Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социализация, дифференцированная по половому признаку



2020-03-17 331 Обсуждений (0)
Социализация, дифференцированная по половому признаку 0.00 из 5.00 0 оценок




Мужчины и женщины вырастают в существенно различных психологических контекстах, и эти контексты оказывают решающее влияние на последующее психологическое функционирование мужчин и женщин. Уже на первом году жизни ребенка его взаимодействия с родителями дифференцированы по половому признаку. Родители мальчиков и родители девочек отличаются друг от друга по такому характерному показателю, как частота условных реакций на поведенческие сигналы ребенка [13]. Согласно наблюдениям, при кормлении грудного ребенка матери реагируют на сигналы мальчиков более чутко и внимательно, чем на сигналы девочек. Как матери, так и отцы в ответ на голосовые сигналы мальчиков с большей вероятностью вступят с ребенком в контакт, чем в ответ на голосовые сигналы девочек. Эти различия в условном реагировании, замеченные в младенческом возрасте, продолжают существовать и в детстве. Многочисленные исследования, проведенные на различных возрастных уровнях, показывают, что мальчики получают от родителей не только больше негативных ответных реакций, но также и больше позитивных ответных реакций. К различиям в дополнительном опыте в межличностной сфере добавляются различия в дополнительных возможностях, которые предоставляют игрушки, предлагаемые родителями мальчикам и девочкам. Мальчики получают более разнообразные игрушки, чем девочки и виды игрушек, предлагаемых родителями мальчикам и девочкам, существенно различается. Игрушки для мальчиков в большей степени позволяют проявить изобретательность, дают больше возможности манипулировать различными предметами и позволяют поддерживать более явную обратную связь с материальным миром, чем игрушки для девочек. Игрушки для девочек, как правило, таковы, что девочки в своих играх больше подражают окружающим, чаще играют в непосредственной близости от своих воспитателей и имеют меньше возможностей для разнообразной и новаторской деятельности. Ученый лишь недавно начали изучать вопрос о том, как различия в видах игрушек, которым мальчики и девочки оказывают предпочтение, которые им доступны, влияют на их развитие. Дифференцированный доступ к игрушкам, имеющим различные характеристики, предрасполагают к тому, что мальчики и девочки получают различный опыт в области игр и решения проблем, а подобный опыт может быть связан с когнитивным развитием в дальнейшем. По данным наблюдений, кроме того, что родители с большей готовностью реагируют на действия мальчиков, чем девочек, они также физически стимулируют мальчиков больше, чем девочек. Грудных детей мужского пола больше держат на руках и больше тормошат, а также больше стимулируют у них буйную моторную активность. Позднее все это сказывается на социализации. Исследования поведения родителей в процессе социализации детей обычно показывает, что оно дифференцировано по половому признаку: мальчикам предоставляют больше свободы для исследования мира, чем девочкам. Обратившись к систематическим исследованиям взаимодействий, которые происходят в стандартной обстановке, можно обнаружить дальнейшее подтверждение того, что поведение родителей по отношению к детям разного пола дифференцированно. Причем, в поведении отцов была обнаружена более сильная дифференциация, чем в поведении матерей. С сыновьями отцы действуют более инструментальными, ориентированными на задачу и подчеркивающими их превосходство способами, а с дочерьми действуют более экспрессивными, менее ориентированными на достижение, подкрепляющими зависимость способами. Не только отцы при обучении девочек обращают меньше внимания на достижение и превосходство, матери ведут себя аналогичным способом. Согласно наблюдениям, матери девочек чаще, чем матери мальчиков, оказывают ребенку помощь при решении проблем, даже если их помощь не требуется. Матери реагируют на просьбы о помощи, исходящие от девочек, более положительными эмоциями, чем на просьбы, исходящие от мальчиков, и быстрее предлагают девочкам физическое утешение после переживаний, вызвавших фрустрацию. Родители не придают должного значения достижениям своих дочерей, а также, возможно, девальвируют усилия своих дочерей, направленные на достижения. В разговорах родители перебивают своих дочерей чаще, чем сыновей, а члены семьи перебивают матерей чаще, чем отцов. Если при разговоре женщину перебивают, то это может служить скрытым сообщением, передающим мысль о том, что женщины считаются менее значимыми и менее достойными уважения. Такие скрытые сообщения вполне могут негативно влиять на формирование у женщин уверенности в себе и самооценки. Если связанные с полом различия в моделях семейной социализации повторяются в поведении учителей, то типичные для данного пола поведения мужчин и женщин получают ещё более мощное подкрепление. Наблюдение поведения воспитателей детских садов показывают, что, по сравнению с девочками, мальчикам уделяется больше влияния, как положительного так и отрицательного. Даже на уровне университета американскими учеными зарегистрировано более слабое подкрепление когнитивных достижений студенток по сравнению со студентами. Обширные анкетные исследования установок студентов и преподавателей показывают, что интеллектуальные устремления студенток менее серьезно воспринимаются преподавателями. Полученные результаты исследований говорят о том, что усилия девочек меньше поощряются, чем усилия их сверстников мальчиков. Причиной существования гендерных различий в условиях уверенности в себе, Я-концепции и поведении при решении проблем вполне может быть результатом отрицательного подкрепления интеллектуальной деятельности женщины, полученных дома и в школе и часто приводящих к обесцениванию усилий женщин. Подкреплению гендерных различий и традиционных видов поведения способствует и более широкий школьный контекст. Наиболее престижные должности в школьной системе занимают мужчины; для учителей женского пола характерна меньшая профессиональная идентификация; школьные дворы, как правило, способствует половой сегрегации, поскольку мальчики и девочки отдают предпочтение разным видам активности. Игры, в которые мальчики и девочки предпочитают играть на игровой площадке дифференцированы по половому признаку и имеют различные формальные характеристики. Игры, в которые играют девочки имеют четкую структуру, действия в них производятся по очереди, все процедуры регулируются неизменными правилами, участвует меньше игроков и реже требуется использование непредусмотренных стратегий. Хотя игры мальчиков тоже регламентируются правилами в них вознаграждается инициатива, импровизация, умение справиться с непредусмотренной ситуацией, участвуют команды, состоящие из большого числа сверстников, поощряется как сотрудничество внутри одной команды, так и соперничество между разными командами. Можно ожидать, что этот дифференцированный по половому признаку опыт игровой деятельности также оказывает значительное влияние, как на социальное развитие, так и на подходы к решению проблем.

Перечисленные различия в поведении учителей, деятельности сверстников и порядков, установленных в различных общественных институтах подчеркивает, существование различий между мужчинами и женщинами и закрепляет результаты дифференцированной по половому признаку социализации в семье. Таким образом, сеть агентов дифференцированной социализации не ограничивается пределами семьи, что обеспечивает непрерывность опыта ребенка при выходе из дома в большой мир. Социализация дома и в школе заметно дифференцировано по половому признаку, в результате чего мальчикам предоставляется больше свободы для исследований. В них поощряется любознательность, самостоятельность и проверка себя в достижениях и других ситуациях соперничества. Такая модель социализации способствует расширению опыта мальчиков. В процессе социализации девочек исследования не поощряются, сферы активности ограничиваются, акцент ставится на правильности поведения и осуществляется строгий контроль, что ограничивает опыт девочек. Многие исследователи показали, что наличие возможности получить опыт активно взаимодействовать с миром влияет на когнитивное развитие. Поэтому следует ожидать, что описанная практика социализации, дифференцированной по половому признаку, оказывает влияние на когнитивное и личностное развитие мужчин и женщин.

Концептуальные основы гендерной социализации мальчиков и девочек рассматриваются в работах Н.Л. Пушкаревой. Анализируя гендерные концепции в психологии и социологии, она формулирует общественные факторы, влияющие на различные пути усвоения норм полового поведения. К исключительным по значимости внушения гендерным стереотипам автор относит детские традиционные и авторские сказки. Анализируя тексты русских сказок, Пушкарева приходит к выводу, что в большинстве своем они конструировали сильного доминирующего мужчину и слабую, пассивную женщину, способствуя воспроизведению патриархального сознания.

(58) Российские психологи, занимающиеся исследдованием социальных стереотипов, отмечают, что половозрастные закономерности формирования представлений и установок мужественности и женственности являются прежде всего закономерностями усвоения и присвоения, интериоризации существующих в культуре полоролевых стереотипов, проявляющихся в непосредственном поведении людей. Ю.Е. Алешина и А.С. Волович отмечают, что результаты работ последних пятнадцати лет дают все больше доказательств в ползу социокультурной детерминации половых различий, в своих работах они показывают специфику социализации мальчиков и девочек и влияние на этот процесс гендерных стереотипов. По их мнению, в современном обществе девочки с раннего детства через семейный опыт, через средства массовой информации усваивают необходимость совмещать женскую роль с профессиональной, причем вопрос об их иерархии остается открытым. В то же время мужская и профессиональная роли представлены как тождественные, так как никакие иные мужские проявления практически нигде не описываются. В итоге женская роль выглядит не только второстепенной, но и более тяжелой, с двойной нагрузкой.

Проблеме формирования андрогенных качеств у ребенка, успешно сочетающих в себе традиционно определенных обществом как мужские и женские, посвящена работа Коноплевой "Одаренность и гендер". Ученая исследовала психологию художественно одаренных детей и пришла к выводу, что мальчики проявляют заботливость, чувствительность, мятежность, эстетическую утонченность, пассивность, эмоциональность, богатое воображение - то есть те качества, которые в обществе традиционно считаются "женскими". В тоже время девочки проявляют смелость, уверенность, агрессивность, независимость, самоутверждение, честтолюбие - качестка, которые приписываются обществом мужчине. Н.А. Коноплева обозначила тревожную тенеднцию, общество, ориентированное на жесткие представления о том, что есть "мужское" и "женское", нередко отвергает и подавляет одаренность именно по причине нарушения правил поведения, предписанных биологическому полу человека [34].




2020-03-17 331 Обсуждений (0)
Социализация, дифференцированная по половому признаку 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социализация, дифференцированная по половому признаку

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (331)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)