Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование влияния тренингов и лекций, направленных на расширение границ представлений о гендерных стереотипах, на самооценку



2020-03-17 268 Обсуждений (0)
Исследование влияния тренингов и лекций, направленных на расширение границ представлений о гендерных стереотипах, на самооценку 0.00 из 5.00 0 оценок




В рамках формирующего эксперимент эксперимента со студентами экспериментальной группы проводились занятия, целью которых было выявление представлений студентов о гендерных стереотипах и расширение этих представлений посредством лекционных и тренинговых занятий.

В констатирующем эксперименте всего было опрошено 50 студентов 4 курса: 20 студентов Экономического университета, 30 студентов Академии дизайна и искусств. Критериями выбора опроса студентов этих вузов были: одинаковый возраст и окончание одного из этапов образования (бакалаврат), одинаковый социальный статус - студенчество. Различная профессиональная направленность студентов двух вузов позволяет сравнить, как этот фактор влияет на личностный дифференциал и показатели феминности и маскулинности.

Формирующая часть эксперимента была проведена на базе Академии дизайна и искусств.

Критериями выбора экспериментальной и контрольной групп были: общая возрастная группа, общий социальный статус, общая профессиональная направленность.

Экспериментальную группу составили 10 студентов Академии дизайна и искусств, критерий выбора группы был произвольным, по степени удобства расписания.

Контрольную группу составили 20 студентов Академии дизайна и искусств. С экспериментальной группой было проведено 6 занятий. Целью этих занятий было: формирование представлений о границах гендерных стереотипов студентов, расширение этих границ под влиянием тренингов и лекций.

Занятие 1:

Занятие проходит в форме лекции и беседы.

цель занятия - исследование гендерных представлений студентов, ввод понятия "гендерные стереотипы";

оснащение - доска, мел, бумага, ручки;

место проведения - учебная аудитория.

На первом занятии со студентами была проведена беседа на тему общечеловеческих качеств, которые в обществе номинируются как "мужские" или "женские". Было предложено написать на листках бумаги качества, которые по их мнению присущи женщинам и качества, присущие мужчинам. Затем на доске была составлена общая таблица так называемых мужских и женских качеств. Затем студентам были заданы вопросы, встречались ли им мужчины, которым были присущи качества, отнесенные к "женским" в нашем списке, а также встречались ли им женщины, которым были присущи качества, отнесенные к "мужским" в нашем списке. Вскоре в общем обсуждении выяснилось, что реально не существует человека, которому были бы присущи только мужские или женские качества. Затем студентам было предложено ответить на вопрос, встречаются ли мужчины с выраженными женскими качествами и невыраженными мужскими, женщины с выраженными мужскими качествами и невыраженными женскими и так далее. В выводах мы пришли со студентами к тому, что в реальной жизни не существует людей, которые обладали бы тльок мужскими или только женскими качествами и насчитали 8 возможных вариантов:

мужчины с выраженными маскулинными качествами, не выраженными феминными;

-   мужчины с выраженными феминными качествами, не выраженными маскулинными;

    андрогинный тип, которому присущи те и другие качества, выраженные слабо;

    андрогинный тип, которому присущи те и другие качества, выраженные сильно;

    женщины с выраженными маскулинными качествами, не выраженными феминными;

    женщины с выраженными феминными качествами, не выраженными маскулинными;

    андрогинный тип, по аналогии с мужским, выраженный сильно и слабо.

Выводы, к которым пришла в итоге экспериментальная группа: гендерные стереотипы, которые бытуют в нашем сознании, очень суживают и искажают представление о действительно присущих людям тех или иных качеств.

Занятие 2:

Занятие проходит в форме интерактивной игры.

цель занятия - осознание влияния гендерных стереотипов на межличностную коммуникацию и поведение;

оснащение - бумага, ручки, цветные карандаши;

место проведения - две учебные аудитории.

На втором занятии студентам было предложено разделиться на две группы в двух аудиториях. В первой группе было четыре девушки и один молодой человек. Во второй группе было четыре девушки и два молодых человека. Каждая группа получила письменное описание задания.

Первой группе было предложено моделировать поведение "племени", в котором:

все члены "племени" отрицательно относятся к эмоциям и к их проявлению;

-   в племени ценят только людей, которые занимаются наукой;

    единственное слово, которым можно выражать одобрение - "эврика";

    слово, которым можно выражать неодобрение - "нонсенс";

    в племени доминируют мужчины.

Как видим, качества, которые характеризуют это племя, относятся к распространенному представлению стереотипа о "маскулинных" качествах (со студентами это не обсуждалось).

Второй группе было предложено моделировать поведение "племени", в котором:

все члены племени положительно относятся к эмоциям и их проявлению;

-   все члены племени занимаются различными видами искусств;

    единственное слово, которым можно выражать одобрение - "мак-мак", в знак одобрения поглаживают друг друга;

    в племени все мужчины преклоняются перед женщинами.

Качества, которые характеризуют это "племя", относятся к стереотипу, характеризующему "феминное" поведение.

Каждое "племя" жило своей жизнью в разных аудиториях. Затем было предложено обменяться "лазутчиками", которые должны попытаться составить себе представление о соседнем племени за две минуты пребывания в нем.

Обмен "лазутчиками" происходил дважды. Через некоторое время оба племени собрались в общей аудитории, и перед ними была поставлена задача: по тем представлениям, которые получили и "лазутчики" наиболее полно описать соседнее племя.

Работа вызвала очень большое оживление и эмоциональный подъем. Очень интересными оказались характеристики друг друга по сведениям, которые принесли "лазутчики". Вот некоторые характеристики, которые были даны "феминному племени" "лазутчиками":

они какие-то нимфоманки;

-   они ничего не делают, а одна все время играет на флейте;

    друг перед другом "выпендриваются";

    всё время гладят друг друга и говорят - мак-мак.

Общее представление о племени:

одобрительное слово, которое поощряет действие - мак-мак;

-   основной род занятий - искусство: живопись, музыка;

    близки к природе, возможно представляется общество нимф, амазонок, но не воинственны, доброжелательные отношения между собой;

    мужчин у них нет. Может мак-мак означает "мужчина"?

Характеристики, которые были даны маскулинному племени:

там все всё время что-то учат;

-   Саша у них звездочет, наверное;

    у них нет никакой жизни, все читают;

    иногда они кричат "эврика", наверное, "это хорошо";

    у них каждый сам по себе, все учатся;

    Саша, наверное, преподаватель, они его все слушают, он у них главный.

Интересно, что никто из студентов не идентифицировал Сашу как представителя мужского пола. Все сошлись на мнении, что это "племя", в котором учитель все время чему-то учит учеников и ругает словом "нонсенс".

Когда обеим группам было предложено обменяться впечатлениями и информацией друг о друге, было очень много удивления, на сколько "искажена" информация, как неожиданно поведение членов "племени" восприняли "лазутчики" из другого племени, какую интерпретацию получило их поведение в глазах человека, который наблюдал их жизнь со стороны.

После этого со студентами было проведено обсуждение, насколько сильно мы интерпретируем поведение других людей, которые принадлежат не к нашей привычной группе общения. И насколько сложно бывает людям одного пола составить истинное представление о людях другого пола по их поведению, необходимо более внимательно относиться друг к другу и не делать скоропалительных выводов.

Занятие 3:

цель занятия - осознание влияния стереотипов на поведение и исследование механизма их закрепления;

оснащение - бумага, ручки;

место проведения - учебная аудитория.

Студентам была рассказана следующая притча "Про то, как варили мясо".

В одной семье было фирменное блюдо: особые мясные рулетики. Однажды молодая девушка заметила, что хозяйки разрезают мясо на две части, из-за чего сок вытекает и мясо становится менее сочным. Она спросила у своей мамы, которая обучала её готовить мясные рулетики:

Мама, почему та разрезаешь мясо, перед тем, как класть в кастрюльку, оно ведь получается менее сочным?

-   Так учила меня готовить моя мама.

Тогда девушка пошла к своей бабушке и спросила:

Бабушка, когда ты готовишь мясные рулетики, ты разрезаешь мясо, оно ведь получается менее сочным?

-   Так учила меня готовить моя мама.

Девушка пошла к матери своей бабушки, и там услышала тот же ответ.

Когда она дошла до самой старой бабушки и спросила её:

Уважаемая бабушка, почему та разрезаешь мясо перед тем, как класть в кастрюльку, ведь так оно получается менее сочным?

-   А у меня кастрюлька была маленькая и мясо не помещалось.

Студентам было предложено разделиться на две группы и написать свои притчи, связанные с закреплением того или иного стереотипа. На это отводилось 15 минут. Через 15 минут были представлены следующие притчи:

Первая группа: Давным-давно наше племя жило на планете, где кроме нас и людей ничто не росло, и никто не водился, поэтому мы питались людьми. Однажды прилетел корабль, сбросил на нашу планету семена. Мы стали выращивать из этих семян различные растения, и, оказалось, что ими питаться гораздо приятнее. Вскоре все жители нашего племени стали питаться плодами растений, но у нас осталась традиция раз в год устраивать праздник и съедать человека.

Вторая группа: Раньше на нашей планете росли только пальмы, и все жители нашей планеты питались только бананами, за которыми нам приходилось лазить каждый день на пальмы. Вскоре на нашей планете появились и другие фруктовые деревья и овощи, мы стали питаться ими, но у нас сохранилась традиция: каждое утро жители нашей планеты должны были слазить на пальму.

Двоим студентам второй группы, было предложено изобразить день жителя своей планеты в качестве родителя и ребенка. Выяснилось, что "ребенку" не хочется лезть на пальму. Вопрос "родителю":

Что вы будете делать?

Я не буду заставлять его лезть на пальму, у нас демократия.

-   Но если он не захочет никогда лезть на пальму, исчезнет ваша традиция.

    Я постараюсь его убедить, что всё-таки нужно залазить на пальму каждое утро.

    Ваши убеждения на него не подействовали.

    Тогда я попробую его чем-то заинтересовать, поощрить.

    Ну, хорошо, один раз он согласился слазить на пальму, ваши поощрения подействовали, но через неделю он снова не хочет лезть на пальму, даже за предложенные вами вознаграждения.

    Ну, тогда я его заставлю, другого выхода нет.

    Но у вас же демократия.

    Тогда я не знаю, что делать, буду залазить на пальму сама, может он последует моему примеру.

На этом диалоге выявляется, что оказывается, стереотип не закрепляется в обществе сам по себе. Возник стереотип в поведении, который когда-то обеспечивал возможность выживания племени, но со временем утратил эту значимость. И тогда, для сохранения традиции, в силу вступают механизмы поощрения соблюдения традиции, вдохновение собственным примером соблюдения традиций, насильственное принуждение к закреплению традиции. При обсуждении механизмов закрепления традиций, студенты пришли к выводу, что, наверное, необходимо каждому поколению отказываться от каких-то стереотипов, если их существование обусловлено только насильственным путем и не отвечает условиям реальной жизни.



2020-03-17 268 Обсуждений (0)
Исследование влияния тренингов и лекций, направленных на расширение границ представлений о гендерных стереотипах, на самооценку 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование влияния тренингов и лекций, направленных на расширение границ представлений о гендерных стереотипах, на самооценку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)