Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Договорно-правовая основа экономического сотрудничества России и Европейского Союза



2020-03-17 269 Обсуждений (0)
Договорно-правовая основа экономического сотрудничества России и Европейского Союза 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Развитию торгово-экономических отношений между Россией и ЕС способствует наличие прочной договорно-правовой базы, которая частично была создана еще до распада СССР. В этой связи следует в первую очередь отметить общее соглашение 1989 г., поставившее отношения СССР-ЕС на солидную международно-правовую основу. РФ как правопреемник Советского Союза после его распада продолжала выполнять соглашения СССР - и в то же время предприняла активные усилия для расширения и совершенствования договорно-правовой базы своих отношений с ЕС.

В результате двухлетних переговоров 24 июня 1994 года на о. Корфу (Греция) было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС, которое открыло новые горизонты экономического сотрудничества России и ЕС по всем важнейшим направлениям взаимодействия. СПС стало правовой основой отношений между Россией и ЕС. Оно предусматривает развитие углубленных отношений в политической, торгово-экономической, финансовой, правовой и гуманитарной областях.

Данное соглашение вступило в силу с 1 декабря 1997 года после завершения ратификационных процедур в Европейском Парламенте и во всех национальных парламентах государств-членов Европейского Союза [3].

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве было заключено сроком на 10 лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не выразит желание о его денонсации согласно 106 ст. СПС. Первоначальный срок действия данного Соглашения истек через 10 лет после вступления его в силу, т.е. 1 декабря 2007 г., однако это не означает, что СПС утратило силу, оно продолжает применяться по умолчанию между Сторонами, даже несмотря на то, что Россия и ЕС инициировали в 2006 г. переговоры о заключении нового Соглашения, которое будет призвано заменить СПС в будущем. Таким образом, последующий срок в форме ежегодной пролонгации будет продолжаться до момента заключения нового Соглашения между сторонами или до момента денонсации СПС одной из Сторон.

СПС в несколько раз превышает по объему, предшествовавшее ему Соглашение 1989 г. Структура данного соглашения включает преамбулу, 112 статей, десять приложений, два протокола, несколько совместных и односторонних заявлений и переписку.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в некоторой степени напоминает «типовое соглашение» в силу того, что его содержание практически полностью совпадают с содержанием соглашений о партнерстве и сотрудничестве, заключенными Европейским Союзом с 10 бывшими республиками Советского Союза, кроме Таджикистана. Тем не менее этот факт ни в коей мере не преуменьшает того значения, которое имеет Соглашение между Россией и Европейским Союзом для развития двусторонних отношений, обеспечения стабильности в Европейском регионе в целом, и создания благоприятных условий для экономической интеграции России с европейскими странами.

Следует отметить, что СПС между Россией и Европейским Союзом рассматривалось его создателям как своего рода логическое продолжение Соглашения 1989 г. заключенного между бывшим СССР и Европейским Сообществом. В частности, в преамбуле Соглашения отмечается, что стороны признают «важность исторических связей, существующих между Россией и Сообществом и его государствами-членами» и «желают укрепить эти связи и установить отношения партнерства и сотрудничества, которые углубят и расширят отношения, установленные между ними в прошлом, в частности, Соглашением между Союзом Советских Социалистических Республик и Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве, подписанным 18 декабря 1989 г.» [3, с. 1]. Также в ст. 112 СПС констатируется, что после вступления в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве «заменяет Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве, подписанное в Брюсселе 18 декабря 1989 года». [3, с. 47].

Важнейшим доводом, объясняющим необходимость нового Соглашения, является изложенное в преамбуле СПС положение о том, что «Россия более не является страной с государственной торговлей, что в настоящее время это страна с переходной экономикой, и что неуклонный прогресс на пути к созданию рыночной экономики будет ускорен благодаря сотрудничеству между Сторонами» [3, с. 2]. В данном положении отражается оценка Европейским Сообществом результатов первых лет экономических реформ в России, вместе с тем признается новый статус России в качестве торгового партнера ЕС и его государств-членов. Во главу угла отношений между сторонами преамбула ставит содействие ЕС России в осуществлении реформ и развития, партнерства и сотрудничества.

Положения СПС носят рамочный характер. Как отмечает известный украинский исследователь Р.Петров: «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве можно классифицировать как соглашения «вводного уровня», которые не преследуют членства в ЕС, но во многом предполагают будущее развитие взаимного сотрудничества между сторонами» [115, с.177]. Это подтверждает практика заключения двусторонних соглашений между Россией и ЕС на основе базового соглашения. В настоящее время на основе СПС было заключено около десятка двусторонних соглашений.

По мнению известного российского специалиста по международному и европейскому праву Калиниченко П.А.: «Существенной особенностью СПС является его относительная перспективность. Оно изначально было приспособлено к функционированию в условиях, когда в России сложится рыночная экономика, а сама Россия вступит в ВТО» [28, с. 37]. Как отмечает Калиниченко П.А. СПС содержит множество положений, нацеленных на будущее развитие отношений Сторон, что выражается в формулировках «через три года после вступления настоящего Соглашения в силу», «когда Россия присоединится к ГАТТ/ВТО и т.д. Появление оговорки о будущем развитии в СПС связано с тем, «чтобы предусмотреть возможность его модификации в преференциальное соглашение о свободной торговле в будущем» [28, с.41].

Принципиальной задачей СПС была адаптация торговых отношений России и ЕС к нормам и правилам ВТО. Именно поэтому самый значимый раздел Соглашения о торговле товарами либо воспроизводит нормы ГАТТ в тексте СПС, либо содержит нормы, отсылающие к положениям ГАТТ.

Необходимо согласиться с выводом, что «СПС предназначен для того, чтобы подвести Россию к вхождению в мировую экономику» [80, с.17].

Вместе с тем следует отметить, что СПС не содержит положений о том, как строить отношения между сторонами после интеграции России в мировую экономику. В этом отношении важным фактором, указывающим на перспективность СПС, является его окончательная нацеленность на создание зоны свободной торговли между Союзом и Россией, как это изложено в ст. 1 СПС [3, с.2].

Основные положения о торговле и товарами закреплены в Разделе III СПС «Торговля товарами». Данный раздел определяет основные принципы товарооборота между Россией и Европейским Союзом. Положения раздела применяются к торговле любыми видами товаров.

Смысл режима торговли товарами, установленного в СПС, заключается в применении норм и правил ГАТТ/ВТО к торговым отношениям Сторон.

Существенными элементами общего режима в торговле между Россией и ЕС в соответствии с СПС являются:

режим наиболее благоприятствуемой нации (РБН);

запрет дискриминирующего налогообложения в торговле;

свобода транзита товаров;

упрощения в торговле;

отмена количественных ограничений.

Для отдельных категорий товаров предусмотрены специальные режимы. Все эти режимы должны устанавливаться на основе специальных соглашений и касаются трех категорий товаров как, текстильная продукция, изделия из стали и ядерные материалы. В целом данные режимы можно признать частично специальными, так как они полностью не исключают применения общего режима в торговле товарами между Россией и ЕС, определенного в Разделе III СПС и РНБ как его ключевого условия. Специальные режимы определяются на основе специальных секторальных соглашений между Россией и ЕС по текстилю (1998 г.) и по изделиям из стали (2007 г.) и Базовым соглашением 1989 г. в отношении ядерных материалов.

Существенным положением СПС является возможность введения Сторонами антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, импортируемых на территорию друг друга с целью защиты собственного внутреннего рынка. Однако подобные защитные меры от демпинга и субсидий должны применяться только после прохождения процедуры, предусмотренной в пункте 2 ст. 18 СПС, в частности на основе использования «механизма гибкости» в отношениях между Россией и ЕС в сфере антидемпинговой и компенсационной защиты - на основе консультаций между Сторонами, обмена информацией и поисков «конструктивного решения проблемы».

СПС также содержит перечень общих исключений в отношений импорта, экспорта, транзита товаров по основаниям, перечисленным в ст. 19. Статья 19 СПС к таким основаниям причисляет общественную мораль, правопорядок и общественную безопасность, защиту здоровья и жизни людей, животных или растений, защиту природных ресурсов, защиту национальный художественных, исторических и археологических ценностей, охрану интеллектуальной собственности, применения правил относительно серебра и золота. При этом отмечается, что запреты или ограничения по этим основаниям не должны являться средством намеренной дискриминации или скрытого ограничения торговли между Сторонами.

Соглашение между РФ и ЕС закрепляет важные положения относительно движения капиталов и платежей. В соответствии с СПС, Стороны обязуются разрешить проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между своими резидентами. Соглашением гарантируется свободное движение капиталов между их резидентами в форме прямых инвестиций, при возможности применения ограничений Россией на инвестиции такого рода российских резидентов за рубеж. Также в СПС Стороны отмечают, что будут стремиться к дальнейшей либерализации движения капитала, имеющего отношения к портфельным инвестициям и коммерческим кредитам, а также финансовым займам и кредитам.

Основными направлениями экономического сотрудничества между РФ и Европейским Союзом согласно пункту 3 ст. 56 СПС являются:

развитие их соответствующих отраслей промышленности и транспорта;

освоение новых источников снабжения и новых рынков;

стимулирование научно-технического прогресса;

содействие стабильному развитию социальных и людских ресурсов, занятости населения;

оказание содействия региональному сотрудничеству с целью гармоничного и устойчивого развития.

Вслед за положениями ст. 56 СПС общим вопросам экономического сотрудничества посвящено ст. 80 СПС относительно координации экономической политики. Другие статьи затрагивают вопросы секторального экономического сотрудничества, либо конкретные аспекты экономики.

Так, ст. 57 СПС посвящена промышленному сотрудничеству, ст. 61 - сырьевой и горнодобывающей промышленности, ст. 64 - сельскому хозяйству и ядерной энергетике, ст. 68 - строительству, ст. 73 - региональному развитию, ст. 79 - статистике.

Экономическое сотрудничество России и ЕС на основе СПС охватывает проведение мероприятий, как в экономической сфере, так и в около экономических областях деятельности. В экономике СПС предусматривает мероприятия по промышленному сотрудничеству, в том числе в сырьевой и горнодобывающей промышленности, по поощрению и защите инвестиций, мероприятия в области государственных закупов, сельского хозяйства и агропромышленного сектора, энергетики, в том числе атомной энергетики, строительства, транспорта, финансовых услуг, поддержке малого и среднего бизнеса, экономических реформ и сотрудничества в области регулирования движения капитала и платежей в России. Среди областей близких к экономике сотрудничество предусматривается в областях стандартизации и проверки соответствия, защиты прав потребителей, науки и техники, образования и профессиональной подготовки, космической деятельности, окружающей среды, услуг электрической и почтовой связи, регионального развития, туризма, сотрудничества по социальным вопросам, в области связи, информатики и соответствующей инфраструктуры, таможенного дела, статистики, «отмывания» денежных средств, ограничения оборота наркотических средств.

Статья 53 СПС специально посвящена проблемам конкуренции, обеспечивает совместную работу над исправлением или устранением путем применения их законодательства в области конкурентной политики или иным образом ограничений конкуренции, вызванных поведением предприятий или вызванных государственным вмешательством в той мере, в какой это может воздействовать на торговлю между Россией и ЕС.

Как уже отмечалось выше Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом представляет собой базовое соглашение, которое заложило прочный фундамент для развития диалога между Сторонами по самому широкому спектру вопросов, в том числе и торгово-экономическим. Поскольку СПС имеет рамочный характер, многие его положения нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных двусторонних соглашений по отдельным вопросам. Некоторые статьи СПС закрепляют не просто возможность, а даже необходимость заключения таких соглашений, например, ст. 21-22.

В силу вышеизложенного на основе СПС заключено несколько двусторонних соглашений, регулирующие торгово-экономические отношения между Сторонами - Соглашение между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали 2002 г., Соглашение между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами 1998 г., Соглашение между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий 2000 г. Таким образом, на основе СПС объективно сформировалась целая система двусторонних соглашений между Россией и Европейским Союзом.

Таким образом, «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» представляет собой программу долгосрочного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности. Это соглашение предусматривает приобщение России к общим правилам международной торговли, что открывает определенные перспективы; помощь со стороны ЕС в проведении социальных и экономических программ; создание единого правового пространства и совместных органов для решения возникающих проблем; устранения дискриминационного подхода к России в связи с признанием ее страной с переходной экономикой; не мгновенное открытие Российского рынка для всего спектра товаров, что могло бы поставить в затруднительное положение российских производителей. СПС стал отправной точкой для заключения целого ряда документов, регламентирующих основные направления сотрудничества России с Европейским Союзом в различных отраслях торгово-экономического взаимодействия.

«Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» было достаточно передовым для своего времени документом. Однако, за прошедший период стало понятно, что СПС в полную силу так никогда и не работало. Две трети его положений не применяются, они остаются «спящими» нормами. Соглашение оказалось лишено надежных механизмов разрешения споров и антикризисного управления, не обеспечило в достаточной степени разделение политики и делового сотрудничества. Как следствие этого чисто политические сложности стали тормозить взаимодействие на уровне личности, общества и бизнеса. И главное - будущая форма связей между Россией и ЕС была намечена в Соглашении весьма расплывчато. Оно ограничивается лишь упоминанием возможности в какой-то перспективе приступить к переговорам о создании зоны свободной торговли [25, с. 38].

По мнению экспертов положения СПС во многом неактуальна сегодня, что делает ее предметом справедливой критики [66, с. 41]. Отношения Сторон развились дальше, изменился их характер, изменились и сами ЕС и Россия. ЕС признала Россию страной с рыночной экономикой, партнерство между Сторонами приняло устойчивый характер, политический диалог принял формы налаженного политического сотрудничества.

Несмотря на то, что СПС на момент подписания являлось эффективным инструментов во взаимоотношениях между Россией и ЕС, а ряд его положении обладал перспективным характером, учитывая реалии сегодняшнего времени, широко признается тот факт, что действующее СПС устарело и уже не отвечает современным реалиям отношений России и ЕС. В целом, Соглашение, основанное на принципе режима наибольшего благоприятствования и других общепризнанных нормах, сыграло важную роль в установлении партнерских связей между Россией и объединенной Европой. Однако в последние годы в высказываниях российских экономистов и прессе усиливается критика в адрес СПС и высказываются мнения о необходимости его полного или частичного пересмотра.

В этой связи, перед руководствами двух Сторон стоит ответственная задача по пересмотру СПС с иной точки зрения и подписанию Нового базового соглашения, которое бы отвечало бы уже достигнутому уровню экономического взаимодействия Россия - ЕС, а также перспективам его дальнейшего развития. Безусловно, как Россия, так и ЕС подвержены постоянным изменениям. Сотрудничество между сторонами изменилась с момента подписания СПС в 1997 году: экономические отношения между Россией и ЕС стали гораздо более интенсивными, например, в торговле, в сфере энергетики и услуг. Поэтому, новое соглашение должно отражать все аспекты текущего состояния сотрудничества и его будущее, тем самым оно должно позволить контрагентам приспособиться к вызовам современного мира.

 



2020-03-17 269 Обсуждений (0)
Договорно-правовая основа экономического сотрудничества России и Европейского Союза 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Договорно-правовая основа экономического сотрудничества России и Европейского Союза

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)