Альфред Адлер [1] отмечал, что серьезным результатом мифа о неполноценности всего, что несет в себе черты женского начала, является своеобразная полярность позиций. Все мужское просто идентифицируется со значимостью, силой и непобедимостью; женской половине отводятся покорность, раболепство и второсортность. Все совершенное приписывается мужчинам, все несовершенное - представляется женской характеристикой. Приведем слова Шон Берн [2]: "Почему на всем земном шаре женщины ниже по статусу и пользуются меньшей властью, чем мужчины? Как и разделение труда по половому признаку это явление так же может иметь корни в физических различиях между полами. Одно время женщины зависели от мужчин в том, что касалось физической защиты и экономической поддержки, так как вынашивали и растили детей. Меньшие физические размеры женщин также, несомненно, способствовали тому, чтобы мужчины над ними доминировали. Триадис предположил, что такие… занятия, как охота и война… превозносились с тем, чтобы обязать мужчин ими заниматься. Продолжающаяся традиция восхваления мужских занятий является пережитком того, что раньше было убеждением. Берн предположила, что женщины могли быть так поглощены вскармливанием младенцев, воспитанием детей и другими обязанностями, что у них оказалось меньше возможностей оформить и реализовать собственную власть".

Приведем отрывок из философских эссе Георга Зиммеля [53]: "Искусство, патриотизм, мораль в целом и социальные идеи в частности, правильность практического суждения и объективность теоретических знаний, энергия и глубина жизни - все эти категории по своей форме и притязаниям принадлежат всему человечеству, но в своей реальной исторической конфигурации они насквозь мужские. Допустим, что все эти вещи, рассматриваемые как абсолютные, мы определим единственным словом "объективные". Тогда мы обнаружим, что в истории нашей расы имеет силу равенство: объективный = мужской".

Длительная борьба женщин за свои права привела к принятию в 1996 году конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в Украине в 2002 году был разработан семейный кодекс, который вступил в силу с первого января 2004 года и содержит определенные положительные нормы, направленные на устранение дискриминации женщин в семье. Статьи 51, 52, 56 Семейного кодекса Украины предусматривает равные права супругов на уважение своей индивидуальности, привычек и предпочтений, право на духовное развитие, проявление своих способностей, на создание условий для труда и отдыха, а также право на личную свободу. В практическом плане равные права женщин в семье реализуются крайне недостаточно, чему мешает в определенной мере традиционное отношение к семейной роли женщины, причем самими же женщинами. Они зачастую не осознают своей дискриминации. Провозглашение в нормах международного права и национального законодательства равных прав для мужчин и женщин в решении государственных дел не может обеспечить такого равенства без установления дополнительных правовых и организационных гарантий участия женщин в государственной жизни [31]. Особенно это актуально для Украины, где представительство женщин во властных государственных структурах настолько незначительно, что реально не может оказать никакого влияния на политику государства. Для того чтобы эту проблему пытаться решить, следовало бы законодательно закрепить определенные квоты для женщин в парламенте. Однако реализация такого предложения в современной Украине представляется утопией в силу того, что принимает законы парламент с подавляющим представительством мужчин. Проблема из правовой превращается в нравственную проблему. Реальное участие женщин в государственных делах должно быть обусловлено следующими факторами: женщина должна быть во всех отношениях либо на голову выше других мужчин, либо напротив, не должна представлять собой самостоятельной личности, выполняя роль статиста при тех же мужчинах. В семейных отношениях женщина традиционно находится в рабских условиях, и это приводит к формированию у большинства женщин восприятия такого положения как нормы гендерного стереотипа.



2020-03-17 273 Обсуждений (0)
Гендер и дискриминация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гендер и дискриминация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)